Консультация для родителей "Формирование читательской культуры в семье. Организация чтения дома"
консультация (старшая группа) на тему

Меладзе Ольга Владимировна

Вы знаете, что ваш ребенок может получить информацию через телевизор, компьютер, радио, беседуя со сверстниками и т.д. А главным доступным источником информации, которая нравственно и духовно обогащает человека, была, есть и должна быть книга.

Какую книгу выбрать в магазине? Как преподнести её ребёнку, чтобы маленькому читателю стало интересно открыть и рассмотреть иллюстрации? Как и что читать детям? Этими вопросами задаются многие родители. Попытаемся ответить на эти и многие другие из них в данной консультации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx16.26 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Формирование читательской культуры в семье.

Организация чтения дома"

Известный психолог Леонтьев сказал, что происходит "обнищание души при обогащении информации". Вы знаете, что ваш ребенок может получить информацию через телевизор, компьютеры, радио, беседуя со сверстниками и т.д. А главным доступным источником информации, которая нравственно и духовно обогащает человека, была, есть и должна быть КНИГА.

Лучшие детские книги, представляя собой, высокие образцы художественного слова - прозы и поэзии, воспитывают у детей чувство прекрасного и делают их жизнь полнее, интереснее. Родители читают малышу книжки не только для того, чтобы порадовать, позабавить его. Детские книжки с малых лет внушают ребёнку добрые чувства и благородные мысли, побуждают к хорошим поступкам, т.е. способствуют нравственному становлению.

Честность, готовность бороться за правду, совестливость, уважение к людям и к себе, любовь к знаниям и труду, ответственность, чувство долга перед семьёй, отцом, матерью, перед Родиной ненавязчиво входят в сознание ребенка через соприкосновение с хорошей книгой.

Все знают, что дети не выносят назидательности, и даже возникло мнение, будто мораль всегда скучна ребенку. Иначе считал великий знаток человеческого сердца Л.Н.Толстой: "Я не согласен, чтобы дети не любили мораль; они любят мораль, но только умную, а не глупую".

Однако не следует прямолинейно понимать воздействие книги на ребенка и всюду и немедленно извлекать строгую мораль и практический смысл. Вопрос сложнее и тоньше: читая художественные произведения, ребенок накапливает в своей душе яркие представления о том, что такое хорошо и что такое плохо.

В семейном воспитании иногда встречаешься с такой крайностью: некоторые родители полагают, будто гражданское воспитание и вообще воспитание - дело в основном детского сада и школы. Между тем по силе воздействия ничто не сравнится с правдивым и авторитетным словом отца и матери. На всю жизнь запомнится, что дома самые добрые и близкие люди научили любить Родину, уважать и ценить людей.

Дорога книги к сердцу ребенка начинается с родительского слова, которое даёт возможность малышу осознать красоту родного языка. Два источника - речь и чтение - еще в дошкольном возрасте позволяют осуществлять эмоционально - эстетическую подготовку ребенка к самостоятельному чтению на родном языке.

В педагогической поэме современности "Сердце отдаю детям" В.И. Сухомлинский писал: "Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое".

Чувства и мысли, усвоенные в детстве, глубоко западают в душу. Идейное развитие, полученное в эти годы, закладывает основы убеждений, и, становятся ориентиром на всю жизнь. Недостатки идейного воспитания в младшем возрасте не всегда удается восполнить в последующие годы, а это опасно: в юности человек неизбежно сталкивается со сложностями и противоречиями реального мира.

Высокие примеры из книги должны подкрепляться жизнью. Ребёнку надо знать, что его родители - глубоко порядочные в своих мыслях и поступках люди. Также родители должны помогать в выборе книг. Детская литература - великая сила, но каждому ясно, что беспорядочное, поверхностное чтение не приносит пользы и что надо руководить детским чтением. Что значит руководить детским чтением? Это значит постоянно вызывать у ребёнка интерес к книгам, следить за их выбором, помогать понимать услышанное и прочитанное взрослыми, воспитывать культуру чтения.

Читая книги детям, учитывайте их интересы и склонности. Журналы: Я познаю мир. Что есть что? Ребята рано начинают проявлять самостоятельность в выборе книг. Уже трехгодовалые прося почитать, нередко указывают на определенную картинку. Ребенок растет, и это желание усиливается. Свобода выбора повышает интерес к книге, благотворно сказывается на восприятии произведений.

Задача педагогов и родителей: воспитать у ребенка культуру чтения. Это значит формировать у него сознательное отношение к книге и библиотеке, учить самостоятельно выбирать книги, вырабатывать навыки самостоятельной работы с книгой.

Культура чтения начинается с бережного отношения к книге. Не позволяйте малышу рвать, мять, пачкать книжку, брать её грязными руками. Нам нужно воспитывать внимательного и вдумчивого читателя. Для этого нужно использовать - громкое чтение. Малыши очень любят слушать стихи и сказки и без конца просят перечитать их, обычно запоминая весь текст наизусть.

О пользе громких чтений говорил ещё великий русский педагог К.Д.Ушинский "... необходимо приучать детей не только читать, но и слушать внимательно, а потом усваивать и передавать слышанное". Дети, которым мало читали с раннего детства, не умеют сосредоточенно слушать, поэтому им трудно в школе. Дети младшего возраста, слушая громкое чтение, лучше понимают и запоминают содержание книги.

Регулярные чтения вслух за общим столом были приняты во многих семьях в начале 20 века. Сегодня хорошая традиция семейных чтений стала ослабевать, потому что появилось телевидение, занимающее в досуге семьи большое место. Воспитательное и образовательное значение телевизионных передач бесспорно, но они - это уже всем ясно - не могут заменить книгу.

В семьях, где родители не руководят чтением детей и книга не в почёте, телевизор может принести вред чтению, а, следовательно, и развитию ребят. Многие современные дети слушают книги нетерпеливо, поверхностно. Привычка видеть художественные произведения только в режиссерской и актёрской трактовке лишает ребёнка радости общения с писателем, умения воспроизвести в своём воображении нарисованные им картины и наслаждаться поэтическим словом.

Наша с вами общая задача: формировать в детях читателей. Быть читателем совсем не просто. Ведь чтение - это не забава, это труд. Интересный, увлекательный, но труд. Чтобы ваш ребёнок был внимательным и вдумчивым слушателем и читателем необходимо ставить цель перед ним: эту интересную книжку расскажешь бабушке, дедушке, чтобы доставить им удовольствие. Главная деталь - пересказ!

Терпеливо и уважительно относитесь к детскому пересказу, ибо для ребенка это творчество, в процессе которого он вновь переживает восторг и вдохновение, воскрешая в своем воображении героев книги и события; пересказ развивает речь.

Книга, чтение не только были, но и остаются основными источниками интеллектуального развития и сильнейшим средством воспитания в семье. Поэтому, совместное чтение детей и взрослых, разговор о прочитанном и прочувствованном - благоприятнейшая почва для духовного сближения, породнения родителей и детей, основа их эмоционально насыщенного общения, залог взаимного уважения и роста родительского авторитета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для повышения читательской культуры детей дошкольного возраста и их родителей

Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению....

«Культурно-образовательные практики детского сада и библиотеки, как способ развития читательской культуры ребенка»

 Дошкольное образование сегодня претерпевает существенные изменения, которые в свою очередь обусловливают как позитивные тенденции его развития, так и сложные проблемы, связанные с...

Формирование читательской культуры дошкольников в соответствии с ФГОС

Формирование читательской культуры дошкольников в соответствии с ФГОС    Огромное влияние на детей оказывают детские книги. Ведь именно в детской литературе, они впервые познают тонкую ...

Формирование читательской культуры дошкольников в соответствии с ФГОС

Формирование читательской культуры дошкольников в соответствии с ФГОС    Огромное влияние на детей оказывают детские книги. Ведь именно в детской литературе, они впервые познают тонкую ...

Формирование читательской культуры дошкольников в соответствии с ФГОС Личный опыт

Формирование читательской культуры дошкольников в соответствии с ФГОСВо 2младшей группе:   1  Знакомство с книгой   2 Знакомство с книжным уголком в группе   3 Проек...

Проект «Формирование читательского интереса старших дошкольников через чтение и слушание сказок»

Проект «Формирование читательского интереса старших дошкольников через чтение и слушание сказок»...