Родители, осваивайте предметную игру с малышом!
статья на тему

Важно родителям детей до трех лет !

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zho_3_let_igra.docx16.49 КБ

Предварительный просмотр:

     Родители, осваивайте предметную игру с малышом!

  Часто родители годовалых, двухлетних, трехлетних детей сетуют: ну когда же будет играть сам? Действительно, когда? Нужно ли с детьми играть? Играть с чадом вместе или настаивать на самостоятельной игре в присутствии или отсутствии взрослых? И что вообще делать, если ребенок не играет, а лезет просто во все взрослые дела?

       Малыши крайне нуждаются не столько в игре, сколько в участии в делах родителей. Потребность в подражании действиям старших, в постижении их смысла через действие – это и есть важнейшее условие любого развития. Можно заметить это удивительное свойство детей раннего возраста, которые буквально становятся отражением близких людей вплоть до манеры ходить и интонаций в речи, принимать характерные позы или бросать особые словечки. И, конечно, все замечали страстное стремление маленьких детей заниматься непременно тем, чем занимается кто-то старший. Причем зачастую ну совершенно «неудобными» делами, например, разматыванием ниток со швейной машины или нарезанием в лапшу маминого швейного полотна. Как это понимать? Неужели, когда мы варим борщ, мы воспитываем ребенка? Почему бы ему не пойти самостоятельно играть? Но ведь ребенок, устраиваясь рядом с вами за работой, как раз играет! Он играет, как будто он – мама. И действует как мама. В год-два дети просто интересуются предметами, которые бывают в руках взрослых, активно «юзают» их. А на третьем году жизни действительно все больше и больше со всей серьезностью подражают взрослым. Это и есть их игра. И как бы мы ни хотели «отделаться» от маленьких детей, они буквально преследуют. Т.е. в обычном понимании игра с игрушками, с сюжетом и увлеченностью чем-то своим действительно какое-то время практически отсутствует. Что делать с такой игрой? Важно дать пространство и время такому детскому интересу. Готовясь делать салат или резать яблоки для пирога или варенья, положите доску и удобный нож с закругленным концом и для ребенка. Привлекайте его, направляйте действия и просите помощи «искупать яблоки», не дожидаясь, пока он сам их раскатит по кухне. Позвольте участвовать в мытье посуды, но чтобы это происходило так, как вам удобно, а не спонтанно и с неожиданными потопами. Ведь малыш все равно будет тянуться к тому, что важно вам, чему вы уделяете ежедневно внимание. Так воспользуйтесь этим, а не ограничивайте – покажите, что без фартука мы посуду не моем, плюшки не лепим. Надевайте фартук сначала себе, а потом малышу, чтоб он успел захотеть быть, как вы. Папам следует приготовиться к активному исследованию папиных дел. И не удивляйтесь, если «игрушкой» станет пульт или клавиатура – это ведь ваша главная «игрушка». Другое дело, что она вместо активной деятельности побуждает пассивное пользование. Пусть ваши дела наполнятся чем-то увлекательным и живым, чтобы вы могли гордиться – ваш малыш «забивал» с вами гвозди или «пилил» с вашей рукой.           Необходимо не развлекать ребенка, удивляя крутящейся юлой или поющими медведями, а прежде всего помогать ему самому становиться компетентным. Это значит осваивать предметную игру – катать с горки шарики-мячики-луковицы, играть с пирамидой – не только нанизывать колечки, но скатывать их с наклонной доски, вкладывать в самодельную коробку-сортер (коробка из-под обуви с прорезями различной величины и формы). Без сомнения, очень интересно наблюдать. Ребенок, видя, что взрослый совершает «чудо», радуется и просит «еще». Но ваше чадо на взрослых «чудесах» ничего, кроме своей беспомощности, освоить не сможет.

        Опирайтесь на ключевой инструмент развития – стремление к подражанию. Действуйте при ребенке так, чтобы он мог схватить основные действия и воспроизвести их в своем темпе и так, как уловил. Постарайтесь говорить помедленнее и комментируя происходящее: «Вот покормим куколку и положим ее спать». Таким образом малыш сможет пристраивать цепочки действий, сам комментируя себя и строя свои действия. Речь понятная и простая является инструментом действия в раннем возрасте. Причем не инструкция: «Покорми куколку», а приглашение, которое увлекает и побуждает к действию, именно потому что вместе интересно: «Давай покормим куколку и положим ее спать, давай построим мост для машин и гараж». Не надо все делать за ребенка, дайте ему в своем темпе переварить, наблюдайте, как он откликнется на сюжет или предложение. Если никак, делайте не спеша, сами, чтобы и малыш мог понаблюдать за вами – умелым, играющим – как укладывать, как это – покормить понарошку. И в любом случае действуйте медленно, потому что детский темп существенно отличается от стремительного и нервозного взрослого. Это приглашение и будет тем действием, которое останется с ребенком как ваш образ и будет вести вскоре во все более самостоятельные действия. Следовательно, малыш будет все менее зависим от взрослых и все больше уметь сам. Находя такую опору в себе, запечатлевая ваш образ и продолжая его в игре, он будет становиться все более компетентным ребенком, находить способы реализации своих интересов, даже если вы лишь пунктиром можете посвящать ему время. Второе важное условие – это полное включение – в покое, без отвлечений – все то время, которое вы посвящаете ребенку. За любым совместным делом стремитесь быть полностью включенными, не отвлекайтесь то и дело на телефон, сконцентрируйтесь на совместном действии или наблюдении за ребенком. Это придаст качественной ценности даже десяти минутам. И наоборот, если вы с ребенком пребываете сутками напролет, но не посвящаете ему вполне даже полчаса, он будет всегда неудовлетворен.

Посвящать время – это не значит полностью зависеть от ребенка. Всякому растущему человеку буквально с младенчества для самоидентификации очень полезно чередовать состояние «вместе с мамой» и состояние «отдельно от мамы, сам с собой». Это при самостоятельных занятиях (поиграть своими ручками, поскучать и найти игрушки и т.п.) дает опору в собственном существе, помогает лучше себя понимать, быть с собой.

Есть дети, которые ни минуты не могут одни играть. Проблема потери себя, если нет «отражения» во взрослом, решается в числе прочего через игры с восприятием границ тела. Разнообразные сухие бассейны – тому пример. Но лучше, если ребенок может себя чувствовать через игры-поглаживания и разминания типа «месим тесто» или «потягушеньки». Старайтесь ненавязчивым примером помогать осваивать разные игровые действия, находить разнообразное применение знакомым материалам и радоваться тому, что те считанные годы, которые вы так нужны ребенку, не пропадают даром!

Материал взят с Интернет -ресурса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Как правильно играть с малышом в игры Воскобовича»

В консультации дана короткая анотация к некоторым из игр В.В. Воскобовича, в которой двух словах даны рекомендации о том, как играть с данными играми при первом знакомстве с ними....

Консультация для родителей. Тема: "Играем с малышом: игры, развивающие первые предметные действия".

Консультация адресована родителям детей раннего возраста. В консультации описана серия весёлых игр, которые помогут родителям научить малыша первым предметным действиям. Игра разделены по возрасту (с ...

Играем с малышом: игры, развивающие первые предметные действия.

   Какие  «ступени»  проходит малыш в своём предречевом развитии?     Считается, что развитие речи  ребёнка начинается с крика, когда ма...

Консультация для родителей. Тема: "Пальчиковые игры для малышей".

Выступление для родителей, как дома нужно проводить пальчиковые игры с детьми, начиная можно играть с 3 месяцев.Игры проводить в течении 2=3 месяцев.Надо еще использовать игрушки разного размера...

Консультация для родителей на тему «ИГРЫ С МАЛЫШАМИ В КРУГУ СЕМЬИ»

Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Малыши отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, внушаемостью.Маленький ребёнок – уникальная лич...

Консультация для родителей Осень - развивающие игры с малышами от 1.5 до 2 лет

Смогут ли малыши от 1 до 2 лет понять, что такое «Осень»?Конечно, нет. Ребенок двух лет, конечно, не понимает, что это такое.1. Поэтому с детьми от 1 до 2 лет просто изучают самые простые ...