"Развитие мелкой моторики пальцев рук"
консультация на тему

Митрофанова Татьяна Владимировна
Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: «Двое белых лебедей - у каждого по пять детей?», «У двух матерей по пять сыновей и одно имя всем?», в пословицах: «Отбиться от рук», «Все дело в его руках», «Дать волю рукам», «Глаза боятся, а руки делают», «Руку не протянешь, так и ложку не достанешь», «Рука руку моет, а две руки — лицо», «Голова научит, руки сделают», « Не бывает скуки, коли заняты руки», « Не сиди сложа руки, так не будет и скуки», «С руками нигде не пропадешь». Что родители знают о детских пальчиках?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие мелкой моторики пальцев рук»

Описание: http://image.slidesharecdn.com/ps6lqd6pqukg5thfciu3-signature-816ded4b5046576a9b36f8096f439b6807ac79ec28f8b5f6f440e2b30e34e241-poli-150116043417-conversion-gate01/95/-1-638.jpg?cb=1421383024 

     Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: «Двое белых лебедей - у каждого по пять детей?», «У двух матерей по пять сыновей и одно имя всем?», в пословицах: «Отбиться от рук», «Все дело в его руках», «Дать волю рукам», «Глаза боятся, а руки делают», «Руку не протянешь, так и ложку не достанешь»,  «Рука руку моет, а две руки — лицо», «Голова научит, руки сделают», « Не бывает скуки, коли заняты руки», « Не сиди сложа руки, так не будет и скуки», «С руками нигде не пропадешь».

     Что родители знают о детских пальчиках? То, что они необычайно трогательные, крошечные и нежные, с перевязочками. Поначалу пальчики все больше отдыхают, уютно «свернувшись» в кулачке. Позже начинается настоящее «наступление» на окружающий мир: они хватают мамин палец, погремушки, пеленки; сжимаются, чтобы пощупать свой «улов», и разжимаются в поисках новых объектов. Развиваясь и подрастая, пальчики становятся ловчее, настырнее и шаловливее. Они уже действуют осознанно и все чаще добиваются результата, приближаясь к заветной цели. Но что стоит за всеми этими действиями?

    В то время как вы умиляетесь «кульбитам» этих крохотных пальчиков, в голове у малыша происходит гигантская, кропотливая работа. Вам кажется, что ребенок просто забавляется со своими ручками, а он тем временем активно познает мир и... умнеет.

     Поэтому чем больше внимания вы уделяете кистям малыша (поглаживаете и разминаете пальчики, загибаете и разгибаете их), тем активнее у него развиваются мозг и речь. Выражение «Ум ребенка — на кончиках пальцев» принадлежит известному педагогу В.А.Сухомлинскому.  Это не просто красивые слова: это один из способов развития мелкой моторики, развития речи, в них содержится объяснение того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов. Только после всестороннего обследования предметов,  складывается целостное представление об их свойствах и качествах. Чем больше у малыша возможностей для самостоятельного исследования окружающих предметов, тем быстрее развивается его интеллект, ум, речь.

     Начало  развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов). Многие родители, слышали понятие «развитие мелкой моторики», но как её развивать и для чего это необходимо делать, знают далеко не все. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук.  
    Известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается Ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие (речи, внимания, мышления, воображения, зрительной и двигательной памяти).  Таким образом, ловкие, умелые пальчики – залог полноценного интеллектуального развития.

     Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Как же рука изучает, обследует предметы?

  • Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности и тд.
  • Постукивание дает возможность получить информацию о свойствах материалов.
  • Взятие в руки помогает обнаруживать многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхностей, формы и тд.
  • Надавливание дает возможность определить, мягкий предмет или твердый, из какого материала сделан.
  • Общупывание (обхват, потирание, круговые и мнущие движения) мелких и сыпучих предметов (например, зерна, крупы, соли) учит ребенка ощущать прикосновение ладони или пальцев.

     Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления. Для того, чтобы малышу не было скучно просто выполнять упражнения, их можно разнообразить интересными и забавными играми. При подборе игровых упражнений следует использовать такие принципы: - игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях; - постепенное усложнение выполнения пальчиковых фигур от простого до разыгрывания сценок, сказок, построения фигур с помощью кистей пальцев рук. Для развития мелкой моторики рук существуют уникальные тренажеры. Их назначение многоплановое и многоцелевое. Развивая мышцы рук, мы не только готовим руку ребенка к письму и рисованию, но и к самообслуживанию (застегиванию пуговиц, завязыванию шнурков), одновременно стимулируем речевую активность, а значит, развиваем интеллектуальные способности ребенка.

     Чтобы пальцы были гибкими, мы с детьми рассказываем потешкии или играем в пальчиковые игры со словами: «Сорока-ворона кашу варила…» или «Этот палец - дедушка, этот палец - бабушка…», а можно рассказать целую сказку, например: «Колобок».

     Тонкие дифференцированные движения рук формируются и совершенствуются в работе с бумагой, тканью, пластилином, мозаикой. Полезны ежедневные упражнения для пальцев и кистей рук: сжимать руку в кулак и разжимать, показывать пальцы по одному. Такие занятия совершенствуют моторику рук, укрепляют мышцы пальцев и кистей, тонкие мелкие движения становятся более точными, быстрыми и ловкими.

Виды пальчиковой гимнастики.

  • Игры с резиночками, направленные на повышение упругости ручной мускулатуры.
  • Игры с кубиками, веревочкой, шнурками, горохом, карандашом, обеспечивающие хорошую тренировку пальцев.
  • Игры с разноцветными прищепками, стимулирующие созревание клеток коры головного мозга путем механического сдавливания подушек пальцев. Из прищепок также можно сделать какой-либо предмет (стол, стул и др.), что способствует развитию фантазии, воображения.
  • Игры с разноцветными крышками от пластмассовых бутылок. Выкладывая из них красочные предметы, узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение.
  • Игры со спичками (без головок), палочками, заключающиеся в выкладывании геометрических форм, цифр, букв, изображений предметов. Такой прием способствует формированию действий пальчиков с мелкими деталями, учит распределять предметы на листе бумаги в определенном порядке, развивает логическое мышление, фантазию.

     В процессе совместной деятельности речь детей активизируется, т.е. они проговаривают последовательность своей работы. Существует немало других материалов для работы.

  • Бумага, бумажные полоски, которые можно сминать, сгибать, рвать на части. Этот способ увлекателен и доступен для детей среднего возраста. Ребенок не только узнаёт свойства различных видов бумаги, но и согласовывает свои действия и усилия, что положительно сказывается на развитии моторных функций руки.
  • Бросовый материал (коробки и баночки разных размеров) словно приобретают вторую жизнь в детских руках, предоставляя широкий простор для творчества и конструирования.
  • Тонкая медная проволока в пластмассовой изоляции применяется для развития пальчиковой моторики. Возможности этого материала неограниченны: его можно скручивать, сгибать, ломать, мять и распрямлять. Такие игры ведут детей к новым открытиям, фантазиям.
  • Шариковая ручка используется в подготовительной к школе группе для чеканки. Этот вид ручной деятельности очень актуален, поскольку помогает научить ребенка соразмерять свои усилия, овладеть навыками легкого прикосновения карандаша к бумаге и скользить по ней. Еще одна важная форма работы - графические упражнения, к которым относятся «Веселые прописи», «Игры и занятия с клеточками». Они способствуют лучшей ориентации в условиях двухмерного пространства листа бумаги, готовят руку ребенка к обучению письму, развивают аккуратность, графические умения, глазомер.
  • Рисование. Особое внимание обращается на раскрашивание и штриховку рисунков, которые тренируют руку ребенка, помогают почувствовать границы фигуры.
  • Плетение, бусинки, узлы- нанизывание бусинок, вязание узлов и заплетание косичек помогают маленьким пальчикам приобретать сноровку. Игра с шерстяной пряжей и нитками развивает тактильное восприятие – чувствительность внутренней стороны ладони и особенно подушечек пальцев.    
  • Аппликация - занятие аппликацией  развивает мелкую моторику, совершенствует и координирует движения рук,  дети учат цвета, геометрические формы, законы симметрии. Кроме того, им очень нравится  наклеивая различные фигуры, получать красивые картинки, которыми потом так гордятся их родители.
  • Лепка – укрепляет мышцы.  Пластилин или пластик обучает детские ручки десяткам движений. Его можно скатывать, сжимать, мять, придавать ему разную форму. Лепка помогает снимать мышечное напряжение. Так же действует на ладошки замешивание и раскатывание теста и лепка пирожков вместе с мамой.

Создание игровой мотивации и сюрпризные моменты делают занятия более увлекательными, эмоциональными и способствуют развитию мышления, представлений, инициативы и творчества. Опыт работы показывает, что планомерная работа по развитию моторики рук в детском саду и семье способствует: - получению углубленных знаний о качестве и возможностях различных материалов; - закреплению положительных эмоций; - возникновению желания трудиться и овладевать особенностями мастерства; - развитию речи, воображения, фантазии, смекалки; - подготовке ребенка к последующему обучению в школе. У детей снижается утомляемость, повышается работоспособность, активизируются мыслительные, психические процессы. Дети становятся более открытыми, раскрепощенными, активными, добрыми и отзывчивыми, уверенными в своих силах и возможностях. У них повышается коммуникабельность, они учатся общаться, дружить, работать в коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самомассаж по активизации речи, развитию мелкой моторики пальцев рук и повышению иммунитета с использованием грецкого ореха.

Исследования многих отечественных ученых (В.М.Бехтерова, Н.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствует не тольк...

Консультация для педагогов «Стимуляция речевого развития детей с помощью целенаправленной работы по развитию мелкой моторики пальцев рук»

В последнее время все чаще встречаются дети с нарушением в звукопроизношении. Одной из частых причин является неумение владеть своим артикуляционным аппаратом. Установлено, что уровень развития р...

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с отставанием в развитии.

Описание опыта работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей с отставанием в развитии...

«Игры с пластиковыми крышками и развитие мелкой моторики пальцев рук, а так же развитие творческих способностей дошкольников»

 На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.   Дети с плохо развитой ручной моторик...

Семинар-практикум "Речь на кончиках пальцев (Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания)"

         Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у де­тей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостат...