Приобщение детей дошкольного возраста к культурному наследию через отечественную мультипликацию
методическая разработка на тему

Кузнецова Елена Викторовна

В современном мире средствам массовой информации принадлежит огромная роль в воспитании и обучении подрастающего поколения. Телевидение обладает большим психовоздействующим потенциалом и может стать средством личностного развития ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл broshyura.docx269.68 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Степновский детский сад» комбинированного видаhttp://okartinkah.ru/img/ramka-dlya-kartinki-2156/ramka-dlya-kartinki-24.jpg

Приобщение детей дошкольного возраста

к культурному наследию

через отечественную мультипликацию

Авторы-составители:        

старший воспитатель Е.В.Кузнецова,

заведующий М.Ю.Пожарская,

воспитатели: Н.В.Игнатьева,

                       Е.Н.Ширяева,

                       И.М.Воробьёва.

Новокузнецкий муниципальный район

п.Степной, 2016 г.

Содержание:        

  1. Введение…………………………………………………………………..   2
  2. История возникновения отечественной мультипликации ……………   6
  3. Современные средства отечественной мультипликации…………….   13
  4. Роль мультипликации в воспитании детей дошкольного возраста….. 19
  5. Формы работы по приобщению детей дошкольного возраста к культурному наследию через отечественную мультипликацию…… 23
  6. Заключение………………………………………………………………. 26

Список литературы…………………………………………………………. 27

  1. Введение

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встаёт вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

По утверждению исследователей (А.И.Арнольдов, Н.А.Бердяев и др.), приобщение новых поколений к культурному наследию становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Приобщение к культурному наследию особенно значимо в дошкольные годы. Именно ребёнок, по мнению В.Г.Безносова, Д.С.Лихачёва, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Дошкольный возраст – период начальной социализации ребёнка, установления взаимоотношений с различными сторонами бытия, приобщения маленького человека к миру культуры. Ребёнок как никто другой нуждается в доступной, понятной и необходимой ему информации, благодаря которой он получает представление о мире, учится мыслить и анализировать, развивает свои способности, память, воображение. Основой для этого являются детские книги, телевизионные программы для детей, развивающие компьютерные игры, мультфильмы.

Поэтому одной из основных задач современной педагогики можно выделить формирование информационной культуры дошкольника, а также формирование информационной безопасности детей.

В современном мире средствам массовой информации принадлежит огромная роль в воспитании и обучении подрастающего поколения. Телевидение обладает большим психовоздействующим потенциалом и может стать средством личностного развития ребёнка. 

Проблема «дети и телевидение» волнуют всех: и родителей, и педагогов, и врачей. Сегодня почти для каждого ребёнка телевидение стало чем-то вроде игрушки или книги. Телевоздействие формирует душу и ум ребёнка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир ещё только складывается, и существенную роль в его формировании играет всё, что они получают от взрослых: игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные передачи. Они не только способ времяпровождения, но и средство воспитания. Для детей в дошкольном возрасте в основном средством воспитания являются мультфильмы.http://intvua.com/uploads/posts/2012-02/1329318958_7.jpg

В выборе мультфильма надо быть осторожнее, чем в выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребёнка гораздо сильнее. Если говорить об отечественных  мультфильмах, то они хороши тем, что в них отражается нормальная для ребёнка, картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что в отечественной мультипликации злой персонаж подаётся в юмористической форме, что уравновешивало его отрицательную сущность. Такая картина мира гармонизирует психику ребёнка. Поэтому мультфильмы эти полезны детям. Для детей с проблемами общения (которых сейчас очень много) они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим.

Отечественная мультипликация — это вид современного искусства, который обладает высоким потенциалом художественного-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста. Чтобы мультипликация могла выполнять свою воспитательную функцию, необходимо, чтобы она была соответствующим образом воспринята, то есть была не только понятна, но и вызывала у ребёнка именно те чувства, которые должны вызывать изображённые в мультфильме события, персонажи, чтобы складывались правильные оценки и отношения. 

  • Правильные  мультфильмы могут стать хорошим помощниками родителей в воспитании. У некоторых персонажей малыши перенимают манеры поведения, их умение взаимодействовать с окружающим миром. Некоторые же учат доброте, искренности, покладистости и  сопереживанию. И, пожалуй, самое главное: герои мультфильмов учат не сдаваться, бороться со  злом, и справляться со всеми трудностями.
  • Мультфильм может развить воображение, память и мышление ребёнка. Это происходит в процессе восприятия и анализа происходящего, сравнения, установления логики последовательности событий, а также рассуждений по итогам просмотренного.
  • Обучение и расширение кругозора. Сегодня создано много таких мультфильмов, которые учат ребёнка считать и читать, различать цвета, формы и фигуры, а ещё красочно повествуют об окружающем нас мире, о корнях своего народа, его традициях и обычаев, помогая воспитывать любовь к истории и сохранять прошлое.
  • Во время просмотра мультика, малыши пополняют свой словарный запас, учатся говорить грамотно, и красиво формулировать свои мысли.
  • Хорошие мультфильмы развивают креативность детей. При просмотре ярких, неординарных картинок включается фантазия, нестандартное мышление и может быть началом творчества ребенка.

По большому счетувлияние мультфильмов сказывается положительно на развитии ребёнка. Стоит только серьезно и ответственно подходить к выбору перечня мультфильмов для просмотра малышам.

Отечественная мультипликация оказывает большое влияние на развитие детей дошкольного возраста. Это яркие, зрелищные, образные, простые, ненавязчивые, доступные детям мультфильмы. Герои анимации демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у него первичные представления о традициях и обычаях русского народа, о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями дошкольник имеет возможность познать историю своего народа, научиться позитивно, воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать его осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение.

  1. История возникновения отечественной мультипликации

Во все времена перед людьми стояла задача, как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то – положительное, что уже опробовано, востребовано. Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры, на собрании национальных достижений. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями культурного наследия.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

История отечественной мультипликации начинается с найденных российским киноведом Виктором Бочаровым кадров мультипликационного кукольного фильма, датированного 1906 годом. Съемку сделал балетмейстер Мариинского театра Александр Ширяев. На пленке засняты куклы, танцующие балет на фоне неподвижных декораций. Фильм был снят на 17,5-миллиметровую плёнку. Время по его созданию заняло три месяца. За время создания Ширяев протёр ногами дыру в паркете, поскольку постоянно ходил от кинокамеры к декорации и обратно.

Впрочем, были обнаружены и другие наработки Ширяева – «Шутки Арлекина», «Играющие в мяч клоуны», «Художник Пьеро». Самое интересное, что по сей день не разгадан секрет, благодаря которым Александр Ширяев заставлял свои куклы не только плясать, но и прыгать, делать сальто в воздухе и т.п.

Первым русским мультипликатором считается Владислав Старевич. Будучи биологом по образованию, он решил сделать обучающий фильм с насекомыми. В 1912 году Старевич снимает документальный фильм о жуках-рогачах, в частности — битву двух самцов-рогачей за самку. Во время съёмки выяснилось, что при необходимом освещении самцы становятся пассивны. Тогда Старевич препарирует жуков, приделывает к лапкам тоненькие проволочки, прикрепляет их воском к туловищу и снимает нужную ему сцену покадрово. Снятый им, таким образом, фильм был первым в мире кукольным мультипликационным фильмом.

В той же технике Старевич снимает вышедший в прокат в 1912 году короткометражный фильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», в котором жуки разыгрывали сцены, пародирующие сюжеты из рыцарских романов. Фильм пользовался бешеным успехом у российских и зарубежных зрителей до середины 1920-х годов. Покадровая техника кукольной мультипликации была тогда совершенно неизвестна, поэтому во многих отзывах сквозило изумление тем, каких невероятных вещей можно добиться дрессировкой от насекомых.

Вскоре после «Люканиды» на экраны выходят сходные по технике короткометражные мультипликационные фильмы «Месть кинематографического оператора» (1912), «Стрекоза и муравей» (1913), «Рождество у обитателей леса» (1913), «Весёлые сценки из жизни животных» (1913), которые вошли в золотой фонд мирового кинематографа. В фильме «Ночь перед Рождеством» (1913) Старевич впервые объединил в одном кадре актёрскую игру и кукольную мультипликацию.

После Октябрьской революции Старевич с семьей эмигрирует в Италию, анимация в России была парализована на протяжении многих лет. Только в конце 20-х годов советские власти начали финансирование экспериментальных студий, на которых в начале,  чаще всего, производились короткие пропагандистские ролики.

О мультипликации в СССР власти «вспомнили» только в 20-х годах прошлого века. Тогда началось финансирование мелких студий, создававших мультипликацию на революционные и пропагандистские темы. Так, из экспериментов и заказного материала в середине 20-х годов начала рождаться отечественная мультипликация. Отечественная графическая мультипликация возникла в 1924—1925 годах. За один 1924 год на студии «Культкино» маленький коллектив художников выпускает целый ряд мультипликационных картин: «Германские дела и делишки», «История одного разочарования» (Борис Савинков), «Советские игрушки» (реж. Д. Вертов, мультипликация А. Бушкина и А. Иванова), «Случай в Токио», «Юморески» (реж. Д. Вертов, мультипликация А. Бушкина и А. Белякова). Такая скорость стала возможной благодаря новой технике — плоских марионеток, освобождающей мультипликаторов от трудоёмких рисунков.

Важные фильмы этой эпохи: «Каток» (1927, И. Иванов-Вано), «Почта» (1929, М. Цехановский) и «Органчик» (1933, Н. Ходатаев).

Известным специалистом того времени был Александр Птушко. Он был квалифицированным архитектором, но в начале своей жизни работал в машиностроении. Когда он вошёл в отдел кукольной мультипликации Мосфильма, он нашёл идеальную среду для реализации своих механических амбиций, а также художественных. Он стал всемирно известным с первым советским полнометражным мультипликационным фильмом «Новый Гулливер» (1935). Этот фильм изменил историю романа Джонатана Свифта в более коммунистическое направление. Он смешал в одном кадре кукольную мультипликацию и актерскую игру. В фильме есть удивительно массовые сцены с сотнями кукол, очень выразительная мимика в мультипликации, а также очень хорошая кинематографическая работа. Птушко стал первым директором ново созданной студии «Союздетмультфильм», но вскоре покинул мультипликацию, чтобы посвятить себя игровому кино. Тем не менее, даже в более поздних фильмах он использовал объёмную мультипликацию для спецэффектов, например в фильме «Илья Муромец» (1956).

В 1934 году начался новый этап совершенствования техники съемки мультипликации. Уолт Дисней прислал в СССР на Московский кинофестиваль пленку с коротким сюжетом о Микки Маусе. Публику и судей поразила плавная смена кадров. Из-за желания «догнать и перегнать» достижение Диснея и был создан «Союзмультфильм». Студия являлась объединением московских мультипликаторов из Совкино, Мосфильма, Экспериментальной Мультипликационной Мастерской и др. А в 1941 году, когда был расформирован коллектив при «Ленфильме», Московская школа мультипликации пополнилась специалистами Питерской. С началом войны и до 1943 года «Союзмультфильм» был эвакуирован в Самарканд (Узбекистан), где снимались по большей части военные и патриотические ленты. После войны и до 1959 года отечественные мультфильмы характеризуются в первую очередь реализмом персонажей. Во многом тому способствовала созданная в 52-м году камера для многоплановой съемки – по аналогии с достижением Диснея. Также в этот период создавались новые техники съемки – ротоскопирование (или эклер, т.е. обведение плоского изображения во время съемки с натуры) и создание эффекта пушистости животных. Кроме того, мультфильмы имели идеологическую подоплеку, цель которых не столько развлечение юного зрителя, сколько воспитание из него «советского человека». Кроме того, мультипликаторы стали все чаще и чаще обращаться в полнометражным сюжетам. Один из самых известных мультфильмов тех лет – «Снежная королева» (1957 г.) по сказке Ганса Христиана Андерсена.

Со смертью Иосифа Сталина начался период «оттепели» Никиты Хрущева, который ослабил идеологический контроль над мультипликационной продукцией, расширив поле деятельности художников, сценаристов и операторов. Мультипликаторы начали экспериментировать, создав в 1959 году «Влюбленное облако». Снятая в стиле авангарда лента соединяла в себе кукольную и плоскую мультипликацию. Она завоевала симпатии зрителей не только в СССР, но и за границей, собрав ряд престижных наград, среди которых приз Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ). Это была первая награда Международной ассоциации кинокритиков, присужденная отечественному мультфильму.

В 1960-х годах мультипликаторы отошли от реализма изображения, обратившись к карикатуре (например, «История одного преступления») и объемной мультипликации. Так появились культовые мультфильмы «Варежка» и «Крокодил Гена». Кроме того, в 60-х начали появляться мини-сериалы – о Маугли, Винни Пухе, Волке и Зайце («Ну, погоди!»), а также первые альманахи – «Веселая карусель», «Светлячок» и «Калейдоскоп». Советские мультфильмы становятся в числе любимых у иностранцев, занимая первые места на международных фестивалях. Интересно, что в Советском Союзе также существовала компьютерная мультипликация – студенты МГУ создали первый такой мультфильм в 1968 году, и назывался он «Кошечка». Фактически, эта работа делает мультфильм одним из самых ранних примеров компьютерной анимации. В конце 70-х выходит еще одна новаторская работа, завоевавшая, тем не менее, первое место на кинофестивале в Ереване – «Полигон». Антивоенный мультфильм снят по новой технологии – фотографике. Кроме того, это был первый случай в отечественной мультипликации, когда лица персонажей были переданы с невероятной точностью. Знатоки угадывали в их чертах лица известных актеров – Ринго Старра, Жана Габена и других.

В 1970-ые годы кроме «Союзмультфильма», мультипликацией в СССР занимаются «студия Экран», Свердловская киностудия и Саратовтелефильм, Пермьтелефильм, Волгоградский, Горьковский и Куйбышевский комитеты по телерадиовещанию. Технической вершиной отечественной мультипликации 1970-х годов является мультфильм Полигон (1977) Анатолия Петрова.

Восьмидесятые годы прошлого века – золотой период русской анимации. Сначала была снята полнометражная фантастическая лента «Тайна третьей планеты», и в том же 1981 году на студию «Экран» приходит известный мультипликатор Александр Татарский. Его первые работы в «Экране» были экспериментальными и породили немало споров среди цензоров, тем не менее, выйдя на экран, стали культовыми. На его работах «Пластилиновая ворона» и «Падал прошлогодний снег» растет уже второе поколение россиян. Эксперимент с пластилином был продолжен в «Обратной стороне Луны», хотя этот мультфильм был полностью рисованным. Впоследствии Татарский основал в Москве студию «Пилот», известную в первую очередь мини-сериалом «Следствие ведут Колобки», главные персонажи которого – Шеф и Коллега – стали символов студии. Стоит отметить, что в конце 80-х – начале 90-х в отечественной мультипликации преобладала рисовка «Колобков», упрощенная и с грубоватыми штрихами.

С кризисом, вызванным распадом СССР, для мультипликации наступили тяжелые времена, которые только усугубились к 98-му году, когда в России был объявлен дефолт. Творческие изыскания сильно затормозились, мультипликационные новинки были редкостью. Тогда американская компания Film by Jove купила у «Союзмультфильма» эксклюзивное право на реставрацию советских лент и их использование за пределами России. Работа, впрочем, вышла неоднозначной, т.к. переозвучка сильно уступала оригиналу. Впоследствии права были перекуплены и переданы российскому каналу «Бибигон». В 2001 году практика реставрации мультипликационных фильмов вернулась, на этот раз ею занялись российские компании «Детский сеанс 1» и «Студия АС». Тем не менее, переозвучка вновь была воспринята в штыки, на этот раз не только критиками и профессиональными мультипликаторами, но и самими зрителями. Последнюю, третью попытку записать новые звуковые дорожки для советских мультфильмов предприняла компания «Крупный план».

В наши дни крупнейшими мультипликационными фестивалями являются Суздальский (бывший фестиваль «Таруса») и «Крок» (проходит на теплоходах, путешествующих по территориям стран СНГ). Ряд современных работ был высоко оценен на зарубежных фестивалях, например, сериал «Смешарики». Мультфильм «Старик и море» (1999 г.) получил премию «Оскар» в номинации «лучший короткометражный фильм 2000 года». Еще одним достижением этой ленты стало то, что она была первым в мире мультфильмом, снятым для кинотеатров большого формата IMAX. Крупнейшей мультипликационной студией сегодня является «Мельница», а также кинокомпания «Мастер-фильм». В одном ряду с ними стояла студия «Пилот» Александра Татарского, но всемирный экономический кризис 2008 года привёл к её закрытию. Существуют и другие фестивали более мелкого масштаба (например, Мультиматограф). Работы отечественных художников-мультипликаторов также успешно выставляются на зарубежных фестивалях.

Во времена Советского союза, когда всё, что мы видели на экранах, проходило строгую цензуру и критику. За содержание советских мультиков родителям можно было абсолютно не волноваться, поэтому лучше детям смотреть отечественную мультипликацию.

        

  1. Современные средства отечественной мультипликации

Показывая зрителю мультфильм, мультипликатор не только информирует о каких-либо событиях, которые произошли с мультгероями (сюжет), не только внушает какую-либо важную мысль (идея), но также заставляет испытывать массу эмоций.

Всё то, что передаёт зрителю эмоциональный заряд, называется выразительными средствами.

Поскольку мультипликация находится на стыке кинематографа и изобразительного искусства, а одним из ближайших его родственников является комикс (манга), то и выразительные средства мультипликации в большинстве своём сходны с выразительными средствами этих видов искусства.

Рассмотрим основные современные выразительные средства мультипликации.

Цвет – мощное выразительное средство в изобразительном искусстве.
О воздействии цвета на психику человека можно говорить очень много, однако в мультипликации мы крайне редко видим на экране какой-нибудь отдельный цвет. Как правило, на экране присутствуют персонажи и окружение – интерьер помещения или пейзаж, где происходит действие.

Если мы видим яркий пейзаж, солнечные зайчики и блики, мы понимаем, что действие происходит в солнечный день, и тут же включаются наши ассоциации: солнце, тепло, каникулы или выходной, радостное настроение и т. д. Если же пейзаж в приглушённых, тёмных тонах, то он будет ассоциироваться у зрителей с пасмурным, холодным днём. И мультипликаторы пользуются этими приёмами!

Проанализируйте 2-3 мультфильма, обратите внимание, как меняется общая цветовая гамма в разных сценах. Однако не стоит злоупотреблять этим приёмом (изменение погоды), иначе он будет выглядеть как условное обозначение, абсолютно не затрагивая чувств зрителя. Важно, чтобы не возникало диссонанса в восприятии. Маленькая подсказка – в мультипликации возможно всё! Даже красное небо. Или зелёное солнце.

Музыка – также очень мощное выразительное средство. Это один из немногих видов искусства, одинаково воспринимающийся людьми всех стран. Музыка может быть «фоном» каких либо событий, может служить «темой» каких-либо персонажей. Часто во время драматических событий звучит тревожная музыка, а во время переживаний героя – печальная и задумчивая. Всё это заставляет зрителей испытывать те же эмоции, что герой, сопереживать ему.

Мимика и движение – эти выразительные средства мультипликация позаимствовала из театра и кинематографа. Выражения лиц людей в разном настроении в принципе не различаются в разных странах, потому понятны всем.

То же касается и общего характера движений персонажа: решительный человек двигается не так, как робкий, уставший – не так, как бодрый и т. д. Часто характер движений человека переносится на животных или даже неживые объекты.

Крайнее, нереалистичное изображение эмоций называется деформами. Это выразительное средство мультипликации основывается на комиксовых приёмах: выскакивающее сердце или зрачки в виде сердечек, выпрыгивающие на пружинках глаза, слёзы в три ручья и т. д.

Спецэффекты (имеются в виду специальные эффекты, помогающие передать состояние персонажей, но не относящиеся ни к чему вышеперечисленному) в мультипликации также перекликаются с комиксовыми: вихрь летящих лепестков, превращение в лёд, молнии и вспышки (могут обозначать и неожиданную опасность и внезапную догадку о чём-либо), линии движения и направления, инверсия цвета, порхающие ангелочки, птички вокруг головы (при ударе), сияющие звёздочки и многое другое.

Один из крупнейших мастеров мировой мультипликации югославский режиссер Душан Вукотич является автором крылатого афоризма: "Искусство мультипликации не знает границ, потому что совпадает с границами фантазии".

Когда мы стараемся расширить границы мультфильма: сочинить невероятный, возможный только в мультипликации сюжет, придумать смешной трюк или оживить детскую сказку, мы обязательно должны фантазировать, должны понять мир, созданный фантазией ребёнка. Понять и проникнуть в него, стать там "своим".

Искусство мультипликации родилось из трюка, из фокуса ожившей картинки, из развлекательного аттракциона. Долгое время этим и ограничивалась роль рисованных и кукольных фильмов - развлекать зрителя и рассказывать детям назидательные истории. Все это также требовало от создателей мультипликационных фильмов определенной фантазии. Зритель же требовал от мультипликаторов только одного - побольше смешных трюков.

Однако современная мультипликация, которая давно уже перестала быть сугубо развлекательным зрелищем, ставит перед художниками новые, все более сложные задачи. Она требует фантазии иного качества, иного порядка. Вот что пишет по этому поводу крупнейший мастер советской мультипликации Ф. Хитрук своей статье "Мультипликация, время, фантазия": "Ни одно искусство не в состоянии выразить мысль в такой яркой, лаконичной форме, с таким многообразием художественных средств, как мультипликация. Но чтобы реализовать эти возможности, требуется фантазия уже совсем другого рода.

Не так трудно превратить радиатор парового отопления в лающую собаку, заставить чайник играть на балалайке, трансформировать что угодно во что угодно: такие чудеса уже не новы.

Но для того чтобы трансформировать сложные явления и процессы в осязаемые зрительные образы с максимальной идейной четкостью и в максимально сжатой форме, - для этого художнику надо обладать особым даром обобщения".

Мультипликация сегодня может выразить абстрактную научную идею в конкретном зрительном образе. Если точнее, то в звуко-зрительном, а если еще точнее, то в звуко-зрительно-кинетическом образе, поскольку мультипликация включает в себя именно эти три основных компонента: звук, являющийся неотъемлемой частью художественного образа, и графическое или объемное изображение, но не в статике, а в движении.

Но для того, чтобы создать такой образ, мультипликатору необходимо обладать фантазией именно такого качества, о котором говорит Ф. Хитрук.

На протяжении многих лет мультипликационные фильмы были лишь рассказом в картинках. Обязательным условием такого рассказа было наличие литературного сюжета, анекдота. Весь свой богатейший арсенал выразительных средств мультипликация использовала лишь для иллюстрации тех или иных литературных произведений. И только в 50-е годы нашего столетия, когда наступил так называемый "мультипликационный бум" - время расцвета новой мультипликации, положение изменилось. На мультипликацию, как и на любую другую форму искусства не могли не оказать влияния изменения в общественной, политической и культурной жизни общества. Нельзя также рассматривать ее развитие в отрыве от бурного научно-технического прогресса.

Сегодня мультипликаторы с помощью своего искусства пытаются объяснить зрителю теорию относительности, раскрыть секреты математических действий.

Круг областей, в которые вторгается мультипликация, постоянно расширяется, она все активнее помогает человеку познавать окружающий мир и самого себя.

Сегодня отечественная мультипликация сильно изменилась. Значительно сократилось время на создание и распространение продукта производства. Огромное влияние оказывают компьютерные технологии (Anime Studio Pro – это профессиональная программа для создания высококачественной 2D-анимации, прекрасна для профессионалов, ищущих более эффективную альтернативу утомительной покадровой детализации, создавая качественные мультипликации. Blender - редактор трехмерной графики и анимации, относительно небольшой, бесплатный и при этом вполне сопоставимый по возможностям с большинством других 3D-редакторов, причем значительно более громоздких и к тому же далеко не бесплатных. Blender вполне подойдет для создания не только самых разнообразных "домашних" проектов, но и, к примеру, небольших игр). 

Мультипликация проникла в обычную жизнь. В России ежегодно проводится анимационный фестиваль в Суздале (ранее «Таруса») и раз в два года международный фестиваль мультипликационных фильмов «Крок». Работы отечественных художников-мультипликаторов также успешно выставляются на зарубежных фестивалях. 

Большую популярность имеют современные российские мультипликационные фильмы, как в самой России, так и за её пределами, «Карлик Нос», «Алёша Попович и Тугарин Змей», и многие другие. Крупнейшие студии: Студия Пилот, Студия Мельница, Кинокомпания Мастер-фильм. Но ведь не только дети любят смотреть мультфильмы, но и взрослые. Есть даже мультфильмы для подростков и взрослых, такие как цикл про богатырей компании "Мельница". Малыши мало что могут понят в них, зато несмотря на утрированность русской жизни и в общем-то неправдоподобные истории, взрослый может оценить их юмор. Зато веселых Смешариков и бесконечно доброго Лунтика мамы нередко смотрят вместе с малышами. 

В наш век компьютерных технологий появились и разные обучающие мультфильмы - учёба счету, языкам, правилам поведения доступна в интерактивной форме и в виде своеобразных мультфильмов. Таковы "Хрюша с друзьями" или "Тётушка Сова". И это тоже очень важно.

Инструменты реализации в прошлом: простой карандаш, цветные карандаши, бумага, стирательная резинка.

Инструменты реализации в современном мире: Программное обеспечение, графические планшеты, палитры.

Русских мультфильмов очень много, поэтому невозможно проследить все изменения в нашем мультипликационном искусстве. Давайте сузим круг  исследования до двух мультфильмов: «Каникулы Бонифация» (1964) и «Илья Муромец и Соловей – Разбойник»(2007). Просмотрев оба мультфильма можно найти отличительные особенности: первое главное отличие, это более интересный сюжет современного мультфильма в отличие от старого. Второе, более яркая рисовка, богатство цветовой палитры, чёткость изображения, детализация картинки. Третье, разница по длительность мультфильмов. «Каникулы Бонифация» длятся 20 минут, «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» - 76 минут. Разница более, чем в три раза.

Итак, отечественная мультипликация значительно изменилась. Она проникла в повседневную жизнь общества, появились обучающие мультфильмы. Изменилась и технология создания, в настоящем используются многочисленные графические редакторы и другие различные компьютерные средства. Это позволили повысить реалистичность, использовать яркие цвета, спецэффекты, увеличить чёткость и детализацию картинки. В современном мире даже обычный человек, используя бесплатные компьютерные программы, может создать свой простой мультипликационный фильм. Технология также значительно сократила сроки создания мультфильма. Это привело к увеличению длительности показа.

  1. Роль отечественной мультипликации в развитии и воспитании детей дошкольного возраста

И, правда, зачем же нужны отечественные мультфильмы в жизни ребёнка? За что же они так любят мультфильмы? Психологи утверждают, что причин такой любви несколько.

Во-первых, герои сказок и мультиков разговаривают на одном языке с детьми. Никто и ничто не сможет так быстро и надёжно донести до ребёнка информацию, как это делают мультфильмы.

Во-вторых, дети просто обожают всё яркое и красочное, и мультики удовлетворяют эту их потребность сполна.

В-третьих, не стоит забывать о том, что дети воспринимают информацию по-другому. Они не просто смотрят на экран, они погружаются в сказку, они как бы попадают внутрь и переживают все события вместе с героями. Для них это своего рода приключение, интересное путешествие, а не просто времяпрепровождение.

Мультфильмы рождают в голове малышей образы, оставляют в душе место для фантазий и домыслов. И очень сильно действуют на подсознание малышей. Так что помните, что включив мультфильм малышу, вы тем самым, несёте ответственность за то, чем пропитается его подсознание, какие образы поселятся в его голове.

Роль отечественных мультипликационных фильмов в воспитании ребёнка в последнее время всё чаще и чаще стали подчеркивать средства массовой информации, кинокритики, психологи и педагоги. Многочисленные социологические исследования говорят о том, что современные мультфильмы способны не только повлиять на поведение ребёнка, но и во многом способствуют формированию его мировоззрения. В настоящее время результаты этих исследований выглядят удручающе. В среде подрастающего поколения ощущается явное падение нравственности, снижение уровня гражданской ответственности и полное безразличие к окружающим. Всё это приводит к зарождению целого общественного пласта потребителей, не желающих зарабатывать деньги, создавать семью и творить на благо общества. Они способны лишь транжирить родительский капитал, отбирать деньги у беспомощных стариков, старушек и детей, вступать в беспорядочные половые связи и прожигать свою жизнь наркотиками и алкоголем. В прошлые периоды истории в нашей большой стране тоже наблюдались подобные явления, но они не были такими массовыми. И дело тут не только во влиянии так называемой улицы, а в воспитании, точнее в комплексе воспитательных мер, включающих семейное, школьное и самовоспитание. Чаще всего именно последнее, самовоспитание, в большей степени способствует становлению личности. На примерах поведения окружающих, на примерах из книжек и фильмов ребёнок получает самое эффективное и действенное воспитание в наглядной форме. Многие педагоги-классики, включая Яна Амос Коменского, утверждали, что зрительные образы оказывают огромное воздействие на психику ребёнка и, в конечном счёте, на его воспитание. Отечественные мультипликационные фильмы в этом смысле являются самым ссыльным средством воздействия, поскольку движущиеся яркие фигурки сказочных персонажей наиболее привлекают внимание ребёнка и завладевают его сознанием. Подчас ребёнок совершенно не отдаёт себе отчёт в том, почему ему нравятся те или иные мультипликационные герои. Повзрослев, он даже начинает стесняться того, что ему когда-то нравились персонажи, подобные уродцам Симпсонам, головоногим Смешарикам или страшненьким Винксам. Но зерно было посеяно и тут уж что выросло, то выросло.

Современные американские мультипликаторы создают свои творения быстро и далеко не качественно, в погоне за прибылью они допускают всяческие ухищрения, не особо беспокоясь о воспитании детей. Отечественная мультипликация, такая добрая и по-настоящему детская, хоть и была напичкана пропагандистскими идеями, тем не менее, и сейчас является конкурентоспособной своим западным аналогам. Кроме того, именно её чаще всего разыскивают заботливые матери и бабушки для своих детей и внуков. Всё дело в правильном выборе репертуара для соответствующего возраста ребёнка. И в этом немаловажная роль, наряду с родительской опекой, лежит на воспитателе. Пусть в нашей стране нет сейчас такой жёсткой цензуры, какая была в советские времена, но разумные рекомендации педагогов должны помочь родителям сделать правильный подбор репертуара для просмотра мультфильмов ребёнком. Методические рекомендации должны быть подкреплены не только словесно. Можно практиковать совместный просмотр с детьми определённых мультфильмов, после которого проводить опрос на тему «Что понравилось и что не понравилось в мультфильме?». Такая практика будет способствовать осмыслению ребёнком увиденного и оценка поведения мультипликационных персонажей. После этого ребёнок уже не будет, как зомби бессмысленно взирать на экран, ловя каждое слово, впитывая как губка, всё то, что мастера кинобизнеса выплеснули на него ради наживы. Он будет задумываться о том, что же такого делают его герои, что его так заинтересовало.

Если мы хотим воспитать полноценное общество с всесторонне и гармонично развитыми личностями, мы должны позаботиться о воспитании подрастающего поколения с самых малых лет.

Ведь сегодня почти для каждого ребёнка средства массовой коммуникации стали чем-то вроде игрушки. Это не только способ времяпровождения, но и средство воспитания. Информационное воздействие отечественной мультипликации формирует душу и ум ребёнка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. Для детей в дошкольном возрасте в основном средством воспитания являются мультфильмы.

Мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:

— расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям;

— показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;

— формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей;

— развивают эстетический вкус, чувство юмора;

— мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности.

Итак, роль отечественных мультфильмов в развитии и воспитании ребёнка:

1. Нравственное воспитание: в мультиках ребёнок видит модели поведения. Он учится тому, как действовать в той или иной ситуации, как можно добиться цели. Многие отечественные мультфильмы дают программу воспитания качеств настоящего человека. Они  заставляют ребёнка сопереживать героям, помогать другим, дружить, уважать родителей, разъясняют, что такое добро и зло и т.д. В отечественных мультиках со злом стараются бороться не силой, а пытаются его перехитрить или уговорить.

2. Эстетическое воспитание: в отечественных мультфильмах показана красота природы, герои мультфильмов учат любить и беречь её. Дети учатся ухаживать за животными и растениями. В мультиках показано, что если хорошо относиться к природе, то она угощает героев мультика вкусными фруктами, овощами и т.п.

3. Трудовое воспитание: герои отечественных мультфильмов учат малыша помогать родителям, друзьям. Тот, кто лениться, высмеивается другими героями и, в конце концов, понимает, что труд – это полезное дело.

Чтобы мультипликация могла выполнять свою воспитательную функцию, необходимо, чтобы она была соответствующим образом воспринята, т.е. была не только понятна, но и вызывала у ребёнка именно те чувства, которые должны вызывать изображённые в мультфильме события, персонажи, чтобы складывались правильные оценки и отношения, чем и обладает отечественная мультипликация.

  1. Формы работы по приобщению детей дошкольного возраста к культурному наследию через отечественную мультипликацию

В настоящее время, в период переосмысления исторического пути развития нашего общества, гуманизации и демократизации всех сторон его жизни, с особой остротой встаёт извечная проблема нравственного воспитания: что воспитывать и как воспитывать – проблема, требующая специального рассмотрения в современных условиях.

Интересы общества диктуют необходимость нового подхода к воспитанию и обучению, предполагающего формирование духовности, ориентацию на общечеловеческие ценности, что влечёт за собой немалые изменения содержания, методов, средств и форм приобщения ребёнка к действительности.

В дошкольном возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который даёт основание впервые назвать ребёнка личностью, хотя, конечно, личностью ещё не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

Дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к образцам поведения. Так, например, при просмотре мультфильма, они обязательно стараются выяснить, кто хороший, а кто плохой, не терпят в этом отношении никакой неопределённости и нередко пытаются с этой точки зрения оценивать даже неодушевленные предметы.

Использовать эту особенность детей дошкольного возраста призывала русская демократическая педагогика, которая формировалась под воздействием взглядов на воспитание таких передовых мыслителей как В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев.

Большое воспитательное значение для подрастающего поколения продолжается в современном творчестве мультипликации. Большую роль в производстве мультипликации играет литература классических произведений и народные сказки.

В своей работе по приобщению детей дошкольного возраста к культурному наследию через отечественную мультипликацию, мы используем следующие формы работы:

1. Беседа с воспитателями «Мультипликация в нашей жизни».

2. Консультация для родителей, информационные буклеты на тему «Роль отечественных мультфильмов в жизни наших детей».

3. Конкурс детских  рисунков «Мой любимый Мультяшка».

4. Тематическая неделя Доброты, которая включает в себя просмотр отечественных мультфильмов.

5. Фотовыставка «Подари улыбку миру» - работы фотографий детей и их родителей с добрыми героями мультфильмов.

6. Сюжетно-ролевая игра для старшего дошкольного возраста «Сними свой мультфильм» или «Сам себе режиссер».

7. Коллективное рисование «Кадры любимого мультфильма».

8. Конкурс на лучшее оформление участка по сказкам.        

9. Игра-квест «По дорогам мультипликации». В настоящее время эта форма работы приобретает особую популярность, что другими словами можно объяснить – это игра в приключения.

10. Интерактивная игра «Сказочная путаница». Это направление также является инновационным в работе с детьми и требует особой подготовленности педагога. Роль воспитателя в интерактивной игре практически сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей и к разработке плана занятия. Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками – создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой, мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.

11. Маршрутная игра «По следам весёлых человечков». Не менее интересная, все более приобретающая популярность форма работы с детьми.

Наша цель – как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию.

Основная установка при организации процесса приобщения ребёнка к культурному наследию заключается в том, что приобщение должно быть активным и нам в этом поможет отечественная мультипликация.

  1. Заключение

Несколько лет психологи изучали влияние различных мультфильмов на детскую психику. Выяснилось, что после отечественных мультфильмов дети успокаивались, становились более доброжелательными, у них улучшался сон и аппетит. Именно поэтому, мы решили в своей работе по приобщению детей дошкольного возраста к культурному наследию использовать отечественную мультипликацию.

В основе отечественной мультипликации лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций.

Отечественная мультипликация оказывает большое влияние на развитие детей дошкольного возраста. События, происходящие в отечественных мультфильмах, позволяют воспитывать детей: повышать его осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение. Они формируют у него первичные представления о традициях и обычаях русского народа, о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения.

Ведь с помощью мультфильма можно попытаться подобрать ключик к ребёнку и найти к нему психологический подход. Правильный мультфильм может мягко и незаметно подтолкнуть ребёнка к процессу саморазвития, устранения своих детских первых недостатков, большей самостоятельности, искреннему трудолюбию, а через сравнение себя с любимыми героями дошкольник имеет возможность познать историю своего народа, научиться позитивно, воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим.

 

Список литературы:

  1. Арнольдов, А.И. Живой мир социальной педагогики (в поддержку актуальной науки) [Текст] / А.И. Арнольдов. – М.: МГУКИ, 1999. – 131с.
  2. Аромштам М.Е. Дети смотрят мультфильмы // Дошкольное образование. – 2006. № 2 (8).
  3. Бегак Б., Громов Ю. Большое искусство для маленьких. Пути детского художественного фильма. – М.,1949.
  4. Бердяев, Н.А. О культуре [Текст] / Н.А. Бердяев // Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т. – М.: Искусство; ИЧП «Лига», 1994. Т. II. – 542 с.
  5. Ишкова Е.И. Восприятие дошкольниками содержания мультипликационных фильмов // Дошкольная педагогика. – 2015. № 1 (106).
  6. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 2000. – 304 с.
  7. Лихачев, Б.Т. Введение в теорию и историю воспитания ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX веках) [Текст] / Б.Т. Лихачёв. – Самара, 1997. – 67 с.
  8. Лихачев, Д.С. Заметки о русском [Текст] / Д.С. Лихачев // Советская культура. – М., 1988. – С. 3-5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приобщение детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям с использованием шедевров отечественной мультипликации".

В современном мире  в поединке с книгой выигрывает телевизор, ведь смотреть зрелище легче и интересней. Герои мультфильмов, могут являться настоящими учителями оптимизма, помогающими решать разли...

Доклад на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России через народные подвижные игры"

В докладе раскрывается значение подвижных игр в жизни ребёнка, а через народные игры ребёнок приобщается к культурным ценностям народов России....

Реферат по самообразованию на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к культурно-гигиеническим навыкам в детском саду"

Реферат по самообразованию на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к культурно-гигиеническим навыкам в детском саду»...

Сообщение по теме: Приобщение детей дошкольного возраста к культурно-историческому наследию России Из опыта работы

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. В Федеральном государственном образоват...

Круглый стол. Выступление на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России через народные подвижные игры"

Народная игра - самостоятельный вид деятельности , направленный на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, развитии у детей определенных навыков и умений....

« Приобщение детей дошкольного возраста к системе культурных ценностей посредством использования регионального компонента – казачества»

Отчет по внедрению регионального компонента в образовательную деятельность дошкольников среднего возраста группы №12 «Казачок»...