ОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА СО СВЕРСТНИКАМИ
консультация (старшая группа) на тему

Сайгина Нина Павловна

В данной статье  раскрываются причины,осложняющие взаимодействие детей дошкольного возраста. Поставлены задачи обучения детей навыкам оптимального общения,показаны методы и приемы обучения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchenie_doshkolnika_so_sverstnikami.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА СО СВЕРСТНИКАМИ

Развитие коммуникативных навыков не вызывает особой тревоги, пока дошкольник общается только с домочадцами. Первые сложности возникают при оформлении ребенка в детский сад. Психология взаимоотношений с одногодками гораздо сложнее, нежели взаимодействие с домочадцами. Ведь сверстники не всегда идут навстречу друг другу — чаще, наоборот, их действия продиктованы собственными эгоистическими интересами. Вот тут-то и возникает жесткое соперничество сверстников, не всегда разрешающееся социально приемлемыми методами. Одни дошкольники проявляют упрямство, неуравновешенность, агрессивность по отношению к сверстникам, другие, наоборот, склонны к неуверенности в себе, излишней застенчивости, подвержены различным страхам, а третьим не чужды ложь и изворотливость. Есть категория детей, не способных завести себе друзей и выстроить нормальные отношения даже с родным братом или сестрой.

Враждебное отношение к окружающим, отсутствие оптимальных коммуникативных навыков возникает у детей, которые чувствуют себя нелюбимыми, не заслуживающими ласки, понимания, такие дети погружены в свой особый мир, отгороженный от внешнего мира.

Их негативное отношение к окружающим получает соответственную реакцию, которая жестко ударяет по ним же самим. Дети с трудным поведением не контролируют себя, хотя могут подчиниться контролю со стороны родителей и воспитателей. Есть несколько причин, осложняющих взаимодействие ребят дошкольного возраста:

  • повышенная тревожность, частая смена настроений, плаксивость;
  • низкое социальное положение, уничижительное отношение к своей личности;
  • отсутствие эмпатии к эмоциональному состоянию других людей;
  • неудовлетворенность потребности в общении;
  • неумение почувствовать, какие эмоции испытывает другой человек;
  • развивающаяся нервозность, невропатия, множество страхов, мешающих общению;
  • замкнутость и пассивность, отказ от контактов, уход в себя;

повышенная возбудимость и агрессивность, желание конфликтовать, причинять боль 

Чтобы направить психологическое развитие дошкольников с нарушением коммуникативных навыков в нужное русло, нужно регулярно и последовательно заниматься обучением таких детей навыкам оптимального общения. Грамотное развитие у детей дошкольного возраста навыков общения способно нейтрализовать возникшую проблему и даже повлиять на развитие новой оптимальной модели поведения ребенка. Обучение детей навыкам оптимального общения должно ставить перед собой следующие задачи:

  • создание в общении доброжелательного и чуткого отношения;
  • обучение умению услышать и понять другого человека;
  • обучение невербальным способам общения, мимикой и жестами;
  • развитие способности взаимодействия в сложных моментах;
  • обучение разговорной этике;
  • преодоление стеснительности, снятие зажимов;
  • обучение способности осознавать свои чувства;
  • развитие способности распознавать эмоции другого человека;
  • развитие способности выражать свои чувства словесно;
  • опора на взаимодействие с родителями детей.

Планомерное психическое развитие детей для достижения оптимального уровня коммуникабельности может осуществляться различными способами и приемами. Можно разделить их на несколько видов по типу восприятия:

  1. Словесные методы: диалог, рассказ, чтение.
  2. Визуальные методы: использование наглядных пособий, рассматривание картинок.
  3. Практические упражнения: театрализованная инсценировка сказок, ситуаций.
  4. Игровые методы: использование дидактических и сюжетных игр и упражнений.
  5. Физиологические методы: психогимнастика, пальчиковая и дыхательная гимнастика.

Логические методы: постановка этических и нравственных вопросов, загадки.

 Взаимодействуя со своим ребенком в игре, подчиняясь ее правилам, родитель снисходит с позиции непогрешимого и всегда правого взрослого, а ребенок получает возможность ощутить себя важным и значимым. Ведь, играя со своим чадом, родитель находится на территории его интересов. К тому же игра увлекает своей новизной, нестандартностью и позволяет взрослому ощутить себя маленьким ребенком. Практика показывает, что хорошо осведомленные о физическом здоровье своих детей родители мало знают об их человеческих качествах. Важно, что объективное представление о своем сыне или дочери родитель может получить, глядя на них со стороны, как бы глазами других участников группы. В то же время родитель и ребенок получают возможность увидеть и оценить свое отражение в действиях и реакциях других людей.

В процессе игры между членами семьи устанавливается новый стиль общения по правилам союзников, так как родителю необходимо понять мотивацию действий своего ребенка, его логику, ощущения и эмоциональное состояние. В результате маленький человек, с полным доверием погружаясь во взаимодействие с родителем, начинает ощущать значимость своей личности. В такой атмосфере творческое самовыражение дошкольника может раскрыться особенно полно и одновременно возрастает его ощущение ответственности за происходящее. Полная свобода в творческом проявлении себя вкупе с поддержкой родителя и отсутствием страха наказания является мощным стимулом в повышении самооценки ребенка, в укреплении его психологического здоровья и формировании всех необходимых коммуникативных навыков.

Взаимодействуя в игре и наблюдая за своим ребенком, родители начинают подмечать такие характерные черты, которых они не замечали в реальной жизни. Такие занятия учат сотрудничеству со своими детьми, помогают с пониманием относиться к их маленьким победам и поражениям и дают толчок к совместному творчеству в игре, которое впоследствии непременно займет достойное место и в реальной жизни семьи.

Навыки общения дошкольников можно и нужно развивать, прививая дошкольникам основы грамотного общения и культурной речи. Начинать такое обучение нужно с самого рождения, применяя весь спектр приемов и методов воздействия. Каждый родитель не должен забывать, что ответственность за построение взаимодействия лежит на нем, так как именно в общении с взрослыми дети получают и усваивают основные модели общения. Поэтому родители стоят во главе формирования культуры общения у детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Диалогическое общение дошкольников со сверстниками"

Расширяются и уточняются представления педагогов о диалогическом общении дошкольников. Даются конкретные рекомендации по организации и проведению игр и упражнений с целью формирования у детей диалогич...

"Игра как средство развития навыков общения дошкольников со сверстниками"

Уважаемые коллеги, разрешите поделиться с вами опытом работы, проведенной в подготовительной группе. Мною была выбрана тема пролекта: “Игра как средство развития навыков общения дошкольник...

Презентация "Особенности общения дошкольников со сверстниками"

Компьютерная презентация ориентирована на родителей дошкольников (особенно детей 3-5 лет), может быть использована и в работе с педагогами ДОУ.  В презентации раскрыты этапы развития форм общения...

Родительское собрание «Общение дошкольников со сверстниками»

В родительском собрании представлена информация об  особенностях общения детей старшего дошкольного возраста, игры, способствующие формированию межличностных отношений....

Особенности общения дошкольников со сверстниками.

В этой статье раскрыты особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками, этапы развития этого общения....

"Развитие взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками"

     Без речевого общения невозможно полноценное развитие ре­бенка. Речь включает в себя несколько составляющих сторон: фонематическую (звуковая культура), лексическую, грамматич...

Особенности общения дошкольников со сверстниками

Опысываются  личностные трудности влияющие на характер ребёнка, какими методами можно помочь ребенку  при общении со сверстниками....