"Эстетическое воспитание дошкольника через восприятие музыки"
консультация по теме

Грацилева Жанна Германовна

В этой статье родители могут найти много интересного материала по эстетическому воспитанию посредством восприятия музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация для родителей47.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Эстетическое воспитание дошкольника через            восприятие музыки»

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки…»

                                                                                В. А. Сухомлинский

Начальный этап музыкально – эстетического воспитания ребенка на ранней стадии развития справедливо считается ответственным и сложным делом.

Именно первые впечатления от знакомства с искусством оказывают часто, если не решающее, то очень сильное влияние на последующее музыкально-эстетическое развитие ребенка.

В дошкольном возрасте закладывается основа эстетического отношения к жизни и искусству. Уже на первом году жизни необходимо развивать у детей умение прислушиваться к различным звукам, к речи взрослого, звучанию инструментов; развивать его зрительно-слуховое сосредоточение, певческие интонации (на подражании взрослому); способствовать возникновению эмоционально-положительного самочувствия ребенка.

На втором году жизни продолжается музыкальное развитие ребенка: звукоподражание, запоминание и узнавание мелодий, воспроизведение их голосом, выполнение игровых и плясовых движений, отвечающих содержанию песен.

На третьем году интенсивно развивается музыкальное восприятие: умение вслушиваться в музыку, запоминание и различение особенностей ее звучания. Продолжается развитие слуха и голоса ребенка.

На четвертом году жизни происходит накопление музыкальных впечатлений, развивается способность слушать музыку, узнавать знакомые песни и инструментальные пьесы. Дети способны различать в пьесах регистры, тембры, звучание 2-3 музыкальных инструментов, несложный ритм, могут сопоставлять громкую и тихую музыку.

На пятом году жизни происходит усложнение детской деятельности, в том числе и музыкальной, так как обогащение опытом влияет на развитие всех психических процессов ребенка: внимание становится более устойчивым, развиваются процессы запоминания, совершенствуются зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Дети научаются различать довольно сложные звукосочетания, выделять их отдельные элементы, у них проявляется желание слушать музыку, интерес, а затем и любовь к ней. В этом возрасте значительно укрепляются детские голосовые связки, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. У детей формируется слуховой самоконтроль, и они начинают лучше владеть голосом.

На шестом году жизни у детей воспитываются более устойчивый интерес к музыке, расширяются музыкальные впечатления.  Под влиянием наблюдений окружающего и в результате сенсорного воспитания у детей возникает система представлений о высоте, силе, тембре музыкального звука. Восприятие приобретает более целенаправленный и комплексный характер – дети могут одновременно обращать внимание на характер музыки, форму музыкального произведения и некоторые средства музыкальной выразительности. Происходят существенные сдвиги и в области мышления. Он анализирует и обобщает, делает простейшие умозаключения.

На седьмом году жизни занятия, в том числе и музыкальные, приобретают все большее значение. Сложные формы принимает познавательная деятельность ребенка. Восприятие становится целенаправленным, развивается наблюдательность, подчиненная определенной задаче. Все больше и больше развивается музыкальный слух. Ребенок может различать и воспроизводить направление движения мелодии – понижение и повышение звуков, различные звуки и длительности, смену темпов в пении и музыкально-ритмических движениях. В ходе простейшего анализа музыкальных произведений у детей совершенствуется память, углубляются представления о содержании музыки, ее формах, жанрах, средствах выразительности и музыкальных образах. Появляется реальная возможность более интенсивного музыкально-эстетического развития.

Эстетическое воспитание – это развитие у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности,  в  произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного, развивать вкус к прекрасному и способности самому создавать это прекрасное.

 Эстетический способ отражения мира всегда связан с познавательной и практической деятельностью человека.

Эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:

  1. формирование у детей способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве, формирование навыков использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;
  2. развитие творческих способностей детей, умений и навыков чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, на занятиях, дома;
  3. развитие у детей понимания красоты в человеческих отношениях, желание и умение видеть красоту.

Эстетика рассматривает не только сущность объективно – существующего прекрасного в жизни, в искусстве. Она изучает особенности и способы субъективного отражения прекрасного в окружающей действительности. Особенности этого отражения носят конкретно – чувственный характер и составляют специфику эстетического сознания.

Эстетическое восприятие характеризуется целостностью. Воспринимаются не только и не столько отдельные звуки, краски, сколько весь колорит, вся гармония звуков. В восприятии всегда сказываются интересы, отношения, весь предварительный художественный и жизненный опыт человека.

 Особую роль играют слух и зрение – способность вслушиваться, всматриваться в окружающий мир.

Эстетическое чувство – более сложный вид осознания прекрасного в жизни. Оно характеризуется способностью и подготовленностью человека испытывать наслаждение от соприкосновения с прекрасным.

Музыкальное воспитание как средство эстетических качеств личности.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувство человека, формирует вкусы.

«Музыкальное воспитание можно понимать в широком или в более узком смысле. В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание человека. В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование культуры человека» (14,с.11).

Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции. Музыка стремится воплотить этико-эстетический идеал – в этом особенность и ее содержания, особенности ее воздействия на человека. Музыка – это сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности.

В музыкальном воспитании решительный акцент делается на эмоциональное, творческое восприятие музыки, на обогащение музыкального слуха и музыкального опыта детей. Проблема живой, непосредственной реакции на музыку выдвигается как первоочередная задача воспитания.

Особенность ребенка-дошкольника заключается в том, что он чрезвычайно отзывчив ко всему эмоциональному, яркому, что в детском мировидении элементы образного, конкретного преобладают над элементами абстрактного, отвлеченного. Под чутким руководством взрослого ребенок проявляет большой интерес к доступным ему произведениям искусства, его восхищает красота в природе, быту, в явлениях окружающей действительности и общественной жизни; ребенок и сам с удовольствием играет, рисует, поет, рассказывает. Переживания, полученные в детстве, остаются с ним всю жизнь.

Музыка – едва ли не единственный вид искусства, доступный ребенку с самого раннего возраста.

Эстетическое образование, приобщение детей к сокровищнице мировой

культуры и искусства — все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Список используемой литературы

1. Журнал «Дошкольное образование», №3, 2009 г.

2. Журнал «Дошкольное воспитание», №1, 2005 г.

3. Ветлугина, «Музыкальное воспитание в детском саду»

4. «Метлов - Детям», Изд. Музыка, 2004 г.

5.  Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников – М.:  

    Просвещение, Владос,1994.

6. Радынова О.П., Катенене А.И., Полавандишвили Н.Л. Музыкальное  

    воспитание дошкольников / под ред. О.П.Радыновой. – М.: Просвещение,    

    2000.

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

        «Детский сад «Радуга» комбинированного вида структурное

          подразделение «Детский сад №4» комбинированного вида»

        Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Доклад на тему:

«Эстетическое воспитание  

      дошкольника через  

     восприятие музыки»

                   

        Подготовила:

                                                                музыкальный руководитель

                Грацилева Ж.Г.

                                    Рузаевка – 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников через организацию предметно-практической деятельности

Одной из необходимых предпосылок повышения общей культуры человека, становления его как духовной сущности, понимающей себя и мир вокруг себя, является художественно – эстетическое  воспитание. Эс...

Эстетическое воспитание дошкольников средствами классической музыки.

Классическая музыка дает детям нравственные понятия: доброту, отзывчивость, любовь к Родине, матери, сопереживание; формируется  доброжелательное отношение к животным; воспитывает чувство прекрас...

Практическое мультимедийное пособие «Времена года» (Художественно-эстетическое развитие дошкольников через восприятие музыкального цикла П.И.Чайковского)

Мультимедийное пособие включает в себя несколько авторских электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и направлено на художественно-эстетическое развитие дошкольников и младших школьников посредством ...

«Эстетическое воспитание дошкольников по средствам музыки»

Материал будет интересен музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ...

Выступление на педсовете Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через восприятие русских народных сказок»

Выступление на педсоветеТема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через восприятие русских народных сказок»...

Выступление на педсовете Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через восприятие русских народных сказок»

Выступление на педсоветеТема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через восприятие русских народных сказок»...