Учим - играя
консультация на тему

Познакомить родителей с игровыми приёмами, которые развивают речь детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   ГБОУ школа №2065  д/о корпус 2

                                                                                   Радужная 12        

                                               К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я    

                                                   для  родителей  

                                                           На тему:

                                                      « Учим играя»

                                             (День открытых дверей).

                                                                              Учитель – логопед: Большакова Г.Н.

         

 Цель консультации:

         Познакомить  родителей  о значении игры  в  развитии ребенка.

         Познакомить родителей с разными видами игр, которые влияют на развитие речи             ребенка.

         Дать практические  умения в проведении игр, начиная с младшего возраста.  

                                       

        Оборудование:

    Раздаточный материал для проведения игр: мячи-ежики,  вертушки, «бабочка, самолет», карточки для определения места звука в слове.

Литература:

«Игротерапия в логопедии». Исханов С.В. М. 2011г.

«Артикуляционная гимнастика  в стихах». Куликовская Т.А. Санкт-П.2009г.

«Логопедические игры для малышей». Кирий А.  М.2013г.

«Основы игры». Комарова Т.А.

Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте – одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями. Формирование  у детей правильного  звукопроизношения,  четкой дикции происходит  прежде всего под влиянием речи взрослых и их педагогического  воздействия. Дефекты произношения  самое распространенное нарушение для детей дошкольного возраста. Не исправленное  вовремя  произношение звуков  может провоцировать  нарушения  чтения  (дислексия) и письма (дисграфия). Неправильная речь затрудняет общение, притягивает  к себе внимание окружающих и вызывает осознанную или неосознанную отрицательную  реакцию. Наконец , для некоторых профессий  правильная речь  обязательна.

В младшем дошкольном возрасте  развитие речи происходит очень быстро. К году ребенок уже произносит слова ( мама, папа, тетя и т.д.). К двум годам ребенок должен понимать речь окружающих,  произносить предложения из 2 – 3 слов. К трем годам  становление речи завершается, и происходит её  совершенствование и усложнение.  Не все дети бывают мотивированы на исправление  недостатков  звукопроизношения, здесь на выручку приходит игра. Игровой логопедический материал  создает легкую непринужденную  обстановку во время обучающих занятий.  Хочется сказать, пожалуй , о самом  главном.  Эмоциональное подкрепление  состояния успешности – важная составляющая в работе с ребенком. Хвалите ребенка! Не стесняйтесь выражать  удивление его успехами! Гордитесь им!  

 Чрезвычайно благотворное влияние на  активизацию  речи  и  интеллектуальную деятельность  детей имеют такие игры, как:  пальчиковые игры, упражнения на дыхание, артикуляционная гимнастика, рифмовки с движениями и т.д.

Пальчиковые игры. Ребенок развивается  в движении, его речевая активность напрямую зависит от общей двигательной активности, и в частности от  развития  тонких  движений его пальцев. Профессор Кольцова М.М.  доказала, что  если движение пальцев отстает, то задерживается  и речевое  развитие. Игры с пальчиками радуют ребенка, забавляют его, развивают память,  совершенствуют мелкую моторику,  формируют способность к взаимодействию с взрослым.   Данные упражнения стимулируют  речевые зоны головного мозга.  Все мамы интуитивно прибегают   к таким играм, как « ладушки», «сорока».

Игра с мячиком – ёжиком:  мячик я качу, качу, мячик я не уроню. Ладошка правая, ладошка левая, катаю ловко и умело я! Раз, два, три, четыре, пять пальцем я начну катать!  Указательным  и средним, безымянным и последним!

Игра с карандашом : карандаш качу, качу, карандаш не уроню. Ладошка правая , ладошка левая,  катаю ловко и умело я! Пальчик карандаш катает, пальчик мой не отдыхает!  Указательный и средний, безымянный и последний.

Пальчиковая физкультминутка: мы играли, рисовали, очень пальчики устали. Пальцы дружно все  сожмем, а потом  их разожмем, ручками похлопаем, ножками потопаем, глубоко вздохнем и опять играть начнем.    

 « У  ворот». Как у наших у ворот, сидит  чёрный – черный кот.  Делаем кота ( указательный и мизинчик оттопырены, остальные пальцы соединены) Как у нас во дворе ходят курочки две (имитируем «клевание» - собираем пальчики , стучим указательными пальчиками по столу).Вот рогатая коза,(делаем  «рожки»  указательными пальчиками). Ох, и  злющие  глаза! Ну а в будке  сидит пес, (делаем «собачку», как «кота», но сгибаем указательный и мизинчик), я косточки ему принес.

«Накормим животных». Травка – теленку, водичка – ягненку, кашка – хрюшке, а мне – ватрушка, морковка – зайчонку, малина – медвежонку, белочке – орехи, а мне – конфеты. ( Исханова С.В. «Игротерапия в логопедии»).

« Моя семья».

Пальчиковый театр.

Артикуляционная гимнастика развивает подвижность  и  гибкость  речевых мышц, а также  повышает  точность выполнения движений. Все движения совершают «мягким» языком и губами. При выполнении  упражнений следите за тем, чтобы  у малыша работали только те мышцы, которые  необходимы  для совершения  движения. Ребенок  не должен  делать  лишних движений: округлять глаза, поднимать плечи и т.д. Абсолютной точности сразу добиваться не обязательно, пусть ребенок выполнит его приблизительно, со временем действия будут совершенствоваться.

 «Артикуляционная гимнастика в стихах» - Т.А. Куликовская

«Логопедические игры для малышей» -  А.  Кирий.

Для овладения правильной речью очень важно правильно  дышать. Дыхательная система является энергетической базой для устной речи. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания  с удлиненным постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков речи. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Следите за тем, чтобы  во время выполнения упражнений  не напрягались мышцы шеи, рук, груди.

  Техника выполнения  упражнений: вдох  - через нос,  выдох  длительный, плавный. Следить за тем, чтобы щеки не надувались (можно прижимать их ладошками), упражнение выполнять не больше  3-5 раз.  Упражнение «дуем на бабочку (самолет, ракету…)  Дуем в стакан с водой через трубочку. «Волшебная вертушка».      

Следующая разновидность игр – это игры с движением, рифмовки и чистоговорки. Еще К.И. Чуковский отмечал, «…чем меньше ребенок, чем хуже  он владеет речью,  тем сильнее он тяготеет к рифме.» Рифмованная речь основана на ритмичном произношении звуков , самый близкий к этому явлению ритм  - это  биение  сердца, который является врожденным биоритмом.  Чистоговорка – это зарифмованная фраза.

Речь с движением: Маша шла, шла, шла. Пирожок нашла, села, поела и дальше пошла.   За грибами: мы шли, шли, шли. Грибочки нашли, наклонились, сорвали , в корзину положили и дальше пошли. (Стихи для развития речи.)

Рифмовки: осень, осень – листопад, листья желтые (летят).

Чистоговорки:   са, са, са – это лиса. Ла, ла, ла – это пила.

Игры на развитие фонематического слуха: «Угадай, что звучит? Кто позвал?»

«Хлопни в ладоши, если услышишь звук «О» (А, У и т.д.).

«Хлопни в ладоши, если услышишь звук  «А» (О, У) в слове.

«Придумай слово, которое начинается со звука  «А».

« Определи место звука в слове».

Игры на расширение и углубление круга представлений  и роста словаря, игры на внимание, память, логическое мышление.

Игры со словом: «Поваренок» - сок яблочный, варенье яблочное.

«Скажи наоборот» - сахар сладкий, а лимон -?,  река широкая, а ручей -? «Посчитай» - одно платье, два платья… «Я – мы» - я бегу, бегу, я на месте не стою. Мы бежим, бежим, бежим, мы на месте не стоим.

Выполняя интересные и увлекательные задания  в игровой форме, ваш ребенок    подготовит артикуляционный аппарат, сформирует фонематический слух,  пополнит словарь, разовьёт память, внимание и  мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧИМСЯ ВМЕСТЕ – УЧИМСЯ, ИГРАЯ!

Игра – это искра,зажигающая огонек пытливости и любознательности.  Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития....

Детско-родительский долгосрочный проект "Играя, учить, и учиться, играя"

Нынешние молодые родители в силу отсутствия игрового опыта с трудом сознают роль игры в развитии их детей. Уделяя внимание ребенку, родители в основном стараются "заниматься" с ребенком, а вот играть,...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Играя учусь, чтобы учится, играя!! (интеллектуальное развитие детей через логико-математические игры)

laquo;За один день вы можете преподать ученику урок, но если вы воспитаете в нем любознательность и любопытство, то он будет продолжать учиться всю свою жизнь»(Клэй П Бодфорд)Дошкольное детство...

Консультация – практикум для родителей «Учимся, играя – играя, учимся!»

Расширение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей (значение игрушки в жизни ребёнка)....

Родительское собрание во второй младшей группе « Учимся – играя, играя - учимся»

Одной из форм взаимодействия семьи и детского сада является родительское собрание.Родительское собрания для меня это «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь...