Педагогический проект: «Вовлечение родителей в музыкально-воспитательный процесс для повышения уровня общего музыкального развития детей в подготовительной к школе группе».
проект (подготовительная группа) на тему

Болдырева Ирина Семеновна

В сфере дошкольного образования детей сегодня родители всё больше самоустраняются от воспитательного процесса, зачастую перекладывая воспитание ребёнка на детский сад, творческие кружки, телевизор, компьютер.

В современном художественно-образовательном пространстве возникла острая потребность активного вовлечения родителей в процесс музыкального воспитания детей (особенно в подготовительной к школе группе). Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_s_roditelyami_boldyreva.docx48.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка»

г. Белоярский»

Педагогический проект:  

«Вовлечение родителей в музыкально-воспитательный процесс для повышения уровня общего музыкального развития детей в подготовительной к школе группе».

                                                                                       

 Выполнил:

                                                                      Музыкальный руководитель

Болдырева Ирина Семеновна

                                                                         

2016 г.

Пояснительная записка

В законе Российской Федерации “Об образовании” говорится: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте”.

Участие родителей в образовательном процессе детей играет важную роль.  В соответствии с Концепцией дошкольного образования подход к сотрудничеству с родителями воспитанников базируется на взаимосвязи семьи и МАДОУ. Именно от взрослых, их согласованных действий, умения договориться, помочь друг другу в воспитании детей зависят личностное развитие ребенка и его психическое здоровье. Эффективность такого сотрудничества определяется степенью взаимопонимания, доверия и взаимопомощи друг другу.

Проблема:

В сфере дошкольного образования детей сегодня родители всё больше самоустраняются от воспитательного процесса, зачастую перекладывая воспитание ребёнка на детский сад, творческие кружки, телевизор, компьютер.

В современном художественно-образовательном пространстве возникла острая потребность активного вовлечения родителей в процесс музыкального воспитания детей (особенно в подготовительной к школе группе). Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач ДОУ.

Актуальность:

Актуальность взаимодействия музыкального руководителя с родителями воспитанников обусловлена задачей, которую четко определили Федеральные Государственные стандарты дошкольного образования: обеспечить ребенку возможность радостного и содержательного проживания дошкольного детства.

Необходимо повышение роли семьи в приоритете воспитания у детей общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства, создание для родителей открытой музыкально-педагогической площадки, позволяющей организовать работу в ДОУ по формуле: музыкальный руководитель - воспитанники - родители. «Каждый из нас, педагогов и родителей, несет свою долю ответственности за сокровище по имени Детство» - эти слова Е.П. Арнаутовой определяют смысл совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Цель: повышение уровня общего музыкального развития детей в подготовительной к школе группе через использование современных форм взаимодействия с семьей.

Задачи:

1. Повысить педагогическую компетентность и педагогическую культуру родителей.

2. Сформировать активную позицию родителей как участников  музыкально- образовательного процесса.

3. Повысить уровень общего музыкального развития детей.

4. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

5. Удовлетворить потребности родителей в отношении содержания и результативности воспитательной и музыкально-образовательной деятельности МАДОУ.  

6. Разработать модель сотрудничества  музыкального руководителя и родителей воспитанников.

7. Распространить опыт среди коллег МАДОУ и других дошкольных образовательных учреждений, через публикации в СМИ.

Участники: родители воспитанников подготовительной к школе группы, воспитанники подготовительной к школе группы, музыкальный руководитель, воспитатели и специалисты МАДОУ.

Этапы реализации проекта: подготовительный (сентябрь) – анкетирование родителей, составление плана работы по взаимодействию с семьями воспитанников; основной (октябрь – апрель) – консультирование и проведение мероприятий; заключительный (май) – подведение итогов, диагностика удовлетворенности родителей, самодиагностика  музыкального руководителя.

Ожидаемые результаты:

-повышение уровня родительской компетентности, педагогической культуры родителей;

- активное участие родителей в музыкально-воспитательном процессе; сформированность у них активной позиции.

-повышение уровня общего музыкального развития детей;

-установление отношений партнерского сотрудничества с семьей как субъектом образовательной и воспитательной деятельности;

-удовлетворенность родителей содержанием и результативностью музыкально-образовательной и воспитательной  деятельности  МАДОУ;

-разработка модели работы с родителями по привлечению их к участию в музыкальном образовательном процессе;

- распространение опыта среди коллег МАДОУ и других дошкольных образовательных учреждений, публикации в СМИ.

В проекте предложена диагностика  удовлетворённости родителей проведенной работой и разработаны рекомендации самодиагностики музыкального руководителя по рефлексии полученного опыта по взаимодействию с родителями в рамках реализации проекта «Вовлечение родителей в музыкально-воспитательный процесс для повышения уровня общего музыкального развития детей в подготовительной к школе группе».

 Предполагаемые риски:

1.Изменение контингента детей.

2.Отсутствие интереса и желания родителей участвовать в работе ДОУ.

3.Семьи социального риска.

Условия реализации проекта.

Пропаганда педагогических знаний ведется через систему наглядной агитации. В группах оформлены «Уголки для родителей», где размещаются консультации по вопросам музыкального развития детей. В специальных папках-передвижках имеется подбор методических рекомендаций. Помимо традиционных форм взаимодействия ДОУ и семьи предлагаю использовать инновационные формы и методы, которые необходимо организовать и провести для решения задач проекта, а именно:

  • групповые консультации, тесты, анкетирования на родительских собраниях;
  • свободное посещение родителями непосредственно музыкально-образовательной деятельности;
  • индивидуальные консультации, беседы, рекомендации;
  • совместная культурно-досуговая деятельность;
  • совместные тематические и музыкально-творческие мероприятия воспитанников и их родителей; музыкально-литературная гостиная.
  • семейные музыкально-спортивные встречи.

Описание мероприятий включает указание цели, задач, сценарий/план мероприятия, целевой аудитории, временного формата, что позволяет определить механизм и выявить инструментарий включения родителей в образовательный процесс.

В описание проекта  входит план-график мероприятий с  указанием темы, даты проведения и  формы организации деятельности (в виде таблицы); предложены критерии оценки эффективности проекта (количественные и качественные), а так же указаны предполагаемые риски и способы их преодоления.

Основная часть. Описание проекта.

Реализация проекта предусматривает проведение следующих мероприятий:

На подготовительном этапе проводится анкетирование  родителей:

«Влияет ли включенность родителей в мероприятия, проводимые в детском саду, на формирование позитивного настроения у ребенка» на знание психологических особенностей детей подготовительной к школе группы. По результатам анкетирования определяются направления работы по взаимодействию с семьями воспитанников, выстраивается планирование.

1.Групповые консультации по вопросам музыкального воспитания детей (на родительских собраниях) - одна из самых распространенных в отечественной педагогике  форм взаимодействия с родителями, подразумевающая коллективное обсуждение насущных психолого-педагогических, дисциплинарных,  организационных и прочих  вопросов, возникающих в процессе воспитания. Групповые консультации проводятся четыре раза в год.

Предлагаю консультацию музыкального руководителя на тему «Музыка как основа становления личности, здоровой в физическом, психическом и духовном смыслах». Проводится на первом в учебном году родительском собрании.

Цель консультации: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей, вовлечь их в музыкально-образовательный процесс.

Задачи:

-выявить психологические особенности детей подготовительной к школе группы;

- побудить родителей проанализировать характер и творческие интересы своего ребёнка;

-выявить трудности и продумать способы  их преодоления в процессе музыкальной деятельности.

В ходе собрания решаются вопросы планирования: свободное посещение родителями непосредственной музыкально-образовательной деятельности, проведение совместных творческих мероприятий детей и родителей. На первом в учебном году родительском собрании музыкальный руководитель сообщает родителям о возможности в любое время присутствовать на непосредственно музыкально-образовательной деятельности.

 2.Свободное посещение НОД.

Эта форма работы подразумевает посещение родителями музыкальной НОД.

Цель: сформировать активную позицию родителей как участников музыкально-образовательного процесса; повысить психолого-педагогическую компетентность родителей.

Задачи: помочь родителям грамотно организовать дома условия для развития музыкального и творческого потенциала ребенка, объединить усилия для развития музыкальных способностей детей.

Родители присутствуют на непосредственной музыкально-образовательной деятельности, запоминают требования и рекомендации  музыкального руководителя. При этом важно соблюдение тактичности и «невмешательства» в образовательный процесс. На НОД родитель лишь наблюдатель. Все интересующие  его вопросы разбираются с музыкальным руководителем после. Эта форма работы на первый взгляд кажется пассивной и мало эффективной. Но только на первый взгляд.  Участие родителей (хоть и молчаливое) в музыкальной непосредственно образовательной деятельности очень полезно и при  системном и заинтересованном подходе приносит большую пользу.

Частота посещений музыкальной НОД зависит от многих факторов, а главное от индивидуальных особенностей и музыкальных способностей ребенка. В моей практике приветствуется еженедельное посещение.

3.Индивидуальные консультации. Беседы. Рекомендации.

Цель: психолого – педагогическое просвещение по запросам родителей, по конкретной выявленной или возникшей ситуации.

Индивидуальное консультирование родителей  – одна из универсальных форм работы  семьи и  МАДОУ, особенно родителей подготовительной к школе группы. К сожалению, не все родители в силу занятости на производстве, в состоянии посещать НОД. Музыкальный руководитель должен отслеживать результаты развития музыкальных способностей каждого ребенка, знать, созданы ли необходимые условия для прослушивания хорошей музыки дома. Информировать родителей о проблемах и трудностях, предпринимать своевременные совместные с семьей  усилия по их преодолению. Такая форма работы обеспечивает формирование качественно нового уровня партнерства  семьи и МАДОУ. Проводить беседы, давать рекомендации можно в течение всего года дома, в группе, по телефону, через  сайт ДОУ.

 4.Совместная культурно-досуговая деятельность.

Цель: вовлечение родителей в жизнь группы.

Задачи: воспитание в детях любви и уважения к родителям. Формирование у дошкольников уверенности в себе и своих возможностях. Формирование активной позиции родителей, как участников    образовательного процесса.

В реализацию разработанной системы культурно-досуговой деятельности положены основные принципы: принцип интеграции целей, задач, содержания, форм и методов обучения в организации культурно-досуговой деятельности; принцип календарно-тематического построения образовательного процесса, который реализуется на основе календаря «событий».

Праздники в детском саду не только оставляют эмоциональный след в сердце ребенка, но и обогащают его нравственным содержанием. Большинство родителей считают, что праздничные утренники вызывают у детей радостное настроение. Педагоги, по мнению родителей, своим участием, неравнодушием, умением заинтересовать, включить воспитанников и их родителей в игру, способны изменить самочувствие ребенка в положительную сторону. Исполнительская деятельность детей в сочетании с активным участием взрослых, сюрпризами и играми, вплетаясь в общую цепь эмоциональных впечатлений, делает праздник ярким событием в жизни ребенка и остается в памяти надолго. Для родителей это – уникальная возможность попасть в мир детства и в игре стать «равным» ребенку.

Проведение праздничных утренников и развлечений обеспечивают детям защиту, эмоциональный комфорт, развитие музыкальных способностей, проявление у родителей искренней заинтересованности к действиям ребенка, к его умению общаться со сверстниками. Это, несомненно, способствует сплочению семьи, доставляет положительные эмоции  детям и взрослым.

5. Совместные музыкально-творческие мероприятия воспитанников и их родителей. Цель: создание условий, способствующих активному участию родителей в решении задач музыкального образования и воспитания.

Это одна из любимых и  наиболее эффективных форм взаимодействия, так как создает ситуацию сотворчества и сотрудничества родителей и детей.

Из практического многообразия видов и форм работы с родителями наиболее эффективными являются активные формы взаимодействия, когда родители – не только зрители, но и участники встреч и мероприятий: концерты, музыкальные гостиные, творческие встречи, игровые программы, викторины, театрализованные действа и пр. Предлагаю следующие формы:

- «Мама, папа, я - музыкальная семья»- семейная игровая программа. Цель: способствовать укреплению семьи через совместную творческую деятельность. Задачи: способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного празднования мероприятия, развивать навыки выразительного исполнения детьми песен и стихов, побуждать детей и родителей к активному участию в различных видах музыкальной деятельности.

В мероприятии наряду с детьми-музыкантами, участвуют их родители. Каждая семья готовит концертный номер, рассказывает о своих музыкальных предпочтениях. Если родитель не связан с музыкой и не владеет игрой на инструменте, он может петь,  иллюстрировать выступление своего ребенка стихами или прозой (мелодекламация),  подыгрывать на шумовых инструментах.

- «В гостях у Домисольки» - музыкальная сказка. Цель: приобщение детей совместно с родителями к художественно-эстетической деятельности. Задачи: развивать творческие способности и творческую самостоятельность воспитанников подготовительной группы, развивать эмоционально-оценочное восприятие художественных образов, создать условия для свободного самовыражения каждого ребенка и его родителей.

В инсценировке музыкальной сказки участвуют дети, родители, педагоги; вместе создаются костюмы и декорации, разучиваются роли, песни, танцы и пр. - «У камелька» - музыкально-литературная викторина. Цель: выявление интеллектуальных и творческих способностей детей и их родителей. Задачи: развивать семейное творчество, чувство солидарности и здорового соперничества, способствовать объединению, активизации и раскрытию потенциала детского коллектива.

В викторине осуществляется интеграция разных художественных областей. Использование цифрового образовательного ресурса позволяет значительно разнообразить данное мероприятие.

- «Раз словечко, два словечко – будет песенка» - концертно-игровая программа, посвященная творчеству В.Шаинского, и чаепитие с активным участием родителей. Цель: формирование познавательного интереса к творчеству композитора В.Шаинского. Задачи: развивать музыкальную активность и творческие способности детей подготовительной группы, учить исполнять произведения в соответствии с замыслом композитора, воспитывать сценическую культуру выступающих, способствовать сплочению семьи через театрализацию и исполнение песен из мультфильмов.

Такие формы взаимодействия МАДОУ и семьи помогают сформировать правильное понимание игры в жизни ребенка как ведущего вида деятельности.

Во взаимодействии с родителями могут быть преодолены следующие проблемы: неуверенность, скованность, стеснительность некоторых детей при выступлениях на праздниках, снятие эмоциональной напряженности, что обеспечивает создание позитивного настроя, усиление конструктивного поведения,  развитие уверенности детей в своих силах и возможностях, развитие творческого потенциала дошкольников. Показателями успешности взаимодействия с родителями являются самоуверенные выступления детей на конкурсах,  мероприятиях различного уровня.  

Привлечение родителей к творчеству детей в качестве слушателей, исполнителей, оформителей, изготовителей костюмов способствует развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя и ребенка. Проведение таких мероприятий требует длительной подготовки, большой предварительной работы, репетиций. Проводятся совместные творческие вечера раз в два месяца.

6. Семейные музыкально-спортивные встречи стали традиционными:

Цель: формирование импровизационно-творческого самовыражения воспитанников и их родителей.

 «Мой папа – самый лучший», «Неразлучные друзья – мамочка и я». Ничто не заменит детям радость и гордость за своих родителей, которые играют вместе со всеми, и все видят, какие они добрые, умные и красивые. Яркая наглядность, творческое игровое действие, неожиданность и сюрпризность – обязательные составляющие подобных мероприятий.

Заключительный этап.

Подведение итогов, анализ результатов, анкетирование семей, разработка модели работы с родителями по привлечению их к участию в образовательном процессе.

План реализации проекта:

Форма работы

Тема

Сроки

Подготовительный этап:

Анкетирование родителей в начале учебного года

Групповая консультация.

«Влияет ли включенность родителей в мероприятия, проводимые в детском саду, на формирование позитивного настроения у ребенка».

1.«Музыка как основа становления личности, здоровой в физическом, психическом и духовном смыслах».

Сентябрь

Основной этап:

Посещение родителями музыкальной НОД

В соответствии с программой

В течение всего года.

Индивидуальные консультации.

По запросам родителей.

По конкретно выявленной или возникшей ситуации.

В течение всего года.

Групповые консультации

1.«Музыкальные игры с ребенком дома»

2. «Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка и необходимость продолжения развития музыкальных способностей в семье»

3. «Поступаем в музыкальную школу»

Декабрь

Март

Май

Культурно-досуговая деятельность.

«Осенний календарь», «Новогодняя сказка», «Картина для мамы», «Выпускной бал».

Согласно календарным датам.

Совместные творческие мероприятия.

1.»Мама, папа, я – музыкальная семья» - семейная игровая программа

2.Музыкальная сказка «В гостях у Домисольки».

3.»У камелька» - музыкально-литературная викторина.

4.«Раз словечко, два словечко – будет песенка» - концертно-игровая программа, посвященная творчеству В.Шаинского.

Октябрь.

Декабрь.

Январь

Апрель

Семейные музыкально-спортивные встречи

 «Неразлучные друзья – мамочка и я»

«Мой папа самый лучший»

Ноябрь

Февраль  

Заключительный этап:

Диагностика удовлетворенности родителей.

Самодиагностика.

1.Рефлексия – анализ качества организации музыкально-образовательного процесса по взаимодействию с семьями воспитанников. 

2.Разработка модели сотрудничества  музыкального руководителя и родителей воспитанников.

3.Разработка рекомендации самодиагностики музыкального руководителя по рефлексии полученного опыта по взаимодействию с родителями.

 Май.

Ресурсная база для организации проекта.

1.Наличие основной общеобразовательной программы «Из отрочества в детство» Т.Н. Дороновой дошкольного образования по освоению детьми образовательной области «Музыка», рекомендуемая стандартами образования.

2. Методическая литература, программно-методические материалы.

3. Предметно-развивающая среда музыкального зала:

- фортепиано, синтезатор, музыкальный центр,

- мультимедийная установка: экран, проектор, ноутбук для применения информационно-коммуникационных технологий;

-  фонотека музыкально-подвижных игр

-  видеофрагменты со сказочными героями.

- магнитная доска для иллюстрационного материала на бумажном носителе;

- набор детских музыкальных инструментов: бубен, барабан, треугольник, металлофон, ксилофон, ложки, трещотки и др.;

- костюмы и атрибуты для игровых импровизаций;

Критерии оценки эффективности проекта:

Количество:

- родителей, вовлеченных в проект;

- детей, вовлеченных в проект;

- посещений непосредственной музыкально-образовательной деятельности;

- проведенных консультаций (групповых и индивидуальных);

- проведенных концертов и совместных творческих мероприятий;

- публикаций в СМИ.

Качество:

- повышения уровня музыкального образования у детей подготовительной к школе группы;

-повышения уровня родительской компетентности, психолого-педагогической культуры родителей;

-установления отношений партнерского сотрудничества с семьей как субъектом образовательной и воспитательной деятельности;

-удовлетворенность родителей содержанием и результативностью музыкально-образовательной и воспитательной  раброты в МАДОУ.

Диагностика удовлетворённости родителей.

С целью изучения эффективности партнерства разработаны  критерии:

- эмоциональная отзывчивость детей;

- активизация инициативы детей и родителей;

- импровизационно - творческое самовыражение детей и педагогов;

-проявление социально значимых качеств (творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание);

- сформированность основ праздничной культуры;

- эстетичность оформления «события».

При изучении качества эффективности работы используются методы наблюдения, включенного наблюдения, беседы и др.

Перспективы дальнейшего развития проекта.

1. Распространение опыта среди коллег МАДОУ и других дошкольных образовательных учреждений, публикации в СМИ.

2. Адаптация данного опыта к работе с семьями детей младшего и среднего дошкольного возраста.

3. Размещение статей из опыта работы в научно-методических журналах. По своей доступности и эффективности данный педагогический опыт может быть использован другими образовательными учреждениями.

Заключение:

В ходе реализации проекта музыкальный руководитель анализирует  результаты партнерства МАДОУ с семьями воспитанников с помощью предлагаемых критериев оценки эффективности (количественным и качественным); учитывает уровень  удовлетворенности родителей; оценивает качество музыкального развития дошкольников в конце учебного года, проводит самодиагностику по рефлексии полученного опыта взаимодействия с родителями в рамках педагогического проекта «Вовлечение родителей в музыкально-воспитательный процесс для повышения уровня общего музыкального развития детей в подготовительной к школе группе».  

Модель работы с родителями по привлечению их к участию в музыкально-образовательном процессе:

Участники

Список литературы:

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 2014 г. – №273-ФЗ.

2.Концепция развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года.

3. Немыкина И.Н. Основы музыкальной педагогики. – Екатеринбург, 1993

4. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М., 1981.

5. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М.: Педагогика 2001.

6. Доронова Т.Н., Соловьева Е.А., Жичкина А.Е. и др. Дошкольные учреждения и семья – единое пространство развития. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.

7. Евдокимова Е.С., Додокина Е.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья (методическое пособие). – М.: Синтез, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию детей в подготовительной к школе группе.Тема: «Воздух и вода»

Задачи: Образовательные: Учить детей самостоятельно проводить эксперименты на интересующие их темы. Расширять знания о воздухе и воде, активизировать речь и обогащать словарь. Развивающие: Разв...

Методическая разработка НОД по социально-коммуникативному развитию детей в подготовительной к школе группе Разные люди живут на Земле (с презентацией)

Базовая образовательная область: социально-коммуникативное развитиеИнтеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.Цель: формировать...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей в подготовительной к школе группе Тема «Мы - сценаристы»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей в подготовительной к школе группеТема «Мы -  сценаристы»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей в подготовительной к школе группе на тему: «Знатоки русских былин»

Данный материал позволит закрепить знания детей о содержании былин, основных героях и событиях, пословицах о Родине ,смелости, дружбе....

Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию детей в подготовительной к школе группе «Улыбка»

Желание ребёнка увидеть красоту природы и перенести увиденное в рисунках не пропадёт в том случае, если их родители проявляют интерес к окружающему, помогают увидеть различные картины природы.Природа ...

Педагогический проект "Моя малая Родина"по познавательно-речевому развитию детей в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

       Сформировать  целостную личность  – значит воспитать в ребенке дошкольного возраста  потребность участвовать во всех делах на благо родного...