Влияние социально-психологического климата семьи на психическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
статья на тему

Пушкова Ирина Алексеевна

Важный показатель благоприятного психологического климата семьи-стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, преподносить друг другу приятные сюрпризы, вместе путешествовать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пушкова И.А.,

РФ,

ГАОУ ВО МГПУ ИПССО,

магистрант

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА СЕМЬИ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Социально-психологический климат – это эмоциональная среда, которая сложилась в процессе группового взаимодействия, и которая тесно связана со структурой и динамикой групповых процессов, целями, задачами и эффективностью группы.

К важнейшим признакам, определяющим его благоприятность относят:

- доверие и высокую требовательность супругов друг к другу;

- доброжелательную и деловую критику;

- свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающегося проблем семьи;

- отсутствие давления главы семьи и признание за ними права принимать значимые для группы решения;          

- достаточная информированность супругов о задачах и состоянии дел при их выполнении;

- удовлетворенность состоянием в браке;

- высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих у кого-либо из супругов состояние фрустрации;

- принятие на себя ответственности за состояние дел в семье каждым супругом.

На основании этого установлено, что между состоянием социально-психологического климата развитой семьи и эффективностью совместной деятельности существует положительная связь.

Но как такой климат влияет на состояние ребенка в социальных отношениях, еще предстоит выяснить.

Существует 2 подхода в объяснении формирования социально-психологический климат:

1. социально-психологический климат связывают с групповой динамикой, проявляющейся в стадиях, которые сопровождаются тем или иным психологическим климатом и эмоциями. 3 стадии:

  • адаптация (характеризуется эмоциями, которые человек переживает),
  • интеграция (характеризуется эмоциями, которые человек демонстрирует),
  • индивидуализация (характеризуется эмоциями, которые человек воспринимает).

В рамках этого подхода эффективность деятельности достигается за счет объединения данных составляющих динамики. Психологический комфорт достигается за счет:

- эмоционально взаимодействуя, человек использует все три формы, что создает ощущение безопасности в проявлении эмоций и человек безопасно вербализует информацию;

- состояние комфорта создается за счет доверия. Следовательно, вербализованные эмоции не будут вытеснены за пределы группы, и этой информацией не будут шантажировать;

- возможность безопасной и эффективной рефлексии.

Но, существует опасность, необходимо учитывать ещё один момент, что личности свойственно стремление к положительному психологическому климату, и в некоторых случаях ради его сохранения человек может пойти на противозаконные, нелогичные или асоциальные действия. Как следствие, не всегда положительный социально-психологический климат способствует эффективной деятельности.

2 подход рассматривает соотношение к социально-психологическому климату как к эмоциональной среде для отдельного человека. Он является одним из факторов влияющих на деятельность, развитие и взаимодействие личности. Он бывает:

- стимулирующий – возникает при наличии наставника или создается целенаправленно;

- пассивно-наблюдательный – развивается естественно, без осознанного формирования;

- тормозящий – когда есть чье-то влияние, направленное на обострение отношений.

 Итог можно подвести к следующему: к основной сложности изучения социально-психологического климата можно отнести тот факт, что это достаточно динамичная структура, включающая в себя множество переменных.

Существует четыре фактора, напрямую пересекающихся с областью становления благоприятного психологического климата в семье:

1. Эмоциональная привлекательность супругов.

2. Сходство супругов между собой.

3. Предпочитаемый супругами способ взаимодействия и их ведущий социальный мотив.

4. Особенности семейных целей, определяющие три типа деятельности: совместно-индивидуальную, совместно-последовательную и совместно-взаимодействующую (цели повышают сплоченность, когда приняты в качестве своих личных целей).

Характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой принято называть психологическим климатом (синоним — психологическая атмосфера).

Он является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям.

Многие исследователи выделяют два типа психологического климата семьи: благоприятный и неблагоприятный. Многолетние наблюдения показывают, что довольно значительной части семей присущ противоречивый психологический климат.

Благоприятный психологический климат семьи способствует установлению соматического и психического равновесия, гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Выраженный дефицит непосредственно-эмоционального общения ребенка с родителями, отрицательные эмоциональные состояния приводят к дезинтеграции и дезадаптации, резкому замедлению психического развития малыша, к нервно-психическим срывам и заболеваниям.

Важный показатель благоприятного психологического климата семьи — стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, преподносить друг другу приятные сюрпризы, вместе путешествовать.

Каждой семье присущ определенный уровень духовности. Чем выше этот уровень, тем больше оснований для семьи быть сплоченной, развивать способности и интересы, удовлетворять культурные потребности своих членов, успешно воспитывать детей, жить богатой нравственной и эмоционально-эстетической жизнью. К духовным ценностям семьи следует прежде всего отнести ее идейно-нравственные устои, коллективистские отношения, психологический климат, общение внутри семьи и с окружающим миром, контакты со средствами массовой информации, литературой и искусством, эстетику быта, воспитательный потенциал, интеллектуальные устремления.

Единство гражданственности и устойчивых нравственных отношении оказывает сильное всестороннее воздействие на каждого члена семьи, особенно на детей. Наиболее мощным средством в комплексе этих влияний является характер отношений между супругами.

Подлинная духовная близость детей с родителями и старшими — это такие отношения, при которых взрослый отдает ребенку самые сокровенные богатства своей души, отдает бескорыстно, не требуя ничего взамен, а ребенок, впитывая все лучшее, в свою очередь, обогащает взрослого целебной чистотой своих эмоций, открывает ему бесхитростные тайники своей души. Именно добрые внутрисемейные отношения оказывают положительное влияние на всестороннее формирование личности ребенка.

Список литературы

  1. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пос. – СПб.: Речь, 2004 – 283с.
  2. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. – СПб.: Питер, 2005 – 441с.
  3. Прохорова О.Г. Любовь, брак, семья: жизнь без ошибок. – СПб.: КАРО, 2008. – 336с.:ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста"

Эта консультация поможет родителям лучше понять своих детей и правильно оценить их возможности....

Роль игры в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста

Роль игры в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста...

Влияние этюдов и игр - импровизаций на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность, а точнее, импровизации и этюды играют большую роль в воспитании и развитии дошкольников. Участие в них помогают естесственно и всесторонне развиваться,  учат думать...

Взаимодействие Доо и семьи по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста ( Презентация)

Взаимодействие Доо и семьи по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....

"Возрастные особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста"

quot;....ребенок по своей природе -пытливый исследователь мира.Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, крас...

Взаимодействие ДОУ и семьи по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста

Cпособствовать физическому развитию детей дошкольного возраста путём взаимодействия семьи и ДОУ....

Доклад "Создание условий для полноценного психического развития детей старшего дошкольного возраста"

Доклад "Создание условий для полноценного психического развития детей старшего дошкольного возраста"...