"Современные технологии, используемые с детьми среднего возраста по развитию речи".
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа) по теме

Олеся Геннадьевна Белянкина

Этот материал предлагается для педагогов и родителей. В нём подробно рассказано как о традиционных методах речевого развития, так и инновационных технологиях, которые формируют творческие способности резвивающего нестандартного видения мира, новое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные технологии, используемые с детьми среднего возраста по развитию речи.»

«Речь - удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им».

                        Г. Гегель.

Речь – одна из важных линий развития ребёнка. Она помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живём. Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его людей, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающего ребёнка речевой среды. И поэтому одним из важнейших условий успешного обучения в дошкольном учреждении является сформированная речь ребёнка. Мы в своей группе уделяем этому большое внимание: обучаем правильному произношению (звукопроизношению), обогащаем словарь детей, учим грамотно и связно говорить. Процесс закрепления речевых навыков происходит на специальных занятиях по развитию речи, как часть в другой НОД, в течении дня во всех режимных моментах, вовремя праздниках и развлечениях, а также при подготовки к ним. В группе используем как традиционные методы речевого развития, так и инновационные технологии, которые формируют творческие способности развивающего нестандартного видения мира, новое мышление.

Одним из компонентов устной речи является формирование словаря. Для его пополнения и активизации используем такие игры и упражнения:

 «Кто знает, пусть продолжает», «Назови одним словом», где дети учатся употреблять существительные с обобщающим значением и конкретизировать их;

 «Наоборот» или «Перевёртыши». В этих играх дети подбирают слова – антонимы (противоположные по смыслу);

 «Закончи предложение», «Продолжи предложение», в них дети пополняют и обогащают словарный запас глаголами.

Важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих дальнейших трудностей. Дети с нечёткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми. Несовершенство речи скорее всего объясняется несформированностью у детей фонематического слуха, недостаточной дифференциацией звуков. Нам взрослым важно демонстрировать ребёнку правильный образец речи, развивать фонематический слух с помощью специальных игр и упражнений. Правильно произносить различные звуки нам помогает хорошая подвижность органов артикуляции. Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, т.к. чёткая артикуляция основа хорошей дикции. Такие упражнения подготавливают артикуляционный аппарат ребёнка к постановке звуков. Артикуляционные упражнения мы проводим ежедневно. Комплексы артикуляционных игр и упражнений мы берём со звуком, с которым знакомимся в данный момент. Это упражнения на подвижность органов артикуляции, игры для вызывания и уточнения произношения звука, для его закрепления, игры для развития слухового внимания.

 Например: игры и упражнения для звука «л»:

1.Упражнение «Наказать непослушный язык».

2.Упражнение «Сделать язык лопатой».

3.Упражнение «Болтушка» (бл - бл - бл).

4.Упражнение «Качели».

5.Игры для вызывания и уточнения произношения звука «л»: «Игра на балалайках» (ла – ла – ла), «Пароход» (ы - ы – ы).

6.Игры для закрепления звука «л»: «Лошадки», «Пила».

 Известно, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней развивается его речь. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух и память. Логоритмику мы проводим в течении дня в удобное время – как отдельный комплекс, и как игровые упражнения, которые мы включаем в речевые занятия, а также в другие виды занятий в качестве физкультминутки. Это игры: «Деревца», «Гуси», «Курочки», «Дождик».

 Например: «На носок, на носок

 Каблучками топнем.

 Поворот, поворот

 И в ладоши хлопнем.

 Шаг назад, шаг вперед

 Дали руки другу

 И пойдём, и пойдём

 И пойдём по кругу».

Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач. Для правильного и чёткого произношения звуков мы используем в работе чистоговорки. С их помощью звуки автоматизируются, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается чёткое, ритмичное произношение фонем и слогов. Это такие: Ра -ра –ра - начинается игра, ру - ру – ру – продолжаем мы игру; «Три вороны на воротах» и т.д. Детей познакомили с короткими (один слог в слове) и длинными словами (два и больше слогов). Учим определять первый звук в слове, называть слова, начинающиеся на определённый звук: игра «Угадай первый звук и назови его», «Назови слова на звук …», «Определи моё местоположение», «Подбери слова» и т.д. Учим находить слова с определённым звуком: «Найди шипящие картинки (свистящие)», «Назови слова».

Немаловажным компонентом развития речи является грамматический строй речи. Дети осваивают способы словообразования, быстро развивается словесное творчество. Для упражнения в использовании форм ед. и мн. числа существительных используем игры: «Прятки» (дети прячут одного или много детёнышей животных, или находят их); «Назови детёныша» (использование точных наименований для названия детёнышей животных). В игре «Устроим кукле комнату» учим детей понимать и правильно использовать в речи предлоги и наречия с пространственным значением: посередине, около, у, сбоку, перед. Обучаем образованию форм родительного падежа существительных (игра «Кого или чего не стало»); образованию слов при помощи суффиксов с уменьшительным и увеличительным значением (игра «Назови ласково»). Побуждаем активно употреблять в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Предлагаем такие игровые упражнения: «Почему мне нравится?», «Продолжи предложение» и т.д.

Самое главное направление в развитии речи ребёнка – это освоение связной монологической речи. Наши дети осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Но большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование, они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания. Наша задача им в этом помочь. Чем больше ребёнок пересказывает, отвечает на вопросы по тексту, описывает иллюстрации, картины, предметы, тем грамотней, ярче и точней становится речь. Для развития связной речи используем метод наглядного моделирования: опорные картинки, схемы, мнемотаблицы. Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом при работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлении рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. Детям предлагаем различные ситуации, организуем обсуждение различных проблем, предлагаем высказывать свои идеи. Такие беседы носят поисковый характер. Например: «Что будет, если …», «Вспомни случай», «Поможем Петрушке» (или другому персонажу). Уделяем внимание и диалогической речи.

Ребёнок – это искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. Поэтому регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами, в том числе с такими, на которые пока никто не знает ответа, необходимо формирующемуся уму. Для развития речевого творчества можно использовать приёмы ТРИЗ. В своей работе организовываем игры, которые учат детей находить нестандартные решения, учат их рассуждать, выявлять противоречия. В игре «Да – нетки» или «Наводящие вопросы» дети задают любые вопросы отгадывая слово, а взрослый может ответить только «да» или «нет». Играя в игру «Чёрное – белое» или «Хорошо–плохо» дети называют положительные качества объекта (явления, ситуации), затем отрицательные. В игре «Подбери замену» играющим предлагается мысленно выполнить то или иное задание, не располагая необходимыми ресурсами. Например: надо испечь пироги, а скалка пропала; чем можно её заменить? Игра «Цепочка ассоциаций» учит размышлять, искать неочевидные связи между предметами, явлениями. Например: река – тарелка. Пропущено два слова. Играющим нужно за соответствующее число ходов связать их в единую смысловую цепочку. В игре «Исключение лишнего» детям нужно исключить одно понятие, выбрав и пояснив принцип, по которому они это делают.

Дети достаточно легко учатся активно использовать такие части речи, как существительные, глаголы, наречия, но прилагательные используют не часто. Для развития выразительности речи, образной речи обучаем детей составлению сравнений: модель составления сравнений. Называем какой – либо объект, обозначаем признак, дети определяют значение этого признака и сравнивают данное значение со значением признака в другом объекте. Отрабатываем модели сравнений по признакам: цвет, форма, вкус, звуки, температура и др. Чтобы дети понимали сравнения, мы проводим игры с использованием текста загадок: «По цвету – снег, по вкусу – мёд, во рту он тает, будто лёд» (Сахар. Он белый, сладкий, тает во рту.). В игровом упражнении «Одним словом», детям предлагаем заменить фразу, содержащую сравнение, одним словом (размером со слона – большой, по форме как мяч - …, по цвету как мышь - …), в д/и «Сравнение» предлагаем подобрать сравнения (высокий, как …; яркий, как … и т.д.).

Ещё одной инновационной технологией для развития речи детей являются конструкторы ЛЕГО. Конструируя, дети общаются друг с другом, обыгрывают свои постройки, придумывают сказки; разрабатывают мелкие мышцы пальцев, а ум ребёнка находится на кончиках его пальцев.

Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников – это одна из важнейших наших задач, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребёнка и приобретение им учебных знаний.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Осенняя сказка" Конспект совместной деятельности с детьми среднего возраста по развитию речи

Этот конспект занятия разработан на основе презентации с аналогичным названием. Его можно использовать как с группой детей так и дома со своим ребенком, занимательно и интересно....

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми среднего возраста по развитию речи "Русская ярмарка"

Конспект занятия по развитию речи(описательный рассказ) в средней группе детского сада на примере русских народных игрушек: свистульки, матрешки, тряпичной куклы....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми среднего возраста по развитию речи « Птицы весной» (с использованием пальчиковой гимнастики, логоритмических упражнений)

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьмисреднего возраста по развитию речи « Птицы весной» (с использованием пальчиковой гимнастики, логоритмических упражнений)...

Конспект образовательной деятельности с детьми среднего возраста по развитию речи Тема: «Сказка про ёлочные игрушки»». Лексическая тема «Новый год».

Уважаемые коллеги , вашему вниманию представлен конспект ООД образовательная область "Развитие речи" тема"Сказка о елочных игрушках" лексическая тема "Новый год"...

Сторителлинг - современный интерактивный метод работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи.

Презентация игры "Кубики-историй" для детей среднего дошкольного возраста....

Отчет по самообразованию " Современные методы работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи"

Цель: повысить теоретический и практический уровень, профессиональную компетентность в области речевого развития детей дошкольного возраста на основе современных научных знаний об антогенезе речи и те...

Конспект открытого показа совместной деятельности взрослого с детьми среднего возраста, по развитию речи на тему «Транспорт» с использованием блоков Дьенеша Тема: «Юные автомеханики»

Расширить, уточнить и активизировать словарь детей по теме «транспорт». Воспитывать положительное отношение к окружающему, взаимопомощь,  способствовать  сплочению  детского...