Консультация для родителей "Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие речи?"
консультация (подготовительная группа) по теме

Бондарь Наталья Петровна

Часто родители спрашивают:"Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие речи? Какие отличительные особенности такого нарушения? Как справиться с этим нарушением?" Ответы на эти вопросы есть в данной консультации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_fonetiko-fonematicheskoe_nedorazvitie_rechi.docx89.17 КБ

Предварительный просмотр:

 

Что такое фонетико-          фонематическое

недоразвитие речи?

                

           Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения из-за дефектов восприятия и произношения фонем,  т.е. у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи  – сочетание нарушений звукопроизношения  и фонематического восприятия (умения воспринимать и различать звуки речи).

          Формирование правильного произношения напрямую зависит от уровня развития фонематического восприятия. Именно фонематическое восприятие положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, слоговой структуры слов, лексико-грамматических представлений. Кроме того, без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа (мысленного  разделения  на звуки разных звукокомплексов: слогов, слов).

    Характерными особенностями речи детей с ФФНР являются нарушения звукопроизношения. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми звуками, например: [с],[ш] - [ф], вместо [р],[л] - [л’],[й], вместо звонких – глухие звуки; свистящие и шипящие звуки заменяются переднеязычными звуками [т][т’][д],[д’]. Количество неправильно произносимых или неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа – до 16-20. Чаще всего оказываются несформированными свистящие, шипящие:[с],[с’],[з],[з’],[ц],[ш],[ж],[ч],[щ], сонорные[л],[р],[р’], звуки [т],[д],[й],[ы]. Часто наблюдается  диффузное(смешанное) произношение звуков - вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков ребенок с ФФНР произносит средний, неотчетливый звук, например вместо [ш],[с] – смягченный звук [ш]. Характерно также нестойкое употребление звуков в речи, когда одно и то же слово  при повторении произносится различно. При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова: вместо скатерть – они говорят «катиль» или   «катеть», вместо велосипед – «сипед».

    Характер данных звуконарушений у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия: дети испытывают трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука или слога, испытывают трудности при повторении за логопедом слогов с парными звуками, при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определенный звук, при выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук, при звуковом анализе слогов и слов.

    Кроме того наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи, трудности в формировании словаря и грамматического строя речи.

    Для детей  с фонетико-фонематическим недоразвитием характерна также неустойчивость внимания, отвлекаемость. Они хуже запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.

    Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звукопроизношения и фонематического восприятия.  Логопедическая работа включает:

  1. Формирование произносительных навыков;
  2.  Развитие фонематического восприятия;
  3.  Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

     

           Коррекционное обучение направлено также на формирование  у детей определенного круга знаний об окружающем, соответствующего объема словаря, грамматических представлений, развития связной речи, произвольного внимания и памяти.

    Таким образом своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и оказание им логопедической помощи в специально организованных условиях (компенсирующих группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи) помогает корригировать речевую функцию у дошкольников и своевременно предупредить трудности в обучении письму и чтению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое ФФН (фонетико-фонематические нарушения)? Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?

"У вашего ребенка нарушение фонематического слуха",- говорит специалист." Но мой ребенок слышит хорошо",- недоумевает мама.Что же характерно для нарушения фонематического слуха Ребенок не сразу г...

Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН)

Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования произносительной стороны речи у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фон...

Консультация для родителей " Развитие фонетико-фонематических процессов"

quot; Развитие фонетико-фонематических процессов"...

Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы по преодолению фонетико- -фонематического недоразвития речи и фонематического недоразвития у детей 5-7 лет в условиях логопедического пункта

Настоящая программа разработана в целях оказания логопедической помощи детям (старший дошкольный возраст), имеющим диагноз фонематическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи. ...

Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие: причины, симптомы

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухо...

Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие речи?

Ф Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие речи?Фонетико-фонематическое недоразвитие речи в логопедии также называют сокращённо. ФФНР – это расстройство процесса образования произноше...

характеристика нарушений фонематических операций у детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

С точки зрения Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, общее недоразвитие речи – разные сложные речевые нарушения, при которых у детей страдает развитие всех сторон речи, относящихся к ее...