Что делать летать тем, кто поступает в логопедическую группу детского сада.
статья (старшая группа) на тему

Богданова Наталья Васильевна

Чтобы лето не прошло даром, а подготовил ребёнка к занятиям,

предлагаю вам потренировать  дыхание и мелкую моторику

некотрыми из описанных ниже способов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что делать летом тем, кто поступает                                                                  в речевую группу детского сада впервые?

Чтобы лето не прошло даром, а подготовило вашего

ребёнка к занятиям, предлагаем вам потренировать

дыхание и мелкую моторику некоторыми

из описанных способов.

          Дыхание.

          Тренируем силу и длительность выдоха.

  • Обдувать одуванчики несколькими короткими,                                                а потом одним долгим выдохом.
  • Пускать мыльные пузыри
  • Надувать воздушные шарики
  • Учиться плавать, выдыхая в воду.
  • Играть на детских музыкальных инструментах - дудках, трубах.  
  • Дуть на детские флюгера.  

C:\Users\User\Downloads\330_0076.jpg

C:\Users\User\Downloads\3WS78.jpg

C:\Users\User\Downloads\2350.jpg

C:\Users\User\Downloads\home-img1.jpg

C:\Users\User\Downloads\6574864.jpg

Зачем нужна артикуляционная гимнастика

 и как её делать?

  • Очень часто ребёнок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щёк и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения.
  • Иногда  ребёнок  не  может поставить губы,  или язык в правильное положение, и звук получается дефектным.
  • Каждый  звук мы как бы раскладываем на составляющие – артикуляционные позиции или упражнения, а потом собираем из них чистый , правильный звук. Другими словами, чтобы поставить звук нужно разрушить старый неправильный уклад т.е.  положение языка, губ и сформировать новый правильный.
  • Некоторые дети не могут быстро перейти с одного звука на другой. Для них тоже есть специальные упражнения на переключения.
  • Попробуйте  сами перед зеркалом проделать упражнения, задаваемые ребёнку. Не всегда это легко и просто – уважайте труд ребёнка и не забывайте хвалить не только за результат, но  и за старание.
  • Все упражнения имеют названия. Помощь родителей заключается только в повторении.  Взрослый читает название(например, « Качели»), а ребёнок выполняет упражнение –тянет язычок вверх, затем опускает вниз и так не менее десяти раз. Добивайтесь правильного выполнения. Не стесняйтесь спрашивать у логопеда, если что-то непонятно.
  •  В начале года упражнения артикуляционной гимнастики выполняют перед зеркалом. Когда ребёнок научился делать нужные движения, зеркало постепенно убирают.

                                           Дар речи

уникальное свойство человеческого рода.

Именно  с помощью речи(языка) люди общаются друг с другом,                                                                                                                                           обмениваются  мыслями, чувствами, создают произведения художественной литературы, научные труды…

       Речь включена во все проявления психической деятельности человека: «оречевлены»  его восприятие , память, мышление, воображение, нравственные убеждения; с помощью речи передаётся опыт, накопленный предшествующими поколениями как в самом языке, так и в различных других сферах человеческой жизни. В обществе всегда высоко ценят людей, обладающих грамотной выразительной речью, умеющих говорить красиво, способных воздействовать на чувства и умы собеседников.

    Однако было бы ошибочным рассматривать речь как нечто дарованное индивиду в готовом виде. Наблюдая за своими детьми, родители убеждаются в том, как долог и нелёгок путь ребёнка  от первых произнесённых им нечленораздельных звуков до осмысленных слов и выражений, до свободного владения речью, её грамматикой, звукопроизношением, богатством словаря.

Благодаря тому, что ребёнок с рождения живёт,  как правило в говорящей среде, даже в тех случаях, когда родители не уделяют ему достаточно внимания, малыш   всё- таки научится говорить, хотя и с опозданием.

Но оптимального речевого развития  достигают те дети, с которыми целенаправленно занимаются, начиная с первых месяцев жизни.                         Помогая ребёнку овладеть богатством родной речи, родители тем самым способствуют его всестороннему развитию.


         Развитие мышц речевого аппарата  (неспецифическое)             

  • Жевать мясо( а не только сосиски и котлеты)
  •  Жевать сырые овощи (редис, морковь, репу)                                                                            
  • Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт –(для распластывания языка)                                            
  • Чистить зубы и дёсны – это приучает к инородному телу во рту, снижая степень проявления рвотного рефлекса.
  • Полоскать рот                                                                          C:\Users\User\Downloads\big_51d19de4e3003.jpg
  • Сосать сухарики из хлеба, лизать эскимо.

         Развитие мелкой моторики

           Научите ребёнка за лето:

  • Выкладывать рисунки из камней, шишек,

 спичек, круп.

  • Играть с глиной, мокрым песком
  • Играть с мячами и мячиками – бросать, ловить , бить в цель.
  • Закрепляйте навыки самообслуживания умение обращаться  с молниями, кнопками, пуговицами, шнурками.C:\Users\User\Downloads\origami.jpg
  • Собирать ягоды, полоть грядки.

 В дождливые дни можно:

  • Собирать мозаики, конструкторы, пазлы
  • Перебирать крупы и делать из них аппликации
  • Играть с пальчиками в народные игры ( например, « Вышли пальчики гулять)
  • Раскрашивать раскраски цветными карандашами.
  • Складывать простые игрушки из бумаги – оригами.C:\Users\User\Downloads\TB1CkBCHFXXXXcEXVXXXXXXXXXX_!!0-item_pic.jpg
  • Вышивать крестиком
  • Завинчивать гайки –игрушечные и настоящие.
  • Плести из бисера. 
  • Лепить из пластилина,  теста.

                   

                        Что делать летом тем, кто уходит в школу?

Школа не будет в тягость, а будет в радость, если вы постараетесь:

  • Не пугать ребёнка школой, а хвалить за каждый успех.
  • Следить за произношением поставленных звуков.
  • Иногда повторять то, что ребёнок знает.
  • Читать ребёнку книжки по его желанию и просить его пересказывать то, что вы ему прочитали.
  • Давать штриховать, печатать буквы.
  • Тренировать память, внимание.
  • Закалять ребёнка, укреплять иммунитет.

                                 Для общего развития очень полезно:

  • Посещать музеи, беседовать об  увиденном.
  • Водить на детские спектакли и обсуждать героев и их поступки.
  • Занятия музыкой, танцами формируют чувство ритма, развивают общую моторику и координацию.
  • Занятие пением ставит длительный выдох, что очень важно для постановки правильного звукопроизношения и чёткой дикции.
  • Заучивание стихов способствует  развитию памяти , чувства ритма, интонационной выразительности речи.

Только не допускайте пересказывания стихов! Некоторые дети пересказывают стихи своими словами.  Следите, чтобы все слова, ударения и рифмы были на своих местах – именно это формирует чувство ритма.

C:\Users\User\Downloads\31.png


                            Логопедический словарик

Очень часто родители, прочитав  заключение,  поставленное ребёнку логопедом поликлиники начинают волноваться: « А что это значит                     и что делать? В приведённом ниже словарике разъяснены различные формулировки, используемые для постановки логопедического заключения ребёнку.

ДИСЛАЛИЯ – нарушения речи при нормальном  слухе и  сохранной иннервации речевого аппарата.

АЛАЛИЯ – отсутствие или недоразвитие речи, вследствие органического поражения речевых зон головного мозга во внутриутробном или раннем периоде жизни ребёнка.

ДИЗАРТРИЯ – нарушения произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией  мышц речевого аппарата, т.е. плохой проводимостью нервных импульсов от коры головного мозга к мышцам органов артикуляции.

ОНР – Общее недоразвитие речи –сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы:

 -звукопроизношения

- фонематического слуха и восприятия

-лексического и грамматического строя речи

-связной (диалогической и монологической) речи

ДИСГРАФИЯ – частичное специфическое нарушение письма                                      ( письменной речи).Почти всегда следствие общего недоразвития речи у ребёнка в дошкольном периоде.

ДИСЛЕКСИЯ  частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

 

Подробнее о дизартрии.

ДИЗАРТРИЯ возникает в результате органического поражения головного мозга и проявляется в нарушении произносительной стороны речи, обусловленном повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы. Основными клиническими признаками дизартрии являются нарушение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений  из-за парезов или параличей, нарушение голосообразования и дыхания.

     Речевое развитие детей   с дизартрией протекает своеобразно.                 Дети – дизартрики поздно начинают говорить, поэтому  у них ограниченный речевой опыт. Грубые нарушения звукопроизношения приводят к недостаточному накоплению активного словаря и отклонениям в формировании грамматического строя речи. Активный и пассивный словарь таких детей значительно различаются по объёму. Пассивный словарь шире активного, но из-за трудностей произношения дети не могут использовать в активной речи известные им слова.

     В грамматическом строе речи дизартриков можно выделить такую специфическую ошибку, как пропуск предлогов. Овладение связной речью так же затруднено, так как  ограничен словарный запас.

      В физическом развитии детей  с дизартрией отмечается общая физическая слабость, двигательная недостаточность, проявляющаяся в нарушениях равновесия и координации движений, повышенной потливости верхних и нижних конечностей,  в повышенном слюноотделении и слюнотечении.

      В психическом развитии могут быть нарушения эмоционально – волевой сферы, проявляющееся в повышенной возбудимости ребёнка, чрезмерной чувствительности ко всем раздражителям или наоборот,    в вялости, пассивности , двигательной заторможенности. Для детей- дизартриков характерны повышенная утомляемость, низкая работоспособность, неустойчивое внимание, трудности в переключении, ослабленная память.

                                             Краткая информация из учебника «Логопедия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА"

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике при работе с детьми младшей логопедической группы детского сада.Гейне Вера СергеевнаУчитель-логопедКБОУ кафедры     д...

Планирование логопедической работы по речевому развитию детей с ОНР (на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группы детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет)Н.В.Нищевой») средняя группа

Перспективное планирование по речевому развитию детей С ОНР разработанное на основе коррекционной программы Н.В. Гищевой, расчитан на 36 неднль, 144 занятия в год....

Что делать летом тем, кто поступил в речевую группу впервые?

Чтобы лето не прошло даром, а подготовило вашего ребенка к занятиям, предлагаю вам потренировать дыхание и мелкую моторику некоторыми способами....

Логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе детского сада

План-конспект логопедического занятияпо подготовке к обучению грамотев старшей логопедической группе детского сада Тема: «Звуки м, м'» (повторение)Цель: различение звуков м и м&r...

Рекомендации для родителей,чьи дети поступили в логопедическую группу детского сада.

Советы и рекомендации для родителей, чьи дети поступили в логопедическую группу детского сада....

Консультация для родителей.Тема:"Что делать летом тем, кто поступил в речевую группу впервые и тем, кто оставлен в ней ещё на один год?"

В данной консультации представлены практические советы для родителей, детей, которые поступили в речевую группу впервые и тех, кто оставлен в ней еще на один год....

Что делать летом тем, кто поступил в речевую группу впервые?»

Что делать летом тем, кто поступил в речевую группу впервые?»...