«Эстетическое воспитание дошкольников по средствам музыки»
консультация по музыке

Макарова Светлана Ивановна

Материал будет интересен музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esteticheskoe_vos-nie_doshkolnikov_po_sr-m_muzyki.docx20.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Эстетическое воспитание  дошкольников по средствам музыки»

    Эстетическое воспитание не является изолированной областью педагогики, а взаимодействует со всеми её сторонами. Задачи эстетического воспитания непосредственно связаны с формированием морального облика ребёнка-дошкольника. Научить малыша различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок – это значит сделать его лучше, чище, содержательнее.

    Художественные впечатления раннего детства сильны и остаются в памяти надолго. Для успешного художественного развития ребёнка педагогу необходимо правильно использовать различные формы и виды детских занятий и развлечений.

Задачи эстетического воспитания:

  1. Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей.
  2. Приобщать детей к деятельности в области искусства, обучая их первоначальным художественным знаниям, практическим умениям, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в окружающую среду, общественные отношения.
  3. Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.
  4. Развивать художественно-творческие способности.

Все эти задачи носят слишком общий характер, поэтому для их решения важно определить этапы развития эстетического отношения к музыке:

  • Способность эмоционального сопереживания в процессе восприятия и исполнения музыки;
  • Способность активно осваивать опыт музыкальной деятельности, самостоятельно действовать в поисковых ситуациях;
  • Систематическое развитие специальных художественных способностей, первых появлений художественной оценки, вкуса.

Содержание образовательной области «Музыка» направлено на развитие музыкально-художественной деятельности и приобщение детей к музыкальному искусству. Главная цель педагога – воспитывать человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной и мировой художественной культуры. Педагог должен не только знать правила, методы руководства, он должен владеть педагогикой, как искусством, быть артистом, «заражающим» детей, наполняющим их эстетической радостью.

Педагог должен обеспечивать:

  • Эмоциональную настроенность атмосферы обучения: музыка всегда должна волновать, радовать, вызывать интерес.
  • Установку на сознательно-ориентировочные действия детей: «вслушайся», «вдумайся», «сравни», «оцени».
  • Слуховой самоконтроль в практических действиях: «спой без сопровождения», «назови, какие произведения знаешь», «исполни знакомый танец».
  • Творческие, поисковые действия детей: «спой музыкальный ответ на музыкальный вопрос», «передай в мелодии радость, удивление, огорчение, ласку», «придумай свою пляску», «инсценируй песню».

     При воспитании эстетического отношения детей к музыке применяется комплекс методов, которые усложняются в зависимости от поставленных задач и возрастных возможностей детей. Вначале обучения чаще применяются приёмы, предусматривающие действия по показу, то постепенно от детей требуются самостоятельные и творческие действия.

     Традиционная форма воспитания, обучения, развития детей включает в себя чередование различных видов деятельности: пения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах, детского творчества, и обеспечивают тем самым разностороннее развитие музыкальных способностей. Совместная деятельность объединяет детей общими радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями, учат культуре поведения, требуют определённой сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества.

     Ребёнок очень восприимчив ко всему подлинному, прекрасному, у него ещё не сложились принятые в обществе стереотипы мышления, вкусов. Чтобы привить детям интерес и любовь к музыке, важно использовать для слушания не только программные произведения, но и классическую музыку, как детскую, так и не предназначенную специально для детей. В процессе обучения дети обогащаются впечатлениями, их кругозор с возрастом расширяется. Значительную художественную ценность представляет музыка русских классиков, написанная специально для детей, а также произведения ведущих современных композиторов, народного творчества, передающие разнообразие чувств и настроений. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке разных времён и стилей.

     Какую музыку можно рекомендовать для слушания дошкольникам?

Необходимо шире использовать альбомы фортепианных пьес для детей П. Чайковского, Э.Грига, Р.Шумана, А.Гречанинова, С.Майкопара, С.Прокофьева и др.

     Кроме фортепианной музыки, можно давать детям слушать фрагменты симфонических произведений, написанных композиторами для детей: Ж.Бизе «Детские игры», симфоническая сказка С.Прокофьева «Петя и волк» и др.

      Помимо «детской» музыки, очень важно слушать с дошкольниками классические произведения разных времён – старинную музыку Вивальди, Генделя, Баха, произведения Бетховена, Моцарта, Мендельсона, Шумана, Шопена, Глинки, Чайковского, Рахманинова, Шостаковича и других зарубежных композиторов-классиков.

     Слово педагога о музыке должно быть кратким, ярким, образным. Можно считать лишёнными педагогического смысла беседы, побуждающие детей к формальным ответам: музыка громкая, быстрая и т.д. Перед слушанием песен и пьес необходимо направляющее слово педагога. Конечно, рассказывать дошкольникам о произведениях классической музыки не так легко, педагогу нужно самому познакомиться с литературой о композиторе, подумать, как преподнести произведения детям. Самое важное – дать детям почувствовать настроение, переживания, выраженные в музыке, их смену, взаимозависимость.

     Так как внимание ребёнка, сидящего на стульчике, длится очень недолго, мы перестали рассматривать восприятие музыки, как отдельный вид деятельности и отдаём предпочтение синтезу искусств, когда восприятие опирается на художественное слово, изобразительное искусство, театр и т.д.

     Для реализации поставленных задач необходимо помнить, что музыка в большей степени, чем любой другой вид искусства, доступна ребенку. Но взрослые часто не обращают внимания на то, в какой звуковой среде растет и развивается ребенок, что совсем не безразлично для развития его нервной системы. В результате у детей слабо развиты слуховое внимание и слуховая память, дети предпочитают грубые шлягеры, которые слышат вокруг. Дети не умеют петь, у них нет желания и умения слушать музыку и получать от этого удовольствие; они не понимают, что с помощью звука можно выразить разные эмоции: радость, грусть, тревогу, любовь.        

     Музыка должна стать радостью повседневной жизни ребенка.

Самой простой и естественной формой вхождения музыки в жизнь детей является пение взрослых, которое включается в различные моменты жизни: колыбельные песни, потешки, приговорки и игры для развлечений; протяжные и лирические песни во время ручного труда, хороводные - на прогулке, календарные – на праздниках. Пение всё время присутствует в жизни ребёнка, заполняет его досуг, помогает организовать творческие, сюжетные игры. Исполнение песни вызывает положительное отношение ко всему прекрасному, доброму. В песенном творчестве маленькие импровизации помогают ребёнку удовлетворить потребность в музыке, выразить свои переживания (творческие импровизации, попевки). Реализуются задачи, обогащающие духовный мир, побуждающие к добрым чувствам, к эстетическим переживаниям.

     Музыка должна входить во все виды деятельности детей в повседневной жизни детского сада.

Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определённые настроения, под влиянием которых музыкально-ритмические движения принимают соответствующий характер. Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придаёт ему особую выразительность. Движения становятся своеобразным средством выражения художественных образов.

      Праздники и развлечения сочетаются с другими видами деятельности – театрально-игровой, художественно-словестной, изобразительной. Их содержание отражается в конкретных темах, взятых из жизни: отношение к природе, любовь к родному краю, бережное отношение к игрушкам. Выразительное чтение, инсценировки, исполнение музыкальных произведений, яркое, красочное оформление зала, групповых комнат создаёт у детей приподнятое настроение, вызывает эстетические чувства.

     Музыкальное воспитание призвано не только дать детям первичные музыкальные сведения, но и выявить природный творческий потенциал, обогатить интеллектуальную и эмоциональную сферы детей и на этой основе сформировать музыкально-эстетическую культуру личности.

     Музыкально-игровая деятельность обладает богатым потенциалом, который эффективно влияет на творческое развитие дошкольников. Музыкальная игра тесно связана со всеми видами музыкальной деятельности и содержит в себе элементы других видов деятельности, например, сопоставление и сравнение музыкальных и художественных произведений.

     Эстетическое воспитание предусматривает введение детей в мир художественной культуры. Все виды художественно-творческой деятельности тесно связаны с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания. Большое значение в осуществлении эстетического воспитания детей мы придаём интеграции всех видов искусства и художественно-творческой деятельности. Проведение интегрированных занятий, экскурсий, вечеров развлечений, праздников объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями; способствует формированию коллективных отношений.

     Приведу примеры режимных моментов с привлечением в них музыки, не только инструментальной в записи, но и пение без аккомпанемента воспитателем и вместе с детьми. Желательно как можно чаще привлекать детей к пению помимо музыкальных занятий.

  • Занятия по рисованию, лепке, конструированию можно проводить с использованием музыки: включать спокойную тихую музыку во время детской работы. Музыка настраивает на фантазию, успокаивает детей. На занятиях по рисованию использовать произведения, пройденные на музыкальных занятиях, а также произведения композиторов сходные с темой рисования.
  • На занятиях по конструированию можно напеть песню «Паровоз», «Строим дом», «Самолет».
  • Наблюдения на прогулке. Дети лучше усваивают то, что наблюдают, если сопоставляют это со знакомой им песней. Например, наблюдение за птицами - «Птичка», «Зима прошла»; за погодой – «Дует, дует ветер», Дождик, дождик пуще...», «Солнышко лучистое» и т.д.
  • После сна можно включать спокойную тихую музыку, чтобы дети под нее спокойно просыпались, делали гимнастику и одевались.
  • В другие режимные моменты, одевание на прогулку, сюжетно-ролевые игры в группе, во время инсценирования, драматизации, можно петь с детьми песни по их желанию.

Предложите детям приносить диски с их любимыми песнями или музыкой для прослушивания в группе.

Все это благотворно влияет на психику детей, на музыкальное развитие, воспитание эстетического вкуса. Эмоции, развитые искусством, классическим, эстетическим опытом веков, должны стать импульсом не только творчества, но и приносить внутреннее удовольствие, удовлетворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание эстетического отношения к природе средствами музыки.

Материал представлен в форме консультации для воспитателей детского сада....

Эстетическое воспитание средствами музыки

Как с детства прививать любовь к музыке и какими средствами пользоваться...

Эстетическое воспитание дошкольников средствами классической музыки.

Классическая музыка дает детям нравственные понятия: доброту, отзывчивость, любовь к Родине, матери, сопереживание; формируется  доброжелательное отношение к животным; воспитывает чувство прекрас...

Педагогический опыт по эстетическому воспитанию дошкольников средствами музыки.

Формы и методы эстетического воспитания дошкольников....

Педагогический опыт по эстетическому воспитанию дошкольников средствами музыки.

Формы и методы эстетического воспитания дошкольников....

Консультация "Художественно-эстетическое развитие по средством музыки"

Восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребёнка, но и направляет его на добрые поступки, или, как говорил Д.Б. Кабалевский, «прекрасное пробуждает доброе»....