статья для родителей "Любить, воспитывать или развивать..."
статья на тему

Голубицкая Дарья Игоревна

Статья для родителей.

В ней отражён взгляд на современное отношение к развитию ребёнка с пелёнок, на внутренние смыслы, побуждающие нас пересмотреть исторически сложившейся взгляд на детство.

Автор попытался через наблюдение частичной педагогической истории высказать свою точку зрения по этому поводу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyubit_vospityvat_ili_razvivat.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Любить, воспитывать или развивать.

Именно так я назвала эту статью, потому что очень захотелось разобраться, что есть что, что необходимо ребёнку, без чего он не станет полноценным и счастливым. В этой статье нет правильных и неправильных ответов. Мой читатель, скорее человек, любящий самостоятельно думать и принимать решения.

Невозможно говорить о таких важных понятиях не обратившись немного к истории воспитания и взращивания ребёнка. И вот что мы узнаём из книги Марии Монтессори: « …младенца туго пеленали, чтобы выпрямить его ножки, ему подрезали уздечку языка, чтобы он смог заговорить.  Ребёнок постоянно находился в чепчике, чтобы ушки росли прижатыми к голове. Заботливые мамы часами колдовали над приплюснутым носиком ребёнка, чтобы сделать его прямым и красивым.  С первых дней жизни, когда нервная система младенца  ещё не достаточно развита и ребёнок не может координировать свои движения, родители каждый день тратили своё время на то, чтобы «научить его ходить». Они поддерживали тело младенца  в вертикальном положении и, глядя на беспорядочное движение ножек, убеждали себя, что готовят ребёнка к ходьбе…далее ребёнок, не умея держать равновесия, попадал в ходунки, а некоторые мамы помещали детей в особые, расширяющиеся к низу корзинки на колёсах…».

Прошло немного времени, и мы осознали, что в природе детей так же, как и в природе полевого цветка, есть свои внутренние законы, свои стадии развития, что придёт время и ребёнок начнёт переворачиваться, ползать и ходить тогда, когда сам к этому будет готов. Ромашка распускается самостоятельно и не задумывается, когда и как раскрыть свой лепесток.

Нечто подобное происходит и с внутренней жизнью малыша.  

Мы постоянно озабочены: как развить мышление, воображение и память, как сформировать устойчивый и гибкий характер, который позволит ему всего добиться в жизни с одной стороны, но и поможет идти на компромиссы, слышать и понимать других с другой.

И в этой суматохе и переживаниях мы порой забываем, что и в этом тоже нам уже помогла природа. Ребёнок не рождается дегенератом или идиотом, в каждом уже заложено зерно культуры нашей страны, нашей нации, наконец, в нём «течёт кровь предков, праотцев» и целый род из поколения в поколения создавал его, сегодняшнего малыша. Малыша, в котором и отразиться в полной мере особенности и черты определённого характера, ума и чувств.

Очень сложно отпустить эти вожжи контроля и управления, очень не просто осознать, что многое уже просто есть в ребёнке и суметь настроиться на внутренний, постоянный диалог с этой природой, где-то вкладывая самому, где-то принимая.

И вся история педагогики и психологии иногда очень похожа на море или океан, с его приливами и отливами, то постоянно желая что-то изменить и делая перевороты в науке, то вновь прислушиваясь к истокам, к природе и затихая, усмиряясь. Так мы постоянно ищем то состояние гармонии, в котором есть развитие, устремлённость в будущее и периоды осмысления и принятия накопленного опыта и знаний.

Вот уже не первое десятилетие среда воспитания ребёнка наполнена идеями «воспитания свободой» с принципом «не мешать естественному развитию». Предлагаю для начала разобраться с понятиями: что есть развитие, а что есть – воспитание.

В педагогической науке понятие Развитие  - это процесс последовательных, необратимых внешних и внутренних изменений, характеризующих переход от низших уровней к высшим; цель и результат воспитания.

Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку ее к трудовой и общественной деятельности.

Понятие “воспитание" в узком значении тождественно понятию “воспитательная работа”, в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы, физические качества человека. (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/dashina2/02.php).

Как видно, эти два понятия идут рука об руку, неразрывно. И очень сложно представить себе воспитание без развития.

Но в, тоже время, они не тождественны понятию обучение. Поэтому, с самого начала, решая воспитывать и развивать ребёнка, не стоит уходить в академическое обучение и усиленно растить «маленького гения». Такие действия противоречат законам природы и пагубно могут отразиться на его психике.

Такие же противоречия были в период отделения ребёнка от матери, когда царило мнение о вреде грудного вскармливания, совместного сна, когда надо было как можно раньше вернуть рабочую единицу обратно в систему. Поэтому часто случалось так, что женщине было некогда осознать себя в новой роли, стать матерью, ощутить эту тонкую взаимосвязь с малышом.

 И, на мой взгляд, появление всевозможных методик раннего развития ребёнка – попытка заново восстановить эти взаимоотношения матери и ребёнка, так же пытаясь вернуть и отца в этот многогранный воспитательный процесс.

Но когда на протяжении не одного поколения из генетической памяти усиленно стирался весь процесс воспитания в семье, с его традициями, определённой структурой и своевременными этапами становления и развития, стало совершенно необходимо появление разных направлений и авторских школ развития ребёнка «с пелёнок». Они и сегодня помогают родителям плодотворно, творчески, разнообразно взаимодействовать с ребёнком, постоянно находясь с ним в диалоге.

С самого рождения или ещё в пренатальный период погрузить ребёнка в атмосферу своей любви, принятия и понимания, в атмосферу той субъкультуры, которая понятна, близка, интересна его родителям.

Известный гуманный педагог Ш.А. Амоношвили говорит о врождённой страсти к взрослению, к развитию, к знаниям.  Монтессори  -  о врождённой способности «впитывать в себя окружающую культуру». Способность дышать – у нас такая же врожденная, но если не дать возможность лёгким расправиться и воздуху свободно проходить через дыхательные пути, человек не сможет жить. Так же человек не сможет жить полноценно, если с самого рождения не питать эти врождённые качества ребёнка, уникальные по своему роду.

Если мы разберём слово воспитание так, как предлагает профессор, доктор психологических наук, Шалва Александрович Амоношвили, в – ось – питание, то мы и получим саму суть, которая кроется в самом слове: питание той внутренней, духовной оси или внутреннего стержня, основы каждого человека. И это понятие мне гораздо ближе и понятнее, не только как специалисту, но и как маме, чем определение, взятое из педагогического словаря. Оно гораздо теплее, живее что ли и от того его принять легче.

Но чем напитывать эту внутреннюю сущность?

Любовь воспитывается любовью.

Если с самого начала не пробудить любовь в человеке, то он так же быстро засохнет, как и дерево без дождя.

Кто ещё, как не родная мама сможет сказать, как сильно она любит своё чадо. Но «мы ждём предзнаменований, хотим предугадать, оградить, тревожное ожидание того, что будет, усиливает пренебрежение к тому, что есть. Мы пестуем, заслоняем от бед, кормим и обучаем. Ребёнок получает всё без забот; чем он был бы без нас, которым всем обязан?

Исключительно и единственно и всё – мы.

Зная путь к успеху, мы указываем и советуем. Развиваем достоинства, подавляем недостатки. Направляем, поправляем. Он – ничто, мы – всё. Мы распоряжаемся и требуем послушания,…мы поручаем и проверяем выполнение по нашему хотению и разумению – наши дети – наша собственность – руки прочь!» Эти слова принадлежат великому педагогу  прошлого века – Янушу Корчаку, тому, кто совершил великий подвиг любви, рассказывая сказки своим детям из Дома сирот до последнего своего вздоха, идя вместе с ними «дорогой на небо», - так гитлеровцы издевательски называли путь к газовым камерам.

Другой яркий пример сердечного подвига – Василия Александровича Сухомлинского, великого педагога, реформатора. Его семью, жену и ребёнка зверски убили фашисты, гестаповец лично рассказывал ужасные этапы пыток его жены и младенца. Конечно, сегодня в каждой семье есть свой герой и своя история той ужасной войны с фашизмом. Сухомлинский сам потом описывает этот период в своих дневниках: как медленно вскипал гнев, как сразу захотелось также расправиться и с этим фашистом, сотворившим такое с семьёй и как пришло осознание своего пути, как вместо ненависти и злости в сердце навеки зародилась вечная любовь к детям. Достаточно зорко прочесть его статью «Сердце отдаю детям», чтобы сразу полюбить всей своей сущностью и принять взгляд великого педагога на детей, на своё предназначенье перед ними.

Вот как он писал: «Возлюби ребёнка. Возлюби его сильнее, чем самого себя.  Уверуй, что ребёнок чище, лучше, честнее, талантливее тебя.  Всего себя отдавай детям и только тогда  ты сможешь именоваться Учителем», - отчего бы нам не заменить последнее слово на родителей и тогда как-то по-особенному чувствуешь свою ответственность и назначение.

Сегодня невозможно держаться только своим опытом, чтобы воспитывать и любить своих детей. Для этого нужны верные друзья, сердечные, добрые, готовые в любую минуту прийти на помощь. Такими друзьями для нас готовы стать они, бессмертные, великие педагоги, учителя всего человечества, меняющие ход педагогической истории, как светляки, освещающие путь каждому, кто в них нуждается: Януш Корчак, В.А. Сухомлинский, С.Л. Соловейчик, П.П. Блонский…

«Любовь и совесть правят миром», - писал Симон Соловейчик, но достаточно ли мы сами честны и совестливы, достаточно ли мы сами добры, достаточно ли в нас самих «правды, согретой любовью»?

 Дети вырастают лишь похожими на нас и редко, когда на своего учителя или любимого писателя, поэтому и я хочу задать робкий вопрос нам самим: а может уже пора воспитывать себя и делать это в первую очередь? Ведь это так уже понятно нам с вами, выросшими где-то во времена перестройки и  распада союза, что это был не только политико-экономический кризис, просто снова наступил кризис любви и совести в людях.

Теперь мы воспитываем детей, пытаясь делать это осознанно, выбирая нужную методику  (Монтессори, Никитины, Лупан, Тюленев, Зайцев, Тропп), пытаясь вырастить из них билингвистов или полилингвистов, пользуясь естественным пеленанием или же выбирая подгузники, кормя грудью до 3-6 лет или только до года, каждое утро начиная с массажа, учим переворачиваться и ползать, поем песенки, колыбельные, вместе читаем книжки, помогаем ему развиваться, выбираем различные клубы для их более интенсивного развития или  для постоянного общения с другими детишками и другими мамами.  И всё это верно и правильно, такая помощь и участие необходимы нашему ребёнку,  но достаточно ли мы питаем их своей любовью, можем ли мы сами создать для них это пространство любви, понимания, уважения и как мы относимся друг к другу?

В процессе взращивания ребёнка постоянно встают вопросы, на которые очень часто нет однозначных ответов, ведь в каждом человеке всё так тонко и плотно сплетено одно с другим, что действительно не знаешь, «как слово наше отзовётся».

Я сама работаю с детьми около десяти лет, у меня растёт пятилетняя дочь и часто хочется рядом иметь мудреца, который бы  иной раз подсказывал,  как поступить в сложившейся ситуации.

 как часто я сама совершаю эти педагогические ошибки, за которые потом и стыдно и досадно, но всегда остаётся у меня надежда, что пока я честно перед самой собой ищу эти педагогические ходы и ответы, есть смысл жить этим призванием и быть близкой своему ребёнку, другим детям, их родителям, самой себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитываем, радуем, развиваем. Значение пальчиковых игр для развития речи ребенка»

Благодаря пальчиковым  играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения м...

Журнал для родителей "Воспитываем и развиваем сказками"

Издавна родители воспитывали своих детей с помощью сказок. «Сказка на ночь» стала своеобразным неотъемлемым ритуалом для каждого малыша. С одной стороны - это возможность еще раз услышать ...

Консультация для воспитателей "Воспитываем, радуем, развиваем. Значение пальчиковых игр в развитие речи"

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику.Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорны...

Консультация для родителей на тему: «Как воспитывать и развивать творческие способности дошкольников»

Консультация для родителей на тему:«Как воспитывать и развивать творческие способности дошкольников»Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступ...

Консультация "Воспитываем и развиваем вместе!"

Рекомендации для родителей дошкольников при ознакомлении с окружающим....

Воспитываем мужчину: с какого возраста и каким образом начать развивать в сыне «мужские качества»? Статьи / Психологическое просвещение Воспитываем мужчину с какого возраста и каким образом начать развивать в сыне мужские качества Когда в семье появляетс

Когда в семье появляется мальчик, то папа ждёт, что из него вырастет друг и соратник, а мама надеется видеть в сыне помощника и защитника.Но как воспитать из маленького человека настоящего мужчину?...