Цели и задачи сказкотерапии
консультация (старшая группа) на тему

Альфимова Наталия Викторовна

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Основной принцип метода- духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе. Мудрецы говорят, что самое главное - напитать душу ребенка добром. Это  и есть главная задача сказок. Пять видов сказок: художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические,медитативные. Существуют различные формы "обыгрывания" сказок: анализ, рассказывание, сочинение, изготовление кукол, постановка, рисование. Они необходимы для создания положительной мотивации и интереса. Глубинное зерно сказкотерапии - в жизненных ценностях, которые несут сказки. Сказкотерапия - наиболее эффективный метод работы с детьми с эмоционально-волевыми нарушениями. С помощью сказкотерапии ребенок осознает свои проблемы, видит пути их решения, устраняет внутри личностные конфликты, знакомится с эмоциональными состояниями. В процессе работы у дошкольников формируется адекватная Я - концепция, развиваются коммуникативные навыки, что способствует успешной адаптации. Применяются здоровье сберегающие технологии: арт-терапия, песочная терапия, игровая терапия, а также настольные игры, тематические беседы, используется вода и мягкие материалы. Совместная работа с родителями, обучение их техникам и приемам работы с детьми, выполнение рекомендаций - залог успеха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tseli_i_zadachi_skazkoterapii.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

Цели и задачи сказкотерапии.

Сказкотерапия позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, увидеть различные пути их решения, дает ребенку возможность идентифицировать себя с героями сказок и вместе с ними пережить тяжелые эмоции, внутри личностные конфликты и успешно разрешить их.

Следующими приемами снятия агрессивности у детей через сказку являются:

прорисовывание, лепка, аппликация, конструирование сказки. Они дают возможность выразить свои чувства с помощью образов, т.е. освободиться от гнетущих эмоций.

Рассказывание сказки по кругу, драматизация сказки, рассказывание сказки наоборот помогают корректировать проявление негативных поведенческих реакций, помогают ребенку встать на позицию, противоположную своему обыденному поведению, формируют новый опыт поведения, помогают выразить свои чувства, мысли, умения выслушивать собеседника.

Разыгрывание сказочных проблемных ситуаций помогает ребенку встать на позицию обиженного героя, почувствовать себя в роли слабого.

Методические приемы в сказкотерапии.

Коррекционные занятия включают в себя ряд методических приемов, способствующих  преодолению ребенком агрессивных проявлений.

1.Чтение сказки или художественного произведения

2.Беседа по содержанию.

3.Проигрывание проблемных ситуаций.

4.Тренинг эмоций.

5.Установление правил поведения.

6.Психогимнастика.

7.Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них.

8.Проигрывание своего эмоционального состояния в прорисовывании,

драматизации, играх, лепке, конструировании и др.

Цель: коррекция агрессивных проявлений у детей старшего дошкольного возраста, снятие психоэмоционального напряжения.

Задачи занятий:

1.Знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку.

2.Учить детей определять разные эмоциональные состояния у себя и окружающих его людей и соотносить эти состояния с реальной ситуацией.

3.Развивать эмоциональную произвольность.

4.Развивать эмпатию, чувство ответственности за себя и  других людей.

5.Учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от негативных эмоций, разрешать конфликтные ситуации).

В занятие включены методические приемы:

рисунок, лепка, конструирование, цель - моделирование ситуации успеха и ощущение удовольствия. В ходе занятия используется приятная музыка, знакомые детям песни, которые способствуют фиксированию положительных эмоций и поддержанию интереса к занятиям.

Принципы работы в сказкотерапии.

Каждый ребенок имеет право высказать свое мнение,отношение к той или иной ситуации,поэтому отрицательные оценки детского мнения педагогом на занятиях не допускаются.Каждое занятие строится на уважении и доверии,взаимопонимании ребенка и взрослого,взаимопомощи.

Прогноз результативности проведения занятий.

исчезновение в поведении агрессивных тенденций и появление доброжелательности;

преобладание положительных эмоций;

способность сдерживать негативные эмоции;

изменение характера общения с использованием конструктивных приемов;

изменение в продуктивной деятельности детей:появление ярких красочных рисунков,выбор позитивных ролей в играх,изменения в речевых высказываниях(исчезновение нецензурной лексики,брани).

Список сказок, которые можно использовать при коррекции агрессивности.

КОНФЛИКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ И СО СВЕРСТНИКАМИ.

1.Л.Киселева. «И так бывает»                              

2.Сказка «Петушок и бобовое зернышко»

3.Немецкая сказка  «Кукушка»                          

4.Сказка «Волк и семеро козлят»

5.Л.Н.Толстой. «Отец и сыновья. Дед и внуки»

6.К.Ушинский. «Умей обождать»

7.О.Пройслер.Сказка «Неприятности»              

8.Как поссорилась иголка с ниткой

9.В.Щергин.Рифмы-обзывания.                            

10Л.Киселева. «Крошка Енот».                                                      

11.Л.Киселева «Мальчик-Огонек»

12.У.Дисней. «Приключение маленького щенка».    

13.Притча.Ядовитая змея.И.Фурманова.

14.Сказка «Два жадных медвежонка»                    

15.О.Уальд. «Мальчик-звезда».

16.Африканская сказка «Кто лучше».                      

17.Сказка. «Лиса и кувшин».

18.Басни Крылова.Лебедь,рак и щука.                    

19.Стрекоза и муравей.                                          

20.Ворона и лисица.Лиса и виноград                                              

21.А.Толстой. «Приключения Буратино».

22Н. Носов. «Фантазеры»

23.Л.Фесюкова Сказка «Как лисичка бычка обидела».


Литература:

1.Н.В.Клюева. Учим детей общению. Ярославль. Академия развития.1996.

2.Е.И.Синицына. Умные сказки. Умные стихи. Москва. Лист.1997.

3.И.А.Фурманов. Детская агрессивность. Диагностика и коррекция. М.1996.

4.Психокоррекционная и развивающая работа с детьми.  Уч.пос. под ред. И.В.Дубровиной М.Академия.1999.

5.С.А.Игумнов. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков. М.2000.

6.Л.П.Стрелкова Уроки сказки. М.Мир.1989.

7.Л.Б.Фесюкова. Воспитание сказкой. М.Фолио.2000.

8.С.И.Семенака. Учимся сочувствовать, сопереживать. М.Аркти.2003.

9.С.И.Семенака. Уроки добра. М.Аркти.2005.

10.Е.К.Лютова, Г.Б.Монина. Тренинг Эффективного взаимодействия с детьми, СПб, 2005г.

11.Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста под редакцией Л.М.Шипицыной, СПб, 2003.

12. А.А.Реан. Агрессия и агрессивность личности, СПб, 1999.

13.А.А.Романов. Направленная игротерапия агрессивности у детей, СПб, 2001.

14.А.Фромм. Азбука для родителей, СПб, 2001.

15.О.Хухлаева. Классификация нарушений. М.,2003.

16.Р.Кэмпбелл. Как справиться с гневом ребенка. СПб,1997.

17.И.Н. Агафонова. Социально-психологическое обучение детей 6-10 лет. СПб,2001.

18.Д.Варга. Дела семейные. М., 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая диагностика. Цели и задачи

Данный материал представляет виды педагогической диагностики, её назначение. Даются примерные образцы диагностических методик...

Цели и задачи интегрированных заняти

Цель данных занятий – объединить различные виды художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культур...

разработка цели и задач проекта о птицах

Формирование обобщенных пред­ставлений о птицах, развитие интере­са к их жизни, расширение знаний и представлений об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, о повадках и способах прис...

"Сказкотерапия. Актуальность темы, цели и задачи"

Актуальность темы"Сказкотерапия" статья для родителей и воспитателей...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...