Русские народные игры.
картотека по теме

Картотека русских народных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_narodnye_igry.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ.

Котел.

Игра «Котел» — это очень старая народная игра.

На ледяной площадке чертили круг диаметром 7-10 шагов. В центре этого круга чертили еще один круг диаметром в один шаг или чуть больше.

Этот маленький круг и есть котел.

С помощью считалки назначали сторожа для котла. Остальные играющие располагались вокруг большого круга.

Задачей играющих было загнать ледышку в котел. А сторож должен следить за тем, чтобы ледышка в котел не попала.

Играющие загоняли ледышку клюшками или просто крючковатыми палками. Ими они перебрасывали льдинку друг другу, выбирая момент, чтобы совершить неожиданный бросок в котел.

Тот, кому это удавалось, становился сторожем.

Змейка.

Для игры нужна веревка.

Нарисуйте на земле большой круг, вокруг которого рассядутся играющие. За кругом будет ходить водящий.

Его задача неожиданно бросить на середину круга веревку — «змейку».

Играющие должны быстро встать и стремиться как можно быстрее встать на неё. Кому места не хватит, выходит из игры.

Водящий, бросая «змейку» в круг, постепенно укорачивает её до тех пор, пока на неё сможет встать только один участник игры.

Этот участник становится водящим, и игра начинается сначала.

Лиска-Лиса.

Эта игра представляет собой разновидность догонялок.

При помощи считалки выбирают водящего — «лиску-лису».            Остальные дети — «куры».

«Куры» хором поют песню, дразнят «лису»:

Лиска-лиса, дивья краса,

Долгий нос, рыжий хвост.

При этом они изображают «кур». Песню пропели и бросились врассыпную, а «лиска-лиса» побежала ловить.

Кого поймает, тот будет водить. Игра начинается сначала.

Круговые жмурки (Трубочка).

Дети встают в круг и выбирают жмурку. Он выходит на середину, ему завязывают глаза, в руку дают бумажную трубочку и заставляют повернуться три раза.

Играющие в это время берутся за руки и обходят вокруг жмурки, чтобы он не знал, кто где стоит.

Когда все остановятся, жмурка  делает несколько шагов к играющим и дотрагивается до кого-то трубочкой, спрашивая его: «Кто?» Ему отвечают: «Мя-у!», «Ку-ка-ре-ку!»

Жмурка должен угадать по голосу того, кто ему ответил. Если не отгадал, то остается водить. Ребенок. которого жмурка узнал, становится жмуркой.

Обеги круг.

Дети вместе с воспитателем становятся в круг. Идут по кругу и поют народную считалку:

Водица, водица,

Студеная быстрица,

Обеги вокруг,

Напои наш луг!

Воспитатель называет двух детей, стоящих рядом друг с другом. Дети поворачиваются  спиной и бегут в разные стороны. Каждый старается прибежать на свое место первым.

Дедушка.

Выбирается «дедушка», он садится на стул в центре круга. Все играющие, ходят по кругу и поют:

Уж ты дедушка седой,

Что сидишь ты под водой?

Выглянь на минуточку.

Посмотри хоть чуточку.

Мы пришли к тебе на час,

Ну-ка, тронь попробуй нас.

«Дедушка» встает с места и начинает ловить играющих, которые убегают на места.

Пирожок.

Играющие  встают  друг  за  другом,  держась  за  пояс.  Впереди  стоит  булочник,  он  ведущий, последний —  пирожок. К булочнику подходит покупатель и спрашивает:

«Где  мой  пирожок?»  Булочник  отвечает:  «За  печкой  лежит».  Последний  игрок  -  пирожок кричит:  «Я  бегу, бегу!» С этими словами он  бежит в сторону ведущего, а  покупатель  старается  его  поймать.  Если  пирожок  успеет  встать  впереди  ведущего,  он  становится  булочником,  а  последний  игрок  —  пирожком, и  покупатель  вновь  идет  покупать.  Если  же  пирожок  будет  пойман,  то  он  выполняет роль покупателя, а покупатель — булочника.

Шапка аиста.

 До начала игры нужно выбирать аиста и ребенка с шапкой аиста.

Затем дети становятся в круг, держась за руки. Аист становится в центре круга. Его руки должны быть сложены за спиной. Ребенок с шапкой остается за кругом.

Дальше дети начинают ходить по кругу. Аист также ходит внутри круга, но в противоположную сторону. Важно, чтобы он высоко поднимал ноги, искал шапочку и пел: «Я над речкою гулял, здесь я шапку потерял, тепленькую шапку, новенькую шапку, красненькую шапку.

Ребенок, находящийся за кругом и держащий в руках шапку, ходит и поет: «Я на речку пришел, здесь я шапочку нашел, тепленькую шапку, новенькую шапку, красненькую шапку.

Когда песня заканчивается, все останавливаются. Ребенок с шапкой говорит: «Попробуй, догони, свою шапку отними!». Как только он скажет эти слова, дети поднимают соединенные руки, образуя проход, через который пробегают ребенок и аист. Когда аист догоняет ребенка, то надевает шапку и танцует с пойманным участником внутри круга.

После этого аист остается в кругу и выбирается другой ребенок с шапкой. Если же аист не сумел поймать ребенка, то водящий становится аистом. Затем игра повторяется.

Мельница.

Играющие встают в круг. Каждый участник, не сходя с места кружится вокруг себя со словами:

 «Мели, мели мельница

Жерновочки вертятся

Мели - мели, засыпай

И в мешочки набивай»

На последнем слове все должны остановиться и стоять не шевелясь. Тот, кто не сумеет вовремя остановиться и удержать равновесие, выходит из игры. Игра продолжается, пока не останется пара детей.

Капуста.

Рисуется круг - огород. На его середину играющие складывают свои вещи - шапки, пояса, платки и т.д., обозначающие «капусту». Все участники игры стоят за кругом, а один из ребят, выбранный хозяином, садится рядом с «капустой». Хозяин, изображая движениями воображаемую работу, говорит:

«Я на камушке сижу

Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу,

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибегали

Волк и лисица,

Заинька усатый,

Медведь толстопятый».

Ребята пытаются быстро забежать в огород, схватить «капусту» и убежать. Кого хозяин коснется рукой у себя в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесет «капусты» из огорода, объявляется победителем.

Тетёрка.

Тетёра шла, моховая шла,

По камушкам да по веточкам.

Сама прошла и детей провела,

Самого лучшего гусёночка оставила!

Из играющих детей выбирается «тетерка» и «ловушка». Остальные дети становятся «гусятами». «Ловушку» образуют двое детей, взявшись за руки и подняв их . «Гусята» встают за «тетёркой», держась за плечи друг друга. Все поют припевку, «тетёрка» проводит «гусят» через «ловушку». После слов «самого лучшего гусёночка оставила» «ловушка» закрывается. Пойманный «гусёнок» становится «ловушкой». Игра повторяется, пока не переловят всех «гусят».

Я по улку шла.

Я по улку шла, переулку шла, Клубок ниточек нашла.

Клубок катится, нитка тянется.

Клубок дале, дале, дале, Нитка доле, доле, доле.

Я за ниточку бралась,

Тонка нить оборвалась.

Дети ходят кругом и поют. Затем круг разрывается и один из последних играющих начинает крутиться вокруг себя. Вся цепочка детей завивается вокруг него «клубком». Когда клубок закрутился полностью, все дети поднимают руки, не расцепляя их, а стоящий в середине выпутывается из «клубка», проходя под воротами и вытягивая всех остальных. Игра повторяется снова.

Дети и петух.

Дети стоят в кругу. Один из детей стоит в центре круга, изображая петуха, идут по кругу со словами:

«Петушок - петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка

Шелкова бородушка.

Что так рано встаешь?

Детям спать не даешь?»

После этих слов дети приседают на корточки и делают над головой «домики» из рук.  «Петух»  кукарекает три раза, дети разбегаются по залу, а «петух» их ловит. Первый пойманный ребенок становится «петухом».

Никанориха.                                                                                                                              Нечетное количество детей, взявшись за руки, идут по кругу и поют:                        Никанориха гусей пасла,                                                                                                   Запустила в огород козла.                                                                                          Никанориха  ругается,                                                                                                      А козел – то упирается.                                                                                                            

Дети под музыку бегают врассыпную. По окончании звучания муз. дети останавливаются и говорят: « Надо быстро в пару встать, чтобы «козликом» не стать». Дети ищут себе пару и встают парами в круг. Оставшийся без пары становится «козликом».

Федя – медя.                                                                                                                      

В центре круга на стульчике, выпятив живот и поглаживая его, развалившись, сидит Федя, на голове его картуз. Он только что отобедал, сыто и лениво поглядывает на детей. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и поют дразнилку, ускоряя темп:                                                                                                                  

Федя - медя требуха,                                                                                                       Съел печеного быка,                                                                                                             Съел три короба блинов,                                                                                                     Три корзинки пирогов,                                                                                                 Двадцать две тарелки щей                                                                                                     И сто двадцать калачей,                                                                                                Сухарей кадушку,                                                                                                                  Соленую лягушку.                                                                                                            

После дразнилки Федя вскакивает и догоняет детей. Пойманный ребенок становится Федей – медей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"

В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....

Конспект во второй младшей группе Тема: «Знакомство с русскими народными играми через русскую народную сказку «Курочка Ряба»

Цель: Воспитание интереса к русскому народному музыкальному наследию, развитие и обогащение музыкального кругозора детей, их эмоционального потенциала.  задачи: 1....

Игровой тренинг для родителей "русские народные игры как средство приобщения ребенка к русским народным традициям"

Русские народные игры…Они имеют многовековую историю, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции....

Мастер-класс для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через русские народные игры»

Систематизировать представления педагогов о русских народных играх   через приобщение  к истокам русской народной культуры....

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...