Статья для родителей "Богатство и красота родного языка"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Речь - это богатство и красота народа
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. Жизнь в современном мире предъявляет к человеку все новые и более серьезные требования. Речь современного человека - его визитная карточка. От того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех обществе. Очень важно с ранних лет формировать у ребенка грамотную красивую речь. В этом неоценимую помощь родителям оказывает народный фольклор. Накопленные веками малые формы народного поэтического творчества таят в себе огромные речевые, смысловые, звуковые богатства.
Знакомство ребенка с фольклором начинается с колыбели, с русских народных песенок. «Баю, баюшки, баю, не ложися на краю…», «Люли-люли-люленьки, прилетели гуленьки...». Взрослые замечали, под какие слова и напевы дети лучше засыпают, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям. И в наши дни бытуют многочисленные варианты общеизвестных колыбельных песенок. Они являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию богатств русского языка, к усвоению народной поэзии. Не знали в прошлом бабушки, что такое физкультура и массаж, но все, что нужно, делали под разные потешки. Только ребёнок проснулся, его поглаживают, приговаривают: «Потягушки – потянушки, поперёк толстушки… ». Будучи людьми мудрыми и практичными, они точно знали, что нужно заложить в человека буквально с младенчества, а потому привносили в потешки для детей познавательные элементы. При помощи потешек знакомство с окружающим миром происходило в игровой форме, в первую очередь, с теми его объектами, которые совсем маленький ребенок мог видеть вокруг себя, в доме и во дворе.
Особенно много радости доставляют детям игры со взрослыми:
«Идет коза рогатая...», «Сорока-ворона кашку варила...», «Ладушки…», «Пальчик – пальчик, где ты был…». Язык народных игр лаконичен, многообразен, богат звуковыми сопоставлениями. Здесь вместе с удовольствием ребенок получает и пользу: такие пальчиковые игры подготавливает ребёнка к овладению правильным звукопроизношением. Считалки остаются излюбленной словесной игрой детей старшего возраста. По своей распространенности и по количеству произведений они не знают себе равных. Возьмём стихотворение Ф.Н. Миллера, ставшее одной из самых популярных считалок: «Раз, два, три, четыре, пять - Вышел зайчик погулять...». И в старых, и в новых записях имеется большое количество вариантов этой считалки. Соревнование в сказывании считалок доставляет наслаждение, развивает органы артикуляции, вырабатывает чувство ритма.
Скороговорки изначально были придуманы для развлечения детей. Однако вскоре обнаружились и прочие полезные свойства этой шуточной забавы. В. И. Даль дает такое определение скороговорки: это «род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения, например: «Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком». В ней сочетаются однокоренные или похожие по звучанию слова, что затрудняет ее произнесение и делает ее незаменимым упражнением для развития речи.
В русских народных сказках заключено богатое содержание, они насыщены языковыми средствами выразительности - сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами. Выражения «красна девица», «ясный сокол», «встань передо мной, как лист перед травой» и др. способствуют развитию образности речи, ее обогащению. Загадки знакомят ребенка «с радостью мышления». Кто из нас ребенком не мучился поиском ответов на вопросы: Почему утки плавают? Без чего хлеба не испечешь? Зачем в стакане вода? Редко кому удавалось добраться до отгадки самостоятельно, зато помогало взглянуть на вещи по-другому, раз мы помним „хитрые” стишки до сих пор. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Многие дети, придя в школу, не понимают пословиц, поговорок, фразеологизмов, так как мы, взрослые, все реже и реже используем их в своей речи. А весь процесс школьного обучения строится на литературном языке. Поэтому так важно в дошкольном возрасте дать детям возможность слышать не только разговорно-бытовую речь, но и литературный язык.
В течение многих веков малые фольклорные жанры мудро поучают ребенка. Подобно тому, как навсегда запоминаются первые книжки, так память хранит и те мелодии, которые довелось услышать в ранние годы. Вот почему так важно, чтобы колыбельная песня, потешка, сказка, пословица входили в жизнь в ту пору, когда человек особенно восприимчив ко всему прекрасному. Все они и в современном мире чудесным образом влияют на развитие речи детей.
Татьяна Жданова
учитель-логопед
МБДОУ ЦРР детский сад №4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/05/picture-492197-1412517149.jpg)
Статья на тему: «Воспитание ребенка средствами родного языка и народного творчества»
Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают \'Вопросы нравственного и патриотического воспита...
![](/sites/default/files/pictures/2011/04/27/picture-10607.jpg)
Статья "Воспитание любви к родному языку как одна из сторон патриотического воспитания современного дошкольника"
Статья "Воспитание любви к родному языку как одна из сторон патриотического воспитания современного дошкольника" расскажет о методах и приемах воспитания уважени, любви, интереса современного до...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/15/picture-961816-1673788110.jpg)
Конкурс чтецов "Есть у каждого язык, что родной навеки" (К Международному дню родного языка)
Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы для проведения подобного мероприятия....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/05/picture-572312-1423152573.jpg)
Сценарий праздника родного языка для старших дошкольников «О русский мой, родной язык»
Цель: Создать условия для познавательно-речевого развития...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/23/picture-825141-1558560412.jpg)
Статья «Роль родителей и педагогов в воспитании культуры родного языка у детей дошкольного возраста»
Развитие речи выступает одной из главных задач в процессе обучения и воспитания детей не только в детском саду, но и дома в семье. С возрастом все большую роль, в общем, и специально-речевом развит...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/26/picture-1367096-1637920967.jpg)
Статья "Нужно ли учить ребенка родному языку, если он хорошо говорит на нем с детства?"
Статья "Нужно ли учить ребенка родному языку, если он хорошо говорит на нем с детства?"...