Главные вкладки

    Проект на тему:
    Проект по самообразованию "Метод моделирования в музыкальном развитии детей"

    Однорог Галина Владимировна

          Для современной образовательной системы проблема умственного развития дошкольников чрезвычайно важна. По прогнозам учёных, 3 –е тысячелетие, на пороге которого стоит человечество, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться, как истинное национальное богатство. Одним из наиболее перспективных методов реализации умственного развития дошкольников является м о д е л и р о в а н и е, т. к. мышление детей данной возрастной категории отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.  Моделирование открывает перед педагогами ряд дополнительных возможностей, в том числе и в развитии музыкальных способностей дошкольников. На музыкальных занятиях данный метод может быть использован при анализе музыкальных  произведений, освоении нотной грамотности, а также при решении многих  других задач.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metod_modelirovaniya_v_muzykalnom_razvitii_detey.docx16.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Метод моделирования в музыкальном развитии детей».

          В федеральном законе «Об образовании» и в ФГОС дошкольного образования говорится о необходимости создания условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования. Это связанно с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм, методов обучения и  направленно на более полную реализацию права детей на образование. Очень важно организовать процесс музыкальной деятельности так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом участвовал в ней. Актуальным, в решении этих непростых задач, является сочетание традиционных методов обучения и современных педагогических технологий.

          В начале учебного года был составлен план реализации проекта, сформулированы  цели и задач проекта, спрогнозированы результаты. Достаточно много времени было уделено знакомству с различными методиками и практиками учёных, исследователей и коллег, занимающихся данной  проблемой: И. Манаковой, Н. Салминой, Т. Боровик,  А.Бурениной, Т. Сауко, Т. Тютюнниковой, О. Радыновой, М. Картушиной и др. авторов, а также изучению профессиональных периодических  изданий «Музыкальная политра», «Музыкальный руководитель», интернет – ресурсов. Изучив теоретический аспект вопроса, я сделала вывод, что моделирование открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в развитии музыкальных способностей дошкольников и в умственном воспитании в том числе. Все это, несомненно, оказалось для меня очень интересным и полезным,  расширило мой профессиональный кругозор и нашло отражение в практической деятельности. В течение года была проведена оптимизация использования  в зале аудиовизуальных средств (музыкального  центра, телевизора, мультимедиа проектора), пополнена фонотека, с учетом данной темы скорректировано  перспективное  планирование. В музыкальной образовательной деятельности (далее ОД) использовались предметно – схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью графических знаков. Например, д/и «Разноцветный кубик». С помощью её дети подготовительной группы изучали структуру песни посредством геометрических фигур (треугольник означает – куплет, круг - запев, квадрат – вступление, прямоугольник – проигрыши и т.д.). А в д/и  «Ритмическое лото» использование узких и широких полосок помогло воспитанникам старших групп в освоении понятий «долгий» и «короткий» звук (короткие звуки дети пропевали и прохлопывали на слог «ти», а длинные - на слог «та», выкладывали ритмический рисунок на мольберте). В результате были заложены базовые основы ритма: понятия о различной долготе звучания звука, о множестве вариантов чередования длинных и коротких звуков. Дети младшей и средней групп только учились работать с карточками, находящимися в специальных кармашках на стульчиках. При помощи карточек-цветочков разного цвета,  дети учились различать характер музыки: красный - весёлая музыка, синий - грустная. Наличие комплекта индивидуальных карточек на каждого ребёнка позволило сделать занятия более продуктивными. Во-первых, детям очень нравится работать с наглядным материалом, что поддерживало интерес к музыкальной деятельности у ребят, пробуждало желание слушать, играть, фантазировать. Во-вторых, позволяло легко запоминать, ускоряло процесс усвоения материала, а также помогало зрительно представить абстрактные понятия (свойства музыкального звука: высота, длительность, динамика, тембр и т.д.), отразив их схематически. В-третьих, применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания. Это особенно важно для дошкольников.

    В следующем  учебном году работу по проекту планирую продолжить по следующим направлениям:

    -  далее обогащать музыкальную предметно-развивающую среду с учетом интеграции музыкально-познавательной деятельности (изготавливать демонстрационный материал, музыкально-дидактические игры);

    - организовывать ОД с использованием моделей (освоение песен и танцевальных движений; музыкально-творческое  развитие детей в самостоятельной деятельности посредством получения из среды необходимой им информации для самовыражения,  развитие сенсорных,  и моторных функций);

    - проводить дальнейшее информирование  педагогов на сайте  ДОУ по темам  моделирования в музыкальном развитии дошкольников;

    - консультировать родителей  по вопросам организации музыкальной среды на сайте ДОУ.

                                       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Использование метода моделирования в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"

    В статье раскрывается проблема целенаправленного использования метода моделирования в системе музыкального образования дошкольников; активизизация познавательной деятельности детей, способствующая акт...

    Отчёт по самообразованию за 2014-2015 учебный год по теме "Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей"

    Эта публикация о написании отчёта по самообразованию музыкального руководителя.  Материал может быть полезен для музыкальных руководителей  детских дошкольных учреждений....

    План по самообразованию по теме «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей. Развитие мелкой моторики, физической, эмоциональной и психической активности детей. Гармонизация взаимоотношений ребёнка и взрослого».

    План по самообразованию по теме «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей. Развитие мелкой моторики, физической, эмоциональной и психической активности детей. Гармонизация вза...

    Использование моделирования в математическом развитии детей дошкольного возраста

    Введение в практику дошкольного образовательного учреждения различных форм и методов математического развития детей требует современный подход к дошкольному образованию. Одним из приоритетных методов ...

    творческий отчёт. Использование технологий моделирования в речевом развитии детей дошкольного возраста.

    речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребёнка. мною была поставленна цель:  Помочь детям научиться говорить связно, последовательно грамматически правильно изл...