Проект с родителями и воспитанниками старшей группы "Мини-музей тряпичной куклы"
проект

Мяльчина Галина Васильевна

Проектная деятельность в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mini_muzey.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад № 56 «Ромашка» города Рубцовска

658200 Алтайский  край  г.  Рубцовск, пер. Гражданский, 14-А

телефон 8(38557)4-67-83, 8(38557)4-58-73, эл. адрес: ds56@ngs.ru

Проект

Мини-музей «Тряпичная кукла»

(Старший дошкольный возраст)

Руководитель проекта:

Мяльчина Галина Васильевна

Воспитатель

Первой квалификационной категории

Рубцовск, 2016

Срок реализации: 6 месяцев.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Вид проекта: Творческий

Длительность: краткосрочный

Образовательные области:   

- Социально-коммуникативное развитие;

- Познавательное развитие;

-  Художественно-эстетическое развитие;

-  Физическое развитие.

Методы проекта: наглядный, словесный, практический,    

поисково- исследовательский.

Выяснение  интересов и потребностей  детей по данной теме.

Вопросы беседы:
1. Знаешь ли ты, что такое кукла?
2. Есть ли дома тряпичная кукла?
3. Что нужно для изготовления тряпичной куклы?
4. Умеешь ли ты делать тряпичные куклы?
5. Хочешь научиться делать тряпичную куклу?

Проблема:

 Игрушек в современном мире много, особенно в городах. Огромные супермаркеты игрушек предлагают большой выбор, на любой вкус. Но что развивают в ребёнке современные игрушки? Народная тряпичная кукла полностью вытеснена современными игрушками, но именно она является уникальным и особым видом искусства, тряпичная кукла хранит в себе традиции и обряды, которые на протяжении многих веков складывались у русского народа.  Одно из приоритетных направлений работы в нашем саду «Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. » Имеется комната русского быта, которую дети с удовольствием посещают. И я решила создать в группе мини – музей «Тряпичной куклы», чтобы приобщить детей к народной культуре через ознакомление с тряпичной  куклой, повысить интерес детей к истории русского народа.

Актуальность:

  Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Куклы были самые разные, не только из ткани - из бересты, из соломы, из золы.  Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Народная игровая кукла, является необходимым традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Народная кукла удовлетворяет потребность ребёнка в активной познавательной деятельности.

Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами. Это великолепный образец  для занятий по рукоделию, художественному труду  и творчеству. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. 

Вовлечение  дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской» цели).
Что знаю?

Что хочу узнать?

Как узнать?

Цель:

- Укрепление взаимодействия ДОУ и семьи через формирование у детей интереса к истории и культуре традиционной народной тряпичной куклы.        

Задачи:

- Вовлечение родителей воспитанников в жизнь группы.

- Использование новых форм работы с детьми и их родителями.

- Создание мини-музея народной тряпичной куклы.

- Изучение истории возникновения народной тряпичной куклы.
- Знакомство с техникой изготовлению народной тряпичной куклы, вызвать интерес к созданию народной куклы, ее обыгрыванию, подвести к пониманию ее назначения.
- Воспитание  интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.

Предполагаемый результат:

- Создание альбома «Тряпичная Кукла» .

- Выставка кукол сделанных руками детей и родителей.

- Создание мини-музея тряпичных кукол в группе ДОУ. 

Подготовительный этап.

Познавательное развитие:

Экскурсия в краеведческий музей.

Экскурсия в библиотеку.

Чтение художественной литературы:

Народная сказка «Василиса Прекрасная», Стихи о куклах авторы: Г. Заславская, Л. Рубальская, В. Берестов .

Разучивание колыбельных песен, пословиц, поговорок, потешек.

Игровая деятельность:
Дидактические игры:
«Составь картинку»,
«Узнай по описанию».
Русские народные игры: «Пирог», «Жмурки», «Платочек», «Гуси – гуси», «Ручеёк»
(подвижные, малоподвижные) .
Сюжетно- ролевые игры:
«Семья»,
«Дочки-матери».

Речевое развитие:
Беседа «История возникновения
народной куклы».
Беседа «Виды кукол».
Беседа «Русская народная игрушка».
Беседа «Моя любимая игрушка».
Продуктивная деятельность :
Рисование: «Моя любимая кукла».
Лепка «Девочка в сарафане».

Аппликация «Украсим кукле сарафан».

Мастер –класс «Кукла - кувадка».

Работа с родителями:

 - Родительское собрание на тему: « Какие игрушки нужны детям».

 - Консультация: «Роль народной тряпичной куклы в воспитании и развитии детей".  

 Основной этап.

Оформление мини – музея традиционной тряпичной куклы.

Заключительный этап.

- Презентация проекта Мини – музей «Тряпичная кукла»

- Проведение  выставки для родителей  мини – музей «Тряпичная кукла».

Результат проекта:

─ У детей выработан интерес к изучению исторического прошлого русского народа,  народных традиций, к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.

─ У детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для её изготовления.

─ Собран дидактический и методический материал по теме «Традиционная тряпичная кукла».

─  Оформлен «Мини-музей традиционной тряпичной куклы".

Вывод.

 На протяжении реализации проекта у детей сохранялся устойчивый интерес т.к. дети постоянно являлись участниками образовательного процесса. Интерес сохранялся благодаря  разнообразию деятельности детей (смены ролевых позиций), отражением впечатлений от экскурсий и занятий в продуктивной деятельности, а также участием родителей в проекте. Совместная деятельность всех участников проекта привела к единению детско – родительского и педагогического коллектива. Дети и взрослые получили творческий импульс  к  развитию своих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе "Изготовление тряпичной куклы"

Беседы об истории тряпичной куклы и рассматривания иллюстраций.Знакомство с понятием оберег.Русская народная игра "Маланья".Беседа о старинных русских имена.Изготовление куклы-оберег "День"....

Проект в подготовительной к школе группы «Изготовление традиционной тряпичной куклы».

Данный проект представляет собой исследование  традиционной  тряпичной куклы, как  элемента народной художественной культуры, средства народной педагогики, с помощью которого ребёнок и ...

Вариативное мероприятие по работе с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста Тема: «Кукла своими руками»

Способствовать гармонизации родительски-детских взаимоотношений, приобщая к народной культуре через совместное творчество...

Проект в старшей группе "Народная тряпичная кукла" 2017 г.

Проект в старшей группе "Народная тряпичная кукла" 2017г....

Мастер- класс для родителей и воспитанников 3-4 лет "С куклами возиться- бытию учиться" (Изготовление русской народной тряпичной куклы Хороводницы).

Мастер- класс по ознакомлению родителей с приемами и способами изготовления игрушек-тренажеров своими руками для стимуляции речевого развития детей....

Конспект творческой мастерской для родителей и детей по изготовлению народной тряпичной куклы «Масленица»

Конспект творческой мастерской  для родителей и детей по изготовлению народной тряпичной куклы «Масленица»...