Главные вкладки

    Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста на основе регионального искусства
    рабочая программа (старшая группа) на тему

    В материале представлена система работы по приобщению  детей старшего дошкольного возраста к искусству Урала.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

     детский сад комбинированного вида № 108  г. Челябинска

    Опыт работы

     «Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста  на основе регионального искусства»

                                                           Воспитатель высшей

     квалификационной категории

     Сафеева Татьяна Васильевна

    Челябинск – 2014

    Содержание

    Введение

    3

    Глава 1. Изобразительное творчество в дошкольном возрасте

    1.1 Педагоги и психологи о детском изобразительном творчестве

    5

    1.2. Психологические процессы, составляющие основу детского изобразительного творчества

    9

    1.3. Влияние эмоций на развитие творческих способностей детей

    12

    1.4.Развитие моторики руки ребенка

    14

    Глава 2. Организация и система работы по развитию изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста на основе регионального искусства

    2.1. Цели и задачи образовательной деятельности  с детьми по развитию изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста на основе регионального искусства

    17

    2.2.Организация работы с детьми по развитию изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста на основе регионального искусства

    19

    Взаимодействие с семьей

    29

    Заключение

    32

    Список используемой литературы

    34

    Приложение

    Диагностическое обследование детей

    Тематический план работы

    Конспекты занятий


    Введение

    Социально – экономические преобразования в обществе диктуют необходимость  формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

    С сентября 2013 года вступил в силу закон «Об образовании в Российской Федерации». Каждому ребенку необходимо обеспечить возможность  достижения необходимого и достаточного уровня развития для успешного перехода на следующий уровень системы непрерывного образования России. Впервые дошкольное образование определено как первый уровень общего образования. В январе 2014 года  утвержден Стандарт дошкольного образования, разработанный на основе Конвенции  ООН о правах ребенка и Конституции Российской Федерации. Стандарт предусматривает пять областей развития: 1. познавательное; 2. речевое; 3. художественно – эстетическое; 4. социально – личностное; 5. физическое развитие.

    Исходя из Федеральных государственных требований образовательная область «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в самовыражении через решение следующих задач:

    - развитие детского творчества;

    - приобщение к изобразительному искусству.

    Меняются ориентиры на поддержку в ребенке стремления к самостоятельности, активности, творческому самовыражению, оценке собственных достижений. Результатом должно стать приобщение ребенка к базовой ценности духовного мира.

    Развитие творческой личности невозможно без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

    В настоящее время четко обозначилась тенденция к отражению общечеловеческих ценностей, национальной культуры, духовности. Вместе с тем в мировой практике наблюдается  обострение межэтнических конфликтов, которые ведут не только к людским потерям, но и к разрушению как национальной, так и мировой культуры.

    Многофункциональность уральского искусства, разнообразие и богатство художественного материала создают широкие возможности для использования его выразительных средств в развитии детского  творчества.

    Глава 1. Изобразительное творчество в дошкольном возрасте

    1.1. Педагоги и психологи о детском изобразительном творчестве

    Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка. Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка.

    В.Г. Злотников в своем исследовании указывает, что художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения практической деятельности и психических процессов. Оно является специфической духовно – практической деятельностью, в результате которой возникает особый продукт – произведение искусства.

    Значение детского творчества заключается в том, что в процессе этой деятельности и в ее результате ребенок получает такое развитие, имеющее огромное значение для его жизнедеятельности, в котором заинтересована не только семья, но и наше общество. Продукт творчества ребенка не имеет общечеловеческой новизны, но значим как средство творческого роста ребенка.

    Исследовательница изобразительного творчества ребенка Н.П. Сакулина писала: «Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течении дошкольного возраста им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда».

    Изобразительная деятельность детей как прообраз деятельности взрослого художника заключает в себе общественно – исторический опыт поколений. Именно взрослый является носителем и передатчиком всех знаний и умений.

    А. А. Волкова писала: «Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка, для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими».

    И.Я Лернер  утверждает, что творчеству можно учить, но этот процесс отличается от привычного обучения. В дошкольном возрасте необходимо закладывать основы творчества.

    На начальном этапе ребенок  самостоятельно переносит усвоенные ранее знания в новую ситуацию (овладев способом изображения одного из предметов, дети свободно переносят усвоенный способ на другие предметы сходной формы).

    Вторая черта творчества – видение новой функции предмета – как будто выделена самой природой ребенка.

    Третья черта творчества – способность к альтернативным решениям. Для этого  необходимо так планировать занятия по рисованию, чтобы изображение предметов и явлений, способы, используемые для этого, были вариативны, и вместе с тем создаваемый детьми образ постоянно обогащался и усложнялся.

    Многолетние исследования педагогов и психологов позволили вывести определение детского творчества. Художественное творчество детей дошкольного возраста – это создание ребенком значимого, прежде всего для него, субъективно нового продукта; дополнение к уже известным ранее неиспользованным деталям, по – новому характеризующим создаваемый образ, применение усвоенных способов изображения или средств выразительности в новой ситуации, использование и создание разных вариантов изображения.

    В творческой деятельности ребенка следует выделить три основных этапа руководства:

    - возникновение, развитие, осознание и оформление замысла;

    - процесс создания детьми изображения;

    - анализ результатов.

    Чем старше дети и чем богаче их опыт в изобразительной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает замысел. Даже если тему называет воспитатель, это не лишает ребенка возможности творить, а только помогает направить его воображение. Значительно большие возможности  появляются, когда рисунок создается по замыслу ребенка. На этом этапе ребенок должен овладеть способами изображения, выразительными средствами, которые специфичны для рисования. Анализ результатов деятельности является  логическим продолжением и завершением. Каждый ребенок сможет посмотреть работы товарищей, понять разнообразие решений, увидеть свое произведение среди других, сравнить.

    У большинства дошкольников  творчество само по себе не проявляется. Для полноценного эстетического развития и формирования художественно – творческих способностей детей необходимы определенные условия, которые позволят создавать атмосферу максимального эмоционального благополучия, наполнять жизнь детей интересным содержанием.


    1.2. Психологические процессы, составляющие основу детского изобразительного творчества.

    Как показали исследования Л. С  Выготского, В.В. Давыдова, Е,И, Игнатьева, Л.С. Рубинштейна Д.Б. Эльконина и других, важными психическими процессами, составляющих основу творческих способностей детей, являются: восприятие, мышление, воображение, внимание, память, воля.

    Художественная деятельность детей  с самого начала должна быть тесно связана  с жизнью. Прежде всего, ему необходимо отчетливо представлять, что он будет изображать, а для этого у него должны сложиться разнообразные впечатления о мире. Представления о предметах и явлениях формируются на основе их восприятия. Далеко не все дети приходят в детский сад, имея богатый опыт восприятия окружающего мира. У большинства он фрагментарный, неполный, односторонний, а зачастую просто бедный. Следовательно: его надо развивать. Процесс восприятия должен включать анализ – выделение свойств предметов: их форму, величину, строение, качества и так далее. Дети должны не просто смотреть на объект, они должны увидеть его художественные  достоинства. Умение созерцать  красоту, наслаждаться ею очень важно для развития детского творчества. Образное  эстетическое восприятие детей качественно обогащается в тех случаях, когда взрослый использует эпитеты, образные выражения, поэтические строки. Сам процесс восприятия должен быть эмоционально – радостным, вызывать у ребенка положительное отношение к действительности, желание наслаждаться красотой, изобразить увиденное.

    Характеризуя мышление ребенка, психологи выделяют такие его стадии:

    - наглядно – действенное,

    - наглядно – образное,

    - логическое мышление.

    Наглядно – действенное мышление опирается на зрительные представления и их трансформацию как средства решения мыслительной задачи. Оно необходимо не только для изобразительной деятельности малыша, но и для творческой деятельности человека любой профессии.

    Наиболее интенсивный период развития наглядно – действенного мышления приходится на дошкольный и начало школьного периода.

    Психологи подчеркивают, что для развития образных представлений и образного мышления большое значение имеет изобразительная  деятельность. Очевидно, что, с одной стороны, для успешного осуществления изобразительной деятельности необходимо развитие образных представлений и образного мышления, с другой – изобразительная деятельность играет огромную роль в формировании такого рода представлений и мышления.

    Опираясь на исследования психологов можно сказать, что опыт ребенка складывается  и растет постепенно. Немов Г.С. констатирует, что в старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного превращается в творческое. Воображение у детей этого возраста уже соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер.

    Для формирования художественно – творческих способностей необходимо также развитие таких психологических процессов как внимание, память, воля.

    Ученые, исследующие детскую одаренность, подчеркивают, что для способных, талантливых детей характерна хорошая память. Так А.Ф. Лазурский, рассматривая механизм формирования творческих качеств личности, указывает на необходимость развития творческого воображения, мышления, внимания, памяти. И , разумеется, обязательным составным компонентом творческой деятельности а также условием роста соответствующих способностей является интерес ребенка к занятию. Большую роль играют такие качества, как трудолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели.

    1.3. Влияние эмоций на развитие творческих способностей       детей.

            Творчество тесно связано с эмоциями. Детская игра и та теряет смысл, если в ней отсутствует яркая эмоциональность и воображение.

            Творчество и чувства (эмоции) в жизни ребенка нераздельны. Так, например, французский психолог Т. Рибо выяснил, что все формы творческого воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты. Л,С,  Выготский вывел « закон общего эмоционального знака», суть которого выразил словами «…всякое чувство, всякая эмоция стремится воплотиться в образы, соответствующие этому чувству». А богатая эмоциональная жизнь стимулирует творчество.

            Еще один закон, открытый Л,С,  Выготским, называется «законом эмоциональной реальности воображения», он говорит о том, что «всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства, и если это построение и не соответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувство является действительным, реально переживаемым, захватывающим человека чувством».

            Так, используя богатство эмоциональных  состояний ребенка, можно успешно развивать его творческое воображение, и, наоборот, целенаправленно организуя его фантазию, можно формировать у ребенка культуру чувств.

            Особое внимание  А,В, Запорожец уделяет чтению художественной литературы, особенно сказок. Он подчеркивает: «Слушание сказки имеет важнейшее значение для формирования внутренней психической активности, без которой невозможна никакая творческая деятельность».

            Л.С. Славина показала, что слушание рассказов детьми опирается вначале на восприятие, затем на репродукцию опыта и, наконец, на воображение, на умение «представить себе сообщаемое». Умение воссоздать ситуацию, изложенную в речи, раз сложившись, остается приобретением ребенка и помогает понять другие рассказы. Она подчеркивает, что развитие понимания речи находится в прямой зависимости от того, как часто рассказывают детям без картинки, т.е. без опоры на восприятие.

       Не менее сильные эмоции могут вызывать музыкальные произведения, побуждая детей к творчеству.

       Слушание рассказов, сказок, загадок, музыкальных произведений является эффективным средством развития воображения и всего творческого процесса у детей.

    1.4. Развитие моторики руки ребенка.

          Развитие моторики руки ребенка на современном этапе предполагает:

    - развитие мелкой моторики пальцев руки,

    - умение правильно держать карандаш, кисть и прочие материалы изобразительной деятельности,

    - овладение формообразующими движениями руки.

          Развивая мелкую моторику пальцев рук, мы в начале занятия готовим руку к работе. Кроме того, известно, что на пальцах и ладошках ребенка присутствует множество нервных окончаний, которые связаны с центром головного мозга, отвечающих за речевую деятельность. Поэтому пальчиковая гимнастика необходима ребенку.

          В младшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется умению правильно держать карандаш, кисточку, иначе в старшем дошкольном возрасте ребенку будет трудно овладевать более сложными приемами рисования. Например, штриховка с разным нажимом на карандаш, не выходя за контур предмета, рисование концом кисти и т.д.

           Изобразительная деятельность может успешно осуществляться лишь тогда, когда дети постепенно овладевают способами рисования, усваивая от взрослых соответствующие способы работы. Для этого необходимо овладение обобщенными приемами создания изображения, которые позволяют воплощать любое задуманное содержание.  Данные приемы связаны с общностью формы предметов и их частей. Ребенок стремится к передаче сходства изображения  с предметами и явлениями окружающей жизни. Если дети испытывают трудности в рисовании, они теряют интерес к нему, а причина в том, что они не владеют формообразующими движениями руки.

           В младшем возрасте изображаемые предметы можно разделить на три группы:

    -  предметы, состоящие из разнообразных линий и их сочетаний: дорожки, забор, лесенка, деревья и др.,

    -  предметы круглой и овальной формы,

    - предметы прямоугольной формы.

           В рисунке ребенка дошкольника, носящем плоскостной линейный характер, форма предметов передается линией контура. Она воспроизводится при помощи движения руки определенной направленности, зависящей от формы изображаемого предмета. Это движение сходно с действием, которое осуществляется при  ознакомлении с формой, оно специфично. Это и определяет те формообразующие движения, с помощью которых ребенок может передавать изображение предмета в рисунке.

          Начинать формирование этого способа нужно с момента организации восприятия предмета, включающего движение руки по форме предмета. При этом для ребенка очень важно, чтобы движение по контуру предмета совершалось последовательно, чередуясь двумя руками. Обведение предмета не только одной рукой, которой рисует малыш, но и другой, закрепляет образ движения в коре головного мозга и способствует более быстрому усвоению изобразительного движения.

           В.А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобразительности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие  с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

           От степени развития моторики руки, овладения детьми обобщенными формообразующими движениями в младшей и средней группах детского сада зависит уровень изобразительного творчества на дальнейших возрастных этапах. Именно владение общими приемами обеспечивает ребенку самостоятельность и умение творчески решать любую изобразительную задачу, подвести ребенка  к свободному осознанному рисованию, приносящему радость.

    Глава 2. Организация и система работы по развитию изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста на основе регионального искусства.

    2.1. Цели и задачи образовательной деятельности  с детьми по развитию изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста на основе регионального искусства.

    Изучение психолого – педагогической литературы, закона  «Об образовании в Российской Федерации», Федерального Государственного Образовательного Стандарта  дошкольного образования позволило сделать вывод, что:

    1. Изобразительная деятельность является эффективным средством развития творчества у детей.
    2. Приобщение ребенка к базовой ценности духовного мира происходит при  поддержке в ребенке потребности в любознательности, стремлении к традициям многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

    Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. В процессе изобразительной деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Весьма значимый фактор и с точки зрения психического развития. Каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своего рисунка, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения и т.п. Из всего этого следует вывод о необходимости целенаправленного обучения в освоении богатого художественного опыта под руководством методически грамотных педагогов, психологов.

     Поэтому  поставлена цель: изучить развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста на основе регионального искусства.

     Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста в количестве 14 человек.

    Задачи исследования:

    - исследовать проявление  творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности на основе регионального искусства и способы реализации творческой активности;

    - сравнить и проанализировать художественно – творческие способности на констатирующем и контрольном этапах исследования;

    -определить комплекс мер, направленных на развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности;

    - подвести итоги исследования, сформулировать выводы в соответствии с поставленной целью.

    1. Организация работы с детьми по развитию изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста на основе регионального искусства.

            Изобразительная деятельность детей имеет большое значение не только для развития их творчества, формирования у них художественно – творческих способностей, но и для всестороннего воспитания, развития, подготовки к школе. Это становится возможным только  при правильном руководстве изобразительной деятельностью. Поэтому очень важен анализ уровня развития изобразительной деятельности как показатель  эстетического и интеллектуального развития детей. С этой целью в  начале учебного года провела обследование художественно – эстетического развития детей по диагностике, предложенной Т.С. Комаровой. Исследование проводилось в три этапа:

     1. рисование по замыслу;

     2. «Нарисуй орнамент»;

     3. индивидуальная беседа с использованием иллюстраций и поделок декоративно – прикладного искусства Южного Урала.

         Уровни проявления художественно – творческих способностей у детей оценивались по трехбалльной шкале.

           В результате обследования было установлено, что дети владеют слабыми навыками построения композиции, не соотносят предметы по величине, не могут сочетать разные материалы для достижения выразительности изображения.   Многие затрудняются в различении видов изобразительного искусства и не имеют представления о региональных художественных промыслах.

            Ребенку старшего возраста свойственна неустойчивость замысла. Большей частью замысел оформляется в процессе рисования. Творческие способности в передаче изображения зависят от того, насколько хорошо дети владеют доступной им техникой рисования. Обучение приемам художественно – творческой работы может быть вполне реальным делом. Имея в своей основе обучение изобразительным умениям и техническим навыкам, оно позволяет осуществить основную цель – дать детям средства образного выражения, провести их через этапы творческого процесса, дать им возможность испытать радости и трудности, связанные с творческими достижениями.

     Опираясь на данные обследования, составила картотеку дидактических игр и упражнений и приступила к составлению тематического плана, в него вошли блоки:

    1. «Урал – мой край родной», отражающий богатство и красоту природы разных времен года;
    2. «Трудом красив и славен человек». В этот блок вошли: архитектура, скульптура, портретная живопись.
    3. «Декоративно – прикладное искусство народов Южного Урала». В этот блок включила камнерезное искусство, каслинское литье, златоустовскую гравюру, уральскую роспись.

    В соответствии с целью и результатами диагностики при планировании работы с детьми поставлены задачи:

    1. Формировать чувство патриотизма через  изучение истории, географии Южного Урала.
    1. Развивать эмоциональную отзывчивость на красоту природы  Южного Урала.
    2. Продолжать развивать у детей интерес к родному городу, его достопримечательностям.
    3. Приобщать детей к народным промыслам (каслинскому литью, златоустовской гравюре, уральской росписи и др.)
    4. Дать представление о национальных праздниках.
    5. Приобщать детей к уральским традициям, которые передаются из поколения к поколению (сказы, легенды, народные игры, танцы).
    6. Продолжать знакомить детей с профессиями, распространенными на Урале.
    7. Выделять положительные изменения, происходящие в родном городе.
    8. Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях города, культурных мероприятиях и социальных акциях.

    Определены формы организации работы  по приобщению детей к изобразительному искусству:

    - Беседы;

    - Занятия продолжительностью 20 минут на основе метода интеграции;

    - Рассматривание репродукций картин, подлинных изделий декоративно – прикладного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, слайдов;

    - Выставки в мини – галерее репродукций картин, изделий мастеров Южного Урала;

    - Выставки детских работ;

    - Просмотр видеофильмов;

    - Экскурсии;

    - Дидактические игры;

    - Экспериментирование с различными художественными материалами.

    Методы и приемы:

    - Игровой метод;

    - Метод обследования, наглядности (  рассматривание репродукций картин, подлинных изделий декоративно – прикладного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, слайдов)

    - Словесный (беседа, художественное слово, указания, пояснения);

    - Практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков, изделий декоративно – прикладного искусства, использование различных инструментов и материалов для изображения);

    - Эвристический (развитие находчивости и активности);

    - Метод проектов;

    - Проблемно – мотивационный;

    - Метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе);

    - Сотворчество;

    - Исследовательский метод;

    - Мотивационный (убеждение, поощрение).  

    Определив цели, задачи и методы работы, изучив возможности детей, составила план работы и перешла к материальному обеспечению образовательного процесса.

    Предметно – развивающая среда способствует полноценному развитию личности, активизирует художественно – творческую деятельность детей и формирует эстетическое отношение к окружающему.

     В изостудии есть выставка изделий декоративно – прикладного искусства (в т.ч. каслинское литье, изделия с уральской росписью, златоустовская гравюра) Интерьер студии украшен репродукциями картин, выставкой авторских работ детей.

    Подготовила материал для рисования: фломастеры, восковые мелки, графитные карандаши, цветные карандаши, уголь. Пастель, сангина, восковые мелки ит.д.

    Живописные материалы: гуашь, акварель.

    Материал для создания выразительного образа в лепке: глина, пластилин.

    Для развития интереса к изобразительной деятельности, взяла за основу придерживаться личностно – ориентированного подхода к каждому ребенку, способствовать развитию  восприятия, творческого мышления и  воображения, наблюдательности, памяти, развитию формообразующих движений руки и умения придумывать замысел работы.

    Работу по блоку «Урал – мой край родной» осуществляла с учетом особенностей времен года. Вместе с детьми рассматривали картины художников, выделяли средства выразительности, палитру красок, экспериментировали с цветом, дети предлагали разные варианты композиции. Для создания эмоционального настроя включала музыку П.И. Чайковского «Времена года», русскую народную музыку, читала стихи.

     В начале года содержание рисунков было бедно по разнообразию. В основе присутствовали бытовые сюжеты. Основная причина заключалась в технической неумелости, рисунки не отличались яркой цветовой палитрой, так как дети часто увлекались одним цветом, совсем не выделяли близкий, средний и задний план, рисунки выполнялись линейно, на одной плоскости. С целью повышения уровня художественных способностей детей проводила индивидуальную работу с детьми в свободное время, предлагала дидактические упражнения: «Дорисуй предмет», «Что пропустил художник», «Закончи орнамент», «Подбери по размеру», «Определи место предмета» и другие.

    К концу учебного года повысился уровень художественных способностей у детей, что проявилось в улучшении технических навыков и умений, расширении содержания и оригинальности рисунков. Дети стали лучше владеть техникой рисования, делая набросок простым карандашом или другими материалами, используют по мере возможности разный нажим на карандаш при штриховке, добиваясь сочетания цвета и оттенков, отчего рисунки приобрели выразительность и яркость. Изображение предметов в рисунках более детализировано, больше внимания уделяется украшению и прорисовке мелких деталей. Дети усвоили, что предметы и объекты надо располагать с учетом дальней и ближней перспективы. В работах прослеживается передний, средний и задний план, но есть рисунки, выполненные в линейной перспективе. С этими детьми необходимо  продолжить работу над умением видеть перспективу и отображать ее в своих рисунках.

    Блок «Трудом красив и славен человек» состоит из нескольких разделов: архитектура, скульптура, портретная живопись. Цель этого блока помочь детям увидеть красоту творческого труда людей, связать его с целесообразностью, продиктованной жизнью.

    Работая над разделом «Архитектура», познакомила детей с понятием городская и сельская архитектура, с ее элементами: лестницами, арками, колоннами и т.д. Продолжила работу по овладению навыками организации листа: выделение главного крупным планом. Развивая творческие способности у детей, постепенно помогала им освоить технику загораживания предметов. При рисовании улиц города детям интересно было работать парами, они договаривались, кто рисует здания, а кто – транспорт, затем вместе дополняли работу деталями по теме.

    Одним из немаловажных элементов архитектуры города являются памятники. Они свидетели жизни и истории города. Знакомство с монументальной и парковой скульптурой прошло во время экскурсии по городу. Экскурсовод рассказывала историю создания каждого памятника, дети понимали значимость тех событий, затем на занятиях и в свободное время стремились передать свои чувства в рисунках. Так ко дню Победы рисовали памятник Скорбящих матерей, памятник Танкистов и другие.

    С парковой скульптурой знакомила детей во время экскурсии по Кировке. Детям понравилось общение с ее героями: легкое, непринужденное, с чувством юмора. Потом неоднократно дети предлагали свои варианты скульптур.

        Так  шло знакомство с городом, вся красота и мощь которого создана руками людей. А какие же люди живут на Урале? Рассматривая портреты, созданные художниками, вместе с детьми отмечали характер изображенного человека, какими средствами художник передает его, выделяли детали, говорящие о его профессии. Сравнивая портреты Данилы мастера и Танюшки, дети отмечали суровость одного и беззаботность другого героя «Уральских сказов» П.П. Бажова. Работая над портретами, дети экспериментировали с красками, добиваясь нужных оттенков лица, цвета волос, глаз, над передачей характера изображаемого героя.

         С давних времен Урал славен мастерами камнерезного искусства. Работу по этому разделу начала со знакомства с минералами. Особенно интересно детям было смешивать пластилин разных цветов для получения малахита, которым тонким слоем обмазывали небольшие коробочки. Так каждый ребенок создал малахитовую шкатулку, на крышке которой поместили зеленую ящерку и украсили ее бисером. На других занятиях дети «работали» ювелирами: они изготавливали серьги, кулоны, броши, кольца из пластилина и украшали их бисером. Малахитовая шкатулка заполнилась драгоценностями. В свободное время организовали сюжетно – ролевую игру «Ювелирный магазин».

         Декоративно – прикладное искусство Южного Урала представлено каслинским литьем, златоустовской гравюрой, уральской росписью. Изделия мастеров представлены на выставке в изостудии. Поэтому знакомство с промыслом начинала с рассказа о его возникновении,  рассматривания и обследования изделий. Так изделия каслинского литья предлагала подержать в руках, дети ощущали их вес и легко запоминали. Многие изделия похожи на чугунное кружево, которое соединяет основные элементы узора. Дети «работали» художниками, формовщиками, составляли узоры на круге, квадрате, овале. Использовали разные материалы и элементы соединения основных частей. На основе каслинского литья проводила знакомство детей со скульптурой малых форм. При рассматривании статуэток отметили, что все они передают динамичность, выполнение каких – либо действий. После обсуждения вариантов скульптур дети приступали к выполнению работы по замыслу. Все работы помещены в «магазин  сувениров».

         Рассматривая с детьмиизделия златоустовских граверов, выделили основные цвета: золотой, синий, стальной. На первом занятии дети расписывали шаблоны оружия, на следующих: пейзажи уральской природы, герб города. Золочение и синение выполнялось акварельными красками, контур – простым карандашом. Работы поместили в «магазин сувениров».

         Знакомство детей с уральской росписью начала с истории ее возникновения. Вместе с детьми рассматривали предметы домашнего обихода, помещенные на выставке в изостудии. Отметили необычность росписи: она как бы светится изнутри благодаря двойному мазку. Цвета подобраны контрастно. Первая работа выполнена на основе рисования ягодки и листка. Сначала дети затруднялись вращать кисть не отклоняясь от центра, но поупражнявшись на отдельном листе бумаги, выполнили узор на полосе. Для выполнения приписок использовала кисть № 1. На основе ягодки дети овладели способом рисования цветка шиповника, а затем и других цветов. Кроме того составляли узоры на прямоугольниках, круге. Особенно интересно было работать над росписью сундука: в руках оказалась яркая, с внутренним светом вещь, которую всем детям захотелось подарить мамам.

         В течении учебного года рассказывала детям о традициях народов, населяющих Южный Урал. Дети понимают, что между ними больше схожего, чем различий. Поэтому развивается гордость за свой Край, уважение к традициям и корням народов Урала.

         В течении учебного года осуществляла дифференцированный подход к организации обучения. Он включает в себя фронтальные, подгрупповые, парные и индивидуальные формы работы с детьми.

        Фронтальные формы работы позволили успешно реализовать программу обучения, ориентированную на общие возможности детей дошкольного возраста.

        Организация детей по подгруппам позволила дифференцирование заданий с учетом индивидуальных возможностей детей. При работе с подгруппами детей разного уровня развития использовала разные методы и приемы, дидактические средства обучения с целью формирования навыков взаимообучения.

         Работа детей в парах позволила организовать сообучение, взаимопомощь и взаимопроверку на занятиях. Пары составлялись по – разному: приблизительно равного уровня развития умений и навыков проявляли партнерские отношения, а парам детей разных по уровню развития ставилась цель организации помощи более слабому ребенку. В процессе взаимного обучения важно учитывать желание более сильного ребенка обучать, при необходимости нацеливала его на оказание помощи товарищу.

        Организация на занятиях индивидуальных форм взаимодействия с детьми способствует обеспечению высокого уровня самостоятельности детей, представляет широкие просторы для реализации потенциальных возможностей, как одаренных детей, так и обычных, и тем более детей, в силу разных причин отставших в развитии.

         Именно дифференцированное обучение позволило выявить такие свойства личности, как задатки, предпосылки и в конечном итоге талант и одаренность каждого ребенка.

         В конце учебного года провела итоговую диагностику. Результаты обследования показали, что у детей вырос уровень владения выразительными средствами на 59%, 71%  детей могут составлять орнамент на геометрических фигурах на высоком уровне, знают и различают виды декоративно – прикладного искусства Южного Урала все дети: 50%  детей называют самостоятельно, остальные – с небольшими затруднениями.

        Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что планомерное дифференцированное обучение на основе декоративно – прикладного искусства Южного Урала является основой развития художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста.


    Взаимодействие с семьей

    Семья  - первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. Здесь он обучается жить полной социальной жизнью, ощущать единство с родными. В то же время эмоциональная холодность в семье самым неблагоприятным образом сказывается на психическом развитии ребенка и, прежде всего, на его творческих способностях. В создании непрерывного образовательного процесса, обеспечивающего оптимальное развитие каждого ребенка, важное место занимает работа с родителями. Чтобы поднять активность семьи, повысить интерес к изобразительной деятельности детей, использовала следующие формы работы:

    1. Участие в проведении родительских собраний
    2. Педагогические беседы с родителями
    3.  Консультации
    4.  Досуговые формы общения помогают устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами, родителями и детьми, способствуют повышению педагогической культуры родителей. Родители на данных мероприятиях читают стихи вместе со своим ребенком, играют, рисуют, лепят игрушки, изготавливают вместе с детьми поделки, имеют возможность проявить свои знания и умения.
    5. Открытые занятия выполняют доминирующую роль в повышении в повышении психолого – педагогической культуры родителей, способствуют ознакомлению родителей с дошкольным учреждением, особенностями воспитания детей.

         На родительских собраниях обращала внимание на то, что в семье необходимо поддерживать интерес к изобразительной деятельности через:

    1. Посещение выставок
    2. Приобретение разнообразного изобразительного материала
    3. Бережное отношение к детским работам ( можно организовать авторскую выставку в детском уголке или оформить папку «Мои первые рисунки» и прочее)
    4. Обсуждение с детьми просмотра картин, иллюстраций, выставок.
    5. Поощрение. Хвалить, отмечать успехи ребенка не только в семье, но и в разговоре со взрослыми в присутствии ребенка.

         Педагогические беседы с родителями проводились в начале новой темы по искусству, нацеливала их на ожидаемый результат изобразительной деятельности детей. Беседы проводила в часы утреннего приема.

         Индивидуальные консультации необходимы для коррекции образовательного процесса. Для них отводила определенное время по согласованию с родителями.

        Консультации общего направления помещала в информационном уголке группы. В течении года информация обновлялась в зависимости от навыков и умений детей.

    Темы консультаций:

    1. Красота в жизни и изобразительном искусстве
    2. Вместе с детьми: поделки из камней
    3. Рисуем пальцами
    4. Чудеса монотипии
    5. Рисуем на камне
    6. Рисуем на наждачной бумаге
    7. Рисуем витражи
    8. Рисование пластилином
    9. Мы импрессионисты. Рисуем пейзажи (акварель, гуашь)

    Большую помощь оказывали родители в организации экскурсий, развлечений, принимали в них участие.

    Целенаправленная совместная работа с родителями способствует успешному выполнению поставленных в начале учебного года задач, развитию творческих способностей детей.

    Заключение

          В настоящее время в Росси идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике образовательного процесса. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно – ориентированное взаимодействие педагога и ребенка. В основе художественного развития лежит формирование художественных способностей, детское творчество, интеграция различных видов деятельности.

         Познание духовного богатства своего народа, освоение народной культуры дает плодотворную почву для развития творческой личности. Народное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство Южного Урала входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественное произведение, созданное народными мастерами, всегда отражает любовь к родному краю, развивает умение видеть и понимать окружающий мир. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности.

          В результате проделанной работы увеличился запас эмоциональных переживаний детей, пополнился детский опыт эстетической оценки произведений народного искусства. Подлинные художественно – творческие способности детей проявляются только тогда, когда им предоставлена свобода применения своих знаний и умений по собственному усмотрению, когда поощряется появление инициативы, выдумки, фантазии.

        Сравнительный анализ художественной деятельности детей показал, что в результате спланированной и методически правильно проведенной работы на основе декоративно – прикладного искусства Южного Урала, у детей повысился уровень владения средствами выразительности на 59%. В начале учебного года низкий уровень показали 6 человек, средний – 8.  В конце учебного года детей с низким уровнем нет, средний и высокий уровень показали по 7 человек.

        Умение составлять орнамент на геометрических фигурах в начале учебного года у всех детей было на среднем уровне. В конце учебного года 71% детей показали высокий уровень умения составлять орнамент из растительных элементов.

        Знание промыслов декоративно – прикладного искусства Южного Урала в начале учебного года было у трех детей на среднем уровне, а у остальных – на низком. В конце учебного года все дети называют виды декоративно – прикладного искусства Южного Урала, 50% - самостоятельно, 50% с небольшими затруднениями.

        Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная цель: повысить изобразительное творчество детей на основе декоративно – прикладного искусства Южного Урала, выполнена.

           


      Список используемой литературы:

    1. Бабунова Е.С., Градусова Л.В. и другие. Программа «Наш дом Южный Урал». 2004 – 2005г.
    2. Казакова Т.Г. изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М. Педагогика, 1983г.
    3. Комарова Т.С. Дети в мире творчества  М. Просвещение , 1995г.
    4. Комарова Т.С.  Условия и методика развития детского творчества М.

    Просвещение, 1994г.

    1. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей. М. Педагогическое общество России. 2000г.
    2. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М. 1993г.
    3. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. М.  Владос, 2001г.
    4. Обухова С.Н. и другие. Комплексно – тематическое планирование по художественно – эстетическому развитию детей дошкольного возраста. Челябинск. 2014г.
    5. Обухова С.Н. и другие. Программирование образовательной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения. Челябинск. 2013г.
    6. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. М. 1989 г.
    7. Саккулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М. Просвещение 1982г.
    8. Сокольникова Н.М. Художники, книги и дети. М. Мегатрон, 1997г.
    9. Соломенникова О.А. Радость творчества М. 2006г.
    10. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль, 1997г.
    11. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб. Детство – Пресс, 2000г.
    12. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. М.1961г.
    13. Шестакова А.В. РОСТОК: учебное пособие по художественно – творческому развитию детей дошкольного возраста. Челябинск. 1996г.

    Диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста по развитию изобразительного творчества на основе регионального искусства.

    1. Рисование по замыслу.

    Цель: определить уровень владения средствами выразительности у детей при передаче формы предметов, пропорции деталей и предметов по величине, в ориентировке  на листе бумаги, в умении использовать различные изобразительные материалы.

    Материал: лист бумаги на каждого ребенка, гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки – по выбору детей.

    1. «Нарисуй орнамент»

    Цель: определить уровень умения  рисовать орнамент из растительных и геометрических элементов в различных геометрических формах.

    Материал: геометрические формы из бумаги белого цвета:

    Квадрат (15х15), прямоугольник (8х22), равносторонний треугольник (15 см), овал (8х26), круг (Д – 18см). круглая кисть, палитра, гуашь.

    1. Индивидуальная беседа с использованием иллюстраций и поделок уральских мастеров.

    Цель: определить уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о декоративно – прикладном искусстве Южного Урала.

    Вопросы:

    Как называются эти изделия?

    Покажи изделия каслинских мастеров.

    Покажи изделия златоустовской гравюры.

    Покажи изделия из камня.

    Покажи изделия с уральской росписью.

    Материал: иллюстрации и поделки уральских мастеров, дымковской и филимоновской игрушки.

    Уровень владения средствами выразительности

    Умение составлять орнамент на геометрических формах

             Знание промыслов Южного Урала

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 108

                 Тема конспекта: «Знакомство с уральской росписью»

                                                                                                                   Сафеева Татьяна Васильевна

                                                                              Воспитатель высшей категории

    г. Челябинск 2014г.

    Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

    Продолжительность занятия 20 минут

         Программное содержание: познакомить детей с историей заселения Урала, возникновения уральской росписи, ее назначением, композиционными особенностями исполнения. Развивать эстетическое восприятие детей, интерес к декоративно – прикладному искусству Южного Урала. Любовь к родному краю.

        Методические приемы: беседа, рассматривание иллюстраций, изделий с уральской росписью, вопросы, уточнение, помощь, анализ.

        Предварительная работа: рассматривание карты России, Челябинской области, рассматривание коллекции уральских камней, чтение стихотворения С. Васильева «На Урале».

        Активизация словаря: теплуха – печь, землянка, древоделы.

        Пособия и материалы: фотографии деревянных изб, изделия с уральской росписью, гуашь, кисти плоские, полоски бумаги – на каждого ребенка.

    Ход занятия.

    Давно это было. Жил в столице Санкт – Петербурге царь – государь. Петром 1 его звали. Шибко умный был. Читал много, по заграницам наукам разным обучался да работы разной не гнушался.

    В ту пору на границах не спокойно было. Вот поехали слуги – воины Петра по России – матушке мужиков в солдаты звать, да и в наш Уральский край заглянули.

    Едут полем, едут лесом, мимо рек быстрых да гор высоких. Вдруг однажды спотычка вышла: кони встали и не идут, будто к земле приросли. Случилось, что в это время мужичишко мимо проезжал. Едет он да посмеивается. «Хотите, - говорит,  - мимо нашей горы на подкованных конях проехать? Не пустит гора – то!» Глянули слуги – воины на кобылку мужика, а она не кована. Идет себе мимо их вороных, подкованных коней. Испугались, да и вон из тех мест.

    Воротились в столицу да к царю с докладом: «Так мол и так! На Урале горы чудные, волшебные! Коней кованых к себе притягивают, идти дальше не дают!» Царь смекнул, что к чему! И послал он людей ученых в тот волшебный край. Вот они ему ответ и шлют: много тут лесов, рек, руды железной, золота, а каменьев свмоцветных видимо – невидимо.

    И потянулись по приказу царя Петра1 рабочие люди в наши уральские края. Сначала все заводы строили, а для жилья хижины да землянки копали. Только с семьей да малыми ребятами в таком жилье трудновато жить – сыро, холодно да неудобно. Тут и пошли древоделы на Урал, чтобы строить крепкие дома из дерева. Древоделы – мастера все топором – то строили и украшали узорчато да нарядно. И расцветало дерево под топором мастера. Дома в нашем крае украшали не только деревянной резьбой. Появились мастера, которые стали расписывать дома да утварь домашнюю красками. Так и появилась своя, необычная уральская роспись.

         Давайте посмотрим росписи на предметах. Каждый листик или цветочек необычны, они как будто светятся изнутри и кажутся волшебными. А знаете, как это получается у мастеров? Посмотрите на эти росписи. Обратите внимание на края и середину лепестков. Что темнее: края или середина? Конечно края, а середина как будто светится изнутри. Вот, оказывается, какой секрет знали мастера – красильщики.

        Основной элемент росписи – ягодка, выполняется вращательным движением кисти вокруг оси. На ее основе можно нарисовать ягодку – бутон, двойную ягодку, цветок шиповника, березовые листья и т.п.

        Давайте сегодня мы с вами поучимся изображать ягодки и листочки. Для этого нам понадобятся плоские кисточки. На один уголок мы наберем красную краску, а на другой – белую. Ставим кисточку на белый цвет и вращаем вокруг него красным. Украсим полоску в центре и по краям.

          Между ягодками нарисуем листочки. Для этого  на один уголок кисточки наберем зеленый цвет, а на другой можно набрать опять белый. Рисуем верхнюю дугу зеленым цветом, переворачиваем кисточку, чтобы белый цвет опять был внутри листа, и рисуем нижнюю дугу. А теперь выполняем приписки круглой кисточкой. Обратите внимание: какие тонкие и плавные линии. Мы с вами разобрали все элементы сегодняшней работы. Чтобы приступить к выполнению, давайте приготовим наши пальчики к работе.

    Потешка « БЕЛКА »

    Сидит белка на тележке,

    Продает она орешки :

    Лисичке – сестричке,

    Воробью, синичке,

    Мишке толстопятому,

    Заиньке усатому. (педагог и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.)

         Дети садятся за столы и приступают к выполнению работы. В ходе работы оказывается помощь затрудняющимся детям индивидуальным показом, наводящими вопросами, напоминанием. После изображения ягодок и листьев проводится физкультминутка.

    «Девочки и мальчики»

    Девочки и мальчики

    /руки на пояс

    Прыгают как мячики,

    /ритмичные прыжки

    Ножками топают,

    /топанье ногами

    Ручками хлопают,

    /хлопки в ладоши

    Глазками моргают,

    /ритмичное зажмуривание глаз

    После отдыхают.

    /руки вниз

       Дети садятся за столы и выполняют приписки.

       Итог занятия. 

    Вопросы: что нового вы узнали на занятии?

    Как появилась уральская роспись?

    Из каких элементов состоит узор?

    Как подбираются цвета?

    Для чего нужны приписки?

        Рассматривание детских работ. Спросить у одного из детей: «Чью работу тебе бы хотелось получить в подарок?» и т.д. по цепочке. Предложить детям украшенные полоски подарить как закладки для книг.

    Используемая литература:

    1. Бабунова Е.С., Градусова Л.В. и другие. Программа «Наш дом – Южный Урал», 2006г.
    2. Комарова Т.С. «Народное искусство в воспитании детей» М. Педагогическое общество России, 2000г.
    3. Шестакова А.В. «Росток» учебное пособие по художественно – творческому развитию детей дошкольного возраста. Челябинск, 1996г.

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 108

                 Тема конспекта: «Украшение сундука»

                                                                                                                   Сафеева Татьяна Васильевна

                                                                              Воспитатель высшей категории

    г. Челябинск 2014

    Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

    Продолжительность занятия 20 минут

         Программное содержание: расширять знания детей об особенностях уральской росписи. Познакомить с приемами рисования льва, его симантикой в росписи. Закрепить понятие «ритм». Развивать творческое воображение, любовь к народной культуре.

        Методические приемы: беседа, рассматривание иллюстраций, изделий с уральской росписью, вопросы, уточнение, помощь, анализ.

        Предварительная работа: чтение сказа П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка»

        Активизация словаря: сундук, оберег

        Пособия и материалы: фотографии и изделия с изображением льва в  уральской росписи, гуашь, кисти плоские, развертка сундука – на каждого ребенка.

    Ход занятия.

    Воспитатель:

     -   Уральцы украшали росписью свои дома, создавали гармоничные и поразительные по своей ценности бытовые вещи – расписную берестяную посуду, «крашеную со цветочками» деревянную утварь.

        Был в каждом доме сундук. Был он и у моей бабушки. Он очень старый – старше и меня , и сестры, и мамы, и даже самой бабушки. Бабушки еще не было на свете, а сундук уже был. Я так любила копаться в бабушкином сундуке, но мне не разрешали. Чего только там не было: пестрые шелковые платки с длинной бахромой, черные бархатные безрукавки, расшитые золотыми цветами. Бабушка носила все это, когда была молодой. Сундук закрывался на замок, потому что в нем лежало все самое ценное. Кроме того он украшался различными оберегами. С какими оберегами вы знакомы? (ответы детей) давайте сегодня посмотрим, как мастера изображают льва в уральской росписи:

    1.рассматривание фотографий и ксерокопий с изображением льва в уральской росписи.

    2. уточнение композиционного решения.

    3. рассматривание вариативных образцов, обращая внимание детей на симметричность узора и его ритмичность. Ритм простой и убывающий.

    Сейчас давайте вместе попробуем изобразить льва. С какой части тела начнем рисовать? Кто изобразит туловище? Что есть на туловище? Как изобразить голову, гриву? Кто изобразит лапы и хвост?

    А теперь подумайте, как вы украсите свой сундук, кому вы его подарите. Давайте уточним, где на развертке находятся стенки, дно, крышка сундука. (показ детей) а сейчас давайте подготовим руки к работе.

    Пальчиковая гимнастика «Замок»

    На двери висит замок –

    Кто его открыть бы смог?

    (быстрое соединение пальцев в замок)

    Потянули…

    (тянем кисти в стороны)

    Покрутили…

    (волнообразные движения)

    Постучали…

    (пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями)

    И открыли!

    (пальцы расцепились)

    Дети садятся за столы и выполняют основные элементы росписи. Воспитатель оказывает помощь затрудняющимся детям индивидуальным показом, напоминанием, наводящими вопросами. Затем проводится физкультминутка.

    «Мы топаем ногами»

    Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте),

    Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши)

    Качаем головой (наклоны головы вправо, влево)

    Мы руки поднимаем (руки вверх),

    Мы руки опускаем  (руки вниз),

    Мы руки разведем (руки в стороны)

    И побежим кругом (бег).

      Дети садятся за столы и выполняют приписки.

    Итог занятия. Вопросы:

    Чему вы научились на занятии?

    Для чего мастера изображали льва?

    Кому вы подарите свою работу?

       Используемая литература:

    1. Бабунова Е.С., Градусова Л.В. и другие. Программа «Наш дом – Южный Урал», 2006г.
    2. Комарова Т.С. «Народное искусство в воспитании детей» М. Педагогическое общество России, 2000г.
    3. Шестакова А.В. «Росток» учебное пособие по художественно – творческому развитию детей дошкольного возраста. Челябинск, 1996г.

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 108

                 Тема конспекта: «Осень на опушке краски разводила»

                                                                                                                   Сафеева Татьяна Васильевна

                                                                        Воспитатель высшей категории

    г. Челябинск 2014

    Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

    Продолжительность занятия 20 минут

         Программное содержание: развивать у детей умение передавать в рисунке явления природы, умение красиво располагать сюжет на листе бумаги. Развивать творческую инициативу.

        Методические приемы: беседа, рассматривание картин художников, вопросы, уточнение, помощь, анализ.

        Предварительная работа: чтение А.С. Пушкин стихи об осени, Н. Найденов «Волшебные краски», наблюдения на участке за деревьями.

        Активизация словаря: береза, осина, рябина, горизонт, опушка леса.

        Пособия и материалы: картины И. Левитана «Золотая осень», В. Поленов «Золотая осень», В. Бакшеев «Приближается осень», фланелеграф, восковые мелки, бумага.

    Ход занятия.

    Воспитатель:

     -   Давайте вспомним, как мы на прогулке рассматривали и называли деревья, видели признаки осени, любовались разноцветием листвы. А вот  посмотрите, как передавали красоту золотой осени великие русские художники. Как вы думаете, почему они назвали картины «Золотая осень? (ответы детей) какие деревья вы еще видите? Как вы их узнали? Почему листья разной окраски? Почему они опадают осенью? Обратите внимание, чем яснее небо, тем ярче краски. Давайте рассмотрим, какие деревья расположены близко к нам и сравним их по величине с деревьями изображенными вдалеке. (ответы детей) Кто хочет выложить на фланелеграфе ближние деревья? Назовите их. Кто выложит дальние деревья? Правильно выполнил? Вот эта линия, где небо и земля соединяются называется горизонтом. На горизонте все кажется маленьким, потому что он находится далеко. А что такое опушка леса? Что может там  расти? (ответы детей) вот сколько дополнений может быть к вашим работам. Давайте уточним, как рисовать деревья. Сначала рисуем ствол, затем ветки и потом одеваем их в листву. У каждого дерева свой цвет. А теперь давайте приготовим на ручки к работе. Пальчиковая гимнастика

    Раз, два, три, четыре, пять!

    Вышли пальчики гулять!

    Этот пальчик - гриб нашел,

    Этот пальчик - чистит стол,

    Этот - резал,

    Этот - ел.

    Ну, а этот лишь глядел!

    Садитесь за столы и приступайте к работе. Во время выполнения работы затрудняющимся детям оказывается помощь уточнением, напоминанием. наводящими вопросами.после выполнения детьми основной работы предлагается физкультминутка

    Ветер тихо клен качает
    Ветер тихо клен качает,                (ноги на ширине плеч, руки за голову.
    Вправо, влево наклоняет:               наклоны туловища влево - вправо
    Раз — наклон и два — наклон,
    Зашумел листвою клен.                   Потянуться на носочках, руки вверх)

        Дети садятся за столы и дополняют работы деталями по теме.

    Итог занятия.1. Рассматривание детских работ. Предложить детям выделить наиболее интересные рисунки и рассказать, чем они им понравились. 2. Вопросы: что нового вы узнали на занятии? Чему вы сегодня научились? 3. Словесная игра «Узнай дерево по описанию».

     

    Используемая литература:

    1. Бабунова Е.С., Градусова Л.В. и другие. Программа «Наш дом – Южный Урал», 2006г.
    2. Комарова Т.С. «Народное искусство в воспитании детей» М. Педагогическое общество России, 2000г.
    3. Шестакова А.В. «Росток» учебное пособие по художественно – творческому развитию детей дошкольного возраста. Челябинск, 1996г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой

    Проблема воспитания творческой личности актуальна во все времена, так как процесс определяют творческие люди, умеющие действовать не только по стереотипу, а находить нестандартные решения ситуаций, пр...

    Проект «Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами мультипликационного кино »

      Мы живем в современном мире, где нас всюду окружают инновационные технологии. Мы постоянно сталкиваемся с мультимедийными объектами- большую часть из которых занимает телевизионная систе...

    Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

    Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста...

    Презентация «Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами мультипликационного кино»

    Мы живем в современном мире, где нас всюду окружают инновационные технологии. Мы постоянно сталкиваемся с мультимедийными объектами - большую часть из которых занимает телевизионная система. Дети в до...

    Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

    В данной статье рассмотрены нетрадиционные техники рисования, как средство развития изобразительного творчества. В ней предоставлены определения, что такое нетрадиционное рисование, какие виды этого р...

    Использование техники нетрадиционного рисования «Батик» как средство развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

    laquo;Батик» - техника росписи по ткани интересна и доступна, но еще недостаточно разработана и востребована в дошкольных образовательных учреждениях с детьми старшего дошкольного возраста. Озн...

    Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в пейзажном рисовании

    В дошкольном возрасте не хватает жизненного опыта и словарного запаса, умения формулировать и определять своё отношение к миру. Сложно адекватно  выразить чувства и эмоции в вербальной форме, а т...