Развитие мелкой моторики у детей 5 - 7 лет
консультация на тему

Бредихина Татьяна Андреевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razv_melk_motor.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет.

Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев,образно говоря, идут тончайшие ручейки,которые  питают источник творческой мысли.

В. А. Сухомлинский

Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет. Но именно в сфере моторики и произвольного внимания чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании шестилетних детей на готовность к школе. Почему же так важны для малышей игры, тренирующие мелкую моторику - движения пальцев и кистей рук?
Разучивание текстов с использованием "пальчиковой" гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Пальчиковые игры помогут детям с задержкой в развитии речи. Моторная потребность, или потребность в движении, имеет огромное значение для человека. Движения совершенствуют функции центральной нервной системы, при движении интенсивнее протекают все физиологические процессы (дыхания, кровообращение, пищеварение, процессы обмена), что ведет к улучшению работы соответствующих органов. Мышцы нарастают в объеме, увеличивается их сила, повышаются эластичные и сократительные свойства. Костное вещество становиться более твердым, позвоночник принимает правильное положение. Дело в том, что двигательный, моторный компонент является необходимой составляющей всех функциональных систем организма, и их развитие невозможно без соответствующего моторного развития. Развивать мелкую моторику и общую моторику рекомендуется параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возможностям. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. На примере простых упражнений на развитие мелкой и общей моторики можно научить ребенка выслушивать, и запоминать, а потом и выполнять инструкции. С одной стороны - двигательная активность ребенка помогает интенсивней развивать его речь, с другой стороны - формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно - пространственных упражнениях. Прежде чем приступить к выполнению упражнений, нужно учесть четыре основных принципа проведения занятий:

Принцип деятельности. Следует неоднократно показывать ребенку, как выполняется упражнение для того, чтобы он научился понимать и запоминать. Чем лучше ребенок этому научится, тем точнее и правильнее он будет выполнять поставленные перед ним задачи.

Принцип дробления. Объем внимания детей ограничен. Поэтому ставьте перед ребенком только одну задачу. Если задача будет для него непосильной, то она может отбить всякое желание заниматься.

Принцип нагрузки. Сущность этого принципа заключается в получении максимального тренировочного эффекта, с помощью предельной для данного уровня развития ребенка нагрузки.

Принцип деятельности. Этот принцип обратный принципу дробления. Сочетание текста и выполнения разных упражнений позволит добиться максимального тренировочного эффекта.

Сначала прочтите стихи в предложенной памятке и рассмотрите жесты, соответствующие стихотворным строкам. Потом почитайте памятку вместе с ребенком, покажите ему, как "рассказывать" стихи руками. А затем пусть он делает это самостоятельно. Хорошо, если малыш попробует придумать новые игры, образы и движения. Такие занятия нравятся детям, в них удачно соединяются потребность в рифмованной речи и потребность в движении, присущие дошкольному возрасту.

 Пальчиковая гимнастика.

Весёлый человечек.

Я – веселый человечек,

Я гуляю и пою.

Я – веселый человечек,

Очень я играть люблю. 

Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу.

Разотру ладошки сильно, 

Растирают ладони.

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним сильно

 И вытягивать начну. 

Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги.

Руки я затем помою, 

Потирают ладони.

Пальчик к пальчику сложу,

На замочек их закрою

 И тепло поберегу.

Складывают пальцы в замок.

У Антошки есть игрушки.

У Антошки есть игрушки: 

Поочередно сгибают пальцы, начиная с большого

Вот веселая лягушка.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрешка

 И с хвостом пушистым кошка.

Индюк

Индюк из города идет,

Игрушку новую везет.

Игрушка не простая,

Игрушка расписная.

Пальчики обеих рук «идут» по столу.

Осень.

Осень, осень, 

трем ладошки друг о друга

Приходи! 

 по очереди сжимаем кулачки

 Осень, осень, 

 трем ладошки друг о друга

 Погляди! 

 положить ладошки на щеки

 Листья желтые кружатся, 

движение ладонями сверху вниз

Тихо на землю ложатся. 

поглаживаем коленки

 Солнце нас уже не греет, 

 по очереди сжимаем кулачки

 Ветер дует все сильнее, 

разводим одновременно ручки в разные стороны

 К югу полетели птицы, 

скрестить ручки и пошевелить пальчиками

 Дождик к нам в окно стучится. 

 стучим пальчиками по ладошкам

Дом.

Я хочу построить дом,

 Руки над головой «домиком».

Чтоб окошко было в нём,

 Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко».

Чтоб у дома дверь была, 

Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.

Рядом чтоб сосна росла.

 Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.

Чтоб вокруг забор стоял 

Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.

Пёс ворота охранял. 

Одна рука «пёс», мизинец отсоединить от других пальцев.

Солнце было,

 Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.

Дождик шёл,

 «Стряхивающие» движения.

И тюльпан в саду расцвёл. 

Пальчиковые игры без использования текста.

Бусы.

Цель: развивать точность движений, закрепить знание цветов.

Что необходимо: крашенные макароны, длинный шнурок.

Как играем: нанизываем макароны на шнурок, можно предложить определенное чередование цветов макарон.

Упражнения с прищепками.

Цель: развивать точность движений, внимание.

Что необходимо: коробка, прищепки, набор парных картинок. На край коробки и на прищепки наклеить картинки.

Как играем: взять прищепку с любой картинкой, на коробке найти такую же картинку, прицепить на край коробки.

Дорожки.

Цель: развивать точность движений, умение ориентироваться на листе бумаги.

Что необходимо: лист картона, природный материал (мелкие камешки, ракушки, фасоль, горох), мелкие пуговицы.

Как играем: на листе картона выкладываем извилистые дорожки материалом по выбору ребенка.

Выкладывание по контуру.

Цель: развивать точность движений.


Что необходимо: набор листов с контурным изображением предметов, цветные скрепки, пуговицы, природный материал (ракушки, мелкие камешки, фасоль).


Как играем: предложить выбрать фигуру, по заданному контуру с помощью выбранного материала выложить фигуру, можно предложить «закрасить» фигуру.

Картина из бусин.

Цель: развивать точность движений, творческое воображение.


Что необходимо: лист картона, набор цветных бусин.


Как играем: на листе картона выложить рисунок по желанию.

Скручивание лент.

Цель: развивать точность движений.


Что необходимо: прикреплённые длинные атласные ленты с приклеенной на конце небольшой палочкой (например, от мороженого)
Как играем: предложить скрутить ленты от одного края к другому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Консультация для педагогов ДОО "Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Комплексные занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-5 лет"

Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития....

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...

Консультация для родителей детей второй младшей группы №5 на тему: «Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики»

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, ...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...