Доклад к родительскому собранию на тему: "Развитие речи у детей 2 - 3 лет".
методическая разработка (младшая группа) на тему

Осипова Валентина Витальевна

Наша базовая программа воспитания и развития детей раннего возраста "Кроха" и парциальная программа по развитию речи Г.И Винниковой дают возможность заложить фундамент формирования развития речи у детей 2 - 3 летнего возраста. Развитая речь дает ребенку возможность лучше овладевать знаниями,  формирует  ум, волю, чувства. Чем меньше возраст ребенка , тем ответственнее и сложнее задачи развития его речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_rod._sobr.v_1_ml.gr_._po_razv._rechi.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ "Детский сад №69"

Доклад к родительскому собранию

 " Развитие речи у детей 2 - 3 лет".

Подготовила: Осипова В.В.

г.о.Саранск.

Наша базовая программа воспитания и развития детей раннего возраста "Кроха" и парциальная программа по развитию речи Г.И Винниковой дают возможность заложить фундамент формирования развития речи у детей 2 - 3 летнего возраста. Развитая речь дает ребенку возможность лучше овладевать знаниями,  формирует  ум, волю, чувства. Чем меньше возраст ребенка , тем ответственнее и сложнее задачи развития его речи.

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и только в словах. служат целям общения его со взрослыми. средством передачи различной информации, побуждения к действию. А прежде чем ребенок научиться понимать и произносить отдельные слова, он реагирует на интонацию. Если к малышу обратиться со словами неодобрения, но произносить их ласково, он будет улыбаться. И наоборот, ласковые, доброжелательные слова, произнесенные сердитым тоном, вызовут у него отрицательные эмоции. Два слова, одно из которых выражает одобрение, а второе - угрозу, но произнесенные одинаково, ребенок будет и воспринимать совершенно одинаково, не различая их по смыслу.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте, пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно  произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство, особенно в нашей первой младшей  группе. В этом возрасте у детей начинается появляться и особый интерес к словам. Малыши пытаются установить значение слов.

Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые дети, говорят очень тихо, чуть слышно (особенно на занятиях), другие - крикливо. Не все дети могут управлять своим голосовым аппаратом, регулировать громкость своего голоса, скорость произнесения слов. Уважаемые родители! вы тоже должны обращать на это внимание, делать замечания, исправлять речевое "поведение".

Основой развития речи является знание ребенком окружающей действительности, сюда входит:

1. Ознакомление с окружающим миром;

2. Ознакомление с предметным миром;

3. Ознакомление с социальным миром;

 Каждый усвоенный им предмет или явление должны быть скреплены  соответствующим словом. Окружающая ребенка действительность - предметы обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа - предоставляет богатый материал, который должен быть использован для расширения детских восприятий и обогащения речи. Известно, что, знакомясь с огромным количеством вещей, которые  окружают его,  ребенок путает предметы, качества и т. д. Но для решения этой проблемы существуют разнообразные дидактические игры, которые используются нами на занятиях, в совместной и индивидуальной  деятельности . Игры направлены на решение разных речевых задач:

1. Воспитание звуковой культуры речи:

-- Создать условия для развития фонематического слуха, артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания;

-- Учить отчетливо произносить изолированные гласные, согласные звуки (кроме свистящих, шипящих и сонорных), правильно воспроизводить звукоподражания и слова;

2.   Формирование грамматического строя речи:

-- Согласовывать существительные и местоимения с глаголами и прилагательными;

--  Использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под), союзы (потому что, чтобы);

--   Употреблять вопросительные слова (  "Куда? Где? Кто? Что? и др.) и различные фразы;

3.  Обогащение словарного запаса:

-- Расширять представления детей об окружающем мире и учить выражать свои знания в словах: (с существительными; с обобщающими словами - посуда; глаголами; прилагательными; местоимениями - я, ты, он, мы, они, мой, твой, мне, тебе; наречиями - вверху, внизу, рядом, быстро, медленно, утро, день. вечер;

4. Развитие связной речи:

-- Понимать речь взрослых;

-- Вступать в диалог, обращаться с вопросами, использовать вежливые слова;

-- Слушать и пересказывать сказки совместно со взрослыми;

-- Рассказывать по картинкам, об игрушках;

-- Вызывать интерес к художественной литературе.

Для закрепления правильного произношения звуков, для улучшения словопроизношения, для развития слухового восприятия, кроме дидактических игр и дыхательных упражнений, широко используем дополнительный речевой материал, потешки, небольшие стихотворения, считалочки и мн. др. Совместное чтение потешек , стихов, задания на договаривание слов приучают детей внимательно слушать, подбирать рифмующие слова, четко и достаточно громко их произносить. Развитию слухового внимания очень способствует и отгадывание загадок. Мы предлагаем детям несложные, небольшие загадки, построенные на звукоподражании, помогающие найти ключ к отгадке. В качестве вспомогательных средств, для подведения детей к правильному ответу, мы используем игрушки или предметы.

Уважаемые родители! необходимо так же помнить, что дети  плохо произносящие звуки речи, часто бывают замкнутыми и не принимают участие в коллективных играх - такие дети могут отставать в развитии от своих сверстников и не всегда готовы к занятиям, совместной и индивидуальной деятельности.

Формирование у детей элементарного представления о строении речи способствует повышению их интереса к речевым явлениям, делает их способными более внимательно относиться к своей речи, к речи других. Все это облегчает дальнейшее усвоение родного языка, благоприятствует воспитанию культуры речи. Сейчас важно придерживаться условий, когда мы -  педагоги и вы - уважаемые родители, совместно, должны приложить усилия, найти приемы, формы для улучшения качества развития речи детей. Возможно, нужно больше детям читать, проводить беседы дома во время игр, чаепития, просмотра телевизионных программ, во время семейных прогулок. Обращать внимание ребенка на происходящие вокруг события, явления и давать разъяснения, сведения о предметах, людях и их поступках.

Обратите внимание, что ребенок к возрасту 3-х лет должен усвоить простые  предложения(от 3 слов и более), употреблять сложные придаточные предложения, задавать вопросы где?, почему?, куда?, когда?

Мы с вами должны понимать, что для обогащения  и совершенствования детской речи необходимо создать вокруг детей  благоприятную речевую среду( из которой они будут заимствовать соответствующие культурные образцы) и осуществлять целенаправленное формирование конкретных речевых умений. А речевая среда - это не только окружающая среда детского сада, но и  домашняя,  более родная для ребенка обстановка, где его окружают самые близкие и любимые люди, где он может не стесняясь выражать свои мысли и желания.

 Уважаемые родители! у нас с вами, на данный момент, одна очень важная  задача - помочь детям в освоении разговорной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение для родительского собрания на тему: «Развитие связной речи детей во второй младшей группе»

Материал содержит краткую характеристику о развитии связной речи детей 3-4х лет, с конспектом занятия по развитию речи " Рассказывание по набору игрушек."...

Доклад к родительскому собранию по теме: "Развитие двигательной активности у детей 2-3 лет"

В докладе представлены мнения известных педагогов, психологов и врачей о необходимости развития двигательных способностей ребёнка, презентация о развитии двигательной активности у детей 2-3 лет в детс...

Доклад к родительскому собранию на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста"

Доклад к родительскому собранию на тему:«Развитие речи детей дошкольного возраста».Цель: повышение педагогической компетенции родителей.Уважаемые родители, бабушки и дедушки!  ...

Доклад к родительскому собранию по теме "Развитие речи детей дошкольного возраста".

Основу речевого развития ребёнок получает в семье в самые первые годы жизни. Ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучен...

Родительское собрание на тему: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

Цель: повышение эффективности коррекционной работы, установление доверительных отношений с родителями воспитанников.Задачи:- помочь родителям осознать свою роль в процессе речевого развития ребёнка;- ...

Родительское собрание на тему: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста».

Родительское собрание на тему: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста». Цель: осветить важность вопросов развития связной речи воспитанников в процессе общения со взрослыми, формиро...