"Мнемотехника в работе с детьми"
методическая разработка (средняя группа) на тему

Колтун Любовь Александровна

Педагогам и родителям необходимо формировать у детей способность связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях, пересказывать художественные произведения.
  И ещё одной из проблем для современного дошкольника является огромный поток информации и невозможность справиться с её обработкой самостоятельно. Это реальность, в которой оказываются наши дети. В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста. Одним из таких методов является метод мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_na_rod._sobranii.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

     Знакомство родителей с новой методикой.

Использование мнемотехники в работе с детьми.

К.Д.Ушинский писал:

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему

 пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться,

 но свяжите двадцать таких слов с картинками,

 и он их усвоит на лету”.

 

Наблюдая за своими детьми, за их речью, мы отмечаем, что в настоящее время всё чаще наблюдаются такие проблемы , как: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимании; ребята затрудняются называть обобщающие слова, вести диалог с педагогом, неправильно употребляют в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, не согласовывают прилагательные с существительными в роде, падеже. Часто, приходя в детский сад, дети сообщают, что им подарили игрушку. Когда воспитатель просит рассказать о ней, ребёнок очень сбивчиво, косноязычно её описывает. Не получается описания, потому что дети затрудняются выстроить цепочку рассказа. Затрудняются в инсценировке сказок, используют преимущественно простые предложения из 2-3 слов.

  Педагогам и родителям необходимо формировать у детей способность связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях, пересказывать художественные произведения.

  И ещё одной из проблем для современного дошкольника является огромный поток информации и невозможность справиться с её обработкой самостоятельно. Это реальность, в которой оказываются наши дети. В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста. Одним из таких методов является метод мнемотехники. Чтобы подготовить детей к учебной деятельности, выработать навык грамотной обработки информации, усвоить сложный материал, развить свою речь без умственного и нервного напряжения, применяется эта технология.

  Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.

Задачи мнемотехники:

1. Способствовать развитию связной речи.

2. Расширять и обогащать словарный запас детей.

3. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации) .

4. Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

5. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.

Новизна методической разработки заключается в создании системы непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста и соблюдения принципа интеграции, который обеспечивается взаимодействием всех образовательных областей. 

Преимущество мнемотехники - использование её в совместной и в самостоятельной деятельности (пересказ, инсценировка, игры – драматизации).

Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка- зелёная, колобок –жёлтый и др. Позже изображения усложняются или заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат) и др. Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете.

 

Суть работы с мнемотаблицами заключается в следующих этапах:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено

2. Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3. После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания.

4. Зарисовка мнемотаблиц детьми (в старших группах)

5. Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми.

Пирог

Падал снег на порог,

Кот слепил себе пирог,

А пока лепил и пёк

Ручейком пирог утёк.

Пироги себе пеки

Не из снега – из муки.

Н.Нищева “Ёлочка” 

 

Перед нами ёлочка:

Шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звёзды, человечки.

Дед Мороз 

 

Дед Мороз, Дед Мороз,

Деткам ёлочку принёс,

А на ней фонарики,

Золотые шарики,

Дед Мороз, Дед Мороз,

Деткам сладости принёс,

Вафли ароматные

И конфеты мятные.

 

При  использовании таких таблиц впервые, у ребят возник большой интерес к разгадыванию загадок, разучиванию стихотворений. Детки самостоятельно повторяли стихотворения по знакомым таблицам, а затем рассказывали уже без «подсказок» по памяти. Такой не поддельный интерес к этой методике подвел к тому, чтобы изучить её подробнее и ввести в свою работу.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование системы приёмов "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста.

Использование системы приёмов "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста....

«Использование мнемотехники в работе с детьми 4-7 лет как одного из способов развития памяти, мышления, воображения, внимания, а именно, запоминание песен на музыкальных занятиях в ДОУ »

У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увели...

Использование мнемотехники в работе с детьми младшего возраста

Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания какой-либо информации и развития речи детей. В детском саду мы часто используем разные алгоритмы каких –либо про...

Консультация для воспитателей "Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми младших групп"

Консультация содержит материал из опыта работы с детьми. Мнемотаблицы помогут вопитателям повысить интерес детей к заучиванию стихов. пересказу сказок, а так же к познанию природного мира....

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...

Система работы Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации.Цель:  использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для...