"Народное искусство в формировании изобразительного творчества детей"
статья (старшая группа) на тему

Статья предназначена для воспитателей и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnoe_iskusstvo.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

«Народное искусство  в формировании

изобразительного творчества детей»

Статья предназначена для воспитателей и родителей

.  

           Возникновение народного прикладного искусства относится к начальным периодам развития материального производства и рождено оно самой жизнью народа, в процессе труда, из естественного стремления к красоте и творчеству.

Народное искусство, как проявление творчества народа, близко по своей природе творчеству ребенка. Подлинно народное искусство отличается простотой, вкусом, выразительностью. Именно поэтому оно близко восприятию, понятно и доступно маленьким дошкольникам.

Характерными особенностями произведений народного искусства являются:

- красочность, декоративность, привлекательность

-близость к природе

-традиционность

-духовность

Народное искусство имеет огромный воспитательный аспект, способствует воспитанию патриотических чувств  у детей. Ознакомление с произведениями народного творчества побуждают в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре.

Народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира ребенка. Оно образно, красочно, оригинально по своему замыслу, доступно детскому восприятию, раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира.

Народное искусство создает благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства и способствуют формированию эстетического отношения к действительности.

Народное искусство обладает большими потенциальными возможностями для развития интеллекта ребенка, способствует развитию таких психических процессов, как: восприятие, образное мышление, воображение.

При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций расширяется и обогащается словарный запас, формируется связная речь, умение описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.

Знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством следует по принципу постепенности, связанной с возрастом ребенка и строится в трех направлениях:

  1. Ознакомление детей с видами народного декоративно-прикладного искусства
  2. Обучение некоторым приемам росписи по мотивам подлинных предметов народных промыслов
  3. Обучение умению выделять особенности каждого вида декоративно-прикладного искусства, находить сходства и различия в изделиях народных мастеров

Формы организации работы с детьми

- Рассматривание с детьми подлинных предметов народных промыслов, образцов росписи

- Рассказы об истории того или иного промысла

- Дидактические и хороводные игры: «Найди пару», «Составь узор», «Узнай элементы узора»…

- Слушание народной музыки, знакомство с фольклором, обычаями и обрядами

- Чтение художественной литературы, стихов, загадок, потешек

- Рисование, лепка, аппликация

- Составление описательных рассказов о созданных изделиях

- Посещение музеев

Предметы народных промыслов, с которыми можно познакомить детей:

Дымковская игрушка - изделия кировских мастеров удивляют пластикой формы, особыми пропорциями, необычным по яркости узором

Мы игрушки знатные,

Складные да ладные,

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся!

(П. Синявский)

Филимоновская игрушка - удивительная глиняная игрушка - смешная, причудливая и очень выразительная

Каргопольская игрушка - среди глиняных игрушек много забавных образов, вылепленных просто, но с большой теплотой и народным юмором

Богородская игрушка – это деревянные резные игрушки, некоторые части которых делают подвижными

Матрешка - ее знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира

Хохломская посуда -  

Эти липовые ложки,

Блюдца, ковшики, матрешки,

Расписала нам сама

Золотая Хохлома!

(Л.Куликова)

Гжельская посуда – это настоящее синее чудо на белом фоне

Городецкая роспись –

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись Городца!

(Л. Куликова)

Жостовский промысел – это изумительной красоты подносы фантастического мира цветов, которые выглядят как живые. Жостовские подносы вносят в наш дом праздничность

Желания детей создавать красивые предметы, украшать их во многом зависят от интереса и отношения взрослых к этой работе. Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры и наша общая задача: сохранить все это ради настоящего и будущего


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русское народное декоративно-прикладное искусство в развитии художественного творчества детей

Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художест...

Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста на основе регионального искусства

В материале представлена система работы по приобщению  детей старшего дошкольного возраста к искусству Урала....

Презентация «Народное искусство в формировании изобразительного творчества дошкольников»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 16г. Арзамас     «Народное искусство в формировании изобразительного творчества дошкольников»...

Проект "Народное искусство в формировании изобразительного творчества детей"

Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через приобщение дошкольников  к традиционному искусству. Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчест...

Народное искусство в формировании изобразительного творчества дошкольников

Народное искусство в формировании изобразительного творчества дошкольников...