Проект по самообразованию "Метод моделирования в музыкальном развитии детей"
проект на тему
Для современной образовательной системы проблема умственного развития дошкольников чрезвычайно важна. По прогнозам учёных, 3 –е тысячелетие, на пороге которого стоит человечество, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться, как истинное национальное богатство. Одним из наиболее перспективных методов реализации умственного развития дошкольников является м о д е л и р о в а н и е, т. к. мышление детей данной возрастной категории отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Моделирование открывает перед педагогами ряд дополнительных возможностей, в том числе и в развитии музыкальных способностей дошкольников. На музыкальных занятиях данный метод может быть использован при анализе музыкальных произведений, освоении нотной грамотности, а также при решении многих других задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.78 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Метод моделирования в музыкальном развитии детей».
В федеральном законе «Об образовании» и в ФГОС дошкольного образования говорится о необходимости создания условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования. Это связанно с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм, методов обучения и направленно на более полную реализацию права детей на образование. Очень важно организовать процесс музыкальной деятельности так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом участвовал в ней. Актуальным, в решении этих непростых задач, является сочетание традиционных методов обучения и современных педагогических технологий.
В начале учебного года был составлен план реализации проекта, сформулированы цели и задач проекта, спрогнозированы результаты. Достаточно много времени было уделено знакомству с различными методиками и практиками учёных, исследователей и коллег, занимающихся данной проблемой: И. Манаковой, Н. Салминой, Т. Боровик, А.Бурениной, Т. Сауко, Т. Тютюнниковой, О. Радыновой, М. Картушиной и др. авторов, а также изучению профессиональных периодических изданий «Музыкальная политра», «Музыкальный руководитель», интернет – ресурсов. Изучив теоретический аспект вопроса, я сделала вывод, что моделирование открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в развитии музыкальных способностей дошкольников и в умственном воспитании в том числе. Все это, несомненно, оказалось для меня очень интересным и полезным, расширило мой профессиональный кругозор и нашло отражение в практической деятельности. В течение года была проведена оптимизация использования в зале аудиовизуальных средств (музыкального центра, телевизора, мультимедиа проектора), пополнена фонотека, с учетом данной темы скорректировано перспективное планирование. В музыкальной образовательной деятельности (далее ОД) использовались предметно – схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью графических знаков. Например, д/и «Разноцветный кубик». С помощью её дети подготовительной группы изучали структуру песни посредством геометрических фигур (треугольник означает – куплет, круг - запев, квадрат – вступление, прямоугольник – проигрыши и т.д.). А в д/и «Ритмическое лото» использование узких и широких полосок помогло воспитанникам старших групп в освоении понятий «долгий» и «короткий» звук (короткие звуки дети пропевали и прохлопывали на слог «ти», а длинные - на слог «та», выкладывали ритмический рисунок на мольберте). В результате были заложены базовые основы ритма: понятия о различной долготе звучания звука, о множестве вариантов чередования длинных и коротких звуков. Дети младшей и средней групп только учились работать с карточками, находящимися в специальных кармашках на стульчиках. При помощи карточек-цветочков разного цвета, дети учились различать характер музыки: красный - весёлая музыка, синий - грустная. Наличие комплекта индивидуальных карточек на каждого ребёнка позволило сделать занятия более продуктивными. Во-первых, детям очень нравится работать с наглядным материалом, что поддерживало интерес к музыкальной деятельности у ребят, пробуждало желание слушать, играть, фантазировать. Во-вторых, позволяло легко запоминать, ускоряло процесс усвоения материала, а также помогало зрительно представить абстрактные понятия (свойства музыкального звука: высота, длительность, динамика, тембр и т.д.), отразив их схематически. В-третьих, применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания. Это особенно важно для дошкольников.
В следующем учебном году работу по проекту планирую продолжить по следующим направлениям:
- далее обогащать музыкальную предметно-развивающую среду с учетом интеграции музыкально-познавательной деятельности (изготавливать демонстрационный материал, музыкально-дидактические игры);
- организовывать ОД с использованием моделей (освоение песен и танцевальных движений; музыкально-творческое развитие детей в самостоятельной деятельности посредством получения из среды необходимой им информации для самовыражения, развитие сенсорных, и моторных функций);
- проводить дальнейшее информирование педагогов на сайте ДОУ по темам моделирования в музыкальном развитии дошкольников;
- консультировать родителей по вопросам организации музыкальной среды на сайте ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/21/picture-69465.jpg)
"Использование метода моделирования в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"
В статье раскрывается проблема целенаправленного использования метода моделирования в системе музыкального образования дошкольников; активизизация познавательной деятельности детей, способствующая акт...
«Использование метода моделирования в музыкальном воспитании детей в разных видах деятельности на основе задач программы музыкального образования детей Э.П. Костиной «Камертон»
консультация музыкального руководителя для воспитателей...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/08/picture-309981-1381207226.jpg)
Педагогический проект: «Вовлечение родителей в музыкально-воспитательный процесс для повышения уровня общего музыкального развития детей в подготовительной к школе группе».
В сфере дошкольного образования детей сегодня родители всё больше самоустраняются от воспитательного процесса, зачастую перекладывая воспитание ребёнка на детский сад, творческие кружки, телевизор, ко...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/02/picture-1148374-1577959942.jpg)
Проект «Музыкальное развитие детей раннего возраста через ознакомление с музыкальными инструментами»
Проект «Музыкальное развитие детей раннего возраста через ознакомление с музыкальными инструментами»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/02/picture-1148374-1577959942.jpg)
Презентация. Проект «Музыкальное развитие детей раннего возраста через ознакомление с музыкальными инструментами»
Презентация. Проект «Музыкальное развитие детей раннего возраста через ознакомление с музыкальными инструментами»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/14/picture-376729-1563109507.jpg)
Презентация опыта работы: Особенности музыкального развития детей раннего возраста в рамках проекта по обогащению музыкально-развивающей среды в группах ДОУ «Музыкальные инструменты своими руками»»
Ранний дошкольный возраст – это период, когда закладываются первоначальные способности, которые позволяют в дальнейшем приобщить ребенка к различным видам деятельности....