Самостоятельность
консультация на тему

Горельская Ирина Александровна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnost.docx14.88 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

«Самостоятельность ребенка. Ее границы».

Часто , по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка- мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Может ли ребенок быть самостоятельным?

Самостоятельность- это ценное  качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.

Современная начальная школа преъявляет высокие  требования к уровню готовности  детей к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого,  насколько  качественно и своевременно  дошкольник будет подготовлен к школе, во многом  зависит успешность его дальнейшего обучения. Среди  качеств будущего  школьника, исследователи особо выделяют самостоятельность ребенка, т.к. она способствует развитию его личности в целом.

Сегодня ребенок не мотивирован на реализацию разных  видов деятельности,  не ставит  самостоятельных целей, а лишь по итогам  проводимой с ним работы овладевает  некоторыми способами  действия. Самостоятельность ребенка  в деятельности проявляется при выборе  и осуществлении, при постановке  целей, определении и разрешении задач;при обощении и переносе способов действий, а не при послушном  выполнении поставленного кем-то задания. Самостоятельный ребенок – тот, который сам ставит  себе цели и может их добиваться.

Проблемы формирования у детей самостоятельности была и остается одной из самых актуальных.

Волевые качества личности являются стержневой стороной  характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное  внимание. В деятельности и в коллективе сверстников у дошкольника в первую очередь должны формироваться  такие волевые  черты характера, как самостоятельность, увереность в своих силах, настойчивость, выдержка.

Формирование самостоятельности  дошкольника способствует развитию его личности в целом.

Отличительной особенностью самостоятельности детей старшей группы является ее организованность. Инициативы ребят направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, т.е. вопреки  требованиям взрослых. Дети старшего возраста могут и умеют напрявлять свою инициативу на то, чтобы  лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное им или задуманное ими дело в соотвествии с требованиями старших.

Ребенка, который еще слабо владеет нужными навыками, следует чаще упражнять  в трудовых действиях; неуверенного надо поддержать, убедить, что неудача временная, и если постараться, то все получится. Робких  безынициативных  нужно чаще ставить в такие условия, когда они сами  должны  будут находить  выход  из создавшегося положения, проявлять  самостоятельность. Детей, постоянно  стремящихся  стать лидерами, следует вовлекать  в такие ситуации, в которых они оказывались бы в подчиненном  положении, объединять  для работы с теми, кто умеет не только  трудиться,но и быть хорошим организатором.

Чтобы  дети старшего дошкольного  возраста научились  по собственной инициативе находить  применение  своим силам, следует на первых порах давать  им конкретные задания, поручения, например  вылить воду из мыльниц и положить просушить, стереть пыль со шкафов, вымыть комнатные растения. Такие задания  нужно давать детям до тех пор, пока  они не научились выполнять их самостоятельно.  В дальнейшем  руководство ребят должно состоять  в том, что взрослый, не приказывая им прямо, но учитывая их знания, умения, опыт, побуждает их самих  подумать, что и как нужно  сделать. Так  у детей  формируется наблюдательность, сообразительность, внимательность.

Необходимо  учить дошкольников в процессе труда общаться спокойно, дружелюбно,вежливо не только при взрослых, но и в присуствие. Дети должны уметь  контролировать  свое  поведение, оценивать  поступки, доброжелательно  и правильно на них реагировать.  Взрослый  постоянно  напоминает, как нужно себя нести, объсняет, выносит порицания. Но следует помнить, что нравоучительными  беседами на этические  темы  злоупотреблять  не следует, так  как  это вызыввает  у негативное  отношение к взрослому. Лучше  использовать  положительные примеры  поведения детей, художественную литературу.

Дети  старшего  дошкольного возраста могут  выполнять следующие виды работ:

1.Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры; протирать  их сырой тряпкой; мыть некоторые  игрушки ( целлулоидные, резиновые).

2. Протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых).

3. Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки, ленточки), салфетки для хлебницы и т.п.

4. Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть ложки, чашки и другую посуду после завтрака.

5. Подметать сырым веником пол в комнате, небольшой  метлой  дорожку во дворе.

6. Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный картофель, резать вареные овощи для венегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье; собирать и чистить ягоды.

7. Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных  делах: повесить или снять  с веревки  небольшое по размеру белье , помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести  вещь, поднять упавшую.

8. Приносить воду в небольших ведерках.

9. Проявлять заботу о младших брате, сестре ( помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение).

10.Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет

В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...

Самостоятельность, как средство вовлечения ребенка в самостоятельную познавательную деятельность

Самостоятельная деятельность – это  работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок, ...

Самостоятельный ребенок. Как научить ребенка играть самостоятельно?

Прежде всего вспомним о том, что ребенок не слушает и исполняет, а смотрит и впитывает. Организуйте для детей такое безопасное пространство, которое сможет двигать его к самостоятельности.  Пройд...

Развитие инициативы и самостоятельности у дошкольников Нестандартные приемы формирования самостоятельности и инициативы у старших дошкольников

Важными качествами, позволяющими ребенку успешно социализироваться и найти свое место в обществе, является самостоятельность и проявление инициативы. Развитие детской инициативы и самостоятельнос...