Консультация "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"
консультация (старшая группа) на тему

Лухтан Вера Владимировна

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_femp.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

                                      ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА ЛИЦЕЙ № 1420»

 

                                           Консультация на тему:

                                « Формирование элементарных математических

                                   представлений у детей дошкольного возраста».

                                                                Консультацию подготовил воспитатель: Лухтан В.В.

                                                                г. Москва, 2013-2014 у.г.

    Обучению дошкольников основам математики отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с 6 лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышенное внимание к компьютерам и компьютерным играм

    Работа по усвоению и накапливанию математических  знаний в каждой возрастной группе состоит из 5-ти разделов:

1). Количество и счет;

2). Величина;

3). Знакомство с геометрическими фигурами;

4). Ориентировка в пространстве;

5). Ориентировка во времени.

   Начиная со 2-й младшей группы (дети 3-4-х лет), детей учат выделять величину предмета и определять ее словом (длинный – короткий, большой – маленький и т.д.), сравнивать величину, пользуясь приемами наложения и приложения, результаты сравнения определять словами: выше – ниже, больше – меньше, раскладывать предметы по возрастающей и убывающей величине, группировать предметы по величине.  Детей учат пространственные и количественные отношения отражать с помощью слов (один – много – ни одного). В этом возрасте знакомят с кругом, квадратом, треугольником, учат находить эти геометрические фигуры в окружающей обстановке. Детей учат определять пространственное направление от себя и обозначать направление словам: впереди, сзади, вверху, внизу, слева, справа. Также знакомят с частями суток: утро, день, вечер, ночь и временами года.

Внимание у детей 3-4 лет непроизвольное, неустойчивое, поэтому на занятиях широко используются игровые приемы и дидактические игры. Они организуются так, чтобы по возможности в игре участвовал все дети. Можно использовать такие игры и упражнения: «Один – много», «Длинный - короткий», «Найди квадрат, круг, треугольник», «Большой – маленький», «Когда это бывает?», «На что похоже?», «Найди игрушку».

  В средней группе работа по Ф.Э.М.П. продолжается. Детей знакомят с цифрами 1 – 5. Учат считать и отсчитывать предметы правой рукой слева направо, понимать количественное и порядковое значение числа, сравнивать величину предметов с помощью «мерки», понимать независимость величины предмета от других признаков: цвета, пространственного расположения, раскладывать и группировать предметы по величине. К знакомым геометрическим фигурам добавляется прямоугольник. Детей знакомят с объемными геометрическими формами: шар, куб. Продолжают работу по ориентировке в пространстве, различение правой и левой руки. В работе по ориентировке во времени закрепляются знания частей суток и времена года.

Детей средней группы начинают учит решать логические задачи, выкладывать предметы, используя счетные палочки. В этой группе можно использовать такие дидактические игры и упражнения: «Далеко – близко», « Что у человека по два, по одному», «Небылицы», «Найди фигуру», «Числовое лото», «Найди отличия».

  В старшей группе у детей совершенствуется понятие о числе. Детей учат понимать отношения между числами (5 меньше 6 на 1, 8 больше 7 на 1), знакомят с цифрами от 0 до 9, с составом числа из двух меньших (до 5).Учат считать в прямом и обратном порядке, упражняют в счете на ощупь. Знакомят со знаками «равенства» и «неравенства». К геометрическим фигурам добавляется овал. Детям даются представления о четырехугольнике, из чего состоит данная фигура (углы, стороны). Учат анализировать и сравнивать предметы по форме. Закрепляют знания объемных форм, добавляется новая форма: конус. Находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы. При ориентировке в пространстве детей учат понимать смысл пространственных отношений, закрепляют умения детей двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, в соответствии со знаками – указателями направления, определять свое местонахождение среди окружающих людей.  Закрепляют умения детей ориентироваться на листе бумаги, обозначая словами местоположение предмета. В работе по ориентировке во времени детям дают представления о сутках, учат устанавливать последовательность событий ( вчера – сегодня – завтра).

    В этом возрасте можно использовать такие дидактические игры и упражнения: «Что изменилось?», «Найди ошибку», «Чудесный мешочек», «Считай дальше», « Считай – не ошибись», «Кто быстрее назовет», «Когда это бывает?», «На что похоже?».

   В подготовительной группе детей знакомят со счетом в пределах 20, с составом чисел в пределах 10. Дети осваивают выполнение арифметических действий (сложение и вычитание), знакомятся со знаками «+», «-«, «=». Учатся составлять и решать арифметические задачи. Детей знакомят с монетами. В разделе «Геометрические фигуры» детей знакомят с новыми геометрическими фигурами: трапецией, различные многоугольники. Дети учатся преобразовывать одни фигуры в другие путем складывания бумаги, разрезания, выкладывания из счетных палочек, из треугольников и т.д. Знакомят детей с прямой, отрезком, учат пользоваться линейкой. Учат детей делить предметы на 4 части, определять, что часть меньше целого. В разделе «Пространственные отношения» у детей формируют умения различать пространство между предметами, правильно называть их, умение ориентироваться на плоскости, на листе бумаги в клетку.. Детей знакомят с картой, планом, схемой маршрутом. Формируют умения определять время по часам, знакомят с названиями месяцев.

  Детям предлагаются логические игры, задачи, учат решать простые ребусы. Эти игры направлены на развитие мышления. Для преобразования фигур, разного вида моделирования подходят игры типа «Танграм», «Колумбово яйцо». В этих играх составляется фигура-силуэт. В играх «Кубики для всех», «Собери призму» дети составляют объемную форму. Очень любят дети данного возраста различные головоломки типа «Змейки», «Пятнашки», «Лабиринты».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...

Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Большое значение в умственном воспитании детей имеет формирование элементарных математических представлений.Цель программы по формированию элементарных математических представлений у дошколь...

Презентация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"

Презентация "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"...

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении

Согласно ФГОС ДО детский сад является первой образовательной ступенью и выполняет важную функцию подготовки ребёнка к школе. Одной из главных и актуальных задач стоящих перед детским садом является ра...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста) «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» (возраст детей от 5 - 6 лет)

Главным достоинством данного кружка является способ подачи материала. Используемые методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций сп...