Организация познавательно-исследовательской деятельности
консультация на тему

Третьякова Ольга Владимировна

Консультация для родителей

«Организация познавательно-исследовательской деятельности»

     От того, кто и как будет воспитывать ребенка, зависит его будущее мировоззрение, вся его жизнь. При правильной организации деятельности детей формируется их кругозор и обеспечивается видение целостной картины мира. Дети учатся рассматривать любые явления с разных точек зрения. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности. Именно в этом возрасте, каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Развитие ребенка зависит от его познавательной активности. Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. В познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально - творческой деятельности, порождаемый в результате функционировании механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

     Каждый возраст имеет свои особенности познавательного развития и ставит перед собой определенные задачи. Опираясь на любознательность детей необходимо проводить игры-занятия в форме познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого с детьми, развёртывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Здесь уместна партнерская позиция родителей, которая способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, которая вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.

     Проводя познавательно-исследовательскую деятельность с детьми, старайтесь

ставить определенные конкретные задачи:

·        Развитие познавательной инициативы ребёнка (любознательности);

·        Освоение ребёнком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родовидовых (классификационных), пространственных и временных отношений;

·        Перевод ребёнка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связи и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

·        Развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;

·        Расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире), элементарных географических и исторических представлений.

Главное достоинство познавательно-исследовательской деятельности

заключается в том, что в процессе исследования:

Ø Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Ø Идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Ø Развивается речь ребёнка.

Ø Происходит накопление фонда умственных приёмов и операций.

Ø Формируется самостоятельность.

Ø Развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки.

Ø Стимулирует детей к коммуникации. Работая сообща, обсуждая проблемы, рассуждая, споря, дети овладевают социальными умениями, учатся уважать друг друга и себя.

Ø Помогает установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей.

     Чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность, деятельность дошкольников выстраивается в определенной последовательности. Приняв позицию заинтересованного, любознательного партнера, семье необходимо придерживаться следующей последовательности этапов исследования.

1.Привлекательный отправной момент – какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования.

2.Обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем.

3.Опытная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями. В конце деятельности дети и родители вновь обсуждают окончательные выводы и решения, сопоставляют результаты исследования.

4.Предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.

     Исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doc5.docx184.12 КБ

Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация познавательно-исследовательской деятельности».

Организация образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста  в форме познавательно-исследовательской деятельности...

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Творческая разработка

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессеорганизации познавательно-исследовательской деятельности дошкольниковТворческая разработка...

Статья. Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: поддерка детской инициативы, формирование познавательной активности.

Публикация статьи в сборнике Серовского педагогического колледжа на тему: «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: поддержка детской инициативы и ф...

Формы организации познавательно-исследовательской деятельности в дошкольной образовательной организации

В дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Именно в эт...

Формы организации познавательно – исследовательской деятельности в дошкольной образовательной организации

Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–5 лет любозна...