"Семейное чтение"
материал на тему

Боднарь Ольга Ильинична

Конспект доклада на родительском собрании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorogie_roditeli.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ДЕТСКИЙ САД № 3 «НЕЗАБУДКА»

Доклад-выступление на родительском собрании

на тему  «Семейное чтение»

 

Подготовила

 воспитатель МБДОУ д/с № 3

                                                                       

                                    Боднарь О. И.

 

                                         г.Протвино                                                  2015 год.

Дорогие родители! Мы рады Вас видеть у нас в гостях, и сегодня мы хотели бы посвятить нашу встречу детскому чтению. Эта тема тесно связана с Вашей главной заботой об образовании детей, об их успешной учёбе,    адаптации   в быстро меняющемся мире.

Хотелось бы обратить Ваше внимание на высказывание Сухомлинского, который говорил: « Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

Всем нам, и родителям, и воспитателям, хочется, чтобы ребёнку сопутствовала удача,   чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.        

  Но как этого добиться? Мировой опыт подсказывает, что надо как  можно раньше приобщать ребёнка к книге и чтению – кладезю знаний, идей, мудрости и опыта.

Открывая ребенку книгу — Вы открываете ему мир. Вы заставляете его размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше. Вы помогаете ему хорошо учиться в школе и в один прекрасный день найти интересную работу. Но, прежде всего, Вы наслаждаетесь временем проведенным вместе с ним.

Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.

Книга-это воспитатель человеческих душ. Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий. Получает все больше разнообразной информации необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития.

 Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить нас родителей задуматься и попытаться, как то исправить положение вещей.

Прежде всего, надо развить собственную культуру чтения.  Если всё свободное время мама смотрит слезливые сериалы, а папа – спорт, то не ждите, что ребёнок окажется книголюбом.

 У детей, чьи родители любят читать, скорее разовьется интерес к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает малышу лучше усваивать содержание прочитанного.

 С самого маленького возраста малышам нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.

Разнообразие детских книг удивляет, но не всегда радует. Важно помнить, что в любой книге, в том числе и детской, самое главное-содержание.

Рекомендации по приобретению литературы:

* Дети 2-3 лет любят книги с крупными картинками, любят их рассматривать. Тут на помощь приходят русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Курочка-Ряба», «Теремок».

 Маленькому ребенку всегда легче воспринимать рассказ, чем чтение. Поэтому рассказывайте ему сказки своими словами и одновременно рассматривайте картинки к книжке.

* На третьем году жизни словарный запас быстро увеличивается, и ребенку можно уже читать стихотворения. Познакомьте с творчеством А. Барто, З. Александровой.

*У детей 4-5 лет происходит активизация словарного запаса, идет развитие связной речи. Читая ребенку литературные произведения, нужно обращать внимание на отдельные слова и выражения. Можно учить пересказывать короткие тексты русских народных сказок.

 В этом возрасте можно знакомить ребенка со сказками зарубежных авторов, с богатырскими народными сказками, с рассказами о природе и животных, с творчеством К. Чуковского.

* Для детей 6-7 лет среди всех жанров художественной литературы на первом месте всё еще сказки, только к народным добавляются и авторские. Поэтому их можно познакомить с творчеством Эдуарда Успенского, со смешными рассказами Н. Носова.

 Детям 6-7 лет следует покупать яркие книги с крупным шрифтом и множеством красивых картинок, сюжет книги должен быть интересным, чтобы ребенку захотелось дочитать до конца. Книга в таком возрасте должна доставлять удовольствие. Выбирая книгу, обращайте внимание на количество диалогов в произведениях, ведь вы сможете читать по ролям.

  Зачем нужны книги в дошкольном возрасте?

 Они помогают развивать особую связь между ребёнком и родителями;

 Прививают навыки слушания;

 Помогают подготовить ребёнка к процессу обучения чтению; Ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас.

 Помогают развивать воображение;

 Доставляют ребёнку удовольствие.

Когда читать?

 Как только ребёнок родится;

 Выделять несколько минут, но каждый день;  Если ребенок просит почитать, никогда не отказывайте ему.  Каждый вечер читайте своему ребенку. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход ко сну. Со временем это станет своеобразным ритуалом укладывания спать.

 Выбирать время, когда ребёнок в хорошем расположении духа; Никогда не усаживайте за чтение, если ребёнок не хочет. Это один из самых действенных способов убить у него интерес к чтению и книге. Не хочет – оставьте его в покое или заинтересуйте чтением. Чтение из – под палки – путь к нечтению вообще.

 Читать в любом месте.  Читать можно везде и всегда: на прогулке, не пляже, в поездке, ожидая приёма у врача. Пусть в вашей сумке обязательно лежит книга.

 Утешать ребёнка, показав красивую книжку, когда он плачет или капризничает.

Как читать?

 Выбирать удобное место;

 Читать наизусть стихи, которые вам самим запомнились с детства;

 Рассматривать книжки – картинки;

 Читать с «выражением»;

 Давать возможность ребёнку самому «выбирать» книгу;

 Перечитывать любимые книги.

Просите старших детей читать младшим. Старшие будут гордиться оказанным им доверием и с удовольствием демонстрировать полученные навыки. Младшие захотят читать так же, как их старшие братья, сестры или друзья.

Обратите внимание на книги с наклейками. Особенно там, где маленькие наклеечки нужно вставлять в текст. Получается чтение совместно с активным занятием.  Можно купить книжку с многоразовыми наклейками, и тогда можно будет читать-играть почти бесконечно.

Для закрепления прочитанного попробуйте такую игру: убирая игрушки, каждый читает про убираемый предмет наизусть короткий стишок. Про мячик, машинку, мишку, паровозик, куклу…

Ещё один приём – составлять книжки вместе с ребёнком. В эти самодельные книги можно включить детские рисунки, фотографии, стихи.

Не спешите расстаться с прочитанной книгой: можно сделать иллюстрации к прочитанным сказкам, нарисовать портреты полюбившихся героев.

Можно «оживить» героев книг, вылепив их из пластилина, глины, сшив из лоскутков ткани, связав, склеив из бумаги и картона и т. д.

Совместное чтение

 Старайтесь, по возможности, чаще беседовать с детьми о прочитанных книгах, организуйте совместное чтение вслух. Это принесет неоценимую пользу и дошкольникам, и детям более старшего возраста.

  Если ваш ребёнок знает буквы и читает по слогам, поощряйте чтение вывесок, названий книг, магазинов – всё пойдёт на пользу делу.

И если ваш уже выросший ребёнок читает только комиксы – воздержитесь от критики. Помните: он читает!

Показывайте ребёнку  свою заинтересованность в его чтении.

Будьте Великим Проводником в мире книг, а не Великим Оценщиком того, как и что читает ваш ребёнок. Просите вашего ребёнка почитать вам, когда он уже научится читать,  пока вы что – то делаете. Если ребёнок делает ошибки при чтении, то, когда ошибка не имеет значения для восприятия текста – не перебивайте его сразу,  не дайте ему потерять увлечённости историей, которую он читает вам, преисполненный важности. Можно вернуться и прочитать слово правильно и позже.

    Дайте ему уверенность в том, что вам интересно и полезно его чтение. Поощряйте его чтение вслух: газеты, журналы, истории, сказки. Обсудите прочитанное: удивитесь, обрадуйтесь, ужаснитесь вместе с ним. Все это не сложно. И если вы последуете данным советам, то незаметно для себя, воспитаете Настоящего Читателя. Вашему ребёнку будет намного легче учиться. Он будет знать, чем занять свободное время. Он с лёгкостью будет находить и творчески перерабатывать любую информацию. И всё это обязательно приведёт к успеху.

Драматизация сказки «Лиса и козел»

Диалог мамы и дочки:

-Мама, почитай мне сказку!

-У меня нет времени, я готовлю  обед!

-Папа тоже занят, он телевизор смотрит! Пойду к бабушке…Бабушка, почитай мне сказку!

-Какую тебе почитать?

-Хочу про животных!

-Ну тогда давай вот эту: «Лиса и козел»

Лиса и козёл - русская народная сказка

Бежала лиса, на ворон зазевалась — и попала в колодец.

-Бабушка, а что такое колодец?

-А это, внученька, вырытая в земле яма, защищенная от обвалов бревнами и служащая для добывания воды.  Вот, посмотри (показ картинки)

-Понятно!

 Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить — тоже.

Сидит лиса, горюет.

-Бабушка, а что значит горюет?

-Ну это значит печалится, грустит…

Идет козёл — умная голова, идет, бородищей трясёт, рожищами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидел там лису и спрашивает:

— Что ты там, лисонька, поделываешь?

— Отдыхаю, голубчик,— отвечает лиса,— там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой — сколько хочешь!

А козлу давно пить хочется.

— Хороша ли вода-то?— спрашивает козёл.

— Отличная,— отвечает лиса.— Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.

Прыгнул  козел, чуть лисы не задавил. А она ему:

— Эх, бородатый дурень, и прыгнуть-то не умел — всю обрызгал.

Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.

Чуть было не пропал козёл с голоду в колодце: насилу-то его отыскали и за рога вытащили.

 -Бабушка, а что это за слово такое:  дурень?

-Ну а как ты думаешь, каким был козел в этой сказке?

-Глупым, неумным, доверчивым…

-Поэтому и называют его дурнем.

В сказке говорится, что хозяин насилу нашел козла. Но о том, как он искал его, ничего не сказано. Давай придумаем, как звал хозяин козла.

 Внучка: Козел, где ты? Отзовись, откликнись…

Бабушка: Что, по-твоему, мог ответить козел хозяину?

 Внучка: Я здесь, спаси меня, мне холодно, мне голодно.

Бабушка: А как еще можно выбраться из колодца?

Внучка: ну, наверно, по бревнам или с помощью ведра…

Бабушка: А какая лиса в этой сказке?

Внучка: хитрая, рыжая плутовка…

Бабушка:  Скажи за лису, как она упрашивала козла.

 Внучка говорит нежно, ласково.

-Вот так и обхитрила лиса козла.

-Спасибо, бабушка, мне очень понравилась сказка.

Пойду я нарисую лису, уж очень она мне понравилась!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Поликультурное воспитание детей и их родителей через организацию семейных чтений"

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обосновани...

Компетентностный подход в деятельности воспитателя по организации семейных чтений.

В современных условиях эффективное функционирование дошкольного образовательного учреждения невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников. Условием оказания педагогической помощи родителям явл...

Встреча родительского клуба «МЫ ВМЕСТЕ». «Родительская библиотека» Тема: «Возрождение семейной традиции - семейное чтение». Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна

Цель. Создать условия для информирования родителей воспитанников о необходимости возрождения традиции семейного чтения. В программе:Микроисследование  «Роль книги в семейном воспитании» ...

Статья-консультация для родителей дошкольников об организации семейного чтения «Познавательное семейное чтение»

Семейное чтение является одним из главных факторов общения ребенка и родителя....

Городские Родительские чтения «Как любить ребенка» Название « Роль семейного чтения для духовно- нравственного воспитания ребенка»

Городские Родительские чтения«Как любить ребенка»     Название « Роль семейного чтения для духовно- нравственного воспитания ребенка» Городские Ро...

статья "Роль семейного чтения в приобщении ребенка к чтению"

статья "Роль семейного чтения в приобщении ребенка к чтению" и немного о нашем проекте посвященному этой теме...