Доклад к родительскому собранию по теме: "Развитие двигательной активности у детей 2-3 лет"
методическая разработка (младшая группа) по теме

Коркунова Диана Юрьевна

В докладе представлены мнения известных педагогов, психологов и врачей о необходимости развития двигательных способностей ребёнка, презентация о развитии двигательной активности у детей 2-3 лет в детском саду, анкета для родителей, рекомендуемая литература для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие двигательной активности у детей 2-3 лет

«Двигаться будешь – здоровье добудешь»

    Добрый вечер, уважаемые родители! Тема нашего разговора сегодня: "Развитие двигательной активности у детей 2-3 лет". Я хочу рассказать вам, почему важно развивать двигательную активность у малышей, и как мы это делаем в нашем детском саду. 

    Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Занимаясь изучением развития мозга и его функций, объективно доказано, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг. Учёные рекомендуют педагогам использовать движения как важнейшее средство умственного развития детей.

     Ребёнок раннего возраста – это путешественник, первооткрыватель. Именно в раннем возрасте наблюдается большой прогресс в развитии двигательных способностей ребёнка.

     Движение – это органическая потребность ребёнка и чем меньше ребёнок, тем сложнее ему обходиться без движения. В домашних условиях не всегда возможно незамедлительное удовлетворение этой потребности. И родители не всегда знают, как её удовлетворить.

     Гигиенисты и врачи утверждают: без движения ребенок не может вырасти здоровым. Движение - это предупреждение разных болезней, особенно таких, которые связаны, с сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение - это и эффективнейшее лечебное средство.

      По мнению психологов, маленький ребенок познаёт мир через деятельность. И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движение, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений - один из показателей правильного нервно-психологического развития в раннем возрасте. Познание окружающего посредством движения наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей первых трех лет жизни.

     Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают движения - важным средством воспитания.

     Ещё Ж.-Ж. Руссо писал о движении как средстве познания окружающего мира. Он указывал, что без движений немыслимо условие таких понятий, как пространство, время, форма.

     К.Д. Ушинский неоднократно подчёркивал роль движений в овладении ребёнком родного языка.

     По мнению Е.А. Аркина, интеллект, чувства, эмоции возбуждаются в жизни движениями. Он рекомендовал предоставить возможность детям двигаться как в повседневной жизни, так и на занятиях. 

     Академик Н.Н. Амосов назвал движения «первичным стимулом» для ума ребёнка. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движение - первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка.

     Ребёнок 21 века, по мнению академика Н.М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, неправильным питанием и гиподинамией. Два последних обстоятельства, по мнению учёных, ведут к акселерации - ускоренному развитию ребенка, и в первую очередь – увеличению роста и массы тела. Внутренние органы в своём развитии отстают от роста, поэтому возникают различные заболевания и отклонения.

     Вопросы воспитания здорового ребёнка должны решаться в тесном контакте с семьёй. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но очень часто родители, занятые работой, с одной стороны – не могут показать положительный пример здорового образа жизни, а с другой – не противостоят отрицательным внешним влияниям. В этой ситуации возрастает роль ДОУ, как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.

     Итак, нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Воспитание здорового ребёнка было и остаётся актуальной проблемой образования и медицины. Данную проблему в нашем детском саду мы стараемся решать при взаимодействии педагогов и родителей. Ведь здоровье ребёнка во многом зависит от обстановки, которая его окружает дома. И положительный результат оздоровительной работы возможен только при поддержке родителей.

     Зная, что положительных результатов можно добиться, лишь сделав своими союзниками родителей, мы постарались вызвать у вас интерес к физическому воспитанию и укреплению здоровья своих детей. В связи с этим мы хотим провести анкетирование родителей по выявлению приоритетов использования здоровьесберегающей среды в семье и ДОУ.

Анкета для родителей

по выявлению приоритетов использования

здоровье сберегающей среды в семье и ДОУ

УВАЖАЕМЫЕ ПАПЫ И МАМЫ!

     Просим Вас принять участие в анкетировании, которое проводится в ДОУ. Ваши ответы на вопросы помогут качественнее организовать работу детского сада и семьи в воспитании здоровых и счастливых детей.

Пожалуйста, прочтите вопросы, отметьте ответ, с которым Вы согласны или впишите свой.

1. Считаете ли Вы, что занятия физкультурой благотворно влияют на укрепление здоровья?

                    Да                         Нет

2. Занимаетесь ли Вы сами физической культурой?

- Утренняя зарядка

- Бег

- Лыжи

- Коньки

- Футбол

- Другое___________________________________________________________

3. Занимаетесь ли дома со своим ребёнком утренней гимнастикой?

- Игры с мячом

- Физические упражнения

- Подвижные игры

4. Используете ли Вы при выполнении физических упражнений с ребёнком или в подвижных играх специальные стишки, потешки?

                        Да                           Нет

5. Какой спортивный инвентарь Вы имеете дома?

- Мяч                                     - Шведская стенка

- Обруч                                 - Массажный коврик

- Кольцеброс                        - Кегли

- Другое___________________________________________________________

6. Как часто использует его ребёнок?

                   Часто                         Редко

7. Готовы ли Вы оказать помощь воспитателю в изготовлении физкультурного оборудования для спортивного уголка группы?

                    Да                              Нет

8. Какие вопросы физического развития и воспитания детей раннего возраста Вы хотели бы рассмотреть на родительских собраниях, консультациях?

- По закаливанию детей

- Подвижные игры с детьми на улице

- Занятия физической культурой с ребенком в домашних условиях

- Правильная организация режима дня

- Другое___________________________________________________________

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ «Начальная школа-сад № 678» Красносельского района Санкт-Петербурга РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ Составила: Коркунова Д.Ю., воспитатель

Слайд 2

«Двигаться будешь – здоровье добудешь» Ребёнок раннего возраста – это путешественник, первооткрыватель. Именно в раннем возрасте наблюдается большой прогресс в развитии двигательных способностей ребёнка . Движение – это органическая потребность ребёнка и чем меньше ребёнок, тем сложнее ему обходиться без движения. Движение – это предупреждение разных болезней и эффективнейшее лечебное средство.

Слайд 3

Много времени в группах раннего возраста уходит на кормление, переодевание, гигиенические процедуры: у малышей слабо развиты навыки самообслуживания. Кроме того, эти дети затрудняются в организации своей деятельности, что также неблагоприятно сказывается на их двигательной активности. Дети находят себе занятие, учитывая свои интересы, но разнообразить свою деятельность ещё не могут. Во многом подвижность детей зависит от их двигательных умений. Возникает потребность в организованной двигательной деятельности.

Слайд 4

ЦЕЛЬ способствовать укреплению физического и психического здоровья детей и гармоничного развития личности ребенка.

Слайд 5

ЗАДАЧИ - развивать интерес к физической культуре и использовать его для формирования положительных черт характера и поведения детей ; - закреплять и расширять фонд основных жизненно важных двигательных умений, навыков и физических качеств, приобретенных ранее ; - формировать двигательные умения и навыки в процессе подвижных игр ; - взаимодействовать с семьей с целью знакомства их с основами детской физиологии, психологии и педагогики для дальнейшей совместной работы по развитию движений и оздоровлению детей.

Слайд 6

С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФГОС ДО Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребёнку через игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности стали: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми. Изменился и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребёнка.

Слайд 7

ФОРМЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ - утренняя гимнастика; - подвижные игры и физические упражнения во время прогулок; - физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой ; - гимнастика после дневного сна (бодрящая гимнастика); - специальные занятия по физической культуре; - самостоятельная двигательная деятельность детей.

Слайд 8

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА Утреннюю гимнастику мы проводим ежедневно до завтрака в течение 4-5 минут. Стараемся подбирать упражнения, доступные малышам, включая уже ранее освоенные движения. Используем игровой сюжет, в который включены 3-4 упражнения имитационного характера. Следует наблюдать за правильным дыханием детей; дышать нужно через нос и не задерживать дыхание при выполнении любого упражнения. Способствуя укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной систем, она в то же время создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями.

Слайд 9

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ПРОГУЛОК Это благоприятное время для проведения подвижных игр, индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной двигательной деятельности. При выборе подвижных игр и игровых упражнений мы учитываем время года и состояние погоды. В основном мы проводим на прогулке одну общую для всех детей подвижную игру и 1-2 игры с подгруппой детей (по желанию детей). При организации подвижных игр и игровых упражнений, а так же самостоятельной двигательной активности детей на прогулке мы принимаем во внимание и степень двигательной активности каждого ребёнка.

Слайд 10

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ Она состоит из 2-3 упражнений на разгибание туловища, движение рук, активизирующих работу мышц и расширяющих грудную клетку, шага на месте. Проводятся на занятиях умственной деятельностью с целью: повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях; обеспечить кратковременный активный отдых детей во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища. Физкультминутка может быть проведена в процессе самого занятия в течение 1-2 минут сидя или стоя у стола, за которым занимаются дети.

Слайд 11

ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает обеспечить постепенное пробуждение, улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, способствует профилактике нарушений стопы и осанки. Мы используем гимнастику игрового характера, состоящую из 4 -5 имитационных упражнений. Это комплексы: «Петушки», «Лягушки», «Музыканты», «Мышки», «Жуки», «Мишки». Проводим ходьбу по массажным дорожкам, состоящим из предметов, способствующих массажу стопы.

Слайд 12

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Это форма обучения развития основным движениям, двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей. Занятия по физической культуре проводятся 2 раза в неделю, продолжительность - 15 минут. Поддержанию оптимальной двигательной активности детей на занятии способствуют: продуманность физических развивающих упражнений, основных движений, организация детей на занятии, расстановка пособий, смена двигательной деятельности с высокой степенью активности на деятельность спокойного характера, учет индивидуальных особенностей каждого ребёнка, его группы здоровья, степени двигательной активности.

Слайд 13

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ Является важным источником активности и саморазвития ребёнка. Двигательные навыки, полученные в специальной физкультурной деятельности, дети закрепляют в самостоятельной двигательной деятельности. В распоряжении детей должны быть пособия, стимулирующие разнообразную двигательную активность: наборы спортивного инвентаря (мячи, обручи, мешочки, шнуры, канаты, ленты, платочки, ребристая доска и т.д.), шапочки для подвижных игр, коврики для профилактики плоскостопия, дорожка .

Слайд 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Благодаря рационально организованному двигательному режиму в нашей группе можно отметить положительные изменения в развитии двигательной активности детей: повысилась двигательная активность детей, разнообразилась игровая деятельность; малоподвижные дети стали более активными и самостоятельными, у них появился интерес к разным видам упражнений, уверенность в своих действиях и желание участвовать в коллективных подвижных играх; гиперактивные дети стали более уравновешенными, спокойными. У них появилось устойчивое внимание, позволяющее быстрее воспринимать двигательные задания и выполнять их более качественно; дети стремятся к организации подвижных игр, к общению друг с другом; дети стали меньше болеть.

Слайд 15

Таким образом, вышеописанные виды деятельности по физической культуре, дополняя и обогащая друг друга в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени его пребывания в детском саду. ВЫВОД

Слайд 16

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Г.А. Прохорова «Утренняя гимнастика для детей 2-7 лет» Екатерина Железнова «Игровая гимнастика для детей 2-4 лет» Казина О.Б. «Веселая физкультура для детей и их родителей» И.Е. Аверина «Физкультурные минутки в детском саду» Екатерина и Сергей Железновы «Веселые уроки. Подвижные музыкальные игры для детей 2-5 лет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание на тему:«Развитие элементарных математических представлений у детей второй младшей группы»

Сценарий родительского собрания на тему:"Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы". Предстален план беседы с родителями и конкурсы направленные на повышение...

Доклад к родительскому собранию на тему: "Развитие речи у детей 2 - 3 лет".

Наша базовая программа воспитания и развития детей раннего возраста "Кроха" и парциальная программа по развитию речи Г.И Винниковой дают возможность заложить фундамент формирования развития речи у дет...

Родительское собрание на тему: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

На собрании показана  важность работы по развитию мелкой моторики рук, обозначена взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника. Родители познакомились с играми и упражнениями для развития м...

Доклад к родительскому собранию на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста"

Доклад к родительскому собранию на тему:«Развитие речи детей дошкольного возраста».Цель: повышение педагогической компетенции родителей.Уважаемые родители, бабушки и дедушки!  ...

Конспект родительского собрания по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Конспект родительского собрания по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»...

Конспект родительского собрания на тему:" Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования."

Обеспечить понимание родителями необходимости развития мелкой моторики ребёнка как неотъемлемой части его жизни....

Доклад к родительскому собранию по теме "Развитие речи детей дошкольного возраста".

Основу речевого развития ребёнок получает в семье в самые первые годы жизни. Ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучен...