Главные вкладки

    « Развитие сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста»
    методическая разработка (средняя группа) на тему

    Киселёва Ольга Владимировна

    План.

     

    1.Особенности развития игровой деятельности детей дошкольного возраста.

    2.Значение сюжетно – ролевой игры для детей среднего дошкольного возраста.

    3. Условия, необходимые для возникновения сюжетно – ролевой игры.

    4. Роль общения со сверстниками для развития сюжетно – ролевой игры.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon trening_dlya_roditeley.doc66.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     « Развитие сюжетно-ролевой игры

    у детей среднего дошкольного возраста»

       Воспитатель высшей квалификационной     категории

     Киселева О.В.

    План.

    1.Особенности развития игровой деятельности детей дошкольного возраста.

    2.Значение сюжетно – ролевой игры для детей среднего дошкольного возраста.

    3. Условия, необходимые для возникновения сюжетно – ролевой игры.

    4. Роль общения со сверстниками для развития сюжетно – ролевой игры.

    «Заставить играть нельзя,

    Увлечь игрой можно».

                                                                                                                        Сталь Шмаков

    Дошкольный возраст является решающим периодом, когда закладываются основы личности: развивается волевая сфера, воображение, творческие способности ребёнка. Все эти важнейшие качества формируются в ведущей детской деятельности

    - игре.

    - Что такое игра? Оказывается воображаемая ситуация имеет место там, где есть расхождение наглядного поля и поля смыслового. При помощи волшебных слов «понарошку», « как будто». Обычные предметы могут превратиться в разные вещи: кирпичик превращается в кусочек мыла, утюг, машину, пирожное и т. д. В этом ребёнку помогает воображение, суть которого состоит в переносе функций с одного предмета на другой.

    Уже давно известно, что игра способна развиваться. Представьте себе, что ребёнок это цветок, за которым мы ухаживаем. Вот появляется первый листок - это предметная деятельность ребёнка. Ему 1 год, он переставляет предметы, возит машинку. А на рубеже 2-3 лет у маленького человека возникает интересное занятие: он берёт мелкие предметы, расставляет их перед собой на столе, на полу, издаёт не очень нам понятные звуки - это режиссёрская игра. Ребёнок, как режиссёр фильма или спектакля.

    В 3-4 года малыш, ползая по полу, говорит, что я тигр, котёнок, громко рычит. Это образная игра, когда дети, имея небольшой опыт, изображают домашних животных, животного которого он увидел по телевизору оставившего яркое впечатление.

    В 4-5 лет начинает развиваться сюжетно - ролевая игра. Для этой игры ребёнку необходимо 1-2 партнера. Дети из группы детей выделяют себе 1-2 из друзей, с которыми они играют. Во время игры они разыгрывают выдуманную ситуацию, которая строится на личном опыте, наблюдениях ребёнка. Дети играют в «семью», «парикмахерскую», «магазин», «больницу». С развитием опыта, знаний сюжет игры развивается и обогащается.

    В 5-7 лет ребёнок может освоить игру с правилами. Это различные настольные и подвижные игры, где ребёнку необходимо соблюдать определённые правила. Так же в 5-7 лет расцветает режиссёрская игра.

    В этом году мы стараемся развить сюжетно- ролевую игру и надеемся на вашу помощь.

    Значение сюжетно- ролевой игры в дошкольном возрасте имеет очень большое значение. Советские психологи во главе с Элькониным говорили: чтобы у ребенка школьника всё хорошо сложилось с учёбой, он в дошкольном возрасте должен всласть наиграться. В частности, должен наиграться в сюжетно-ролевые игры. Через эти игры дети осваивают ролевое поведение. Ребенок, освоивший вхождение в роль и выход из роли, знакомый с различными ролевыми ситуациями должен быть готовым к обучению в школе. Однако, овладение ролевым поведением фактор хоть и необходимый, но не достаточный. Очень важное  значение имеет умение выстраивать сюжет игры.

    Ведь дети играют по-разному. Из наблюдений за игрой детей.

    Игра других  детей напоминает интересный спектакль. В ней все время, что то происходит, возникают конфликтные ситуации, препятствия, которые надо преодолевать. Иными словами, игра развивается по принципу сюжетного действия. Сюжет строится вокруг какого-то события, которое, с одной стороны имеет начало, а с другой подходит к своему завершению, как в сказках и мультфильмах.

    Чтобы узнать, как играют наши дети, на сколько развито у них воображение, умеют ли развивать сюжет игры, мы провели небольшую диагностику под названием «Где, чье место?».

    - Я предлагаю вам поиграть в такую же игру: вот игровое поле, нужно расставить фишки в кружочки необычно, т.е. на то место, куда захотите, объяснив, почему эта фишка оказалась именно там.

     ( Игра с родителями).

     А вот что мы выявили у наших детей в ходе такой же игры. Дети, которые у нас пока остаются на первом уровне, а их 6 человек, как правило, ставят фигурки на их законные места. А все объяснения сводят к следующему: она должна там быть. Или пользуются шаблонами; кошка или собачка там по тому, что спрятались, а почему не знают. На втором уровне 9 человек. У этих детей возникают проблемы только с объяснением. Некоторые дети начинают ставить фигурки на их законные места, едва мы просим рассказать, почему тот или иной персонаж очутился на неподходящем месте. И только 4 человека находятся на третьем уровне. Эти дети хорошо справились с заданием, обдуманно объясняют свои « шаги».

    Так что же нужно для того, чтобы ребенок интересно заиграл? Какие условия помогут развитию сюжетно-ролевой игры?

    1. Нужно познакомить детей с окружающей действительностью, например, игра «больница». Что можно рассказать ребенку? Познакомить с разновидностями медицинских профессий, у каждого врача своя специализация. Значит, будут и разные игровые действия, т.е. учитываются заболевания пациентов и их поведение у доктора. Из наблюдений за игрой детей.

    .

    Что делал ребенок? Играл? Он просто повторял заученные действия с игровыми предметами. А где воображаемая ситуация? Где расхождение смыслового и видимого поля? Их нет. Если нет игры, нет и воображения. Мальчик, конечно, знает, что пятку, когда идет кровь надо смазать йодом, но не смотреть в этом случае горло. Но творческая игра превратилась у него в машинальные автоматические операции с игровыми предметами. Для ознакомления детей с окружающей действительностью можно использовать дидактические игры. Для той же игры «больница» в нашей группе ребята пользуются настольной игрой по ОБЖ «Оказание первой медицинской помощи».

    Или вы пошли на экскурсию в зоопарк. Кроме того, чтобы посмотреть на животных, можно обратить внимание и рассказать о тех. кто там работает: рабочие, которые убирают клетки и кормят животных, кассир, продающий билеты, дежурный, следящий за порядком, врач, который лечит животных. Вот как много интересного почерпнет ваш ребенок из одной только экскурсии.

    А вообще, детская игра-это зеркало реальности. Наши дети отражают в играх все то, что их окружает, все что они «черпают» из фильмов, зарубежных мультфильмов, из наблюдений за окружающей действительностью, художественной литературы, просмотра телевизионных передач, качество которых, увы, оставляет желать лучшего. Отсюда детские «войнушки» и порой неприличные высказывания. Ребенку конечно необходимо как можно больше впечатлений об окружающей действительности, но и нам взрослым необходимо оградить ребенка от ненужной информации.

    1. Следующее условие для развития сюжетно-ролевой игры - это игрушки. Их не
      должно быть много. Если мы посмотрим на развивающий потенциал игрушек
      современного ребенка, то найдем в нем очень много игрушек, до которых он еще
      не дорос. А это значит, что они будут не помогать, а мешать развитию игры.
      Какими же свойствами должна обладать игрушка? Она должна слушаться малыша,
      подчиняться его логике, нести эмоциональный отклик, подыгрывать ему, с которой
      он может очень легко действовать. Например, кукла - голыш, какие игровые
      действия вызывает такая игрушка? Не без труда можно запеленать, накормить,
      искупать, спеть колыбельную песню, рассказать сказку и т.д. Что же можно
      сделать с красивой современной куклой? Ее тоже можно переодеть, но порой это
      возможно лишь тогда, когда ей оторвешь голову или отсоединишь туловище,
      иначе одежда не снимается. Можно накрасить маминой косметикой, а вот искупать
      вряд ли можно, т.к. она может испортиться. Можно причесать и сделать новую
      прическу, но при этом она может лишиться волос. В итоге игрушка может быстро
      потерять свой привлекательный вид и становится забытой ребенком. Или
      механические игрушки, в которые уже заложен способ ее применения: машины на
      пульте управления, роботы и т.д. Ребенку ничего не нужно домысливать,
      фантазировать самому, все заложено в самой игрушке и поэтому не остается места
      для воображения. А еще мы, зачастую, наблюдаем за тем, как дети обращаются с
      игрушками, играют неаккуратно, без сожаления ломают. Хотя порой современная
      игрушка не отвечает надлежащему качеству.

    1. Поэтому еще одно важное условие необходимое при создании развивающей
      среды, это использование предметов - заместителей. Порой не реально подобрать
      нужное количество игрушек, к какому либо сюжету. Например, игра «магазин»,
      сколько разных отделов может быть в продуктовом магазине, где взять столько
      продуктов, или игра «больница», «аптека», поэтому очень важно для развития игры
      является использование предметов-заместителей. В нашей группе они хранятся в
      «сундучке» и дети самостоятельно используют их в своих играх.

    Давайте попробуем с вами поиграть и посмотрим, в кого может превратиться    обычный кирпичик.

    (пирожок, машина, мыло, утюг, магнитофонная кассета);

     катушка от скотча (колечко, Ванька-встанька, в колодец, атрибут циркача);

     помпон (образ любой зверюшки).

     Вот сколько интересных образов можно придумать к одному только предмету.

    1. Еще одно важное условие развития игры: это общение с взрослыми. Оно является
      главным условием развития воображения. Каким малыш будет завтра, зависит от
      того, какое он имеет общение с взрослыми сегодня. В совместной деятельности
      взрослый является не только самым знающим, но и самым творческим участником
      каждый раз по новому выполняя знакомые детям задания. Например, вспомните
      ситуацию с больной пяткой. В игре взрослый должен быть эмоциональным, умеющим в нужный момент «пошалить», т.е. внести в игру «новую струю». Это поможет ребенку понять, что одни и те же задачи могут быть решены разными путями, что окружающий мир бесконечно богат и разнообразен
      .

    Игровые действия  родителей.

                Итак, мы выяснили, что в начале взрослый, предлагая малышу какое-то задание, выступает в роли «взрослого как взрослого», т.е. несет определенные знания и образец выполнения действий для подражания и лишь потом   действует с позиции равного, беря на себя какую-нибудь роль. И только после этого появляется сверстник, с которым ребенок должен строить отношения на равных. Итак, важное значение в развитии ребёнка, как личности, в развитии его игровой деятельности, познавательных способностей - играет общение со сверстниками. Как бы ни старался взрослый быть равным, каким бы идеальным партнером он не был, всё равно полностью заменить сверстника он не может. Поэтому во многих странах даже состоятельные люди, имеющие возможность не работать, отдают детей в детский сад, чтобы они общались.

    Общение - соединение двух душ, они хоть на миг становятся равными. Один миг общения даёт для воспитания больше, чем целые часы поучения. В общении с ровесниками ребёнок приобретает важнейшие черты личности;

    1. становится более уверенным в своих силах;

    2.приобретает навыки самостоятельной деятельности;

    3. учится управлять своими поступками и поведением.

    Для развития ребёнка важно использовать три стороны общения:

    1. когда сверстник «равен» ребёнку;
    2. когда сверстники учатся друг у друга;
    3. когда ребенок сам учится у сверстника.

    По этому, начиная с трёх лет, очень полезно заниматься не с одним ребёнком, а двумя - тремя. Это могут быть братья и сестры, дети, живущие по соседству. Нам взрослым нужно помочь нашим детям. У них должен быть круг общения не только в детском саду, но и во дворе. Современные дети практически не ходят гулять одни, т.к.. опасно отпускать их без взрослых, Поэтому взрослым можно познакомиться с семьями, живущими поблизости. Приглашать сверстников ребенка в гости, устраивать для них праздники и развлечения. Если вы узнали, что друг вашего ребенка заболел, можно посетить его или передать через родителей небольшой подарок, письмо или рисунок. Итак, из всего сказанного мне хотелось бы сделать вывод, игра очень тесно связана с развитием воображения и нам хотелось, чтобы вы были помощниками в становлении маленьких волшебников. Но чтобы это совершилось необходимо еще одно, наверное, самое главное: надо разбудить волшебника в себе. Забыть сколько нам лет, как мы устаем на работе, отвлечься от тягот домашнего хозяйства, и тогда мы увидим мир прекрасного волшебства глазами ребенка.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Циклограмма планирования сюжетно-ролевой игры для детей среднего дошкольного возраста

    Циклограмма планирования сюжетно-ролевой игры для детей среднего дошкольного возраста1 неделяУровниПонедельникВторникСредаЧетвергПятница    Подготовительный...

    Формирование навыков сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста.

    Игра-ведущий вид  деятельности дошкольника. Она есть отражение ребёнком мира взрослых, путь познания окружающего мира. В игре  ребёнок знакомится с элементарными понятиями и действиями их вз...

    Сюжетно-ролевая игра для детей среднего дошкольного возраста «Зоопарк»

    Цель: Обеспечить у детей интерес к сюжетно-ролевой игре, создать игровую обстановку.Задачи:1. Образовательная:- Способствовать расширению знаний о животных, об их внешнем виде, по памяти характеризова...

    Презентация "Сюжетно-ролевая игра" для детей среднего дошкольного возраста.

    "Сюжетно-ролевая игра" для детей среднего дошкольного возраста....

    Сюжетно-ролевая игра для детей среднего дошкольного возраста "Зоопарк"

    Сюжетно-ролевая игра "Зоопарк" предназначена для детей среднего дошкольного возраста. Цель: обеспечить интерес детей к сюжетно-ролевой мгре, создать игровую обстановку....

    Консультация для воспитателей "Любимые сюжетно - ролевые игры у детей среднего дошкольного возраста. Оснащение группы."

    Примерный перечень некоторых сюжетно - ролевых игр в среднем дошкольном возрасте и атрибутов к играм....

    Картотека в образовательной области "социально-коммуникативное развитие" по теме "Сюжетно-ролевые игры"для детей среднего дошкольного возраста

    Цель:Создание условий для развития игровой деятельности детей,формирование игровых умений, развитие культурных форм игры....