"Духовно-нравственное воспитание детей в семье" Сообщение на родительское собрание
консультация (младшая группа) на тему

Петрова Татьяна Александровна

Сообщение подготовлено на родительское собрание. В нем полно раскрывается роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №26 «Василек»

«Духовно-нравственное воспитание детей в семье»

Сообщение на родительское собрание

Воспитатель: Петрова Т. А.

Сентябрь

                                                           2015г

   Что же мы имеем в виду под духовно-нравственным  воспитанием? Это, прежде всего, любовь к Родине, любовь к природе, воспитание уважения к другим людям, сверстникам, ко всему живому. Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия как "труд", "долг", " честь", "Родина".

   Что следует иметь в виду, воспитывая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности. Какие в этой связи стоят перед педагогом и родителями задачи? Воспитание гражданина - это целый комплекс задач: воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать в нем чувства хозяина - бережное отношение к родной природе и всему живому, хлебу и продуктами питания; воспитывать любовь и уважение к людям. Чувства Родины... Оно начинается у ребенка с отношения в семье к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И вид из окна, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа - все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно малыш! Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое появляется только в детстве. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Задача взрослых - отбирать из массы впечатлений те, которые наиболее доступны ему: ближайшее окружение, природа и мир животных родного края; труд людей; отношения людей, раскрывающие ребенку наш образ жизни (коллективизм, товарищество, взаимопомощь, гуманное отношение ко всему живому). Раскрывая перед родителями вопросы духовного воспитания, педагоги не только подчеркивают необходимость с ранних лет воспитывать у детей заинтересованность событиями, происходящими в их жизни, интерес к культуре, истории, но и указывают основные условия, при которых наиболее эффективно развиваются нравственные чувства.

   Такими условиями являются:

- формирование у детей представлений о явлениях общественной жизни. Они создают возможность ориентироваться в ней, являются основой правильного понимания, оценки и осознанного отношения к общественной жизни. Поэтому, для духовного воспитания отбирается материал, наиболее ценный в воспитательном отношении;

- воспитание у них отношения к окружающему миру. Оно осуществляется в активной деятельности, творческой игре, труде.

   Чтобы пробудить у дошкольников духовные чувства, родителям и воспитателям необходимо знакомить детей с достопримечательностями своего села, рассказывать им о труде людей, о своей работе, о природе, о тех местах, где он родился и живет.

   Человек, умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания. Мир природы своей необычайностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивления, радость, восторг, пробуждает к передаче чувств      в  слове и деятельности. Необходимо научить ребёнка не только смотреть, но и видеть,  не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту природы. Важно подчеркнуть, что перед прогулкой в природу намечается хотя бы небольшая цель, связанная с восприятием объекта природы (полюбоваться, присмотреться, заметить, сравнить и т.д.) Любовь к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы. Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо:

во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру;

во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия.

   Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают - "ласкают" котенка и пр.). Большое значение имеют просмотры телепередач о мире животных. Хорошо, если сначала родители просматривают  передачу, фиксируют внимание на том материале, который интересен ребенку, продумывают доступный комментарий и при повторении передачи вместе с ребенком смотрят её. Во время прогулок интересно показать детям растения, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, подорожник. После таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространенным. Эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношение самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений.  Мы должны воспитывать у ребенка не только любовь к природе, но и  заботливое отношение к окружающим. Заботливое отношение к окружающим - ценнейшее нравственное качество, которое воспитывается у детей с раннего возраста. Заботливость, выражаемая ребенком, может основываться на разных мотивах: один ребенок хочет доставить взрослому радость, облегчив его труд, а другой надеется получить награду за свою помощь и заботу. Эгоистические тенденции возникают у детей в тех случаях, когда родители все делают для ребенка сами, ничего не требуя от него взамен. Заботливость, как нравственное качество содержит многое: помощь и взаимопомощь, отзывчивость, доброжелательность, внимательное отношение к окружающим. Можно выделить некоторые этапы развития этого нравственного качества у детей. Первый этап - охотное выполнение ребенком просьб, поручений, заданий старших, желание и стремление оказать помощь другим; затем - проявление внимания, чуткости не только в поведении, но и словесно. Важным является и положительное эмоциональное отношение к окружающим людям как общий психологический фон. Завершающий этап развития этого качества - проявление заботливости в отношениях к близким людям ( родителям, родственникам).

   Проявление заботливого отношения к окружающим значительно углубляются и приобретают общественную направленность, если ребенок посещает детский сад, является членом детского коллектива. Благотворное влияние детского сада на воспитание у детей трудолюбия, коллективизма, заботливости, отмечают и родители. Уровень развития заботливого отношения ребенка к окружающим определяют следующие показатели: степень самостоятельности в проявлениях заботы о других, активность ребенка в оказании помощи, проявления сочувствия, сопереживания. Особенность проявления заботливости у детей во многом зависит от условий семейного воспитания: эмоциональной атмосферы в семье, понимания родителями задач воспитания и воплощения их на практике; отношения родителей к участию ребенка в домашнем труде. Постепенно дети осознают нравственный смысл своей помощи. У них появляется желание быть нужным и полезным дома, ответственность за порученное дело, стремление не только довести его до конца, но и выполнять так, чтобы родителям было приятно видеть их самостоятельными и умеющими все делать. Выполняя по заданию воспитателя практические дела, дети учатся и словесно выражать свои добрые чувства членам семьи.

   Особую роль в воспитании нравственных качеств у дошкольников играет детская литература. Художественные произведения развивают эмоциональную отзывчивость, умение правильно оценивать поступки героев. Можно организовать чтение с последующей беседой по содержанию. Такие беседы позволяют познакомить детей с элементарными нормами морали, упражняют их в нравственных поступках, воспитывают  яркое, эмоциональное отношение к окружающим, учат  словесному выражению сочувствия, сопереживания. Кладовая мировой детской литературы полна разных, интересных, оригинальных произведений, перечитать которые все в детском саду, где планируется еще много образовательных занятий, совершенно невозможно. Но современные программы изобилуют списками рекомендованной для чтения детям литературы. Предоставленные сами себе, педагоги и родители выбирают из предложенных списков книги, либо в соответствии со своим вкусом, либо с наличием их в библиотеке детского сада. Первую группу составляют сочинения для самых маленьких - это пестовый фольклор и потешки. Пестовый фольклор - это колыбельные, приговоры при расчесывании, купании, заболевании ребенка - призван был защищать малыша или помочь ему. Потешки адресованы более старшим детям, они ритмически организованы и не читались, а произносились нараспев, как правило, сопровождались какими-либо действиями взрослого - похлопыванием, покачиванием, поглаживанием, подбрасыванием. При этом происходил приятный для ребенка физический контакт с  близким взрослым и восстанавливалось эмоциональное равновесие. В этой функции такие игры могут использоваться на протяжении всего периода дошкольного детства, как в условиях детского сада, так и в семье. Вторая группа - произведения, способствующие интеллектуальному развитию ребенка: в зависимости от его возраста на первый план выдвигаются совершенно разные задачи. В соответствии с ними в фольклоре для каждой возрастной группы имелись свои произведения. Самым маленьким адресованы так называемые кумулятивные сказки, такие, как - "Репка", "Рукавичка", "Теремок", "Колобок", песенки "Где был Иванушка?" и т.п. Многократно слушая их, ребенок привыкает к тому, что герои появляются в строго определенном порядке. С каждым следующим героем происходит одно и то же типовое событие, и он занимает свое место в ряду. С появлением следующего героя весь ряд повторяется заново: " Жучка - за внучку, внучка-за бабку, бабка - за дедку, а дедка - за репку..." . Идея упорядоченной последовательности чрезвычайно важна для усвоения в последствии абстрактной идеи порядка вообще - в частности, представления о числовой последовательности, числовом ряде. В других сказках – например, в сказке "Три медведя"  дети сталкиваются с понятиями о соответствии размеров. Особая задача при знакомстве детей с литературой - воспитание эстетического вкуса и любви к родной русской речи. К поэтической форме дети привыкают с рождения, слушая колыбельные и другие песни, приобщаясь к рифмованному пестованному и потешному фольклору. В целом выбор произведений полагается осуществлять с учетом интересов конкретных детей. Однако в общем объеме читаемой литературы преимущество должно быть отдано непереводной отечественной словесности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»

Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей.

Презентация по теме "Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей."...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Любовь к Отечеству - это и естьто главное основание душилюбого истинного гражданина России.Это и есть тот стержень,  который объединяет нашу страну,который делает её великой, который делает её на...

Детско- родительский проект «Фольклор как средство формирования духовно-нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста»

Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, п...