Статья "Читательское развитие старших дошкольников через сотрудничество ДОУ и детской библиотеки"
статья

Боровых Лариса Ивановна

Предварительный просмотр:

Читательское развитие старших дошкольников через сотрудничество ДОУ и детской библиотеки

Автор: Боровых Лариса Ивановна, воспитатель д/с «Алёнка ФМАОУ Банниковская СОШ, п. Майский Абатского района Тюменской области.

Аннотация. Статья посвящена  читательскому развитию старших дошкольников через сотрудничество ДОУ и детской библиотеки. В статье теоретически обоснована важность приобщения детей к книге и чтению уже в старшем дошкольном возрасте. Рассмотрены такие инновационные формы взаимодействия ДОУ и детской библиотеки, как: книжный фримаркет,  буктрейлер, мобильная библиотека «Читающий рюкзачок».

Ключевые слова: чтение, читательское развитие старших дошкольников, детская библиотека,  книжный фримаркет,  буктрейлер, «Читающий рюкзачок».

Фундамент читательского развития, а именно – формирование читательского интереса, осознание необходимости читать,  приобретение опыта читательской деятельности и навыков самостоятельной работы с книгой, способность  воспринимать художественное произведение во всем его богатстве, закладывается в период старшего дошкольного возраста.  Всё, что приобретается ребёнком в этот временной отрезок, сохраняется потом на всю его дальнейшую  жизнь.

Под читательским развитием  применительно к дошкольному возрасту понимается процесс литературного развития, направленный на приобщение детей к литературе как искусству слова и совершенствование их способностей к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности (эмоционально-эстетическом восприятии произведения, его понимании и осмыслении, выразительном чтении, пересказе, инсценировании, словесном творчестве на основе произведения) [6, с. 149].

К сожалению, как показывают исследования в области педагогики и психологии, в последние  десятилетия отчетливо прослеживается тенденция к снижению интереса детей к чтению. В первую очередь это связано с ростом научно-технического прогресса, когда в нашу жизнь прочно вошли многие «умные» изобретения, что привело к тому, что дети уже с дошкольного возраста предпочитают общению с книгой «просиживание» за компьютерами и гаджетами. Играя в виртуальные игры, просматривая зарубежные мультфильмы, не имеющие положительной интеллектуальной нагрузки, а порой  и способствующие формированию негативных стереотипов поведения и отношения к окружающей действительности, ребёнок не только не  развивает, но и обедняет свою духовно-нравственную сферу.

Такое положение дел таит в себе серьёзную угрозу не только для подрастающего поколения, но и для всего общества в целом, так как именно  сегодняшние дошкольники являются тем ресурсом нации, от которого в дальнейшем будет зависеть уровень благополучия государства и будущих поколений. В связи с этим, задачи читательского развития детей, приобщение их книге на современном этапе  для дошкольных образовательных учреждений являются актуальными, как никогда ранее. 

 Разрешить существующую проблему представляется возможным через взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с детской библиотекой. В современной детской библиотеке имеются все необходимые ресурсы для полноценного читательского развития  и формирования духовно-нравственных  и интеллектуальных качеств личности дошкольника. В ней осуществляется не только приобщение ребёнка к чтению, прививается любовь к книге, но и предоставляется возможность для общения между детьми, равноправное партнёрство  ребёнка с  взрослыми (педагогами, родителями, сотрудниками библиотек). 

В двадцать первом столетии инновации затронули абсолютно все виды человеческой деятельности, в том числе – и  библиотечное дело. В настоящее время наработано множество инновационных технологий, касающихся сотрудничества библиотек и дошкольных образовательных организаций и учреждений, направленных читательское развитие дошкольников. В рамках нашей статьи нет возможности рассмотреть и проанализировать все эти технологии, поэтому вкратце рассмотрим три из них, которые, на наш взгляд, наиболее заслуживают внимания: книжный фримаркет, буктрейлер, мобильные библиотеки.

Книжный фримаркет – это бесплатная книжная ярмарка, проходящая в неформальной дружественной обстановке, на которой дети и родители могут обменяться книгами из домашних библиотек. Чтобы привлечь на ярмарку как можно больше участников, сделать её зрелищной и интересной,  необходимо  подготовить красочные приглашения для участников в виде открыток, буклетов и т.п. В  библиотеке, в детском саду, а также в местах общего пользования можно развесить опять же красочные, привлекающие внимание объявления о книжной ярмарке [5, с. 7]. 

Книжный фримаркет можно провести в несколько этапов. На первой этапе  можно познакомить детей с историей этого вида книжной ярмарки, рассказать им о том, почему людям стоит обмениваться книгами.

На втором этапе можно сделать рекламу каких-либо  книг («я прочитал и тебе советую»). Каждый участник старается так рассказать о понравившейся ему книге, чтобы заинтересовать ею других людей. На этом этапе  производится и обмен книгами.

На завершающем этапе можно провести какие-либо досуговые мероприятия для детей и родителей: викторины, конкурсы, дидактические и подвижные игры, посвящённые тому или иному литературному произведению.

Следующая инновационная технология в работе современной детской библиотеки в плане сотрудничества с дошкольными учреждениями – это буктрейлер, представляющий собой коротенький по длительности видеоролик (2-3 минуты), рассказывающий в художественной форме о какой-либо книге [2, с. 3]. 

Цель буктрейлера  заключается в пропаганде книги, воспитании интереса к чтению (рассказать о книге, стимулировать читателя к прочтению того или иного произведения)  при помощи визуальных средств. Он включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует ее содержание [3, с. 3].

Буктрейлеры могут быть представлены в трёх основных вариантах: фильм или мультфильм, презентация или комбинация этих форм. Характерные особенности буктрейлера: яркие зрительные и звуковые образы, быстрота смены картинки, краткость, и в то же время – достаточная полнота информации о книге или произведении [3, с. 3].

В зависимости от способа аудиовизуальной подачи текста буктрейлеры подразделяются на следующие виды:

-  игровые (минифильм по книге или произведению);

- неигровые (наглядный материал в виде слайдов со звуковым сопровождением, содержащих цитаты и иллюстрации по той или иной книге);

- анимационные (мультфильм по книге или произведению).

Из всех представленных выше видов буктрейлеров в рамках работы с детьми дошкольного возраста наиболее предпочтительным является игровой буктрейлер [3, с. 4].

Буктрейлер целесообразно включать в содержание проводимых в детской библиотеке совместных с ДОУ мероприятий, так как он является не только полезным средством читательского развития детей, но и способствует повышению педагогической компетентности родителей в вопросах организации совместного с детьми семейного чтения,  а также позволяет родителям быть в курсе новинок  детской литературы.

И, наконец, третья эффективная инновационная технология, являющаяся эффективным средством для читательского развития детей старшего дошкольного возраста в контексте сотрудничества детской библиотеки и ДОУ (ДОО) заключается в использовании различных форм мобильной библиотеки. Наиболее приемлемой формой таких библиотек применительно к дошкольникам является «Читающий рюкзачок», представляющий собой ярко оформленный ранец, в который помещаются несколько книг для детей и родителей.  Комплект литературы для детей формируется из лучших произведений детской современной и классической литературы отечественных и зарубежных авторов. Для родителей в рюкзачке представлены комплекты книг по психологии детского чтения, полезные советы по приобщению ребенка к чтению, памятки и буклеты по данной проблеме. Каждый комплект формируется в соответствие с возрастом детей. 

«Рюкзачок» используется по принципу «кольцевая почта»: передаётся той или иной семье  домой на определённое время, затем передаётся в следующую семью и т.д. Когда рюкзачок обойдет все семьи, сотрудники библиотеки обновляют его содержимое [5, с. 5]. 

 Таким образом, сотрудничество детской библиотеки и ДОУ, применение инновационных технологий в контексте такого сотрудничества (в частности таких её форм, как  книжный фримаркет,  буктрейлер, мобильная библиотека «Читающий рюкзачок»), можно считать эффективным средством читательского развития старших дошкольников, способствующих их приобщению к книге, привитию у них интереса к чтению.

                    Список использованной литературы

1. Акулова О.В., Гурович Л.М. Образовательная область «Чтение художественной литературы». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие / научн. ред. А.Г. Гогоберидзе.  Санкт-Петербург: ООО «Издательство «Детство-пресс»; Москва: ТЦ «Сфера», 2017. 192 с.

2. Буктрейлер как инструмент продвижения книги: методическое пособие. Сост. О. В. Рыкова. Вологда: ВОУНБ, 2016. 23 с.  

3. Буктрейлер как способ продвижения книги: методическое пособие / Нац. б-ка, Рес. Бурятия, Отдел метод. обеспечения муниц. библиотек;  Улан-Удэ, 2015. 16 с.

4. Жирова М. В. Формирование у дошкольников интереса к чтению через взаимодействие между детским садом и библиотекой // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2019 г.). Краснодар: Новация, 2019.  С. 8-10.  URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/347/15377/(дата обращения: 25.10.2022).

5. Креативные формы работы современной библиотеки: методические рекомендации /ГУК «Лиозненская ЦБС», отдел библиотечного маркетинга; [сост. Купреева А.А.]. Лиозно, 2019.  43 с.

6. Литературное развитие детей дошкольного возраста в условиях обновленного образования / В. Я. Фишер, М. А. Кухар // Вестник Томского государственного педагогического университета.  2014.  № 11 (152).  С. 147-153. 

7. Национальная программа поддержки и развития чтения и методические рекомендации по ее реализации / сост. Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова. Москва: Межрегион. центр библ. сотрудничества, 2009. 480 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие"Речевое развитие старших дошкольников через дидактические игры экологического характера".

Данное пособие, является как один из способов, развития речи ребенка в логопедической группе через игру....

Познавательное развитие старших дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность

Это концепция, в которой описаны основныеформы исследовательской деятельности старших дошкольников, используемые в моей работе с детьми....

«Физическое развитие старших дошкольников через организацию предметно-развивающей среды»

Для формирования у детей интереса и ценностного отношения к физической культуре и своему здоровью    в нашем  детском саду организована предметно-развивающая среда с использованием...

«Физическое развитие старших дошкольников через организацию предметно-развивающей среды»

В общей системе образовательной работы физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия ук...

Коммуникативно-речевое развитие старших дошкольников через проектную деятельность

Сообщение из опыта работы педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы...

Организация работы по речевому развитию старших дошкольников через чтение художественной литературы в рамках ФГОС в ДО.

Использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного  развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного...

Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми» в старшей группе (реализация проекта в рамках программы «Социокультурные истоки»)

Проект«Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми»в старшей группе(реализация проекта в рамках программы«Социокультурные истоки...