Развитие музыкально - творческих способностей дошкольников через восприятие музыки, пение, движение
методическая разработка

Представление педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.docx32.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

Коряченко Дарии Леонидовны,

музыкального руководителя структурного подразделения «Детский сад № 11 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Рузаевского муниципального района

Тема: «Развитие музыкально - творческих способностей дошкольников через восприятие музыки, пение, движение».

Актуальность и перспективность опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Использование игровых технологий в обучении детей пению старшего дошкольного возраста. В настоящее время современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы ФГОС, где основной задачей является совершенствование образовательного процесса, требующего от педагога новых педагогических подходов, при которых певческий голос развивался бы более успешно. Игровое воспитание имеет большое воспитательное значение не только для музыкального, но и всестороннего развития ребенка.

Пение - основной вид музыкальной деятельности детей. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности. В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Немаловажную роль в процессе обучения детей пению играют музыкально-дидактические игры и пособия. Огромную помощь в работе музыкальных руководителей оказывают современные методические пособия, н.п. технология М.Ю. Картушиной «Вокально-хоровая работа в детском саду», фонопедические упражнения Емельянова, Огороднова, здоровьесберегающая система О.Н. Арсеневской Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: "эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки.

Пение наиболее близко и доступно детям. Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

Пение представляет собой психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем – дыханием, кровообращением, эндокринной системой и др. Поэтому важно, чтобы ребёнок при пении чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Именно непринуждённость является важнейшим физиологическим критерием работы голосового аппарата.

Детский голос сильно отличается от голоса взрослых, у дошкольников голос ещё не сформирован и слаб. Лишь к 7-ми годам голосовой аппарат ребёнка в целом формируется, а в дальнейшем происходит развитие и укрепление.

Учитывая возможности детского голоса, никогда не пою с детьми без подготовки и настройки голосового аппарата. Артикуляционная гимнастика помогает: устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; развить мимику, артикуляционную моторику; развить выразительную дикцию.

Для развития интонационного и фонематического слуха, а также для расширения диапазона речевого и певческого голоса систематически использую развивающие игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира. Игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной направленности, а также у детей формируется определённая непринуждённость звукообразования, лёгкость и полётность речевого голоса. На каждом занятии провожу дыхательную гимнастику, в течение 2-3 минут. Дыхательную гимнастику также провожу в игровой форме. По возможности игры на дыхание соединяю с движениями туловища, рук, ног, пальцев. Практика показала, что упражнения речевого этапа помогают детям легко и незаметно подготовить свои голоса к пению, поскольку их голосовой аппарат уже «разогрет» и готов к пению. Всегда перед началом пения даю две распевки, одну-две маленькие песенки, которые легко транспонируются и не имеют широкого диапазона; их исполнение дает возможность разогревать голос, развивать слух, а транспонирование мелодии в пении способствует быстрой слуховой перестройке (на полтона - тон выше или ниже).

Большую пользу детям приносит игровое упражнение «Музыкальное эхо» (поочередное пение взрослого и ребенка, солиста и группы, нескольких групп). Привнесение игровых моментов в пение улучшает не только качество пения, но и создает у детей соответствующее настроение, желание петь, и, что важно для развития слуха, раскрепощает детей, снимает напряжение, стеснительность, «зажимы». Главная задача игрового момента – участие всех детей в творческом процессе. Понимая особое значение развитого слуха для правильной вокальной интонации, я стараюсь добиваться точного воспроизведения мелодии; начинаю петь простые песенки, построенные на двух-трех звуках. Ребёнок слушает, затем поет вместе с взрослым, как бы «подравниваясь» к вокальной интонации. Работая над чистотой интонации, использую такие методические приемы: пение в полголоса, пение подгруппами, по одному, пение с закрытым ртом (м-м-м), слогами (та, ля, ду, на и т.п.), пение про себя, пение стоя, сидя, цепочкой, с несложными движениями.

Игры с пением - это коллективная форма общения детей с музыкой на игровой основе, которая воспитывает дружеские взаимоотношения, сознательную дисциплину, так как каждый ребенок должен подчиниться правилам игры и точно выполнять их. Учитывая то, что игровая методика ставит серьезную причину на пути быстрого утомления и усталости детей, я в своей практике решила использовать игровое распевание.

 Цель распевания

Совершенствование форм, методов и приемов для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.

 Задачи

1. Развивать речевые и певческие навыки с помощью игровых распевок.

2. Развивать координацию между слухом и голосом, звуковысотный и тембровый слух, активизировать артикуляционный аппарат.

3. Развивать умение анализировать свое пение и пение товарищей, самоконтроль.

4. Воспитывать интерес к певческой деятельности.

Цели и задачи направлены на подготовку голосовых связок к пению. Упражнения для голоса, а именно распевки, не всегда любят и используют музыканты в своей работе, относясь к ним довольно эпизодично, ссылаясь на нехватку времени - успеть бы остальное! Все это понятно и объяснимо, но, только относясь к этим упражнениям халатно, мы платим за это большую цену – наши дети плохо поют, нечисто интонируют или "поют" речитативом. Почему наши дети не любят раздел "распевание"? Для них он скучен, неинтересен, монотонен и не всегда понятен. Как же сделать, так чтобы нашим детям стало интересно заниматься распеванием, а значит и пение стало успешным. Много авторов уделяют внимание проблеме пения: О. В. Кацер «Игровая методика обучения детей пению» А.А. Евтодьева «Учимся петь играя» А.Ф.Битус «Певческая азбука ребенка» М. Ю. Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду»

Основой своей работы взяла технологию «Учимся петь, играя! А.А. Евтодьевой, которая помогла сделать мне процесс обучения занимательным и интересным. Игровое распевание - это упражнения для голоса в форме коротких песен с картинками. Попевки включают в себя два образа, две музыкальные фразы, основанные на контрастом сопоставлении высокого и срезнего звучания голоса с игровым содержанием. Игровое распевание нравится детям, так как оно наглядно, их взгляд привлекает яркая картинка , понятна ребятам – легкий текст попевок, проходит в игровой форме и является весьма результативным в достижении контрастного интонирования, которое так необходимо в ПЕНИИ. Дети воспринимают игровое распевание как первую из песен и ждут его с нетерпением. Чередование распевок и смена иллюстраций на каждом занятии только подогревает интерес детей к этому виду деятельности , дети с интересом ждут новых гостей, сказочных героев, что делает музыкальную НОД занимательной и творческой! Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно развить в каждом ребенке мотивацию к индивидуальному исполнению, помочь обрести веру в себя, освободиться от стеснения. Упражнения на распевание с помощью игрового метода провожу поэтапно.

Первый эта - Сначала мы с детьми рассматриваем картинку, кто на ней изображен. Далее знакомлю детей с музыкальным материалом.

Второй этап - Постепенно от занятия к занятию разучиваем распевки всей группой хором, затем делимся на две группы. Мальчики исполняют партии героев в среднем регистре, девочки- партии героев в высоком регистре, потом меняемся ролями.

Третий этап- Закрепляющий. Развивается игровая ситуация, связанная с содержанием песни. При закреплении детям предоставляется возможность играть с музыкальным сопровождением, петь a capella с поддержкой голоса взрослого, а в дальнейшем они играют и поют самостоятельно.

В работе над развитием певческих навыков средствами игровых технологий использую разнообразные формы организации: групповые, подгрупповые, индивидуальные.

Знакомство с распевками.

 1. Распевка «Лиса и воробей» Мы с детьми на первом занятии сначала рассматриваем картинку: Лисичка, какая она? Дети отвечают –большая, хитра, пушистая, рыжая. Лапки какие? Мягкие и ходит она по земле. Послушайте как поет лисичка « Тихо- тихо подкрадусь, до тебя я доберусь! Поем всей группой. А воробушек – какой большой или маленький? Дети отвечают – маленький. А где он сидит? Дети – высоко на ветке. Послушайте песенку воробушка « Не поймаешь ты меня, вижу рыжая тебя! Чик - чирик» Поем всей группой. Далее спрашиваю у кого голосок тоньше? У лисички или у воробушка.? Дети отвечают- у воробушка. Значит воробушек поет высоким голоском.

2. Распевка «Кот и мышка» По такому же алгоритму разучиваем следующую распевку, поем группой, по подгруппам и индивидуально разыгрываем с детьми Театральные этюды. Дети одевают шапочки героев распевки и поют с использованием мимики и жестов. Для развития мотивации дошкольников к певческой деятельности, для дополнения образных представлений, я использую ИКТ.

Игровое распевание многофункционально: помимо развивающей функции в процессе НОД, его можно использовать в режимных моментах. Распевка может перейти в игру или танец.

  • Распевка «Дюймовочка и жук» может быть использована как приглашение к танцу. Жук - Приглашаю танцевать, вальс и польку показать. Дюймовочка- Я мала и так скромна, вы научите меня! Распевка будет образно обыграна этюдом: мальчики – жуки пригласят девочек – дюймовочек на танец, спев свои партии в разных регистрах.
  • Распевка- «Грибы»- может гармонично перейти в музицирование: либо грибочки затем исполнят танец или песню, либо демонстрируется сценка диалог- спора грибов.

Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя, воспитателя и родителей.  Воспитатель в группе активно помогает организовать музыкальную деятельность детей в группе. Дети дома совместно с родителями могут разыграть мини сценки.

  • Распевка «Карабас и куклы»- прочитав или просмотрев сказку «Буратино» в группе ил дома, мы можем закрепить знакомство с героями на НОД, разучив распевку «Карабас и куклы»

Наглядность и образность этих картинок помогает детям озвучивать данных героев в разных звуковых позициях. Контрастность этих образов помогает детям четко сопоставлять и воспроизводить их голоса и, что немало важно, ИГРАТЬ в них, таким образом развивая звуковысотный и тембровый слух. Диапазон этих распевок расширен (До1).

Современные детские песни предлагают нам интересные мелодии и не всегда в пределах квинты. Поэтому, я считаю, что проходящие низкие и высокие ноты должны присутствовать и в распевках, иначе как дети будут чисто интонировать в песнях? Использование игровых упражнений позволяет наблюдать положительную динамику: - возрос интерес к певческой деятельности: дети стали эмоциональнее, активнее, способные к сопереживанию, - заметно улучшилась координация между слухом и голосом, активизировался артикуляционный аппарат, - обогатилось образное представление детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей.

У детей развиты речевые и певческие навыки с помощью игровых распевок, - сформировалось умение анализировать свое пение и пение товарищей, самоконтроль. Таким образом, можно сделать вывод: благодаря многофункциональности игрового распевания работа над развитием певческих навыков у старших дошкольников обеспечивает эффективность и результативность.

Проявление творческих способностей детей – это итог всей работы, активное участие в развлечениях, в детских утренниках, в театрализованной деятельности, на родительских собраниях, в самостоятельной музыкальной деятельности вне занятий и даже дома и муниципальных         мероприятиях:
    • участие в ежегодном муниципальном  детском творческом фестивале           2015, 2016         гг;

   Наличие  призовых мест, участие воспитанников в различных мероприятиях, является подтверждением признания опыта педагогическим сообществом.
1.Диплом, I место в Международном творческом конкурсе «Солнечный свет» -2016г.

2. Диплом, I место во Всероссийском вокальном фестивале - конкурсе «Чудо песенка». Вокальный дуэт «Радуга» - 2016г.

3. Диплом, I место во Всероссийском вокальном фестивале - конкурсе «Чудо песенка». Арванцова Полина - 2016г.

4. Диплом         I место во Всероссийском вокальном фестивале - конкурсе «Чудо песенка». Аникина Яна - 2017г.

Использование методики А. А. Евтодьевой значительно обогатило мой собственный педагогический опыт.

Список литературы. 

Евтодьева А.А. «Учимся петь, играя»

Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду» М.1981г.

Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. «Музыкальные занятия в детском саду» Москва 1981г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арт-студия «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»

Практические приёмы организации и проведения музыкально-дидактических игр для   музыкально- творчески -  способных детей....

План самообразования на период 2019-2024г.г. по теме: «Развитие музыкально-творческих способностей воспитанников через интеграцию образовательных областей с использованием современных образовательных технологий»

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музы...

Развитие музыкально - творческих способностей детей через музыку и движение

Развитие музыкально - творческих способностей детей через музыку и движение...

Сообщение из опыта работы «Развитие музыкально – творческих способностей детей через обучение игре на детских музыкальных инструментах»

Одной из наиболее доступных форм творческого самовыражения является элементарное музицирование. Этот термин получил широкое распространение в связи с системой детского музыкального воспитания австрийс...

Сценарий мастер-класса «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»

Сценарий мастер-класса«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитиимузыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»   Здравствуй...