"Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников средствами вокально-хорового пения"
статья (подготовительная группа)

Сидорова Олеся Владимировна

Мастер скласс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Развитие певческих навыков67.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер класс тема: Развитие музыкально – творческих способностей дошкольников средствами вокально-хорового пения.

Любите ли вы петь?  Какое настроение у вас, когда вы поете?  Песни, какого жанра вы поете?  Вы любите петь сольно или в хоре?

Песня сопровождает человека с рождения и на протяжении всей жизни. Петь могут и хотят все дети, начиная с двухлетнего возраста.  Но не у всех это получается.  В ходе  совместной музыкальной деятельности обратила внимание, что большинство  детей пели напряженно, интонировали не всегда чисто, вступали не вовремя, нередко замедляли темп. Результаты «Диагностика музыкальных способностей» автор Л.С. Ходанович в 2015году выявили, что низкий уровень развития вокальных навыков имеют  47% детей и лишь 16% детей с высоким уровнем.  Назрела необходимость развития музыкально-творческих способностей у дошкольников средствами  вокально-хорового пения. Проблемой формирования певческих навыков занимались многие известные педагогии учёные: Н.А.Ветлугина, П.К.Анохин, Н.А.Метлов, А.Д.Войнова и др. Их идеи использую в своей работе.

Если в Философском энциклопедическом словаре посмотреть значение слов

Развитие      Творчество      Способности      Вокально-хоровое пение

То получится, что развитие музыкально – творческих способностей средствами вокально-хорового пения означает постепенное совершенствование определенной музыкальной деятельности, привнося в нее что – либо новое, добиваясь при этом положительных результатов с помощью  действия одного человека или группы людей.

Цель:  развитие музыкально – творческих способностей дошкольников средствами вокально-хорового пения.

Система  работы по развитию музыкально-творческих способностей старших дошкольников заключается в том,  что развитие  навыков вокально-хорового пения проходит в нескольких направлениях:

  1. Певческая установка
  2. Дыхания
  3. Артикуляция
  4. Дикция
  5. Звукообразования
  6. Чистота интонирования
  7. Ансамбль

Разучивания  песен проходит в три этапа:

  • Знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
  • Работа над вокальными и хоровыми навыками;
  • Проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором).

Структура занятия состоит из:

  1. Коммуникативная игра-приветствие.
  2. Артикуляционная гимнастика
  3. Скороговорки, чистоговорки.
  4. Упражнения для распевания

5 . Разучивание новых песен.

“Искусству пения, как всякому другому искусству, должно предшествовать механическое умение”. Говорил  И.В. Гете

Для того чтобы овладеть  искусством пения я приглашаю вас в музыкальную мастерскую.

Как вы считаете, какое положение более удобно для пения (лежа, сидя, стоя). Почему?  Правильно. Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого зависит качество звука и дыхания.  На карточке №1 представлены правила Певческой установки, озвучьте их:

  • стоять или сидеть ровно,  не сутулясь,
  • корпус и шею не напрягать,  голову держать прямо,
  • дыхание брать свободно, петь естественным голосом,
  • рот надо открывать вертикально, нижняя челюсть должна быть свободна,

Как вы думаете, чем      певческое дыхание отличается от обычного?  Правильно.  Певческое дыхание -  вдох, затем постепенный, контролируемый выдох. Дыхание  важно брать перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы, не разрывать слова.   Давай те,  выполним дыхательное  упражнение. Вдохнули носом и на выдохе тянем звук «С», снимаем по руке.   Кладем руку на живот, чтобы почувствовать работу мышц, вдохнули носом и на выдохе произносим  «Кш-Кш»,  в конце тянем звук «Ш».   Для развития певческого дыхания применяю  упражнения из дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Вдохнули,  сжали кулачки и на выдохе  постепенно разжимаем.  И так мы приняли певческую установку,  подготовили певческое дыхание. А что еще  участвует  в голосообразовании? Что помогает петь? Голосовые связки, голосовой аппарат.

Способствует этому развитию Артикуляционная гимнастика и Дикционно-координационные упражнения.   Давайте поцокаем  как лошадки.

«Цоканье» Цокаем языком, формируя губы округло, как бы произнося гласную «О» (8 раз). Цокаем языком, формируя губы для улыбки, как бы произнося гласную «И» (8 раз). Соединяем первую и вторую позиции, активно меняя при этом форму губ. Обратить внимание на изменения звука.

Упражнение  «Лягушка» Квакаем, как лягушата (разминка губ).

Артикуляционные  упражнения -  помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти; развить мимику, артикуляционную моторику.

Далее предлагаю Вам выполнить Дикционно-координационное упражнение «Паучина».  Возьмите карточку № 2 и прочтите текст. Дикционно-координационные упражнения развивают метроритмический слух, внимание, двигательную активность.

А теперь вместе со мной произносит слова, добавляя движения рук.

Пау-паучина – паутину сшил (указательные и первые пальцы обеих рук перемещаются).

Вдруг закапал дождик, паутину смыл – (щелчки обеими руками жестом вниз, на слово «смыл» трем ладошками перед собой).

Вот и солнце вышло, стало подсыхать – (руки над головой друг к другу ладошками, перемещаем)

Пау-паучина трудится опять - (указательные и первые пальцы обеих рук перемещаются).

-Уважаемые коллеги, что нам помогает  понять смысл  исполняемой песни.  Да, четкое, ясное произношение слов - то есть Дикция. Помогают развивать дикцию скороговорки.  Возьмите карточку № 3 и прочтите текст скороговорки. Читаем, вслух медленно все вместе:  «Про воронила ворона вороненка», теперь быстрее. Поем на одном звуке медленно, быстро.

Пение  должно  быть протяжным, напевным, но дошкольникам свойственно отрывистое звукообразование, поэтому, начиная с самой младшей группы, учу детей тянуть звуки, протягивать концы музыкальных фраз.  Возьмите карточку №4  и прочтите распевку.  Задача распевания - настроить голосовой и дыхательный аппарат на певческий режим, добиваясь чувства точности интонации, ощущения красоты звука.  Упражнение «Ромашка» произносим вместе вслух. Пропевая и соединяя звуки, повторяя со мной мелодическую линию. Делим распевку на части. Первую часть поем, вторую часть  про себя, прохлопывая мелодию в ладоши.

Стройное, чистое, согласованное пение в унисон закладывает основы ансамбля. Прошу Вас, ознакомится с текстом песни карточка №5 .  В пении хором необходимо приучать детей слушать себя и других и сливаться с общим пением. Дети исполняют песни хором, группами, сольно. Знакома ли вам песня, с которой вы познакомились? Где она звучала? автор. Сл. Юрий Энтин, комп. Евгений Крылатов «Кабы не было зимы» Я пропою вам мелодию песни, а вы внимательно слушаете, обращаете внимание на мою руку и повторим её все вместе. Поем первые 4 строчки вместе, далее вы поете сольно, т.е. одна 2 строчки. И все вместе.

Проведенная диагностика в подготовительной группе в 2018г., показала  положительную динамику в развитии детей.

Благодаря применяемой технологии дети научились определять характер музыки, пользоваться правильно своим голосом, дыханием, дикцией. Достаточно точно исполнять мелодию песен, контролируя свое исполнение.

Уважаемые коллеги, оцените мастер-класс, выбрав и  пропев фразу из песни.

« Больно, мне больно, не могу удержать я слез….»

« И улыбка, без сомненья, Вдруг коснется ваших глаз…»

« Ромашки спрятались, поникли лютики, Когда застыла я от горьких слов….»

«  А нам все равно, а нам все ровно….»

« От улыбки хмурый день светлей…»

« И хорошее настроение не покинет больше нас…»

« Нагружать все больше нас, стали  почему то….»

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами сюжетно-образного танца» (Описание опыта работы)

Данный педагогических опыт направлен на развитие творческих способностей в музыкально-ритмической деятельности дошкольников....

Педагогический проект "Сказка в музыке, как средство развития музыкально-творческого потенциала старших дошкольников"

Музыкальная сказка  развивает музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждает их сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на смену интонаций...

Развитие познавательно-творческих способностей дошкольников средствами игровой технологии В.Воскобовича «Сказки фиолетового леса».

Организованная Образовательная Деятельность «День рождения Дольки»—-стимулировать у дошкольников желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через сенсомоторные действия с пр...

Педагогический проект «Сказка в музыке, как средство развития музыкально-творческого потенциала старших дошкольников»

Педагогический проект«Сказка в музыке, как средство развития музыкально-творческого потенциала старших дошкольников»...

Самоанализ воспитателя Развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами изобразительного искусства

Данный материал включает в себя самоанализ профессиональной деятельности воспитателя по заявленной проблеме и приложения (частично)...

Развитие художественно- эстетических способностей дошкольников средствами ландшафтного дизайна

Развитие художественно-эстетических способностей дошкольников средствами ландшафтного дизайна.Скрипченко С.НВоспитатель МДОУ «Детский сад №3»               ...