Клуб «Гармония» для родителей. Тема: «Нетрадиционные техники как средство развития творческого воображения детей»
методическая разработка (старшая группа) по теме

Шаповалова Алла Петровна

     Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, керамической плитке, рисование мелом на асфальте и по бархатной бумаге, создание портретов и пейзажей с использованием косметики, рисование цветной солью по мокрой ткани.Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, совместно с родителями ребёнок преодолевает страх перед неудачей, ив дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению  все новых  и новых техник  в рисовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Клуб общения для родителей «Гармония»

Тема: «Нетрадиционные техники как средство развития творческого воображения детей»

 Шаповалова Алла Петровна

Воспитатель высшей

квалификационной категории

г.Усть-Илимск, 2016 год

Цель:

Обратить внимание родителей на значимость развития творческих способностей у детей.

Задачи:

- показать родителям, как развивать творческие умения, фантазию у ребенка;

- познакомить родителей с техниками нетрадиционного рисования;

Материал:

- Выставочный материал – детских работ  в различных  нетрадиционных техниках рисования.

Материал для практической работы:

- вода, шампунь, ёмкости для воды, коктейльные трубочки, чайные ложки;

- зеркала, бумага белая и тонированная, влажные салфетки;

- нити разной текстуры (х/б и шерсть), розетки с гуашью;

- кисти, гуашевые краски, фломастеры.

Ход мероприятия.

I .Вступление.

Чтобы жить творческой жизнью, необходимо избавиться от страха сделать что-то не правильно.
                                                      Джозеф Чилтон Пирс

Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. Художники Древней Греции считали, например, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства.

Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько будут использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал ребёнка.

Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.

Внесение новых, совершенно незнакомых материалов, побуждает детей к творческому поиску.

Наши  дети пробуют разные средства, рисуют на мольбертах, занимаются пальцевой живописью, пользуются угольными и акварельными карандашами, мелками, пластилином, ножницами и множеством других средств и материалов. Используя новые и довольно интересные программы и пед. технологии, стараемся не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир и даем им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, керамической плитке, рисование мелом на асфальте и по бархатной бумаге, создание портретов и пейзажей с использованием косметики, рисование цветной солью по мокрой ткани.

Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед, и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии:

- личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);

- коммуникативные (беседа и диалог, расширение и активизация словаря);

- игровые (оригинальность сюжета, мотивация);

-педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).

Нетрадиционные техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Важно отметить, что рисуночные игры увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.

Если  дети с успехом справляются с выполнением работ в несложных нетрадиционных техниках рисования, можно приступать к изучению сложных техник.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

-  рисование отдельных предметов к рисованию сюжетному рисованию;

-  применение простых видов нетрадиционной техники  к более сложным;

- использование готового материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

- использование метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

- применение в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом,  преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению  все новых  и новых техник  в рисовании.

     Осваивая нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу, что если мы взрослые желаем радоваться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми – нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать.

II.  НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ:

1. « Монотипия»

1-й способ: лист  бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать сюжет.

2-й способ:  это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане дети рисуют краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге. 

2. «Рисование кляксами»

Технология рисования. Акварельную краску развести водой и накапать ее в одну точку на лист бумаги. Взять трубочку и подуть через нее в центр кляксы, раздувая ее в разные стороны.

3. «Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами»

Техника рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны и налить в блюдца. Ладонь с широко расставленными пальцами опустить в краску и оставить отпечаток на чистом листе.

4.«Мятый рисунок»

Техника рисования. На листе бумаги нарисовать цветными мелками предмет, вокруг предмета восковыми мелками сделать фон. Лист бумаги должен быть закрашен полностью. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямить, закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью губки под проточной водой гуашь смыть. Краска должна остаться в трещинах бумаги.

5.«Рисование методом тычка»

На чистом листе рисуется контур, какого – либо предмета. Гуашевую краску развести водой до консистенции густой сметаны и налить в блюдца. Поролоновый тычок  при рисовании следует держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тампоновку, при этом должна  получиться  большая «пушистая» точка.

6. «Печатание листьями»

1-й способ упражнение «пальчики гуляют..» Лист дерева (или искусственный лист) кладём на клеёнку и покрываем красками ту сторону где хорошо видны прожилки. Лист прикладывается к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Затем используя упражнение «ножки гуляют…» указательным и средним пальцами прижимаем к бумаге.

2-й способ. Сверху лист дерева прикрыть бумагой, прогладить ладонью. Снять бумагу и лист. Отпечаток готов.

7. Рисование жесткой кистью (щетина).

Нарисовать акварельным или простым карандашом контур рисунка. Затем  жесткой кистью набираем гуашь разведенную до густоты сметаны. Лишнюю краску промакиваем на салфетке. Затем ударяем по бумаге, держа кисть вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется необходимая площадь, контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей поверхности. 

8. Рисование по сырому (по мокрому).

1-й способ. Влажной губкой протираем всю поверхность бумаги. Затем рисуем изображение гуашью, мелками, пастелью. Получается эффект размытого, прозаичного рисунка.

2-й способ. Проводим по поверхности поролоновым валиком (широким или узким) увлажняя часть бумаги (для придания горизонта, неба и т.д.). Акварельными красками дорисовываем сюжет.

9. Рисование пластилином (пластилинография).

Растирать пластилин по изображению, заполняя  все пространство до границы. Либо катать пластилин маленькими шариками и составлять из них изображение.

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ – работают в парах родители с детьми.

«Мыльные фантазии». 

1 способ  на бумаге. Берём краски, шампунь, воду, стакан и трубочку для коктейлей. И на булькайте себе в стакане много цветных пузырей. 
А потом вместе с детьми прикладывайте бумагу к разноцветной пене.

2 способ на зеркале. Можно рисовать разноцветной мыльной пеной на зеркале (стекле) используя вместо кисти ложку.

3 способ в тарелке. В тарелке развести мыльную пену. Затем чайной ложкой набрать синюю (зелёную, коричневую) краску и аккуратно перенести ёё на верхний слой белой пены. Получатся глаза человека. Используя красную пену – прорисовываем рот в виде дуги. При желании можно дорисовать густой пеной волосы. Портрет готов.

Ниткография.

Рисовать нитками доступно детям с 3-х лет в совместной со взрослыми деятельности. Можно использовать нити разной толщины (нитки №10 или пряжу). Карандаш или фломастер для дорисовки.

Нитку погружаем в гуашь (состояние жидкой сметаны) полностью. При необходимости придавить нить к донышку блюдца с краской можно любой жёсткой кистью. Затем на листе белой или тонированной бумаги выкладываем окрашенную нить. Концы нитки  должны выходить за пределы листа бумаги. Сверху на нитку кладём чистый лист бумаги.

1 способ – открытка. Сложить пополам лист бумаги и раскрыть его. На одну половину разложить одну или несколько нитей (20 см), пропитанных разными красками в произвольном узоре. Накрыть второй половиной листа так, чтобы неокрашенные концы ниток были видны. Хорошенько прогладить ладонью и придерживая рукой, медленно вытянуть нити за хвостики. Когда лист раскроется получится необычное изображение, которое можно дорисовать после высыхания карандашом или фломастером.

2 способ - создание ниточного узора на мини-фланелеграфе.

Картон форматом А4, А5 обшить фланелью. Используя разноцветные нити выкладываем на фланелеграфе изображение кораблик, цветы и т.д. Преимущество этого способа – всегда можно исправить изображение передвинув нитку.

IV.ВЫВОД:

Побуждайте ребёнка думать по-новому. Позволяйте ему экспериментировать, исследовать и ошибаться. Подталкивайте ребёнка к тому, чтобы он не боялся опробовать действие или незнакомую ему идею, которая кажется глупой или необычной. Ведь открытия могут делаться ежедневно и на каждом шагу!

В результате совместной работы с ребёнком

- ребёнок  научиться  творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки;

- приобретёт опыт эстетического восприятия;

- научиться  создавать новое, оригинальное, проявлять творчество, фантазию, реализовать свой замысел, и самостоятельно находить средства для воплощения;

- содержание детских  рисунков  станут интереснее, содержательнее, замысел богаче;

- ребёнок обретёт уверенность в себе,  преодолеет страх чистого листа бумаги,  начнёт чувствовать себя маленьким художником.

V.РЕЛАКС «КАКАЯ ТЕХНИКА  НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ ПОНРАВИЛСЯ»

 Родителям предлагается написать на разноцветных овалах какой метод нетрадиционного рисования им понравился и закрепить на «Палитре» из фланелеграфе.

Делятся впечатлениями от общения с педагогом.

Воспитатель:

Посмотрите на ваше совместное творчество. Разве это не чудо? Разве наши дошколята не маленькие волшебники - художники? Конечно, каждая семья старалась создать шедевр! Это так воодушевляет и подбадривает детей в их фантазиях.

Трудно найти на свете существо более благополучное и богатое, чем трехлетний малыш, обладатель коробки цветных карандашей и альбома для раскрашивания( Рэнди Гейдж).

Успехов в овладении нетрадиционными техниками и приемами  в рисовании!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные техники как средство развития творческого воображения детей

Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в себе большие возможности. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Сакулина Н.П., Комарова Т.С., Григор...

"Нетрадиционное рисование как средство развития творческого воображения детей с ОВЗ"

Из опыта работы с детьми - инвалидамиУчимся видеть и рисовать!Цели:· дать возможность ребенку даже без особых художественных талантов нарисовать красивую картину, то есть создать ситуацию ...

Дипломная работа ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Воображение – один из важных познавательных процессов, поэтому так важно развивать его в дошкольном возрасте, так как ребенок активно исследует окружающий мир и легко усваивает информацию. Ребен...

Возможности нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения детей с общим недоразвитием речи второго уровня

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной соц...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальность темы исследования обусловлена состоянием педагогики в настоящее время. На данном этапе эта наука, не только в теории, но и на практике, подвержена существенным изменениям в сфере эстетиче...

Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения детей

Специфика и методы проведения занятий с использованием нетрадиционных техник рисования....