Проект по самообразованию "Метод моделирования в музыкальном развитии детей"
проект на тему

Однорог Галина Владимировна

      Для современной образовательной системы проблема умственного развития дошкольников чрезвычайно важна. По прогнозам учёных, 3 –е тысячелетие, на пороге которого стоит человечество, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться, как истинное национальное богатство. Одним из наиболее перспективных методов реализации умственного развития дошкольников является м о д е л и р о в а н и е, т. к. мышление детей данной возрастной категории отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.  Моделирование открывает перед педагогами ряд дополнительных возможностей, в том числе и в развитии музыкальных способностей дошкольников. На музыкальных занятиях данный метод может быть использован при анализе музыкальных  произведений, освоении нотной грамотности, а также при решении многих  других задач.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_modelirovaniya_v_muzykalnom_razvitii_detey.docx16.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Метод моделирования в музыкальном развитии детей».

      В федеральном законе «Об образовании» и в ФГОС дошкольного образования говорится о необходимости создания условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования. Это связанно с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм, методов обучения и  направленно на более полную реализацию права детей на образование. Очень важно организовать процесс музыкальной деятельности так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом участвовал в ней. Актуальным, в решении этих непростых задач, является сочетание традиционных методов обучения и современных педагогических технологий.

      В начале учебного года был составлен план реализации проекта, сформулированы  цели и задач проекта, спрогнозированы результаты. Достаточно много времени было уделено знакомству с различными методиками и практиками учёных, исследователей и коллег, занимающихся данной  проблемой: И. Манаковой, Н. Салминой, Т. Боровик,  А.Бурениной, Т. Сауко, Т. Тютюнниковой, О. Радыновой, М. Картушиной и др. авторов, а также изучению профессиональных периодических  изданий «Музыкальная политра», «Музыкальный руководитель», интернет – ресурсов. Изучив теоретический аспект вопроса, я сделала вывод, что моделирование открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в развитии музыкальных способностей дошкольников и в умственном воспитании в том числе. Все это, несомненно, оказалось для меня очень интересным и полезным,  расширило мой профессиональный кругозор и нашло отражение в практической деятельности. В течение года была проведена оптимизация использования  в зале аудиовизуальных средств (музыкального  центра, телевизора, мультимедиа проектора), пополнена фонотека, с учетом данной темы скорректировано  перспективное  планирование. В музыкальной образовательной деятельности (далее ОД) использовались предметно – схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью графических знаков. Например, д/и «Разноцветный кубик». С помощью её дети подготовительной группы изучали структуру песни посредством геометрических фигур (треугольник означает – куплет, круг - запев, квадрат – вступление, прямоугольник – проигрыши и т.д.). А в д/и  «Ритмическое лото» использование узких и широких полосок помогло воспитанникам старших групп в освоении понятий «долгий» и «короткий» звук (короткие звуки дети пропевали и прохлопывали на слог «ти», а длинные - на слог «та», выкладывали ритмический рисунок на мольберте). В результате были заложены базовые основы ритма: понятия о различной долготе звучания звука, о множестве вариантов чередования длинных и коротких звуков. Дети младшей и средней групп только учились работать с карточками, находящимися в специальных кармашках на стульчиках. При помощи карточек-цветочков разного цвета,  дети учились различать характер музыки: красный - весёлая музыка, синий - грустная. Наличие комплекта индивидуальных карточек на каждого ребёнка позволило сделать занятия более продуктивными. Во-первых, детям очень нравится работать с наглядным материалом, что поддерживало интерес к музыкальной деятельности у ребят, пробуждало желание слушать, играть, фантазировать. Во-вторых, позволяло легко запоминать, ускоряло процесс усвоения материала, а также помогало зрительно представить абстрактные понятия (свойства музыкального звука: высота, длительность, динамика, тембр и т.д.), отразив их схематически. В-третьих, применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания. Это особенно важно для дошкольников.

В следующем  учебном году работу по проекту планирую продолжить по следующим направлениям:

-  далее обогащать музыкальную предметно-развивающую среду с учетом интеграции музыкально-познавательной деятельности (изготавливать демонстрационный материал, музыкально-дидактические игры);

- организовывать ОД с использованием моделей (освоение песен и танцевальных движений; музыкально-творческое  развитие детей в самостоятельной деятельности посредством получения из среды необходимой им информации для самовыражения,  развитие сенсорных,  и моторных функций);

- проводить дальнейшее информирование  педагогов на сайте  ДОУ по темам  моделирования в музыкальном развитии дошкольников;

- консультировать родителей  по вопросам организации музыкальной среды на сайте ДОУ.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование метода моделирования в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"

В статье раскрывается проблема целенаправленного использования метода моделирования в системе музыкального образования дошкольников; активизизация познавательной деятельности детей, способствующая акт...

Педагогический проект: «Вовлечение родителей в музыкально-воспитательный процесс для повышения уровня общего музыкального развития детей в подготовительной к школе группе».

В сфере дошкольного образования детей сегодня родители всё больше самоустраняются от воспитательного процесса, зачастую перекладывая воспитание ребёнка на детский сад, творческие кружки, телевизор, ко...

Проект «Музыкальное развитие детей раннего возраста через ознакомление с музыкальными инструментами»

Проект «Музыкальное развитие детей раннего возраста через ознакомление с музыкальными инструментами»...

Презентация. Проект «Музыкальное развитие детей раннего возраста через ознакомление с музыкальными инструментами»

Презентация. Проект «Музыкальное развитие детей раннего возраста через ознакомление с музыкальными инструментами»...

Презентация опыта работы: Особенности музыкального развития детей раннего возраста в рамках проекта по обогащению музыкально-развивающей среды в группах ДОУ «Музыкальные инструменты своими руками»»

Ранний дошкольный возраст – это период, когда закладываются первоначальные способности, которые позволяют в дальнейшем приобщить ребенка к различным видам деятельности....