Консультация для родителей "Развитие пространственного мышления у дошкольников"
консультация (подготовительная группа) на тему

Чепайкина Юлия Васильевна

Мы живем в трехмерном пространстве. Очень часто в процессе своей деятельности человек сталкивается с необходимостью представить внешний вид, структуру объекта окружающего мира. Поэтому развитие пространственного мышления у детей - это одна из важных задач родителей и педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_prostranstven.docx17.06 КБ

Предварительный просмотр:

Пространственное мышление обеспечивается различными психическими процессами, такими как восприятие (первоосновой которого является ощущение), внимание, память, воображение при обязательном участии речи. Ведущую роль играют логические приемы мышления: сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, абстрагирование.

Мы живем в трехмерном пространстве. Очень часто в процессе своей деятельности человек сталкивается с необходимостью представить внешний вид, структуру объекта окружающего мира.

Как развивать пространственное мышление?

Главная цель – выработать у ребенка умение работать с пространственными объектами, научиться представлять трехмерные объекты, сформировать интерес к этому виду деятельности.

Работа ведется поэтапно.

На первом этапе дети тренируются понимать и обозначать пространственные отношения с помощью слов и словосочетаний: направо, налево, через, за, под и т.д.

Еще важно отработать умение гибко менять систему графических ориентиров в зависимости от точки зрения изображенного героя. Проверить наличие этой способности можно с помощью рисунков, где точка зрения нарисованного героя не совпадает с точкой зрения художника.

На втором этапе детям предлагаются задания на перемещение и изменение объектов в двумерном пространстве. Учатся анализировать структуру плоскостного изображения, мысленно изменяя ее. Здесь даются задачи на перемещение монет и спичек, задачи на рассечение фигур, на составление фигур из частей, при этом задание второго этапа характеризуются не только разнотипностью, но и разной степенью сложности. Сложность может обуславливаться как количеством возможных ходов или сочетания, которые должен перебрать ребенок для поиска верного решения, так и необходимостью найти нетрадиционный подход к поиску решения. Даются упражнения подготавливающее к пониманию закономерностей плоскостной геометрии, учат наблюдательности и формируют творческое отношение к работе с геометрическими объектами.

На третьем этапе начинается работа с изображением трехмерных фигур. Дети учатся мысленно «видеть» объект с разных позиций: сверху, сбоку, сзади, спереди. На данном этапе дети знакомятся также с названиями объемных геометрических фигур и учатся изображать их на бумаге.

В шести – семилетнем возрасте главными проблемами является: ориентация в графическом пространстве листа, увидеть картину с чужой точки зрения, мысленно соотносить между собой объекты, находящиеся в зрительном поле, управлять своим вниманием, выражать в речи пространственные характеристики объекта.

Примерные игры для развития

пространственного мышления

1. Возьмите тетрадь в клетку и нарисуйте схематично план детской комнаты. Затем, пускай ребенок внимательно присмотрится к комнате и нарисует каким образом размещена мебель в комнате. Если же он рисует неправильно, необходимо снова попросите его осмотреть комнату.

2. Можно порекомендовать такой вариант. Нужно взять цветную бумагу, вырезать из нее диван, стул, стол, стеллаж, шкаф и другую мебель и попросить малыша расставить ее по собственному вкусу на бумаге.

3. Если вашему ребенку пришлась игра по душе, посоветуйте ему нарисовать вашу улицу. Пускай попробует вспомнить маршруты в детский садик, магазин, библиотеку и в поликлинику. Когда ребенок лучше запомнит свое местонахождение, то заблудится он не сможет, даже если вы потеряете друг друга в толпе.

4. Приобретите ребенку географическую карту и глобус. Расскажите ему все, что знаете о странах, сушах и материках, морях и океанах. Очень полезны для развития использовать развивающие игры, например, оригами для детей, это не просто детская забава, складывание бумажных фигурок тренирует ассоциативное мышление ребенка.

Примерные упражнения на развитие пространственного мышления

  1. Попросить ребенка показать левую руку. Потом правую. Попросите ребенка взять предмет сначала правой, потом левой рукой. При выполнение не подсказывайте и не показывайте. Пусть ребенок выполнит сам.
  2. Ребенок должен выполнять ваши команды: повернуться направо, налево, постоять на левой ноге, постоять на правой ноге, поднять левую ногу, поднять правую и т.д.
  3. Ребенок должен уметь называть, что находится справа (слева) от него. Попросите его подойти к столу и положить на стол кубик справа (слева) от лежащего предмета. Усложните задание: пусть ребенок станет справа от вас или слева и определит: где у вас левая (правая) рука. Не подгоняйте ребенка, пусть он немного подумает, прежде чем выполнить задание. Именно в процессе «думания» ребенок развивает пространственное мышление.
  4. Ребенок дотрагивается до определенных парных частей вашего тела (руки, ноги, глаза), а вы называете ее. Например, ребенок дотронулся вашей левой руки. Вы говорите: это моя правая рука. Ребенок должен понять: правильно ли вы говорите, или ошиблись. Выполняйте это задание в игровой форме. Как будто он взрослый, а вы ребенок. И это он вас обучает правильному названию частей тела.

Здесь хочется сказать, что не нужно превращать все упражнения в обязательные уроки. Все эти упражнения можно выполнять сидя в очереди в поликлинике, по дорогу в детский сад, дома вместо игры. Самой важное, чтобы эти упражнения выполнялись регулярно и систематически.

  1.  По отпечаткам рук и ног на листе бумаги ребенок должен назвать, какой отпечаток правый (левый). Это упражнение можно превратить в игру «Следопыт». Задание можно усложнить и разнообразить. Сделайте несколько отпечатков обуви ребенка и вашей. Он должен определить, какой отпечаток соответствует какой обуви.
  2. Сделайте подборку рисунков, где изображены люди с предметами в руках. Попросите ребенка определить, в какой руке держит предмет
  3. Упражняйтесь в употреблении предлогов простых и сложных. Положите карандаш в (под, за) коробку и спросите: где лежит карандаш? Потом забираете карандаш и спрашиваете: откуда взяла карандаш. В ответах ребенка должны звучать предлоги. Опять же: едем в метро и положили телефон в сумку и спрашиваете ребенка.

Есть множество вариаций этих упражнений. Здесь вы подключаете свою фантазию. Главное, чтобы упражнения не превратились в нудное выполнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие и своевременная коррекция развития зрительного восприятия и пространственного мышления у дошкольников"

Что такое зрительное восприятия? Как оно влияет на дальнейшее обучение ребенка в школе. Как правильно и последовательно развивать зрительное восприятие и пространственное мышление у дошкольников....

Консультация для педагогов "Развитие мышления у дошкольников"

Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития; подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Умственный труд, восприятие и переработка идущей из внешнего м...

Консультация для родителей на тему: «Как развивать пространственное мышление старшего дошкольника?»

Консультация для родителей на тему:«Как развивать пространственное мышление старшего дошкольника?» Пространственное мышление обеспечивается различными психическими процессами: восприя...

"Развитие познавательной активности и пространственного мышления у дошкольников, посредством использования современного игрового оборудования"

Материал проедназначен для воспитателей ДОО по применению ТИКО конструктора во второй младшей группе....

Статья "Развитие пространственного мышления младших дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений" .

В статье "Развитие пространственного мышления младших дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений" показывается взаимосвязь процессов формирования мыслител...

Формирование пространственного мышления у дошкольников "Поиграем с клеткой"

Весь доклад построен на основе личного опыта в ходе проведения занятий в кружке "Волшебные клетки"  Педагогам, интересующимся эданной темой, поможет весь этот материал....