Влияние социально-психологического климата семьи на психическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
статья на тему
Важный показатель благоприятного психологического климата семьи-стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, преподносить друг другу приятные сюрпризы, вместе путешествовать.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пушкова И.А.,
РФ,
ГАОУ ВО МГПУ ИПССО,
магистрант
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА СЕМЬИ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Социально-психологический климат – это эмоциональная среда, которая сложилась в процессе группового взаимодействия, и которая тесно связана со структурой и динамикой групповых процессов, целями, задачами и эффективностью группы.
К важнейшим признакам, определяющим его благоприятность относят:
- доверие и высокую требовательность супругов друг к другу;
- доброжелательную и деловую критику;
- свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающегося проблем семьи;
- отсутствие давления главы семьи и признание за ними права принимать значимые для группы решения;
- достаточная информированность супругов о задачах и состоянии дел при их выполнении;
- удовлетворенность состоянием в браке;
- высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих у кого-либо из супругов состояние фрустрации;
- принятие на себя ответственности за состояние дел в семье каждым супругом.
На основании этого установлено, что между состоянием социально-психологического климата развитой семьи и эффективностью совместной деятельности существует положительная связь.
Но как такой климат влияет на состояние ребенка в социальных отношениях, еще предстоит выяснить.
Существует 2 подхода в объяснении формирования социально-психологический климат:
1. социально-психологический климат связывают с групповой динамикой, проявляющейся в стадиях, которые сопровождаются тем или иным психологическим климатом и эмоциями. 3 стадии:
- адаптация (характеризуется эмоциями, которые человек переживает),
- интеграция (характеризуется эмоциями, которые человек демонстрирует),
- индивидуализация (характеризуется эмоциями, которые человек воспринимает).
В рамках этого подхода эффективность деятельности достигается за счет объединения данных составляющих динамики. Психологический комфорт достигается за счет:
- эмоционально взаимодействуя, человек использует все три формы, что создает ощущение безопасности в проявлении эмоций и человек безопасно вербализует информацию;
- состояние комфорта создается за счет доверия. Следовательно, вербализованные эмоции не будут вытеснены за пределы группы, и этой информацией не будут шантажировать;
- возможность безопасной и эффективной рефлексии.
Но, существует опасность, необходимо учитывать ещё один момент, что личности свойственно стремление к положительному психологическому климату, и в некоторых случаях ради его сохранения человек может пойти на противозаконные, нелогичные или асоциальные действия. Как следствие, не всегда положительный социально-психологический климат способствует эффективной деятельности.
2 подход рассматривает соотношение к социально-психологическому климату как к эмоциональной среде для отдельного человека. Он является одним из факторов влияющих на деятельность, развитие и взаимодействие личности. Он бывает:
- стимулирующий – возникает при наличии наставника или создается целенаправленно;
- пассивно-наблюдательный – развивается естественно, без осознанного формирования;
- тормозящий – когда есть чье-то влияние, направленное на обострение отношений.
Итог можно подвести к следующему: к основной сложности изучения социально-психологического климата можно отнести тот факт, что это достаточно динамичная структура, включающая в себя множество переменных.
Существует четыре фактора, напрямую пересекающихся с областью становления благоприятного психологического климата в семье:
1. Эмоциональная привлекательность супругов.
2. Сходство супругов между собой.
3. Предпочитаемый супругами способ взаимодействия и их ведущий социальный мотив.
4. Особенности семейных целей, определяющие три типа деятельности: совместно-индивидуальную, совместно-последовательную и совместно-взаимодействующую (цели повышают сплоченность, когда приняты в качестве своих личных целей).
Характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой принято называть психологическим климатом (синоним — психологическая атмосфера).
Он является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям.
Многие исследователи выделяют два типа психологического климата семьи: благоприятный и неблагоприятный. Многолетние наблюдения показывают, что довольно значительной части семей присущ противоречивый психологический климат.
Благоприятный психологический климат семьи способствует установлению соматического и психического равновесия, гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Выраженный дефицит непосредственно-эмоционального общения ребенка с родителями, отрицательные эмоциональные состояния приводят к дезинтеграции и дезадаптации, резкому замедлению психического развития малыша, к нервно-психическим срывам и заболеваниям.
Важный показатель благоприятного психологического климата семьи — стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, преподносить друг другу приятные сюрпризы, вместе путешествовать.
Каждой семье присущ определенный уровень духовности. Чем выше этот уровень, тем больше оснований для семьи быть сплоченной, развивать способности и интересы, удовлетворять культурные потребности своих членов, успешно воспитывать детей, жить богатой нравственной и эмоционально-эстетической жизнью. К духовным ценностям семьи следует прежде всего отнести ее идейно-нравственные устои, коллективистские отношения, психологический климат, общение внутри семьи и с окружающим миром, контакты со средствами массовой информации, литературой и искусством, эстетику быта, воспитательный потенциал, интеллектуальные устремления.
Единство гражданственности и устойчивых нравственных отношении оказывает сильное всестороннее воздействие на каждого члена семьи, особенно на детей. Наиболее мощным средством в комплексе этих влияний является характер отношений между супругами.
Подлинная духовная близость детей с родителями и старшими — это такие отношения, при которых взрослый отдает ребенку самые сокровенные богатства своей души, отдает бескорыстно, не требуя ничего взамен, а ребенок, впитывая все лучшее, в свою очередь, обогащает взрослого целебной чистотой своих эмоций, открывает ему бесхитростные тайники своей души. Именно добрые внутрисемейные отношения оказывают положительное влияние на всестороннее формирование личности ребенка.
Список литературы
- Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пос. – СПб.: Речь, 2004 – 283с.
- Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. – СПб.: Питер, 2005 – 441с.
- Прохорова О.Г. Любовь, брак, семья: жизнь без ошибок. – СПб.: КАРО, 2008. – 336с.:ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста"
Эта консультация поможет родителям лучше понять своих детей и правильно оценить их возможности....
Роль игры в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста
Роль игры в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста...
Влияние этюдов и игр - импровизаций на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Театрализованная деятельность, а точнее, импровизации и этюды играют большую роль в воспитании и развитии дошкольников. Участие в них помогают естесственно и всесторонне развиваться, учат думать...
Взаимодействие Доо и семьи по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста ( Презентация)
Взаимодействие Доо и семьи по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....
"Возрастные особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста"
quot;....ребенок по своей природе -пытливый исследователь мира.Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, крас...
Взаимодействие ДОУ и семьи по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста
Cпособствовать физическому развитию детей дошкольного возраста путём взаимодействия семьи и ДОУ....
Доклад "Создание условий для полноценного психического развития детей старшего дошкольного возраста"
Доклад "Создание условий для полноценного психического развития детей старшего дошкольного возраста"...