Проект «Формирование читательского интереса старших дошкольников через чтение и слушание сказок»
проект по развитию речи (старшая группа)

Семенюк Людмила Викторовна

Проект

«Формирование читательского интереса старших дошкольников через чтение и слушание сказок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chtenie_i_slushanie_po_skazkam_2020.docx45.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Золушка»

Проект

«Формирование читательского интереса старших дошкольников через чтение и слушание сказок»

(Подготовительная группа №5)

Выполнила: воспитатель Л.В.Семенюк

г. Когалым  2020

1.Введение

«Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело».

К. Д. Ушинский

Сегодня весь мир стоит перед проблемой  как сохранить интерес к книге, к чтению. Аудио- и видеотехника, которая даёт готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором, которые дают готовые слуховые и зрительные образы, тем самым снижая интерес к книге. К тому же адекватное отношение к книге возможно лишь при условии ценности познания для человека. И как результат, дошкольники не любят слушать произведения, а школьники не хотят читать.

Проявление интереса дошкольников к книге – необходимое условие развития современного ребенка. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего детства.

Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте останется с ним навсегда. Тот, кто читает, много знает. Если ребенок понимает содержание прочитанного, значит, он думает, анализирует, рассуждает. От того как дети понимают содержание прочитанного, умеют бегло и выразительно читать, анализировать поступки героев, делать выводы, зависят их успехи в обучении.

Начав интересоваться книгой, ребенок попадет в совершенно другой мир – увлекательный, красочный, интересный, который подарит ему множество открытий и находок. Любовь к чтению и книге – это любовь на всю жизнь, поэтому очень важно поощрять первые успехи дошкольника в чтении, рассказе, стимулировать его интерес к слову и хорошим произведениям.

Самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чём не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая им необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы позволяют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.

Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за свое достоинство.

Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы.

Актуальность

Данный проект разработан в силу особой актуальности на сегодняшний день.

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное - развиваются всесторонне.

Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за свое достоинство.

Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно - следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Сказка - средство эмоционально - волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

Проблема

К сожалению, в настоящее время существует проблема – дети не любят слушать и читать художественную литературу, но они очень увлечены компьютерными технологиями.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе занимает одно из центральных мест в современной педагогике и психологии. В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное - развиваются всесторонне.

Новизна проекта

Установление  взаимодействия детей, родителей, работников библиотеки и педагогов в решении проблемы воспитания интереса к чтению у старших дошкольников.

2.Содержание проекта

Цель и задачи проекта

Тип проекта: познавательно – творческий, долгосрочный.

Участники проекта: дети  подготовительной  группы №5  д/с  «Золушка», воспитатели,  родители.

По длительности: сентябрь 2020 – апрель 2021 года, долгосрочный.

Цель проекта: Развивать устойчивый интерес к художественной литературе через чтение сказок, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.

 Задачи.

  • Развивать у детей умение слушать
  • Развивать у дошкольников познавательный интерес, мышление и воображение, обогащение эмоций детей через чтение сказок
  • Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, знать название сказки  и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки
  • Формировать у детей представление о русской народной и литературной  сказке через различные виды деятельности
  • Воспитывать интерес к сказкам
  • Сформировать желание быть похожими на положительных героев
  • Прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок
  • Воспитывать уважительное  и бережное  отношение к близким людям, сочувствие, сопереживание.

Предполагаемые результаты:

Дети

Педагоги

Родители

1. Пробудить у детей интерес к общению с книгой.

2. Научить детей (с опорой на прочитанное произведение)  различать доступные  жанровые особенности сказок.

3.Расширить представления детей о значении библиотек в жизни человека.

1. Приобретение педагогами нового опыта по развитию интереса к художественной литературе дошкольника через чтение и слушание сказок.

2. Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей приобщению детей к сказке

3.Сформировать банк методических материалов по теме проекта.

1. Повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

2.Установление тесного сотрудничества между социальными партнерами: педагогом, родителями, в вопросах воспитания у старших дошкольников интереса к сказкам и чтению.

3. Привлечение к пополнению предметно-развивающей среды по художественной литературе  в группе.

4. Участие в совместных мероприятиях по теме проекта.

 Необходимое оборудование: книги сказок, репродукции иллюстраций  по сказкам, книжные полки, столы, ТСО.

3.Реализация проекта

Этапы проекта:

  1. Этап – подготовительный (сентябрь 2020 г.)
  2. Этап  - основной   (сентябрь 2020 – май 2021 г.)
  3. Этап  итоговый  (май 2021 г.)

Этап проекта

Совместная деятельность

1 этап: информационно-подготовительный

Формулируется проблема, цель и задачи проекта.

Подбор и изучение методической литературы.

Предварительная работа с детьми по теме.

Ознакомление родителей воспитанников с проектом.

Анкетирование родителей

Родительское собрание

2 этап: организационно - практический

Проведение запланированных мероприятий для реализации проекта.

Организация организованной образовательной деятельности воспитанников в ходе реализации проекта.

Оформление дидактического материала.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в рамках проекта.

Просмотр видео, фотоматериалов.

Чтение сказок

Изготовление книжек-малышек

Рисование  и аппликация по теме проекта.

Конструирование с крупным строительным материалом по теме.

Драматизация сказок.

Посещение библиотеки

Выставки книг.

Проведение развлечений.

Консультации с родителями.

3 этап:

итоговый

Подведение итогов.

Оформление проектной папки.

Выставка продуктов детской деятельности: рисунки, лепка, поделки.

Итоговое мероприятие.

Оценка этапов реализации проекта воспитанников.

Презентация проекта.

Перспективный план по работе над проектом

Сроки

Содержание деятельности с детьми

Ответственные

01-30 СЕНТЯБРЯ

2020 г.

Опрос детей по темам « Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой».

Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома».

Родительское собрание «Сказка в жизни ребенка»

Беседа «Почему книжка заболела?»

Сюжетно-ролевая игра «Книжкина больница».

Оформление книжного уголка.

Утренняя гимнастика со сказочными героями

Воспитатели

2 ЭТАП - ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАКТИЧЕСКИЙ

Сроки

Содержание деятельности с детьми

Ответственные

ОКТЯБРЬ

2020 г.

Тема «Сказки о животных»

Беседа «Кто пишет сказки?»

Ежедневное чтение литературных сказок о животных.

Утренняя гимнастика со сказочными героями.

Выставка книг «Сказки о животных»

Настольный театр по сказкам о животных

Собираем пазлы по сказкам.

Игры-драматизации по сказкам.

Дид. игра «Собери  сказку»

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в жизни ребенка»

Выставка поделок из природного материала «Сказочные герои – животные»

Воспитатели

Сроки

Содержание деятельности с детьми

Ответственные

НОЯБРЬ

2016 г.

Тема «Волшебные сказки»

Составление буклета для родителей «Художественная литература для домашнего чтения»

Изготовление масок и атрибутов к сказкам (родители совместно с детьми)

Беседа «Кто рисует иллюстрации к сказкам?»

Ежедневное чтение волшебных сказок Утренняя гимнастика со сказочными героями.

Слушание аудио-сказок (создание аудиотеки сказок)

Выставка книг «Волшебные сказки»

Настольный театр «Василиса Прекрасная»

Драматизация волшебных сказок (по выбору)

Дид. упражнения «Расскажи сказку по сюжетной картинке»

Выставка рисунков «Рисуем волшебную сказку»

Воспитатели

Сроки

Содержание деятельности с детьми

Ответственные

ДЕКАБРЬ

2020 г.

Тема «Зимняя сказка»

Украшение группы «Зимняя сказка» (совместно с родителями)

Изготовление игрушек и поделок (родители совместно с детьми

Просмотр иллюстраций к сказкам

Ежедневное чтение сказок на зимнюю тему

Утренняя гимнастика со сказочными героями.

Слушание аудио-сказок Г.Х. Андерсена

Выставка книг Г.Х. Андерсена

Настольный театр «Гадкий утенок»

Кукольный театр «Снежная королева»

Составление презентации «Волшебство зимней сказки»

Конструирование из бумаги «Зима в сказках Андерсена»

Праздник Новогодняя сказка

Воспитатели

Сроки

Содержание деятельности с детьми

Ответственные

ЯНВАРЬ

2021 г.

Тема «Сказки А.С.Пушкина»

Просмотр иллюстраций к сказкам

Ежедневное чтение сказок на зимнюю тему

Слушание отрывков из сказок А.С.Пушкина

Выставка книг «Сказки Пушкина»

Виртуальная библиотека.

Кукольный театр «Снежная королева»

Виртуальная экскурсия  «В гостях у сказки»

Викторина по сказкам А.С.Пушкина

Воспитатели

Сроки

Содержание деятельности с детьми

Ответственные

ФЕВРАЛЬ

2020 г.

Тема «Сказочные герои – все такие разные»

Беседа «Необычные сказочные герои»

Изготовление масок и атрибутов к сказкам (родители совместно с детьми)

Ежедневное чтение сказок

Слушание аудио-сказок (создание аудиотеки сказок)

Выставка книг «Необычные сказочные герои»

Настольный театр (по выбору детей)

Драматизация сказок (по выбору)

Дид. упражнения «Расскажи сказку по сюжетной картинке»

Развлечение «Как на масленой неделе»

Воспитатели

Сроки

Содержание деятельности с детьми

Ответственные

Тема «Сказки Ш.Перро и братьев Гримм»

МАРТ

2020 г.

Беседа «Литературная сказка»

Изготовление книжек-малышек к сказкам (родители совместно с детьми)

Викторина по сказкам

Ежедневное чтение сказок

Слушание аудио-сказок (создание аудиотеки сказок)

Выставка книг «Сказки Ш.Перро»

Настольный театр «Бременские музыканты»

Драматизация сказок (по выбору)

Дид. упражнения «Расскажи сказку по сюжетной картинке»

Выставка детских работ «Мой любимый сказочный герой»

Воспитатели

Сроки

Содержание деятельности с детьми

Ответственные

АПРЕЛЬ

2017 г.

Тема «Что такое хорошо, а что такое плохо (поучительные сказки)»

Беседа «Какой смысл таят сказки»

Беседа «Добро и зло в сказках»

Ежедневное чтение сказок поучительного характера

Слушание аудио-сказок (создание аудиотеки сказок)

Выставка книг по теме

Кукольный театр (по выбору)

Театр представление по сказкам

Дид. упражнения «Назови и расскажи сказку по картинке»

Выставка работ «Что такое хорошо, а что такое плохо»

Воспитатели

3 ЭТАП – ИТОГОВЫЙ

Сроки

МАЙ

2021г.

Содержание деятельности с детьми

Ответственные

Воспитатели

Подведение итогов.

Оформление проектной папки.

Оценка этапов реализации проекта воспитанников.

Презентация проекта.

Итоговое мероприятие – театрализованное представление детей старшего возраста для воспитанников младшего дошкольного возраста

Работа над проектом распланирована на 3 этапа.

Этап

Участники

Цель

1 этап: информационно-подготовительный

Работа с педагогами

  • вызвать у педагогов интерес к проекту;
  • познакомить с его целями и  задачами;
  • подвести к видению своего места в проекте;

Взаимодействие с родителями

  • заинтересованность родителей проектом;
  • дать представление о том, как можно участвовать в нем;
  • направить на совместную игровую деятельность с детьми;
  • направить на совместное чтение сказок.

Образовательная деятельность с воспитанниками

  • расширить представления дошкольников о сказках и их видах.

2 этап: организационно - практический

Работа с педагогами

  • повышение теоретического и практического уровня профессионализма педагогов;
  • повышение компетентности педагогов ДОУ в организации игровой и коммуникативной деятельности.

Взаимодействие с родителями

  • повышение уровня педагогической культуры родителей в области развития речи детей дошкольного возраста.
  • заинтересованность родителей проблемой чтение и слушание сказок через игровую деятельность

Образовательная деятельность с воспитанниками

  • формировать у детей представления о русской народной и литературной

сказке через различные виды деятельности;

  • воспитывать интерес к сказкам;
  • закрепить знание содержания сказок;
  • сформировать желание быть похожими на положительных героев;
  • развивать  умения передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами, мимикой;
  • прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок;
  • формировать бережное отношение к книгам
    развивать у детей умение слушать.
  • развитие у дошкольников познавательного интереса, развитие мышления и воображения, обогащение эмоций детей через чтение сказок.
  • воспитание уважительного и бережного отношения к близким людям, сочувствия, сопереживания.

3 этап:

итоговый

Работа с педагогами

  • повышение качества игровой и коммуникативной деятельности, а через неё, развитие интереса к познавательной деятельности;
  • систематизация накопленного педагогического опыта;

Взаимодействие с родителями

  • совместные семейные чтения сказок, просматривание спектаклей, мультфильмов с детьми, обогащение детской домашней библиотеки;
  • привлечение к работе родителей по подготовке костюмов и декораций для театрализованных игр.

Образовательная деятельность с воспитанниками

  • развитие творческих способностей детей, закреплять у них желание выразить в игровой деятельности (театрализованные игры по сказке), продуктивной (выставка творческих работ воспитанников), полученные знания, умения, навыки, расширять нравственные представления о проявлении добра и зла;
  • развивать творческое и познавательное мышление дошкольника (литературная викторина, театрализованная деятельность).

4.Ресурсное обеспечение

Кадровый потенциал:

-       Педагоги

-       Родители

-       Дети

-       Музыкальный руководитель

Материально-техническая база:

Предметно-пространственная среда отвечает современным требованиям и содержит:

- центр книги в группе;

- уголок театрализации;

- уголок  ряженья;

- наглядный и демонстрационный материал: альбомы, презентации, иллюстрации, фотографии картины писателей и поэтов;

- библиотека книг литературных и русских народных сказок;

- ТСО.

Методическое:

- теоретическая и методическая литература;

- периодическая печать;

- материалы по передовому педагогическому опыту.

Информационное обслуживание проекта:

- сайт дошкольного учреждения;

- фотоотчёты;

- публикации в журналах.

5.Содержание деятельности

Работа с детьми

Базовой основой для формирования у детей дошкольного возраста культуры речи выбрано приоритетное направление – знакомство дошкольника с художественным словом.

Художественное слово помогает ребёнку уточнить и закрепить  знания, постепенно обогащая новыми понятиями и представлениями.

        Художественное слово обогащает эмоциональную  жизнь, формирует нравственные начала.

Сказка как художественное произведение является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

Научившись сопереживать с героями  сказок, дети постепенно начинают замечать настроение близких и окружающих людей. И у дошкольников начинают пробуждаться гуманные чувства: способность проявить заботу и доброту, протест против несправедливости и т.д.

Художественное слово сказок, в котором заключена глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка, помогает ребёнку понять красоту звучащей родной речи и одновременно формирует его эстетические представления.

На первом этапе реализации проекта было проведено педагогическое обследование знаний  русских народных и литературных сказок  детей старшего дошкольного возраста(28 детей). Результаты обследования следующие:

20%  детей могут определять добро и зло, оценивать поступки героев, симпатизировать одним героям и осуждать неблаговидные поступки других героев, давать советы, рекомендации. Дети проявляют большое тяготение к рифме. Они достаточно легко запоминают литературные сказки А.С Пушкина, К.Чуковского и С.Михалкова, С.Маршака. Охотно подбирают и рифмуют слова, при этом уже начинают обращать внимание на смысловое значение. Умеют различать  русские народные и литературные сказки.

 Наряду с этим, большая часть  детей имеют низкий объём знаний по данным вопросам.

Дети затрудняются  в ответах на вопросы о жанровом своеобразии произведения, путают понятия литературная сказка и народная сказка, не осознают некоторые свойства речевой выразительности ( многозначность слова, сравнение, усиление и т.д.

Некоторые из детей не умеют передавать  своё    эмоциональное отношение в выразительном чтении, проникать в поэтическое настроение.

 Результаты данного обследования показывают, что работа по   развитию навыков  чтения  и слушания сказок  с целью их эстетического воспитания  должна быть продолжена и углублена  в целостной взаимосвязанной системе.

6.Заключение

Реализация данного проекта позволит

  • использовать  сказки  в активной речи детей;
  • создать  развивающую  предметно-пространственную  среду, способствующей приобщению детей к сказке;
  • сформировать  познавательный  интерес у детей, расширить представление  о художественной литературе;
  • воспринимать произведения художественной литературы, эмоционально откликаться на выраженные в них чувства и настроения;
  • вовлечь дошкольников в творческую деятельность;
  • привлечь родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе.

Информационные ресурсы:

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1985.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. - М., 2010.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие творческого мышления через сказку. - М., 2015.
  4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. от рождения до школы.// Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - М., Просвещение, 2016.
  5. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  6. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. - М.: Просвещение, 2005.
  7. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: Сфера, 2005. 
  8. Ивянская И. Мир жилища. - М: Дограф, 2000.
  9. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.: Арти, 2005.
  10. Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2013.
  11. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.: Сфера, 2007. 
  12. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
  13. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей: Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения. - М.: Вентана-Граф, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект Формирование художественно – эстетического интереса у детей через использование сказок (во второй младшей группе).

1. Цели: Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей. 2. Задачи:·...

Из опыта работы. Тема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».

Опыт работыТема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».Автор:ВоспитательМАДОУ № 185Сотникова Я.В.     А...

Итоговое занятие по проекту: «Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы» «Волшебный мир сказок В.Г. Сутеева»

quot;Волшебный мир сказок В.Г.Сутеева" Итоговое занятие по пректу: "Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы" вторая младшая груп...

Проект: «Формирование читательской грамотности старших дошкольников через использование флипбук «FLIPBOOK»»

Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, у него формируется интерес к книге, закла...

формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников через прием «чтение с дырками и пробелами»

Конспект интегрированного занятия "формирование предпосылок читательской грамотности старшихдошкольников через прием "чтение с дырками и пробелами""...