Консультация для родителей "Развитие пространственного мышления у дошкольников"
консультация (подготовительная группа) на тему
Мы живем в трехмерном пространстве. Очень часто в процессе своей деятельности человек сталкивается с необходимостью представить внешний вид, структуру объекта окружающего мира. Поэтому развитие пространственного мышления у детей - это одна из важных задач родителей и педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons_prostranstven.docx | 17.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Пространственное мышление обеспечивается различными психическими процессами, такими как восприятие (первоосновой которого является ощущение), внимание, память, воображение при обязательном участии речи. Ведущую роль играют логические приемы мышления: сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, абстрагирование.
Мы живем в трехмерном пространстве. Очень часто в процессе своей деятельности человек сталкивается с необходимостью представить внешний вид, структуру объекта окружающего мира.
Как развивать пространственное мышление?
Главная цель – выработать у ребенка умение работать с пространственными объектами, научиться представлять трехмерные объекты, сформировать интерес к этому виду деятельности.
Работа ведется поэтапно.
На первом этапе дети тренируются понимать и обозначать пространственные отношения с помощью слов и словосочетаний: направо, налево, через, за, под и т.д.
Еще важно отработать умение гибко менять систему графических ориентиров в зависимости от точки зрения изображенного героя. Проверить наличие этой способности можно с помощью рисунков, где точка зрения нарисованного героя не совпадает с точкой зрения художника.
На втором этапе детям предлагаются задания на перемещение и изменение объектов в двумерном пространстве. Учатся анализировать структуру плоскостного изображения, мысленно изменяя ее. Здесь даются задачи на перемещение монет и спичек, задачи на рассечение фигур, на составление фигур из частей, при этом задание второго этапа характеризуются не только разнотипностью, но и разной степенью сложности. Сложность может обуславливаться как количеством возможных ходов или сочетания, которые должен перебрать ребенок для поиска верного решения, так и необходимостью найти нетрадиционный подход к поиску решения. Даются упражнения подготавливающее к пониманию закономерностей плоскостной геометрии, учат наблюдательности и формируют творческое отношение к работе с геометрическими объектами.
На третьем этапе начинается работа с изображением трехмерных фигур. Дети учатся мысленно «видеть» объект с разных позиций: сверху, сбоку, сзади, спереди. На данном этапе дети знакомятся также с названиями объемных геометрических фигур и учатся изображать их на бумаге.
В шести – семилетнем возрасте главными проблемами является: ориентация в графическом пространстве листа, увидеть картину с чужой точки зрения, мысленно соотносить между собой объекты, находящиеся в зрительном поле, управлять своим вниманием, выражать в речи пространственные характеристики объекта.
Примерные игры для развития
пространственного мышления
1. Возьмите тетрадь в клетку и нарисуйте схематично план детской комнаты. Затем, пускай ребенок внимательно присмотрится к комнате и нарисует каким образом размещена мебель в комнате. Если же он рисует неправильно, необходимо снова попросите его осмотреть комнату.
2. Можно порекомендовать такой вариант. Нужно взять цветную бумагу, вырезать из нее диван, стул, стол, стеллаж, шкаф и другую мебель и попросить малыша расставить ее по собственному вкусу на бумаге.
3. Если вашему ребенку пришлась игра по душе, посоветуйте ему нарисовать вашу улицу. Пускай попробует вспомнить маршруты в детский садик, магазин, библиотеку и в поликлинику. Когда ребенок лучше запомнит свое местонахождение, то заблудится он не сможет, даже если вы потеряете друг друга в толпе.
4. Приобретите ребенку географическую карту и глобус. Расскажите ему все, что знаете о странах, сушах и материках, морях и океанах. Очень полезны для развития использовать развивающие игры, например, оригами для детей, это не просто детская забава, складывание бумажных фигурок тренирует ассоциативное мышление ребенка.
Примерные упражнения на развитие пространственного мышления
- Попросить ребенка показать левую руку. Потом правую. Попросите ребенка взять предмет сначала правой, потом левой рукой. При выполнение не подсказывайте и не показывайте. Пусть ребенок выполнит сам.
- Ребенок должен выполнять ваши команды: повернуться направо, налево, постоять на левой ноге, постоять на правой ноге, поднять левую ногу, поднять правую и т.д.
- Ребенок должен уметь называть, что находится справа (слева) от него. Попросите его подойти к столу и положить на стол кубик справа (слева) от лежащего предмета. Усложните задание: пусть ребенок станет справа от вас или слева и определит: где у вас левая (правая) рука. Не подгоняйте ребенка, пусть он немного подумает, прежде чем выполнить задание. Именно в процессе «думания» ребенок развивает пространственное мышление.
- Ребенок дотрагивается до определенных парных частей вашего тела (руки, ноги, глаза), а вы называете ее. Например, ребенок дотронулся вашей левой руки. Вы говорите: это моя правая рука. Ребенок должен понять: правильно ли вы говорите, или ошиблись. Выполняйте это задание в игровой форме. Как будто он взрослый, а вы ребенок. И это он вас обучает правильному названию частей тела.
Здесь хочется сказать, что не нужно превращать все упражнения в обязательные уроки. Все эти упражнения можно выполнять сидя в очереди в поликлинике, по дорогу в детский сад, дома вместо игры. Самой важное, чтобы эти упражнения выполнялись регулярно и систематически.
- По отпечаткам рук и ног на листе бумаги ребенок должен назвать, какой отпечаток правый (левый). Это упражнение можно превратить в игру «Следопыт». Задание можно усложнить и разнообразить. Сделайте несколько отпечатков обуви ребенка и вашей. Он должен определить, какой отпечаток соответствует какой обуви.
- Сделайте подборку рисунков, где изображены люди с предметами в руках. Попросите ребенка определить, в какой руке держит предмет
- Упражняйтесь в употреблении предлогов простых и сложных. Положите карандаш в (под, за) коробку и спросите: где лежит карандаш? Потом забираете карандаш и спрашиваете: откуда взяла карандаш. В ответах ребенка должны звучать предлоги. Опять же: едем в метро и положили телефон в сумку и спрашиваете ребенка.
Есть множество вариаций этих упражнений. Здесь вы подключаете свою фантазию. Главное, чтобы упражнения не превратились в нудное выполнение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие и своевременная коррекция развития зрительного восприятия и пространственного мышления у дошкольников"
Что такое зрительное восприятия? Как оно влияет на дальнейшее обучение ребенка в школе. Как правильно и последовательно развивать зрительное восприятие и пространственное мышление у дошкольников....
Развитие пространственного мышления старших дошкольников посредством игр-головоломок типа "Танграмм"
статья в сборнике "Конструирование, моделирование, ручной труд"...
Консультация для педагогов "Развитие мышления у дошкольников"
Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития; подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Умственный труд, восприятие и переработка идущей из внешнего м...
Консультация для родителей на тему: «Как развивать пространственное мышление старшего дошкольника?»
Консультация для родителей на тему:«Как развивать пространственное мышление старшего дошкольника?» Пространственное мышление обеспечивается различными психическими процессами: восприя...
"Развитие познавательной активности и пространственного мышления у дошкольников, посредством использования современного игрового оборудования"
Материал проедназначен для воспитателей ДОО по применению ТИКО конструктора во второй младшей группе....
Статья "Развитие пространственного мышления младших дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений" .
В статье "Развитие пространственного мышления младших дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений" показывается взаимосвязь процессов формирования мыслител...
Формирование пространственного мышления у дошкольников "Поиграем с клеткой"
Весь доклад построен на основе личного опыта в ходе проведения занятий в кружке "Волшебные клетки" Педагогам, интересующимся эданной темой, поможет весь этот материал....