Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН)
консультация на тему

Ермакова Татьяна Анатольевна

Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования произносительной стороны речи у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (звуков).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_fonetiko.docx14.16 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН)

Консультация для родителей дошкольников

 

Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования произносительной стороны речи у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (звуков).

Подобное определение понятно для специалистов, но совершенно ничего не говорит родителям. У ребёнка в норме слух, интеллект, в пять лет он свободно строит фразу, умеет интересно рассказать об увиденном и услышанном, но при этом не совсем верно произносит какие-то звуки, не различает на слух некоторые из них, да ещё и не может озвучить последовательность звуков в слове? Возможно, у него ФФН. Окончательное заключение даст логопед при обследовании.

Итак, всё по порядку. На приёме у логопеда выясняется, что ребёнок 4-5–ти лет заменяет в словах [ш] на [с]: «суба» (шуба), «сыска» (шишка); [ж] на [з]: «зук» (жук), «зывот» (живот); [ч] на [ть]: «тяй» (чай), «тисы» (часы); [л] на [в]: «вапа» (лапа), «вампа» (лампа); не произносить звук [Р]. Это – один из вариантов. Возможно, у малыша межзубное произнесение свистящих и шипящих звуков (он «шепелявит»); или замена [ш] на [ф]: «фуба» (шуба), «фыфка» (шишка); [ж] на [в]: «вук» (жук), «вывот» (живот); горловое произнесение звука [р] и ещё много-много всего в плане неправильного звукопроизнесения. Логопед говорит, что у ребёнка несформированность произносительной стороны речи и продолжает обследование, но теперь его внимание направлено на фонематическое восприятие (фонематический слух) ребёнка. В процессе обследования выясняется, как ребёнок различает фонемы (звуки) на слух. Перед ним выкладываются картинки, например, ЖУК, ЗУБЫ, ШУБА, САНКИ. Логопед просит: «Скажи, какое из этих слов начинается на звук [ш] ([с], [ж], [з])?» Затем малышу предъявляются парные картинки: ЛАК – РАК (ЛОЖКИ – РОЖКИ, ЛУКИ – РУКИ). Логопед говорит: «Покажи, где ЛАК (ЛОЖКИ, ЛУКИ)?» Ребёнок должен на слух определить слово именно со звуком [л], а не [р].

Здесь приведены лишь отдельные этапы логопедического обследования, на самом деле оно бывает более развёрнутым и глубоким. Некоторым родителям кажется, что все эти вопросы и задания – «чушь несусветная». Они ведь пришли в логопедический кабинет, потому что чадо не произносит звук [р]! А логопед просит назвать первый (последний) звук в слове, определить последовательность звуков, например, в слове СОМ и т.д. Но именно на основании этих вопросов и ответов специалист может дать заключение о фонетико-фонематическом недоразвитии речи у ребёнка.

С подобным заключением дети зачисляются в логопедические группы детского сада (на один год) или берутся на логопункты при детских поликлиниках или при дошкольных учреждениях (ДОУ).

Если ребёнок с этим речевым нарушением в дошкольный период не проходит необходимую коррекционную логопедическую работу, то в школе его ждут более серьёзные проблемы: дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма), а нарушение звукопроизношения остаётся с ним на всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое ФФН (фонетико-фонематические нарушения)? Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?

"У вашего ребенка нарушение фонематического слуха",- говорит специалист." Но мой ребенок слышит хорошо",- недоумевает мама.Что же характерно для нарушения фонематического слуха Ребенок не сразу г...

Что же такое ОНР общее недоразвитие речи

    Определение: ОНР – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относя...

Методическое пособие "Развитие звукопроизношения, фонетико-фонематического восприятия, связной речи детей от 3 до 7 лет"

Речь служит основным средством общения людей. Владея речью, человек может сообщить свои мысли, чувства и желания окружающим, поделиться с ними опытом, согласовать действия. Речь – необходимая основа ч...

Консультация для родителей "Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие речи?"

Часто родители спрашивают:"Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие речи? Какие отличительные особенности такого нарушения? Как справиться с этим нарушением?" Ответы на эти вопросы ест...

Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие: причины, симптомы

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухо...

Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие речи?

Ф Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие речи?Фонетико-фонематическое недоразвитие речи в логопедии также называют сокращённо. ФФНР – это расстройство процесса образования произноше...