Когда начинать обучение грамоте?
консультация (старшая группа) на тему

Краснокутская Евгения Владимировна

Такой вопрос начинают задавать родители с момента, когда ребёнок начинает говорить первые слова...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_2.docx16.38 КБ

Предварительный просмотр:

Когда начинать обучение грамоте?

Такой вопрос родители начинают задавать с момента, когда ребенок начинает говорить первые слова. Одни родители, стремятся начинать это обучение как можно раньше, и карточки со словами прикрепляются, чуть ли не к колыбели. Другие уверены, что грамоте должны обучать в школе. Третьи полагают, что начинать надо тогда, когда ребенок сам проявит интерес к буквам, к письменности.    Но следует учитывать, что знакомство с обликом и именем буквы не должно быть первым шагом в обучении грамоте. Более того, начинать обучение грамоте с букв опасно, как давать в руки ребенку предмет, с которым он не умеет обращаться.   Следует иметь в виду, что если ребенок поздно заговорил – около 3 лет – или имеет серьезные дефекты произношения, бедный словарь, строит короткие фразы, которые пестрят аграмматизмами (не употребляет предлогов, не изменяет слова по падежам), с обучением письменной речи спешить не стоит. Сначала такому ребенку следует позаниматься устной речью с учителем – логопедом  И В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ С ВАМИ!

Для тех, у кого у ребенка нормально развивается речь целесообразно, в игровой аранжировке, начинать систематические занятия по подготовке к обучению грамоте с четырех лет.

Для начала у ребенка должна выработаться особая чуткость к звучанию и написанию слов, что позволит избежать наиболее распространенных ошибок первоклассников:          пропусков, перестановок, грубых искажений букв. Это же позволит ребенку не застрять на этапе слогового чтения излишне долго и без особых усилий освоить слитное чтение целыми словами.

Исходный и главный принцип системы дошкольного обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения.

Буква – это знак звука. Знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Дошкольник свободно рассуждающий о чем угодно, даже не подозревает о том, что его речь складывается из звуков. Речь идет не об умении ребенка правильно произносить звуки, а о навыке звукового анализа и синтеза слова.

Звуковой анализ включает в себя умение, прежде всего, сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове и понимать само понятие звука и его отличие от других вводимых понятий: буква, слог, слово.

Для дошкольника работа с неосязаемой звуковой материей слова очень сложна, поэтому звуковой анализ – добуквенный период – этап обучения грамоте занимает у родителей и педагогов много времени и сил. Но не следует стремиться его сократить – ведь от качественного прохождения этого периода зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения с последующим избавлением ребенка от распространенных ошибок первоклассников: пропусков, перестановок, грубых искажений букв.                                                                                                                                                                  Выполняя данные игровые упражнения, помните, что звуковому анализу ребенок может научиться, только подражая взрослому, который дает ребенку образцы специального произнесения, интонирования звуков. Так давайте больше этих образцов и не сердитесь, если Ваш малыш освоит их не сразу.

С чего начинать обучение грамоте?

Начинать обучение грамоте надо с игр. Попытка взрослого разделить игру и учения, «очистить» занятия грамотой от вольностей игрового поведения не может быть удачной, и, напротив, широкое использование игровых приемов обучения обеспечит успех ваших совместных занятий, сделает их увлекательными и желанными для ребенка. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь. Чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сначала обнаружить, что речь строится из звуков, а потом открыть отношения звуков и букв.

Ребенок - дошкольник может освоить звуковой анализ слов только с помощью определенного способа действия со словом – интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове: «сссон, сооон, соннн». Способ акцентирования, интонационного выделения звуков в слове ребенку легче передать в игре «Пчелы» и др.: «Ты слышал как жжжужжат пчелы? Попробуй пожжжужжать. Жжжжж. Давай будем пчелами. Будем говорить как пчелы. Ты где жжживешь? Я жжживу в этом жжжилище. Приходи в гости. Буду угощать тебя пирожжжными, морожжженым, жжжаренными пончиками.                                                         «Машины» и др.: «Я красная машина. Я вввожу овввощи. А ты что вввозишь? Ты умеешь поворачивввать направвво? Давввай поввворачивввать налеввво? Давввай устроем соревввновввания – кто лучше заввводится. Вввввввв».

Когда ребенок в игровом, звукоподражательном действии научится протягивать, усиливать отдельные звуки в словах, перед ним можно поставить новые задачи, рассчитанные на сознательную работу со словом: «Скажи, с какого звука начинается слово муха? Потяни этот первый звук. Мммуха. А есть этот звук в слове дом? А в слове стена? А ты какие слова можешь назвать с первым звуком ммм?» Придайте этому занятию игровую форму «Магазин»: мишка идет в магазин и покупает разные игрушки, расплачиваясь первым звуком слова, которое обозначает эту игрушку; (только твердые согласные звуки и гласные – потом добавляем мягкие согласные – потом и йотированные гласные я, ё, ю, е). Далее взрослый и ребенок меняются местами – взрослый играет за мишку, а ребенок за продавца.                                                                                                                   «Грузовики»: 2 грузовика и картинки с изображением предметов; один грузовик называется Ммм, а другой Ллл; эти грузовики загружают только слова, которые начинаются с этих звуков – потом прибавляется условие, что не только с первым, но и в любом месте слова.

Взрослый должен учитывать, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими: в слове люстра первый звук Л’л’л’ – если ребенок заявляет, что в слове звук Ллл, то надо мягко его поправить «Ты говоришь зззэбра или з’з’зебра? З’з’з’произносится мягко, с улыбкой – смотри как я сильно улыбаюсь, а звук Ззз я произношу твердо и без широкой улыбки. Найди на карточках предмет, в названии которого есть твердый звук Ззз. Правильно, зззаяц.

Начинать надо с тянущихся звуков, а потом добавлять остальные. Если в этот период ребенок научится свободно переходить от твердого согласного к мягкому и обратно, то самый трудный шаг начального обучения чтению  - слияние двух букв в слог пройдет быстро и не вызовет затруднений.

Вкусив чувство мягкости и твердости согласных звуков, ощутив их как разные звуки, ребенок должен ощутить разницу гласных и согласных звуков с помощью пропевания ударных гласных звуков «Заблудились в лесу»: зовем потерявшегося в лесу – Волооодя, зааайка и т.д.

Далее осуществляется переход к наиболее сложной задаче звукового анализа – определению полного звукового состава слова. Начать надо с коротких слов и фиксировать результаты с помощью специальных фишек (пуговицы). Игра «Дом звуков»: пришел домой кот – вот его квартира – каждый звук живет в своей комнате, давай уложим кота спать.

Затем можно определять место разных звуков в словах (начало, середина, конец слова).

Все эти упражнения для маленьких дошкольников надо проводить в игровых формах – это будет им интересно и Вы не будете бегать и уговаривать, угрожать и наказывать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Когда нужно начинать обучение плаванию.

Когда нужно начинать обучение плаванию.Групповые и индивидуальные занятия.Подготовка ребенка к занятиям по плаванию....

Когда начинать обучение грамоте?

Научить ребёнка чтению и письму легко и без принуждения – мечта многих родителей. Но когда начинать обучение грамоте? Этот вопрос неизбежно встаёт перед всеми родителями в бесконечном ряду прочих проб...

Когда и как начинать обучение детей чтению

Рекомендации для родителей и педагогов...

Сообщение для родителей "Когда начинать обучение грамоте?"

Сообщение для родителей "Когда начинать обучение грамоте?"...

Когда начинать обучение ребенка музыке?

Консультация для родителей....

консультация для родителей "Когда начинать обучение грамоте"

Обучение грамоте – ответственный период в жизни ребёнка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обуч...