Методическая разработка "Кризис 3-х лет и психическое здоровье детей".
методическая разработка (младшая группа) по теме

Родительское собрание на тему "Кризис 3-х лет и психическое здоровье детей". 

Знаете ли, какой самый верный

 способ сделать вашего ребенка несчастным –

это приучить его не встречать ни в чем отказа.

Ж.-Ж. Руссо

 

Цель:

·        Создавать условия для успешной адаптации детей, родителей и воспитателей группы в период «кризиса трехлеток»

·        Дать родителям знания об особенностях поведения ребенка трех лет, понятие «кризис трехлеток»;

·        Объяснить необходимость учета особенностей этого периода для сохранения физического и психического здоровья ребенка;

·        Заинтересовать родителей денной проблемой, учить анализировать свою воспитательную деятельность.

 

Предварительная работа:

·        Подготовить видеофильм о жизни детей в группе;

·        Анкетирование родителей;

·        Подготовить памятку для родителей по теме «Кризис трех лет»;

·        Подбор теоретического и практического материала.

 

Повестка:

1.     Организационный момент (встреча, рассаживание, регистрация).

2.     Погружение в тему:

-видеофильм из жизни группы «Зайчики»;

-стихотворение Л.А. Булдаковой «Я – сам!»;

-вопросы родителям;

                 3. Мини-диспут «В какой семье я росту и, как меня воспитывают»

           («домашнее задание» - ответы мини-анкет для родителей).

4.     Сообщение по теме: «Кризис трех лет»

5.     Практическая часть – творческий тест «Галактика».

6.     Принятие решений (памятка для родителей).

7.     Разное.

 

Ход собрания:

1.     Воспитатели предлагают расположиться родителям за «круглым столом», зарегистрироваться в тетради «Протоколов родительских собраний».

2.     Воспитатели организуют показ видеофильма из жизни детей в группе, дают короткие комментарии по ходу фильма.

 

Тема сегодняшнего разговора посвящена одной из важных проблем маленького ребенка, проблеме кризиса трех лет.

Давайте обсудим следующую ситуацию:

Ребенок изменился, стал совсем другим. Все время спорит, упрямится, не выполняет требований взрослых, все делает наоборот. При одевании не может застегнуть пуговицы на рубашке, от помощи взрослых отказывается, кричит: «Я – сам! Я – сам!»

 

Послушайте, какое стихотворение написала психолог Л. А. Булдакова, описав ребенка в период кризиса трех лет:

 

«Я – сам!»

Я негативен и упрям,

Строптив и своеволен,

Средою социальной я

 Ужасно недоволен.

 

Вы не даете мне шагнуть,

Всегда помочь готовы.

О, боже! Как же тяжелы

Сердечные оковы.

 

Система «Я» кипит во мне,

Хочу кричать повсюду:

Я – самость, братцы, я живу,

Хочу! Могу! И буду!

 

Вопросы родителям:

·        Какому возрастному периоду жизни ребенка это характерно? (три года)

·        Что происходит с ребенком? (кризис трех леток)

·        Как вы поступаете в данной ситуации? (Мы взрослые, должны быть терпимее к стремлению ребенка к самостоятельности, важно поощрять и хвалить его в этом. Следует умело отвлекать внимание ребенка в моменты упрямства и негативизма).

 

3.           Мини-диспут: «В какой семье я расту и, как меня воспитывают».

Мы просим Вас ответить на вопросы мини-анкеты по теме: «Кризис трехлеток» (обсуждение ответов).

 

         Мини-анкета для родителей:

·        Знакомо ли Вам «кризис трех лет». Что это такое?

·        Какого руда трудности Вы испытываете в общении с ребенком данного возраста?

·        Знаете ли Вы, как следует общаться с малышом в данный период?

·        Нужна ли Вам помощь детского сада по данной проблеме?

 

4.                Сообщение по теме «Кризис трех лет».

5.                Практическая часть – творческий тест «Галактика».

Родителям предлагается с помощью аппликации из цветной бумаги создать «Галактику семьи». Воспитатели помогают оценить роль и место каждого члена семьи, психоэмоциональный климат в семье.

6.                Принятие решений.

·        Создавать в семейном кругу атмосферу любви, понимания и доброжелательности.

·        Больше играть и разговаривать с малышом – подобные маневры отвлекут его от капризов.

·        Относиться к ребенку, как к взрослому члену семьи, проявлять к нему терпимость.

 

Сообщение по теме: «Кризис трех лет»

 

         В жизни каждого ребенка бывает момент, когда он вдруг из очаровательного карапуза превращается в самостоятельного человека. Как, правило, эти изменения происходят примерно в три года. Психологи называют этот сложный период кризисом трех лет.

         В три года дети сравнивают себя с взрослыми и хотят во всем быть похожими на них. Они хотят от родителей признанная своей независимости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы с ним советовались и учитывали его мнение. Он уже сегодня, сейчас хочет быть взрослым: «Я сам!»…

         Возросшие потребности ребенка не могут быть удовлетворены прежним стилем общения и прежним образом жизни. Возникают противоречия между возможностями и желаниями ребенка. Кризис сопровождается массой позитивных и негативных изменений в детском организме. Однако следует помнить, что все трудности носят временный и преходящий характер.

         В этот период происходит физиологическая и биологическая перестройка организма, в результате чего у детей наблюдается:

·        Повышенная чувствительность мозга к воздействию окружающей среды.

·        Ранимость центральной нервной системы в связи с отклонениями в перестройке эндокринной системы.

·        Снижение адаптационно-компенсаторных возможностей детского организма.

Взрослым важно вовремя заметить это и понять, что необходимо менять свои отношения с ребенком, тогда этот переходный период может  пройти более гладко и безболезненно.

         Но если родители не осознают, что ребенок находится на новом возрастном этапе и прежние методы общения с ним уже не актуальны, то ребенок может превратиться в совершенно неуправляемого упрямца, главной задачей которого будет противоречие окружающим и капризы.

         Что такое кризис и как реагировать на него взрослым? (вопрос к родителям).

КРИЗИС – важный этап в психологическом развитии ребенка, который обозначает переход на новую возрастную ступень.

         С одной стороны, кризисы являются движущей силой развития, этапом смены ведущей деятельности ребенка; с другой – это сложный период для малыша, его родных и персонала дошкольного учреждения.

         Немалую ответственность за правильный выход из кризиса несут родители ребенка. Им необходимо изменить стиль общения с ребенком и образ жизни – все то, что замедляет и мешает его адекватному развитию.

 

 

 

Основные симптомы поведения ребенка

«Кризиса трех лет»

НЕГАТИВИЗМ

НЕПОСЛУШАНИЕ

Ребенок поступает наперекор своему желанию. Он следует своему желанию, которое идет вразрез с намерениями взрослого. Ребенок отказывается выполнять просьбы определенных людей, например, только мамы или папы. С остальными окружающими он может быть послушным и покладистым. Противится не взрослому и его просьбе, а именно содержанию просьбы. Бывает и так, что ребенок  отказывается выполнить просьбу только определенного человека: только мамы, только дедушки или бабушки, только папы. Главное для него – сделать не так, как просит именно этот взрослый. С остальными же окружающими его людьми он может быть послушным и покладистым. В этом случае взрослому, вызывающему у ребенка вспышки негативизма, следует проанализировать характер взаимоотношений с ребенком. Быть может, он слишком требователен к ребенку, слишком строг с ним или непоследователен в своих поступках.

Задача взрослых – поддержать его, превратить негативизм в игру, одновременно обучая его выражать свои желания и намерения.

СОВЕТ:         - не давить на ребенка;

                       - не разговаривать в приказном тоне.

 

Строптивость.

В отличие от негативизма она направлена не на человека, а против прежнего образа жизни, против тех правил, которые были в жизни ребенка до трех лет.

На ваш взгляд, что может способствовать яркому проявлению строптивости? (Авторитарное воспитание в семье, когда родители часто используют приказы и запреты).

Очень часто родители трехлетних детей жалуются на то, что ребенок вдруг начинает проявлять свою самостоятельность. Он кричит, что сам завяжет шнурки, сам нальет в тарелку суп, сам перейдет через дорогу. Причем зачастую он не умеет этого делать, тем не менее, требует полной самостоятельности.

 

Упрямство.

Эту особенность отмечают многие родители, причем большинство из них не знает, как перебороть малыша в этом случае.

Детское упрямство может вызываться чувствами обиды, злости, гнева, обращенными к родителям.

В этом случае оно выступает средством «мести», когда ребенок поступает вопреки («назло») взрослым. Такое поведение может свидетельствовать об имеющемся в настоящее время кризисе в отношениях между родителем и ребенком, о каком-то конфликте в общении.

Иногда взрослые путают понятия «упрямство» и «капризы». Упрямство – своеобразная защитная реакция против влияния взрослых, не восприятие ребенком мнения других людей, настаивание на своем только потому, что он так сказал, он так потребовал, а вовсе не потому, что ему очень этого хочется.

Упрямство – это доступная для ребенка форма заявления о себе, о своих желаниях, чувствах. Осознавать свои желания и выражать их в понятной для окружающих форме – непростая задача для ребенка.

 

Капризность.

Понятия «капризы и упрямство» очень родственные и провести четкую границу между ними очень сложно. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы.

Капризы – это действия, которые лишены разумного основания, т.е. «Я так хочу и все!!!». Они вызываются слабостью ребенка и в определенной степени тоже выступают как форма самозащиты. Проявления капризов в следующем:

- в желании продолжит начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы;

- в недовольстве, раздражительности, плаче,

- в двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система ребенка.

Часто капризы ребенка нелепы и совершенно невыполнимы.

 

Истерика.

Очень часто за капризом ребенка, в случае невыполнения его требований, наступает истерика. Для истерик у детей характерны:

- невероятная яркость,

- своего рода «игра на публику»,

- зависимость от внешних обстоятельств и наличия зрителей.

Детская истерика сопровождается малыми припадками:

- громогласный плач,

- крики,

- битье головой о стену или пол,

- расцарапывание лица.

Характерной особенностью детских истерик является то, что они возникают в ответ на обиду или неприятное известие, усиливаются при повышенном внимании окружающих и могут быстро прекратиться после того, как это внимание иссякнет.

 

 

 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Как помочь ребенку пережить кризис»

1. Кризис может начаться уже с 2,56 лет, а закончиться в 3,5-4 года.

2. Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.

3. Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по-возможности) в дела ребенка, если он не просит.

4. Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по нескольку раз в день действительно ли то, что было запрещено утром, запретят и вечером. Проявите твердость. Установите четкие запреты. Запретов не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи.

5. Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой.

6. При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что-нибудь нейтральное.

7. Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, когда малыш успокоиться. Пока же можно взять его за руку и увести в безлюдное место.

8. Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек.

9. Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за него.

10. Разговаривайте с ребенком как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.

11. Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.

12. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета».

 

ЛИТЕРАТУРА

Зенина Т. А.

«Родительские собрания в детском саду». Учебно-методическое пособие.

М.-.: «Центр педагогического образования», 2007.

Осипова Л. Е.

«Работа детского сада с семьей». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

 

Зверева О. Л.

Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие – 2-е изд.

М.: Айрис-пресс, 2007. – (Дошкольное воспитание и развитие).

 

Павлова П. А., Горбунова И. В.

Расти здоровым, малыш! Программа оздоровления детей раннего возраста. –

М.: ТЦ Сфера, 2006. – Ранний возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pohno_mr.docx37.01 КБ
Файл pohno_mr.docx37.01 КБ

Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье сберегающая среда как условие психического здоровья детей

Проблему формирования здоровья в современных условиях следует рассматривать как проблему комплексного подхода к воспитанию детей, в которой ребёнок не объект педагогического воздействия, а несформиров...

Методическая разработка по теме: «Успешная адаптация – как условие сохранения физического и психического здоровья детей раннего возраста»

Адаптационный период – это очень трудное испытание для детей раннего возраста. Актуальность данной работы заключается в необходимости построения такой системы, которая способствовала бы  наиболее...

Создание оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, сохранение их индивидуальности, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни в контексте реализации ФГОС ДО.

В дошкольных учреждениях дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит их интенсивный рост и развитие, становление личности, формирование многих полезных привычек, прио...

Выступление на педагогическом совете «Роль образовательного учреждения в сохранении физического и психического здоровья детей». Тема: "Условия для охраны и укрепления здоровья дошкольников"

Современная система образования претерпела целый ряд изменений, выражающихся в пересмотре требований к содержанию образовательного процесса, применении новых педагогических инноваций и технологий, в т...

Методическая разработка педагогического совета "Психологическая комфортность воспитательно-образовательной среды в ДОУ как основа физического и психического здоровья детей"

Методическая разработка педагогического совета "Психологическая комфортность воспитательно-образовательной среды в ДОУ как основа физического и психического здоровья детей". Цель: Анализ пси...

Методическая разработка на тему «Успешная адаптация — как условие сохранения физического и психического здоровья детей раннего возраста»

laquo;Успешная адаптация — как условие сохранения физического и психического здоровья детей раннего возраста»...