Развитие музыкально - творческих способностей у ребёнка средствами музыки
статья

Как происходит развитие творческих способностей дошколят в разных видах музыкальной деятельности (пении, восприятии музыки, музицировании, музыкально - ритмических движениях).

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сообщение «Развитие музыкально – творческих способностей у ребёнка средствами музыки».

В соответствии с требованиями ФГОС, родители (законные представители) становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ. Педагогически грамотные родители понимают важность музыкального воспитания в развитии ребенка и стремятся расширить его опыт, заинтересовать занятиями музыкой, танцами, пением.  Они понимают, что важно не пропустить этот период в жизни ребёнка.

Выдающийся музыкант Г. Нейгауз говорил, что «таланты создавать нельзя, но можно создать почву, на которой особенно успешно они произрастают». Творческая среда рождает у детей чувство повседневного общения с чем-то удивительным и необычным, воспитывает вкус.

В детском саду есть уютный музыкальный зал. В зависимости от темы занятий и праздников оформление зала меняется, что вызывает интерес детей, положительные эстетические эмоции.

Дважды в неделю дети каждой возрастной группы приходят на музыкальные занятия. В начале занятия звучит игровая либо проблемная ситуация, что вызывает у детей определённую мотивацию. Присутствие сюжета в занятии способствует развитию творческих процессов в каждом виде музыкальной деятельности.

Песенное творчество. Как всякое художественное творчество, песенное творчество требует совместных действий, сотворчества взрослого и детей, особенно, на первых этапах.  Дети могут сочинять музыку во время игр (вы ведь замечали, как ваш сын или дочь что – то мурлычат себе под нос) и очень хорошо, если родители поощряют их творческую деятельность. Самые маленькие ребятишки имитируют голоса животных. Детские книжки нам в помощь: позволяют и рассмотреть картинки, и прочитать стишок, и произнести различные звукоподражания: чух – чух –чух, кап-кап-кап, у-у-у-у, тук-тук-тук.  Окружающий мир тоже даёт темы. Как мяукает большая кошка и котёнок? Как бибикают большая машина и маленькая?  Пропой своё имя. Интересна вопросно – ответная форма песенного творчества. Я задаю  песенку –вопрос «Зайка, зайка, где бывал?», ребёнок пропевает ответ: «На лужайке танцевал!»  С детьми среднего и старшего возраста можно сочинять песенки контрастного характера, передавая характер мажорный или минорный. Для этого подходят коротенькие тексты: «Солнце ярко светит, весело на свете!» или «Дождик льёт, как из ведра, загрустила детвора».

Музыкально-игровое, танцевальное творчество. Оно заключается в выразительной передаче детьми особенностей образа и во многом зависит от музыки, подсказывающей характерные движения и придающей им своеобразие и выразительность. Процесс детского музыкально-ритмического творчества можно представить схематично: музыка – переживания ребенка – создание им музыкально-игрового образа.  Для развития творческих способностей дошкольники, прежде всего, должны накопить двигательный опыт, сформировать навыки и умения.  Поэтому уже с начала учебного года в разминку на каждом занятии включены все ритмические движения, которыми должны овладеть дети данного возраста к концу года. Эта часть занятия проходит разнообразно, с элементами творческих заданий под характерную музыку (скачем, как лошадка; прыгает зайка; виляем хвостиком, как лисичка; идем, как мишка; бежим, как маленькая мышка, неслышно, на носочках). Дети осваивают также танцевальные движения и используют их в свободных плясках под плясовые мелодии (пляшем, кто как хочет). Старшие дети начинают инсценировать песни, хороводы, сочетая пение с несложными движениями по тексту. Они с удовольствием создают более сложные образы, например, звёздочек и роботов.

Музицирование. Дети любят играть на детских музыкальных инструментах. Использую игровые ситуации. Например, обращаю внимание на снежный сугроб. Что там лежит? Находим в сугробе треугольник. Пробуем извлекать звук. Слушаем, как звенит треугольник.  На что похоже звучание треугольника? (Ответы: на капель, пение птиц). Развивается воображение ребёнка, его фантазия.  Пришли малыши, надо построить дом для зверей с помощью кубиков. Дети с удовольствием стучат кубиками, имитируя звуки молотков. С огромным удовольствием дошколята участвуют в озвучивании стихов, маленьких сказок – шумелок. Выбирают инструменты для изображения зверят, дождя, мерцающих звёздочек. Запоминают названия незнакомых музыкальных инструментов, овладевают различными приёмами извлечения звуков, учатся воспроизводить оттенки звучания и, конечно, радуются тому, что у них получилось. Такую сказку вы можете придумать сами. Или воспользоваться интернетом, например сказками - шумелками  Е. и С. Железновых. Если ваш ребенок, как и большинство других детей, обожает шуметь, стучать и барабанить, направить его «шумную» энергию в творческое русло можно, сделав своими руками маленькому музыканту домашний оркестр. Пригодятся разные коробочки, баночки, кастрюльки из набора детской посуды, ложки, пластмассовые стаканчики, грецкие орехи, бумага, целлофан, трубочки для коктейля, кубики.  Фантазия и творчество безграничны

Слушание или восприятие музыки. Это активный творческий процесс, т.к. воспринимать музыку – это значит различать её характер, музыкальный язык, осмысливать. Творчество в этом виде деятельности заключается в синтезе восприятия музыки с практическими действиями: пластическая импровизация (полетаем, как птички); «оркестровка» (дети слушают произведение, выбирают инструменты и при повторе звучания пьесы импровизируют в характере музыки); приём «цвет – настроение» (после прослушивания произведения, дети выбирают карточки определённого цвета, подходящие настроению музыки). Только игра и радость! А это и есть основная цель – доставить удовольствие детям, делая их жизнь посредством приобщения к музыке лучше и счастливее.

В заключении мне хочется сказать, что гармоничное развитие творческих способностей возможно только при участии и интересе родителей. Родители должны прислушиваться к мнению ребёнка, стимулировать и поощрять его интерес к любой творческой деятельности. Я буду рада, если моё сообщение подскажет вам варианты музыкальных игр с детьми. И на это достаточно потратить всего 5 – 10 минут.

1.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.                                                     2. Михайлова М. А. «Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов». Ярославль: Академия развития, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей

Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии.Музыкальное искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значим...

Творческий отчёт "Развитие музыкально-творческих способностей ребёнка на основе фольклора"

Творческий отчёт " Развитие музыкально-творческих способностей ребёнка на основе фольклора"...

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей картотека по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...

Статья «Классическая музыка как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста»

В статье представлен опыт работы музыкального руководителя по слушанию музыкальных произведений, предложены авторские игры, новые методические приемы....