Готовиться к школе.....играя!
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Волкова Алина Ивановна

Мнения о том, стоит ли готовить ребенка к школе, и как это делать, до сих пор расходятся. Сердобольные бабушки готовы ночи напролет учить малыша читать, чтобы не переплачивать за «специальные курсы», родители же хватаются за голову, пытаясь определить, действительно ли полезны подготовительные программы и, самое главное, что они сами, как родители, могут сделать для своего ребенка, чтобы тот успешно адаптировался в школе. Однако, при правильной организации процесса, подготовка к школе может стать очень увлекательным занятием – и для вас, и для будущего первоклассника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovitsya_k_shkole.docx17.49 КБ

Предварительный просмотр:

Готовиться к школе …. играя!

Наверное, не однажды мы задавали себе вопрос: готов ли наш ребёнок к обучению в школе?

Казалось бы, ответ на этот вопрос очень прост. Многие рассуждают следующим образом: «Мой ребёнок умеет считать, читать, печатать буквы. Мой ребёнок знает много стихов, листает детские энциклопедии, хорошо говорит. Мой ребёнок имеет портфель, форму, школьные принадлежности. Мой ребёнок полностью готов к школе!!»

Всё вышеперечисленное является важными компонентами школьной готовности. Важными, но не достаточными!

Случается, что эрудированные, развитые дети в первом классе вдруг испытывают трудности! Учителя начинают жаловаться на низкую успеваемость, неорганизованность, нарушения правил поведения, отказ от деятельности. Возникают трудности в общении со сверстниками.

Что является причиной таких неожиданных изменений?

Оказывается, с первых дней обучения от ребёнка требуют внимательности, усидчивости, прилежания, ждут развитых умений следовать правилам, умений совместной работы с учителем. Эти требования в первые месяцы учёбы имеют подчас большее значение, чем требования к знаниям!

Первоклассник в школе попадает в другой мир. В этом мире:

  • нужно уметь не только говорить, но и слышать; и слушать даже больше, чем говорить;
  • нужно уметь не только выполнять задания, но и выполнять их вместе со всеми, по определённым правилам;
  • нужно обращать внимание не только на то, что интересно, но и на то, что важно; а это требует больших волевых усилий, того, что называется произвольностью.

Всё это относится к психологической составляющей школьной готовности. Если ребёнок не готов принять свой новый статус школьника, а только играет в школу, если ребёнок не готов сам (в рамках возраста), направлять внимание, регулировать поведение, принимать правила, то через некоторое время он начнёт испытывать затруднения, сначала в учебной деятельности, а затем в освоении школьного содержания. Такие дети теряются, разочаровываются в школе и во всём, что с ней связано!

Попытаемся понять, на что обратить внимание, что может помочь нашим детям достойно встретить первые школьные трудности.

И первое, на что хотелось бы обратить внимание, - это игра.

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Играя, ребёнок познаёт мир, свойства предметов, совершенствует движения, развивает умственные операции. Рассмотрим некоторые этапы становления детской игры и место в ней родителей.

Значение мамы и папы в организации игры очень велико! Нужно понимать, что умение играть не передаётся по наследству! Мы наследуем примитивную игру – манипуляции с предметами. Это умение мы обнаруживаем у ребёнка в раннем детстве, наблюдая, как малыш трясёт погремушку, перебирает гирлянды. Роль взрослого на данном этапе заключается в предоставлении разнообразных материалов для манипулирования. Шуршащие, звенящие, скрипящие, гнущиеся, а так же угловатые, округлые, продолговатые предметы – всё это большие шаги к познанию мира!

На этом этапе манипуляций, сравнений, ориентировочных движений мы помогаем ребёнку развивать восприятие, двигательные навыки, мышление.

К трём годам взрослым необходимо позаботиться не только о наличии игрушек, но и объяснить сюжет игры, показать, как можно действовать с игрушками, обыграть предложенный сюжет. Такие игры называются режиссёрскими. Постепенно научаясь таким играм, ребёнок сам придумывает сценарии или заимствует их из мультиков, фильмов, книг.

В таких играх развивается речь, воображение, представление об окружающем мире и связи предметов.

Мы часто видим, как дошкольники используют очень интересный вид игры – сюжетно-ролевой. Они представляют себя военными, учителями, врачами. Родителями и т.д. В этих играх ребёнок учится выстраивать отношения. Обогащает свой деятельностный опыт, развивает речь, усваивает определённые социальные нормы.

Чем богаче опыт ребёнка, тем разнообразней набор сюжетно-ролевых игр и тем активнее идёт развитие.

Задача родителей на данном этапе – расширять опыт малыша: посещать театр, кино, читать, знакомить с окружающим миром и обязательно обсуждать всё увиденное и прочитанное!

Развитие ролевой игры приводит к закономерному появлению игры с правилами. В этих играх дошкольник научится сознательно подчиняться правилам, следить за своими действиями, действиями партнёров по игре. Посмотрите, как перед началом игры дети договариваются, во что будут играть – вот она постановка задачи! Договариваются, как будут играть – вот он поиск общего способа действий! Игра с правилами предполагает принятие общего решения, удовлетворяющего всех – вот отличный способ приобретения  коммуникативных навыков, умений действовать сообща! Но этому тоже необходимо учить, и учить целенаправленно, постоянно, задача взрослого – наиболее полно передавать весь свой социальный опыт.

Это вид игры имеет решающее значение для формирования предпосылок учебной деятельности, таких как постановка учебной задачи, контроль и оценка достигнутого результата, выбор действий, направленных на выполнение задачи.

В игре  рождается всё то, что поможет первокласснику справляться с первыми школьными трудностями, а именно: умения ориентироваться на систему правил в работе, сознательно регулировать поведение; умения принимать инструкцию и действовать по инструкции, умения работать по образцу, контролировать свои действия и соотносить их с действиями других. В игре идёт активное развитие памяти, внимания, восприятия, воображения, мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию мелкой моторики от рождения до школы ( игры, упражнения, рекомендации)

Крутикова Ольга МихайловнаВоспитатель 2 категории  Государственное  бюджетноедошкольное   образовательное   учреждение  детский сад №92комбинированного вида, г. Санкт-Петербур...

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Методическая разработка - сборник игр и упражнений для подготовке к школе. Применяется на различных занятиях в течении года....

Готовимся к школе: Игры, развивающие речь.

Консультационный материал для родителей как развивать речь ребенка в игровой форме, как заинтересовать малыша познанием родного слова, научить его грамотной речи......

Консультация. "Ваш ребенок идет в школу". Игры на определение уровня готовности дошкольника к школе.

Не стоит бояться, поступления в школу ребенка, главное создать прочный тандем между: ребенком – родителем– учителем, а для подготовки к школе Вам необходимо не упустить врем...

Консультация для родителей будущих первоклассников. «Готовимся к школе! Играем!» (Подготовительная к школе группа "Звёздочки" - 21.08.2020)

laquo;До школы еще целый год!»- часто мы слышим от вас, а мы отвечаем «До школы только один год», сколько еще нужно сделать, успеть, если хотим, чтобы ребенок легко учился, и при эт...

Скоро в школу. Игры, которые готовят к обучению к школе

Скоро в школу. Игры, которые готовят к обучению к школе...

Статья на тему: "Готовиться к школе...играя!"

Статья "Готовиться к школе... играя!"...