Учебно-методическое пособие для развития культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему

Красавина Светлана Юрьевна

Данные методические рекомендации предназначены для родителей, имеющих детей раннего возраста, воспитателей дошкольных учреждений.

Методические рекомендации направлены на расширение представления родителей о возможности использования дидактичских игр с куклой для развития культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическое пособие18.1 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно – методическое пособие:

Использование дидактических игр с куклой

для развития культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста.

Красавина Светлана Юрьевна

Воспитатель МДОУ № 15

Г. Тейково

 

Пояснительная записка.

Методические рекомендации предназначены для родителей, имеющих детей раннего возраста, воспитателей дошкольных учреждений.

Данные методические рекомендации направлены на расширение представления родителей о возможности использования дидактических игр с куклой для развития культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет.

В основу использования дидактических игр положена система предложенная педагогами С.Л.Новоселовой, А.К.Бондаренко, С.В. Петериной, а также исследования Е.И.Тихеевой и методические рекомендации по использованию дидактических игр с куклой в развитии речи.

Введение.

Проводя  дидактические игры, взрослый должен выполнить последовательную цепочку действий:

- подбор и подготовка пособий для каждой игры;

- использование сюрпризного или игрового момента в каждой игре (например: кукла Аня пришла в гости к детям; чтение стихотворения или потешки, загадки и т.п.)

- постановка игровой задачи перед ребенком в доступной форме (например: помочь вымыть куклам руки, научить куклу Степу одеваться на прогулку и т.п.)

- показ игровых действий, в процессе которых взрослый учит ребенка правильно их выполнять;

- совместное проигрывание взрослого с ребенком игровых действий для выполнения игровой задачи (на начальном этапе);

- сопровождение ребенком выполняемых действий речью в течение всей игры.

Примеры дидактических игр с куклой:

Дидактическая игра «Наш малыш»

Цель игры: Закреплять умение детей правильно держать ложку, кормить «малыша» кашей, вытирать рот салфеткой.

Формировать доброе отношение к младшим детям.

Активизировать словарь: ложка, салфетка, скатерть, каша, кастрюля.

Оснащение: кукла – «малыш», кукольная посуда.

Ход игры: Взрослый показывает куклу-малыша и знакомит его с детьми. Подносит куклу к своему уху и «слушает то, что он скажет». Говорит детям, что малыш хочет есть. Читает стихотворение З.Александровой:

На плите сварилась каша.

Где большая ложка наша?

Я тебе перед едой

Руки вымою водой,

Повяжу тебе салфетку –

Ешь котлетку, ешь конфетку,

Молоко свое допей,

И пойдем гулять скорей.

Взрослый предлагает детям покормить куклу кашей, которая стоит в кастрюле на столе. Взрослый накладывает кашу в тарелку и просит покормить ею куклу. Следит за тем, чтобы ребенок правильно держал ложку, не торопился, довел начатое до конца. По окончании игры хвалит детей. Обращает внимание на то, как аккуратно ела кукла.

«Угостим кукол чаем»

Цель игры: Учить детей пользоваться чашкой, ложкой, говорить «спасибо». Учить совершать цепочку последовательных действий.

Активизировать словарь: чай, чашка, чайная ложка, салфетка, скатерть, блюдце.

Оснащение: куклы, кукольная чайная посуда, салфетки.

Ход игры:

В гости к детям приходят куклы. Здороваются с детьми. Воспитатель предлагает детям угостить кукол чаем. Спрашивает у детей, что для этого нужно. Дети называют. Воспитатель достает посуду, просит детей помочь ему накрыть стол, задает вопросы:

- Что нужно сделать сначала? (постелить скатерть). Что потом? (поставить блюдца, чашки, положить ложки, салфетки)

- А для чего нужны салфетки? (Чтобы вытереть губы после еды).

Дети расставляют посуду для своих кукол. Воспитатель «наливает чай», дети угощают своих кукол, вытирают им губы салфеткой. Куклы благодарят детей. Воспитатель хвалит детей:

- Молодцы, ребята, накрыли на стол, угостили кукол чаем. Куклы говорят вам «спасибо».

«Помоем руки Глаше»

Цель игры: Учить детей мыть руки, выполняя последовательную цепочку действий.

Побуждать к речевому сопровождению действий.

Активизировать словарь: мыло, полотенце, вода, течет, мыться.

Материалы: тазики, полотенца, мыло, куклы для детей и взрослого.

Ход игры:

В гости к детям приходит кукла Глаша. Здоровается с детьми. Воспитатель обращает внимание детей на то, что у куклы грязные руки. Читает отрывок из стихотворения А.Барто:

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

Черные ладошки,

На локтях – дорожки.

- Посмотрите, ребята, какие у Глаши грязные руки. Что же нам делать? Дети предлагают помыть кукле руки. Рассматривают необходимые предметы и с помощью взрослого называют их: таз, мыло, полотенце.

Воспитатель задает вопросы о каждом предмете, о его назначении, показывает последовательную цепочку действий: подвернуть рукава, намочить в тазике руки кукле и мыло, затем намылить руки, после чего сполоснуть мыло в воде, положить в мыльницу и сполоснуть руки кукле, затем вытереть полотенцем.

При этом читает стихотворение:

Хлюп- хлюп ручками,

Полон мыла таз.

Ты не трогай, Глашенька,

Мыльной ручкой глаз.

А водичка булькает,

А водичка пенится.

Глашенька помоется.

Причешется, оденется.

Затем воспитатель предлагает детям вымыть руки куклам. Раздает необходимые для этого предметы, задает наводящие вопросы (Что это? Для чего? И т.д.) Дети действуют, воспитате6ль при необходимости окказывает индивидуальную помощь. В конце игры воспитатель хвалит всех детей. Обращает внимание детей на необходимость мытья рук. Куклы благодарят детей и уходят.

«Научим Степу одеваться на прогулку».

Цель игры: Учить детей соблюдать последовательность при одевании.

Активизировать словарь: носки, рейтузы, свитер, сапоги, шапка, пальто.

Оснащение: кукла – мальчик, предметы одежды.

Ход игры:

Раздается стук в дверь. Воспитатель говорит: «Дети, послушайте, кто-то стучит в дверь».

В гости к детям приходит кукла Степа. Дети здороваются с ним. Степа приносит одежду.

- Я собираюсь гулять, но не знаю, что надеть сначала, что потом.

Воспитатель: - Не расстраивайся Степа, ребята помогут тебе научиться одеваться правильно. Выкладывает перед детьми набор одежды, усаживает Степу.

- Что это? – показывает по одному предмету одежды. Дети называют по очереди каждый предмет одежды.

- Правильно. Молодцы! Степа, сначала надо надеть носки (вызывает одного ребенка, который показывает, как надо надевать).

Воспитатель хвалит ребенка, спрашивает: -«А что же дальше надеть?» - Дети отвечают.

- Правильно, рейтузы (вызывает другого ребенка, который одевает Степе рейтузы) Хвалит его.

Так последовательно дети одевают Степу.

Воспитатель при необходимости помогает и хвалит детей.

- Молодцы! Запомнил Степа как надо одеваться? А вы, ребята запомнили?

Показывает алгоритм одевания, вместе с детьми прикрепляет его в раздевальной комнате.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (2-3 года).

Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой форм...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Материал поможет родителям и воспитателям в кратчайшие сроки подготовить малышей к освоению культурно гигиенических навыков....

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Материал поможет родителям и педагогам в игровой форме подготовить малышей к освоению культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. В статье описаны методы развития моторики рук ребёнка,...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Игра, как ведущая деятельность, способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Игра - основная форма образовательной деятельности в условиях реализац...

Презентация "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС"

Развитие  социально- коммуникативных  навыков  у детей раннего возраста  происходит в процессе игровой деятельности. Именно  в игре   ребенок  отражает...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙДЛЯ  РАЗВИТИЯ  СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ  НАВЫКОВДЛЯ  ДЕТЕЙ  РАННЕГО  ВОЗРАСТА...

Описание опыта работы Тема: "Развитие коммуникативно-речевых навыков у детей раннего возраста посредством театрализовано-игровой деятельности"

Описание опыта работы воспитателя первой квалификационной категории МБДОУ – детский сад №5 п.г.т. Погар Беспалько Оксаны Михайловны Тема: «Развитие коммуникативно-речевых навыков...