Главные вкладки

    Психологическое здоровье дошкольников и ТРИЗ - технологии.
    консультация на тему

    Руссу Наталья Закиевна

    Познавательная деятельность дошкольников сводится к выяснению признаков объекта. Каким же образом это происходит? Ребенок манипулирует предметом и выясняет его возможности. Один объект, другой… В мире так много предметов и они все разные? Ребенку тяжело делать обобщения. На помощь должен прийти не только педагог, но и родитель.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon psihologicheskoe_zdorove_detey_i_triz.doc103 КБ

    Предварительный просмотр:

    Психологическое здоровье дошкольников и ТРИЗ - технологии.

    Познавательное развитие детей через использование признаков ТРИЗ.

    Познавательная деятельность дошкольников сводится к выяснению признаков объекта. Каким же образом это происходит? Ребенок манипулирует предметом и выясняет его возможности. Один объект, другой… В мире так много предметов и они все разные? Ребенку тяжело делать обобщения. На помощь должен прийти не только педагог, но и родитель.

       Важно дошкольнику показать общность объектов материального мира: все они имеют много общих признаков (цвет, форму, величину, температуру и т.д.). Проявляются эти признаки во всех объектах по-разному. Значения данных признаков можно устанавливать в исследуемом объекте. Ребенок фактически овладевает первым инструментом познания: «У объектов есть набор признаков, но в каждом объекте он проявляется по-своему».

    ВВОДНАЯ БЕСЕДА

       Ребята, скажите, где мы с вами находимся? А что находится вокруг нас? (ответы детей: стол, стул, игрушки и т.д.) А как это назвать одним словом? Я вам подскажу умное слово – это все можно назвать объектами. А эти объекты все разные или одинаковые? Чем они отличаются? Ответы детей. Воспитатель подводит итог. У этих объектов разный цвет, форма, размер и т.д. Да, эти объекты все разные, а отличаются они все по признакам.

    Знакомство с другими признаками можно использовать как часть занятия или в совместной деятельности педагога с детьми.

    Части.

    Игра «Назови части у объекта»

    У всех объектов есть части? Части у объектов одинаковые или разные? Воспитатель подводит итог – у каждого объекта есть части. Объекты отличаются частями. Значит это тоже признак. Давайте придумаем обозначение признаку «части».

    Количество.

    Давайте посчитаем части у объектов.

    У каждого объекта разное количество частей.

    Придумаем значок признаку «количество».

    Изменение во времени.

    Игра «Когда это бывает?» - на определение частей суток и времени года.

       Системный оператор: рассмотрим в волшебном телевизоре объект – цыпленок. Чем он был раньше – яйцом, кем станет в будущем – петушком. Объект изменяется во времени. Кем вы были раньше, кем будете в будущем? Давайте придумаем обозначение признаку «время».

    Звук.

    Игра «Что за объект?»

    • Какой помощник нам помогает услышать звук? Придумаем обозначение признаку «звук».
    • Как вы думаете, каждый объект имеет этот признак?
    • Все ли объекты звучат одинаково?
    • Почему отличается звучание объектов? (из какого материала сделан объект)

    Материал.

    Игры с «Кольцами Луллия».

    1 круг – объект, 2 круг – материал, 3 – где можно применить объект.

    Если изменить материал, как изменится объект? Давайте придумаем значок для признака «материал».

    Запах.

    Для чего человеку нос? Что мы ощущаем носом? Можно ли руками, ушами, глазами почувствовать запах? У каждого объекта есть этот признак? Обозначение признака «запах».

    Вкус.

    Игра «Угадай по вкусу» (с закрытыми глазами).

    Какой помощник помог вам определить вкус? У каждого ли объекта есть признак вкуса? Придумаем обозначение для признака «вкус».

    Вес.

    Игра «Чем отличаются коробки?» (коробки одинаковой формы, размера, цвета)

    Как вы узнали, какая коробка тяжелее, легче? Чем можно измерить вес?

    Придумаем обозначение для признака «вес».

    Функция.

    Игра «Главное дело у объекта».

    У всех ли объектов есть свое дело? Бесполезных объектов не бывает.

    Придумаем обозначение для признака «функция».

    Рельеф.

    Подготовить различные объекты для определения рельефа.

    Чем отличаются поверхности у объектов?  Какой помощник вам в этом помогает? Придумаем обозначение для признака «рельеф».

    Движение.

    Ребята, вы какие движения умеете делать? Покажите. У всех объектов есть этот признак? У живых объектов есть этот  признак? А у рукотворных? Придумаем обозначение для признака «движение».

    Задачи обучения при ознакомлении с признаками

    Младший возраст

    Учить детей выделять признаки у объекта и сравнивать их с признаками других объектов (полуактивный этап). Учить детей понимать сравнение, произнесенное педагогом. Упражнять в сравнении объектов по признакам, значениям признаков. Ввести в активную речь словесный оборот «такой же … (по признакам цвета, формы и т.д.), как …». Учить повторять за педагогом сравнения. Учить составлять сравнения по двум – трем значениям признака.

    Учить детей выделять основные признаки объекта: цвет, размер, форму, материал, назначение и др..

    Познакомить с некоторыми значениями признаков объекта.

    Учить определять наличие признака цвета у объекта и обозначать словом «цветной» или «бесцветный». Учить различать черно – белые объекты и разноцветные. Учить различать основные цвета (красный, синий, желтый) и некоторые смешанные (зеленый, коричневый и др.) Учить детей обозначать признак цвета с помощью сравнительного описания. Уточнить знания детей об изменчивости объекта по цвету.

    Учить различать и обозначать словом значение признака «размер». Ввести в активный словарь слова «большой», «маленький», «такой по размеру, как». Побуждать детей к обозначению признака размера в сравнении с другим объектом. Уточнить знания детей об изменчивости объекта по размеру.

    Учить различать объекты по форме. Учить различать плоскую и объемную форму объекта. Побуждать детей к различению плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник и некоторые другие). Побуждать детей к различать объемных фигур (кубик, кирпичик, шарик, крыша и некоторые другие). Формировать понятие, что каждый объект может менять форму.

    Учить детей различать твердые и мягкие предметы по материалу.

    Учить детей обследовать объект с помощью разных органов чувств и описывать ощущения словами (полуактивный этап).

    Учить детей выделять у объекта его главное назначение. Обозначать словом действие с ним или по отношению к нему. Различать объекты живой природы по многофункциональному признаку. Дать знания о том, что представители животного мира имеют органы чувств.

    Средний возраст

    Продолжать учить детей выделять у объекта признаки и сравнивать их с признаками других объектов (активный этап). Продолжать учить детей понимать сравнение, произнесенное педагогом. Упражнять в сравнении по признакам, значениям признаков.

    Продолжать учить составлять сравнения по двум – трем признакам. Побуждать детей к созданию двух – трехстрочных загадок по разным моделям.

    Учить детей оценивать сравнения и выбирать лучшие.

    Продолжать знакомить детей с некоторыми признаками объектов: цветом, формой, размером, материалом, функциями и др..

    Продолжать учить определять наличие признака цвета у объекта и обозначать его словом. Формировать умение каждый объект мысленно изменять по цвету.

    Продолжать учить различать и обозначать словом значение признака «размер». Продолжать учить детей обозначать признак размера в сравнении с другим объектом. Формировать умение мысленно каждый объект изменять по размеру.

    Продолжать учить различать объекты по форме. Учить различать объемные и плоскостные объекты. Формировать умение мысленно изменять каждый объект по форме.

    Учить детей различать объекты по материалу. Учить мысленно преобразовывать объект по признаку материала. Учить различать живую (природную) ткань и искусственную (рукотворную).

    Учить детей обследовать объект с помощью разных органов чувств и описывать ощущения.

    Учить выделять у рукотворных объектов их главное назначение - функцию. Закрепить знания о том, что представители животного мира имеют органы чувств.

    Старший возраст

    Учить детей самостоятельно выделять признаки у объекта и сравнивать их с признаками других объектов. Продолжать учить детей понимать сравнения, встречающиеся в художественной литературе и употребляемые педагогом. Побуждать детей объяснять смысл данного сравнения. Продолжать учить сравнивать объекты по различным признакам.

    Учить детей самостоятельно составлять двух – трехстрочные загадки по разным моделям.

    Продолжать учить детей оценивать сравнения (загадки) и выбирать лучшие.

    Расширять представления детей о признаках объектов: цвете, форме, размере, материале, функции и др..

    Отработать умение описывать объект по цвету, называя значение данного признака через сравнительные характеристики. Ввести в активный словарь специфические характеристики, связанные с изменением цвета (блестящий, тусклый, переливающийся, изменяющийся по цвету и т.д.).

    Отработать умение описывать объект по размеру. Учить детей сравнивать как сам объект, так и его части с эталонами размера.

    Отработать умение описывать объект по форме, ввести в активный словарь слово «бесформенный» (тот объект, который динамично меняет форму).

    Название игры, цель

    Методические рекомендации

    «Цепочка»

    Учить детей выделять признаки объектов.

    Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться.

    Рекомендуется с младшего возраста.

    «Угадай по описанию»

    Учить детей по описанию определять объект.

    Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь.

    Правило: ведущий описывает объект, следуя от общего к частному.

    «Выбери признак, который есть у других объектов»

    Учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков объекта.

    Ведущий называет объект. Играющие называют значения признаков этого объекта. Из перечисленного ряда выбирают одно характерное и одно специфичное значение (очки круглые, солнечные).

    Рекомендуется со среднего возраста.

    «Я назову признак, а вы перечислите его значения».

    Учить детей подбирать разные значения одному признаку.

    Ведущий называет какой-либо признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.).

    В старшем дошкольном возрасте воспитатель называет какое-либо значение признака, а дети угадывают признак (светящийся – светящимся бывает цвет; холодным бывает температура вещества).

    Проводится со среднего возраста с последующим усложнением.

    «Что (кто) делает так же?»

    Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как…, но не…», «Какой… - что та кое же у другого объекта», «Что делает так же?»

    Ведущий называет объект. Дети выделяют его действия. Предлагается перечислить объекты, у которых названное действие ярко выражено.

    ПР:

    Воробей что делает?

    Прыгает, как кузнечик, суетится, как мышь.

    Из предложенных вариантов составляется текст загадки: «Прыгает, но не кузнечик, суетится, но не мышка».

    Проводится со среднего возраста.

    Отработать умение описывать объект по материалу. Закрепить знания о том, что любой рукотворный объект может быть сделан из разных материалов.

    Продолжать учить детей определять признаки объекта с помощью разных органов чувств и описывать ощущения.

    Учить детей самостоятельно выделять основные функции объектов рукотворного мира.

    Игры, направленные на освоение признаков

    Имена признаков объектов и восприятие их значений анализаторами

    Имена признаков

    Зрение

    (глаза)

    Тактильный

    (рука, кожа,

    полость рта,

    полость носа)

    Вкус (язык,

    полость рта)

    Слух (ухо)

    Обоняние (нос)

    1. Цвет

    +

    2. Форма (объемная,

    плоскостная)

    +

    +

    3. Размер (высота,

    длина, ширина)

    +

    +

    +

    4. Количество

    +

    +

    +

    +

    +

    5. Части

    +

    +

    +

    +

    +

    6. Изменения во

    времени

    +

    +

    +

    +

    +

    7. Звук

    +

    8. Запах

    +

    9. Температура

    +

    10. Вес (масса)

    +

    11. Влажность

    +

    12. Рельеф (поверх

    ность объекта)

    +

    +

    13. Материал

    (вещество)

    +

    +

    +

    +

    +

    14. Структура

    (соотношение и

    расположение

    частей)

    +

    +

    14. Место

    +

    +

    +

    +

    15. Ориентация

    в пространстве

    +

    +

    +

    +

    16. Действия

    (движение, функция))

    +

    +

    +

    +

    17. Вкус

    +

    18. Сила (уровень

    проявления

    свойства)

    +

    +

    +

    +

    +

    Все познавательное развитие детей в ТРИЗе строиться на освоении базовой фундаментальной модели «Объект - имя признака - значение имени признака». Для более эффективного и активного освоения детьми методов ОТСМ -ТРИЗ, необходимы достаточные навыки работы с данной моделью.

    Наша задача - научить детей точно и полно воспринимать объекты окружающего мира, через восприятие их разнообразных признаков и свойств: цвет, форма, величина, вес, звук и так далее.

    Освоение модели «Объект - имя признака - значение имени признака» позволяет ребенку,  начиная с младшего дошкольного возраста, усвоить наличие ряда  признаков и их значений у любого объекта окружающего мира.

    Дети могут легко определить значения признаков объектов, описывать, сравнивать, преобразовывать различные объекты через выделение и преобразование признаков.

    В результате работы с моделью «Объект - имя признака - значение имени признака» возникла необходимость определить эффективность освоения детьми данной модели.

     

    Консультация подготовлена по данным интернет источников и материалов ТРИЗ-конференций


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Здоровый малыш!» Формирование психологического здоровья дошкольника.

    В теории и практике дошкольного воспитания встречается термин «эмоциональное благополучие», содержание которого несколько уже, чем содержание термина «психическое здоровье». Согласно исследо­ваниям Л....

    Опыт работы по обогащению словаря младших дошкольников средствами ТРИЗ-технологии

    В помощь  воспитателям, какие использовать игры ТРИЗ-технологии для пополнения и обогащения словаря младших дошкольников....

    «Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников» Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е., Первушиной И.М.»

    Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников...

    Презентация мастер - класса "Сохранение психологического здоровья детей посредством применения технологии арт - терапии".

    Презентация мастер - класса "Сохранение психологического здоровья детей посредством применения технологии арт - терапия"....

    Консультация для педагогов «Формирование словесного творчества дошкольников через ТРИЗ – технологию»

         Сегодня в дошкольные образовательные учреждения активно внедряются новые педагогические методы. Один из них – это технология ТРИЗ (теории решения изобретательских зада...