Игры для детей 4-5 лет.
консультация (средняя группа) на тему

Тихонова Ольга Николаевна.

 

Игры, направленные на развитие внимания,памяти,мышления,воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

Игры, направленные на развитие внимания и памяти у детей 4-5 лет

Память – основа развития всех психических процессов, и с этим никто не поспорит. Для того, чтобы что-то придумать, проанализировать, воспринять и переработать информацию, ребёнку приходится задействовать память – вспомнить образы, названия, запомнить последовательность или указания взрослого. Чем слабее развита память, тем больше времени и сил уходит у ребёнка на выполнение какого-либо действия, следовательно, и интерес быстро пропадает. Результат плохой, родители расстраиваются. А не надо, нужно лишь чуть дольше времени уделить играм на развитие памяти. Тренировка памяти неразрывно связана с развитием внимания. Для того, чтобы что-то запомнить, надо внимательно посмотреть. Поэтому многие игры по развитию памяти, способствуют развитию внимания и наоборот. Приведём примеры таких игр.

«Картинки»

Знакомая всем игра, в ходе которой ребёнку предлагают запомнить ряд картинок. После того, как ребёнок запомнил, картинки убирают и просят назвать, что было нарисовано на картинках (напомним, что нужны предметные картинки). Детям 4–5 лет для запоминания предлагают 5–6 картинок. К школе ребёнок должен по памяти воспроизвести не менее 9. Так мы тренируем операционную, кратковременную память. Для того, чтобы включить механизм отсроченной памяти, попросите ребёнка вспомнить картинки через 15–20 минут.

«Слова»

Игра, аналогичная предыдущей, только ребёнку предлагают запомнить не картинки, а слова (5-6 шт.)

«Повтори узор»

 Игра способствует развитию умения запоминать расположение предметов на листе. Можно предлагать ребёнку выкладывать узор по образцу, а в дальнейшем попросить запомнить и повторить узор по памяти.

«Что изменилось на картинке»

 Наверняка, эта игра вам знакома. Можно использовать специальные развивающие карточки или просто раскладывать перед ребёнком предметы. Попросите ребёнка запомнить, что и в какой последовательности находится перед ним. Когда ребёнок закроет глаза, уберите игрушку, замените другой или поменяйте две игрушки местами. Ребёнок должен определить, что изменилось. Будет интересно, если вы предложите сыну или дочери роль ведущего.

«Повтори движение»

Игра на развитие двигательной памяти заключается в том, что папа или мама в разных местах комнаты показывают разные фигуры. Ребёнок должен внимательно посмотреть, запомнить и воспроизвести действия взрослого. Начните с 2 фигур, но к 6–7 годам ваша планка должна подняться до 6–7 фигур. Вы можете использовать игры на развитие памяти у детей 3–4 лет, усложняя задания. Обязательно разговаривайте с ребёнком, просите его рассказать, что он видел, как прошёл день, чем закончился мультик и т.д. Поощряйте ребёнка за то, что он всё хорошо запомнил, разучивайте стихи и рассматривайте иллюстрации.

Используйте метод мнемотехники для успешного развития процесса запоминания. Смысл этой техники в том, что каждое слово или строчку можно изобразить знаком или картинкой. Например, вы разучиваете стихотворение

«Ромашка»

Ромашки, ромашки,

 Белые рубашки,

 Жёлтые колечки!         

Побежали к речке,

 За руки взялись,

И вот – Дружно водят хоровод!

Процесс становится ещё интереснее, если вы рисуете схемы сами, в процессе разучивания. Отлично, если ребёнок сам предложит знаки или изображения на слова стихотворения. В дальнейшем предлагайте ребёнку зарисовывать стихи так, как он хочет. Это увеличивает объём памяти и сокращает время запоминания. Успехов!

Игры на развитие мышления 4-5 лет

Основа успешного обучения – развитое мышление, и с этим никто не поспорит. Прежде чем учить малыша делать умозаключения, научите его анализировать, то есть выделять часть из общего. Для умения анализировать подойдут следующие упражнения:

«Из чего состоит»

Попросите ребёнка подумать и назвать части разных предметов. Например: из чего состоит дерево – ствол, ветки, листья, корни, кора, плоды и т.д. Такие упражнения даются сложно, если ребёнок ещё не умеет правильно рассматривать предметы (рассматривая картинки или предметы обращайте внимание на мелкие детали, называйте как можно больше частей, сравнивайте их формы и т.д.) Для игры можно использовать любые слова и предметы, такие как дом, барабан, цветок, машина, самолет, кресло, стул, арбуз, яблоко и вообще всё, что в голову придёт. В течение года научите ребёнка играть в такую игру опираясь на представления о предмете, по памяти.

«Где это можно увидеть?»

Когда ребёнок легко справляется с предыдущей игрой, спросите его, где можно увидеть, например, окно, кран, ножницы, ручку, стол, слона, колесо и т.д. Отличное упражнение будет полезно и взрослым, играйте всей семьёй.

«Что хорошо, что плохо»

Игра состоит в том, чтобы рассматривая предмет выяснить, что в нём хорошего, а что плохого. Например: карандаш. Хорошо, что карандаш длинный, плохо, что хрупкий. В дальнейшем можно анализировать отдельные качества предмета: длинный карандаш. Хорошо – может служить указкой, плохо – не помещается в коробку с карандашами. Можно рассматривать поступки и действия взрослых, героев сказок. К концу дошкольного детства ребёнок на основе такой игры сможет делать умозаключения типа: Конфеты вкусные, но от них портятся зубы.

«Что кому»

Спросите ребёнка, что нужно повару — колпак, половник, нож, овощи и т.д. Старайтесь назвать как можно больше предметов, которые понадобятся повару. Ребёнку необходимо будет в уме представлять соответствующие картинки ( но если вы никогда не рассматривали картинки. не беседовали. не наблюдали за поваром, то с таким упражнением будет сложно справиться). Говорите о том, что нужно врачу, пчеле, художнику, маленькому ребёнку. папе, бабушке и т.д.

«Разложи на группы»

 Перед ребёнком разложите разные картинки и предложите разделить на группы. например. в одну группу попадут овощи, в другую животные, или в группе соберутся все красные, или все круглые предметы. Старайтесь создавать группы по разным, второстепенным признакам.

«Четвёртый лишний»

Давно знакомая игра вам и вашему ребёнку. Подберите картинки или группы слов, где 3 предмета объединены общим признаком, а четвёртый не подходит к этой группе. Ребёнок 4-5 лет на ура справится, если предметы будут из групп овощи, транспорт, посуда и т.д., объединены по цвету или форме. Усложните задачу. Предметы могут быть похожи тем, что в их названиях по 2 слога, или начинаются они на определённый звук, нужны человеку определённой профессии, это могут быть животные севера, морские или речные рыбы и т.д. Всё зависит от знаний ребёнка об окружающем мире. Подбор слов — увлекательное развивающее занятие для взрослых. Пробуйте. Примеры слов: Кровать, стол, комод, ложка. Вилка, ложка, кресло, нож. Юбка, шапка, платье, тапочки. Яблоко, свекла, груша, виноград. Дуб, ромашка, роза, тюльпан. Береза, сосна, липа, яблоня. Конфета, суп, халва, варенье. Мяч, кукла, машинка, шапка. Рука, нос, туфли, живот. Весна, осень, радуга, лето. Ручка, карандаш, бумага, фломастер. Не довольствуйтесь односложным ответом, пусть ребёнок порассуждает, сделает выводы и докажет вам свою правоту.

«Скажи наоборот»

Так же должна быть вам известна. Подбирайте пары слов с противоположными значениями и проводите весело время всей семьёй. Важно начать учить ребёнка 4-5 лет рассуждать и мыслить логически. Здесь пригодятся следующие игры:

«Так бывает или нет»

 Перебрасывая мячик придумывайте разные ситуации, которые могут быть или не могут, например: «Рыба по небу плывёт»,» Надел очки от дождя», «Ночью светит солнце» и т.д.

«Как узнать»

Спросите ребёнка, как узнать:

 … идет ли на улице дождь? (посмотреть в окно)

… холодно ли на улице? (посмотреть на градусник за окном)

 … пришла ли осень? (обнаружить желтые листья)

 … закипел ли чайник? (свистит, из него идет пар)

 … сладкая ли каша? (попробовать ее на вкус)

… сварилась ли картошка? (проткнуть вилкой или попробовать)

 … высохла ли рубашка? (потрогать)

 … сладкий ли чай? (попробовать)

… холодная ли вода? (потрогать)

… пишет фломастер или нет? (попробовать писать)

… крепко ли завязана веревка? (потянуть)

 … есть ли молоко в пакете? (поболтать)

… жмут ли ботинки? (померить)

… сколько осталось дней до Нового года? (посмотреть на календарь)

 … есть ли какой-то предмет в закрытой коробке? (потрясти коробку)

… работает ли пылесос? (включить)

 … интересная ли книжка? (прочитать)

… мягкий ли хлеб? (пощупать)

… любит ли кошка ананас? (дать попробовать съесть)

… что приготовила мама на обед? (спросить)

 … спелый ли арбуз? (разрезать и посмотреть)

Ассоциации — наиболее сложный для дошкольника мыслительный процесс, но и его тренировку можно начинать уже сейчас. Используйте такие упражнения, как:

 «Словесные ассоциации»

Не простая, но интересная игра, в которой необходимо подобрать ассоциации к словам. Чтобы ребёнок понял правильно, можно сказать так: «Закрой глаза. Стол (слово для ассоциаций).Открой глаза». Объясните ребёнку, что то, что он представил при слове СТОЛ и есть ассоциации: посуда, комната, стул, скатерть, книга, краски, ваза, цветы и т.д.Как только ваш сын или дочь поймут, как правильно «добывать ассоциации», это станет вашей любимой совместной игрой.

«Доскажи словечко»

Предложите ребёнку пару слов. Например: собака — будка. Ребёнок должен подумать, чем связаны эти два слова (где живёт собака). теперь по аналогии ребёнок должен добавить слово к слову БЕЛКА. Это слово — дупло (белка живёт в дупле). На начальном этапе вам с ребёнком придётся разбираться, анализировать и искать связи между словами. В дальнейшем ваш сын или дочь смогут исполнять роль ведущего.

Развитие воображения 4-5 лет

Из предыдущей статьи мы узнали, что воображение дошкольника выполняет несколько функций: защитную – помогает переживать страхи и познавательную – восстанавливает пробелы в познании ребёнка. Ребёнок 4-5 лет начинает проявлять творчество в ручном труде, рисовании и «сочинительстве». Но если присмотреться, окажется, что малыш совсем не умеет играть самостоятельно. Вспомните себя в детстве: какие сюжеты! А современный ребёнок часто не может придумать, чем ему заняться. Основная задача данного возраста – научить сына или дочь играть, принимать на себя роль. Для начала возьмите на себя роль организатора, помогите ребёнку развить сюжет, пригласите куклу Машу и зайчика поиграть с вами. Вы можете устраивать поездки в цирк, в деревню, плыть на корабле и т.д. Дома найдётся большая коробка, из которой можно сделать космический корабль, автобус и даже дворец. Если пришло время обеда, отправляйтесь в кафе… Но помните, ребёнок в воображаемую ситуацию включает события прошлого опыта, комбинирует то, что знает. Поэтому, чем шире кругозор, тем интереснее игра. Существуют так же специальные упражнения, способствующие развитию воображения.

«Помоги художнику»

Нарисуйте на листе бумаги круг. Предложите ребёнку подумать, на что он похож и расскажите историю: “Один художник задумал нарисовать картину, но не успел и очень просил тебя помочь.” Малыш с радостью откликнется. Ему нужно будет дорисовать круг. Вначале можно дорисовывать предметы круглой формы – тарелку, арбуз, шарик. А затем выстраивать более сложные образы, в которых круг – это часть предмета – светофор, иллюминатор в ракете, колесо от велосипеда. К началу обучения в школе, выполняя данное упражнение, ребёнок должен рисовать сюжетную картинку: круг – колесо поезда, который едет мимо речки, где плавают рыбы, на небе светит солнце и летают бабочки и т.д. Для игры используются изображения геометрических фигур, разные линии.

«Сочинители»

В общественном транспорте или в очереди к врачу есть время заняться сочинительством. Есть несколько вариантов составления сказок. Взрослый может начать историю и предложить ребёнку продолжить. Можно задумать главного героя (и не одного), а можно просто сочинять весёлые истории – путаницы. Для такой игры подойдут картинки из старых книг и журналов, по которым можно сочинять сказки. Фантазируйте.

«Только представь»

Для обсуждения подбираются нестандартные ситуации. Например: “Представь, что было бы, если бы с неба падали конфеты?” (по речке плавали арбуз, на деревьях росли сапоги, ты стал маленьким гномом, ты превратился в муравья и т.д.) Истории получаются очень забавные. Попробуйте!

«Домашний театр»

Изготовьте или купите театральных кукол, используйте мягкие игрушки и бросовый материал. Договоритесь, кто какую роль будет исполнять и начинайте спектакль. На ходу родится потрясающий, захватывающий сюжет и все получат удовольствие от творчества. Стоит напомнить, что у ребёнка в комнате должен быть оборудован уголок творчества (ящик, коробочка). В распоряжении вашего сына или дочери должны быть разнообразные изобразительные средства – карандаши, восковые мелки, пальчиковые и акварельные краски, кисточки разных размеров, пластилин, ракушки, нитки, пёрышки, пуговицы, проволока, много разной бумаги, картона, картинки для вырезывания персонажей, ножницы и куча всяких «нужностей» для сотворения шедевров.

 Старайтесь к праздникам делать родственникам подарки вместе с детьми. Это стимулирует моторику, воображение и заставляет ребёнка включать процесс мышления – а что может быть лучше! Удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей второго года жизни сюжетной игре и детей третьего года жизни сюжетно-ролевой игре. (рекомендации родителям)

Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. с самого раннего во...

Программа «Начнем играть!» - подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре» (возраст детей: 3-4 года, срок реализации: 1 год)

Актуальность: Нарушение психического развития умственно отсталых детей обусловливает в том числе и своеобразие их игровой деятельности- ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Прежде всего, отмеча...

П Р О Е К Т Народная кукла в играх современных детей. Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей.

Эффективным средством амплификации личностного развития ребенка являются игрушки, которые делают игры детей интересными, познавательными, развивающими. Кукла помогает ребенку преодолевать собстве...

Буклеты: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на снятие агрессии", "Игры для детей старшего дошкольного возраста на снятие мышечного напряжения"

Буклеты для родителей и воспитателей, направленные на снятие агрессии и мышечного напряжения у детей старшего дошкольного возраста....

Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.

Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...