Взаимодействие с родителями
консультация

Волченко Виктория Анатольевна

Система работы во взаимодействии с родителями воспитанников ДОУ по преодолению проблем в обучении и развитии детей строится  через индивидуальные консультации с родителями, онлайн - собрания, вовлечение их в проектную деятельность, консультации в социальных сетях, оформлении наглядных материалов, дидактических пособий и выставок, посещение семей воспитанников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение детей дошкольного возраста типовым приемам фантазирования.

Цель:

-развитие воображения и творческой активности;

-научить ребенка делать фантастические преобразования объекта по какому-либо признаку.

Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований, названия приемам даны в виде имен волшебников с различными возможностями.

  • Прием "Увеличение - уменьшение"
  • Прием "Деление - объединение"
  • Прием "Преобразование признаков времени"
  • Прием "Оживление - окаменение"
  • Прием "Специализация – универсализация"
  • Прием "Наоборот"

Прием "Увеличение - уменьшение"

Суть приема - в изменении по убывающей или возрастающей любого признака объекта.

  • размер
  • количество
  • специфический признак

Прием представлен волшебником: Волшебник Увеличение-Уменьшение.

Прием "Деление - объединение"

Цельный объект раздробить на части или, наоборот, раздробленный сделать цельным. Составить объект из частей других объектов. Предназначен для фантастического преобразования с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов или их частей.

Прием представлен волшебником: Волшебник Деления-Объединения.

Основной принцип их действия – отсутствие всяких правил, несовместимое с логикой деление и комбинирование.

За действиями Волшебника Деления всегда следуют фантастические преобразования, произведенные с помощью Волшебника Объединения, и наоборот. Ребята сами должны догадаться и объяснить волшебные преобразования с точки зрения практического применения.

Прием "Преобразование признаков времени"

Суть приема- перенести объект во времени в прошлое или будущее.

Представлен волшебником: Волшебник Времени.

Фантазирование основано на изменении признаков времени.

Волшебник Времени может:

Убыстрить процессы, протекающие, в самом объекте (Волшебник Быстрых Минут), замедлить процессы (Волшебник Замедления).

Поменять местами временные отрезки, в которых протекали определенные события (Волшебник Перепутывания Времени).

Заставить протекать события в обратной последовательности (Волшебник Обратного Времени).

Переместить объекты на дальние временные отрезки (Машина Времени), на ближние - относительно жизни данного объекта (Зеркало Времени).

Остановить время для объекта, его частей или места нахождения (Волшебник, остановивший Время).

Прием "Оживление - окаменение"

Придать неживому объекту свойства живого и наоборот.

Представлен волшебником: Волшебник Оживления-Окаменения.

При воздействии Волшебника Оживления неживое становится живым и подвижным, живые организмы становятся более динамичными.

При воздействии Волшебника Окаменения живое становится неподвижным, а неживое – абсолютно статичным.

Использование приемов позволяет изменять объект, его часть или место обитания по признаку динамичности или статичности.

Прием "Специализация – универсализация"

Сделать объект универсальным (способным выполнять различные функции) или, наоборот, ограничить действия объекта.

Представлен волшебником: Волшебник Всемогу.

Прием Универсализации дает возможность объекту выполнять множество функций, даже ему не свойственных.

Прием Специализации позволяет ограничить возможности объекта в рамках типичной для него функции.

Прием "Наоборот"

Заменить действия или свойства объекта на противоположные.

Представлен волшебником: Волшебник Наоборот.

Суть приема заключается в выявлении определенного признака или значения признака объекта и замене их на противоположные.

Приемы и волшебники

Приемы

(как применяем?)

Имена признаков

(что меняем?)

Увеличение – уменьшение

Цвет, размер, части, место, действие, форма.

Дробление – объединение

Цвет, размер, части, место, действие, форма.

Наоборот

Цвет, размер, части, место, действие, форма.

Смещение во времени

Ускорение, замедление, машина времени (смещение во времени), зеркало времени, обратное время, смешанное время.

Оживление – окаменение

Вещество, существо, части.

Простое – сложное (ограничение – универсализация)

Питание, действие.

Игры:

«Что стало большим, что стало маленьким».

Учить представлять, описывать, разрешать ситуации, возникающие в результате воздействия Волшебников изменения размера.

Воспитатель предлагает детям картинки, в которых объекты или части нарисованы неверно (огромные пуговицы и маленькое пальто). Дети должны увидеть неточности и исправить их. По итогам обсуждения возможно составление и решение творческих задач с измененным по размеру объектом, например: как действовать с маленьким пальто, у которого большие пуговицы. Игра «Хорошо – плохо».

«Мы – великаны (крохи)».

Учить представлять, описывать, разрешать ситуации, возникающие в результате воздействия Волшебников изменения размера.

Детям предлагается превратиться в великанов, а затем обсуждается, какие предметы их окружают, как гулять, где жить, хорошо ли путешествовать (аналогично проводится игра с уменьшением героев). По итогам обсуждения возможна не только изобразительная деятельность, но и составление и решение творческих задач с измененным по размеру объектом, например: как действовать с маленьким пальто, у которого большие пуговицы. Игра «Хорошо – плохо».

«Помечтаем?».

Учить фантазировать с помощью приема преобразования размера. Побуждать детей производить оценку на уровне «хорошо – плохо».

Дети произносят фразы типа «Я хотел бы стать маленьким, чтобы пожить в муравейнике», «Я хотел бы стать большим, чтобы…».

Оценка преобразования на уровне «хорошо – плохо».

«Мы – Волшебники Увеличения – Уменьшения».

Учить самостоятельно преобразовывать объект по размеру, объяснять практическое применение измененного объекта.

Ребенок выбирает в группе объект, который бы хотел изменить с помощью приема увеличения – уменьшения, например: «Я хочу, чтобы мой Волшебник увеличения коснулся рыбки в аквариуме». Далее ребенок объясняет, что изменилось, хорошо или плохо этому объекту. В заключение выясняется практическое применение измененного объекта, предлагаются возможные изменения в окружающем.

«Измени по размеру часть».

Учить самостоятельно преобразовывать части объекта по размеру, решать проблемные ситуации, возникшие в результате изменения величины части объекта.

Ребенок изменяет часть в выбранном объекте с помощью приема увеличения – уменьшения. Он объясняет, что произойдет, как этот объект будет существовать. Обсуждение проблемных ситуаций может носить юмористическую направленность (как человеку спать, если у него станут огромными уши).

«Что делать?».

Учить использовать прием увеличения – уменьшения с целью изменения надсистемы, решать проблемные ситуации.

Воспитатель предлагает ситуацию: «Волшебник Уменьшения изменил место, где обычно лежат (или рисуют) карандаши. Что изменит свой размер?» (изменение размера уголка изобразительной деятельности). Обсуждение проблемных ситуаций, возникших при данном преобразовании.

«Путаница».

Учить самостоятельно осуществлять преобразования с помощь изменения размера.

Детям предлагается выбрать два сказочных объекта (большого или маленького размера) и перепутать их размеры (малюсенькая кошка и огромный мышонок) или заменить на противоположные (выросла репка маленькая – премаленькая).

«Волшебник Дробления – Объединения проводит чудесные преобразования».

Учить определять части и целое у объекта и менять их местами.

Воспитатель предлагает рассмотреть знакомый объект по частям и заменить часть объекта, а объект частью; например: телевизор имеет экран, кнопки и ножки; теперь кнопка – сам объект, а у нее есть часть – сам телевизор. Или: у цветка есть стебель, серединка, лепестки. Теперь объект – лепесток, на котором находится цветок. Игра «Хорошо – плохо».

Объявить детям, что такие преобразования делает Волшебник Дробления – объединения.

«Потеря части или свойства».

Учить детей устанавливать недостающие свойства или части объекта.

Воспитатель называет объект. Дети обозначают его части или свойства. После этого объявляется «потеря». Дети обсуждают, что будет происходить, если, например, ступа Бабы Яги потеряет дно, а Соловей – разбойник – свист.

«Мастерская поделок».

Учить объединять разные части для создания нового объекта, определяя его назначение.

Детям предлагается различный бросовый материал, части игрушек для создания новой игрушки. Дети должны объяснить, как играть с новой игрушкой.

В младшей группе вместо природного материала воспитатель может предложить части сломанных игрушек. Скрепление идет пластилином.

«Завод игрушек».

Учить видеть многофункциональность применения множества одинаковых объектов

Детям предлагается придумать и изготовить как можно больше игрушек или предметов из пластмассовых стаканчиков (используется прием дробления – объединения).

Усложнением является анализ сказочных образов, созданных на основе объединения однородного множества. Например: Лошарик – лошадка из шариков; Кубарик – человечек из кубиков.

«Необычный город».

Учить использовать прием дробления – объединения с целью изменения надсистемы объекта, решать проблемные ситуации.

Воспитатель предлагает ситуацию: «Волшебник Дробления – Объединения пришел и стал создавать необычный город. Главным строительным материалов он взял арбуз. Как будет выглядеть машина из арбузов, качели и т.д.

«Путаница».

Учить самостоятельно осуществлять преобразования с помощь замены частей знакомых объектов.

Детям предлагается выбрать два сказочных объекта (Чебурашка, крокодил, обезьяна) и назвать их части (голова, туловище, хвост) и позвать волшебника объединения, который соединит их наобум. Придумать название новому герою, обсудить его место обитания, характер, способы питания и защиты от врагов. Факторы изменения фиксируются в продуктивной деятельности (лепка, составление рассказов, рисование и т.д.).

«Если бы у меня…».

Учить детей самостоятельно преобразовывать свойства объекта по принципу увеличения – уменьшения степени проявления.

Детям предлагается увеличить или уменьшить степень проявления какого – либо свойства; например: увеличить силу голоса или уменьшить цвет. Решение проблемных ситуаций в случае, если ребенок стал уметь видеть сквозь стенки или бегать быстрее самолета.

Задание рекомендуется проводить в старшем дошкольном возрасте.

«Волшебник Дробления – Объединения проводит чудесные преобразования».

Учить определять части и целое у объекта и менять их местами.

Воспитатель предлагает рассмотреть знакомый объект по частям и заменить часть объекта, а объект частью; например: телевизор имеет экран, кнопки и ножки; теперь кнопка – сам объект, а у нее есть часть – сам телевизор. Или: у цветка есть стебель, серединка, лепестки. Теперь объект – лепесток, на котором находится цветок. Игра «Хорошо – плохо».

Объявить детям, что такие преобразования делает Волшебник Дробления – объединения

«Подарки Волшебника Дробления – Объединения».

Учить создавать новые объекты с помощью добавления какого – либо свойства.

Воспитатель предлагает детям картинки с изображением разных объектов. Дети называют свойство своих объектов и приглашают Волшебника Дробления – Объединения. Происходит обмен свойствами. Дети выясняют, каким теперь стал объект, и что в этом стало хорошего и плохого. Например: мыло подарило свойство запаха телевизору, а телевизор подарил мылу свойство показывать.

В качестве усложнения можно предложить детям вспомнить, какие свойства были подарены Волшебником Дробления – Объединения сказочным персонажам.

«Завод игрушек».

Учить видеть многофункциональность применения множества одинаковых объектов.

Детям предлагается придумать и изготовить как можно больше игрушек или предметов из пластмассовых стаканчиков (используется прием дробления – объединения).

Усложнением является анализ сказочных образов, созданных на основе объединения однородного множества. Например: Лошарик – лошадка из шариков; Кубарик – человечек из кубиков.

«Мы – Волшебники Объединения».

Учить самостоятельно преобразовывать объект с помощью приема дробления – объединения и объяснять практическое применение созданного объекта.

Ребенок выбирает в группе объект, который бы хотел изменить с помощью приема дробления – объединения, например: «Я хочу, чтобы мой Волшебник Дробления коснулся паровозика». Далее ребенок объясняет, что произошло (объект делится на части), хорошо это или плохо для объекта. Затем приглашается волшебник объединения, который может связать между собой части объекта или объединить несовместимые части (колеса поставили на трубу).

«Необычный город».

Учить использовать прием дробления – объединения с целью изменения надсистемы объекта, решать проблемные ситуации.

Воспитатель предлагает ситуацию: «Волшебник Дробления – Объединения пришел и стал создавать необычный город. Главным строительным материалов он взял арбуз. Как будет выглядеть машина из арбузов, качели и т.д.

«Замри – отомри».

Закрепить представления о многообразии мира, о том, что есть объекты подвижные и статичные.

Ведущий называет объекты динамичные и статичные. Играющие показывают (жестом, мимикой, движением), когда они могут быть подвижны (динамичны), а когда нет (статичны). Воспитатель объясняет возможности Волшебника Оживления – Окаменения

«Мы – Волшебники Оживления – Окаменения».

Учить самостоятельно преобразовывать объекты с помощью Волшебника Оживления – Окаменения, решать проблемные ситуации, возникшие в результате их изменения.

Воспитатель предлагает пригласить Волшебника Оживления, который может неподвижное оживить, подвижное очеловечить, а человека сделать навсегда движущимся. Дети выбирают объекты (рукотворного и природного мира), совершают преобразование, описывают, когда это бывает в реальном мире. Производя фантастические преобразования (живой стол), дети решают проблемные ситуации (как рисовать на бегающем столе и т.д.).

«На что похоже?».

Учить детей находить похожие по внешнему виду объекты, но разные по признаку динамичности – статичности.

Воспитатель предлагает найти в реальном мире объекты, похожие внешне, но разные по степени проявления признаков статичности и динамичности. Например: камень и черепаха. Предложить детям пригласить Волшебников Оживления – Окаменения и поменять местами эти свойства. Получается движущийся камень или заснувшая, неподвижная черепаха.

«К нам пришел Волшебник Всемогу».

Учить детей расширять функцию объекта, делая его многофункциональным и объяснять полезность новой функции.

Ведущий называет какой – либо объект рукотворного мира. Дети выделяют основную функцию данного объекта. Приглашаем Волшебника Всемогу. Дети описывают результаты воздействия на объект (из чего должен быть сделан такой объект, как он будет выглядеть, его устройство) или на его часть (практическое применение многофункциональной части объекта – ножка стула удерживает любой вес, проводит воду). Дают название новому объекту.

«Мы – Волшебники, которые могут все».

Учить детей самостоятельно ограничивать или расширять функции объектов.

Ведущий предлагает детям выбрать любые предметы, выделить их основные функции и пригласить (на выбор) Волшебников Могутолько и Всемогу.

Дети описывают результаты преобразований объектов и изображают в продуктивной деятельности (рисунок, аппликация, лепка и т.д.).

«Позови джина».

Учить находить в сказках примеры универсализации – специализации волшебства. Изобретать волшебные предметы специального и универсального характера, составлять истории на основе использования данного приема.

Воспитатель предлагает детям вспомнить сказки, в которых были предметы, умеющие делать все (волшебная палочка, цветик – семицветик и т.д.), обсудить, что и они имели ограничения (перечислить, какие). Далее дети называют сказки, в которых были волшебные предметы, выполняющие какое – то одно дело (сапоги – скороходы, скатерть – самобранка и т.д.). Обсудить, как можно было бы расширить их возможности.

«Парные картинки».

Учить детей выявлять функцию объекта и заменить ее на противоположную.

Воспитатель подбирает картинки с изображением предметов, выполняющих противоположные функции. Каждой паре детей дается задание: выбрать пару предметов, выполняющих противоположную функцию, и назвать ее.

«Заколдованное место».

Учить детей решать ситуации, возникающие в результате воздействия Волшебника Наоборот на функцию объекта.

К детям в гости пришел Волшебник Наоборот и дотронулся до помещения группы. Дети описывают изменения каждого объекта и его функции, происходящие в данном месте, на физическом уровне (цветы растут вниз, стулья сбрасывают сидящих, бумага впитывает след от карандаша и т.д.), и рассказывают, как можно практически использовать измененный объект.

«Сказка наоборот».

Учить называть противоположные свойства и качества предметов, преобразовывать объекты, сказочных героев по принципу «наоборот».

Педагог просит детей назвать героев. Выявить их свойства. Например: Красная Шапочка ласковая и послушная, Айболит сердобольный и понимающий, Карабас – Барабас жестокий и грубый. С помощью Волшебника Наоборот заменить свойства героев на противоположные (Красная Шапочка – грубая и непослушная, Айболит – жестокий и себялюбивый, Карабас – Барабас – ласковый и добрый). Волшебник Наоборот может быть представлен в виде злой волшебницы, волшебной Наоборотной таблетки (конфетки) и т.д.

«Меняем порядок».

Учить детей нарушать логическую последовательность хода событий с помощью Волшебника Перепутывания времени.

Обсуждение хода какого – либо события или последовательности линии жизни объекта. Приглашение Волшебника Перепутывания времени, который перепутал порядок хода событий.

Детей старшего дошкольного возраста следует побуждать к составлению фантастических рассказов.

«В гостях у Волшебника перепутывания времени».

Продолжать учить определять основное назначение каждого временного отрезка жизни объектов. Находить выход из парадоксальных ситуаций.

Ведущий предлагает картинки, на которых изображен объект в различные моменты жизни (младенец, девочка, подросток, девушка, молодая женщина, пожилая женщина, бабушка; семечка, росток, побег, бутон, цветок, коробочка с семенами, высохший стебель и др.). Дети определяют функцию, основное назначение каждого периода жизни у изображенных объектов и обозначают схематично под каждой карточкой. Волшебник перепутывания времени меняет местами картинки.

Литература: Методы формирования навыков мышления, воображения, и речи дошкольников. Т.А. Сидорчук.2015год; Творческие задания «Золотого Ключика» Е.В.Андреева, С.В.Лелюх, Т.А.Сидорчук, Н.А.Яковлева – г.Самара, Центр развития образования, 2001год.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 13

«Скажи наоборот» Красная Шапочка – ласковая , а наоборот ( грубая). Великан – огромный, а наоборот (маленький). Золушка – бедная, а наоборот ( богатая). Айболит – добрый, а наоборот ( злой). Баба Яга – старая, а наоборот (молодая ). Карабас Барабас – злой , а наоборот (добрый ). Мальчик с пальчик –умный , а наоборот (глупый ). Кощей Бессмертный – худой, а наоборот (толстый ). Красная Шапочка-послушная, а наоборот(капризная). Великан-страшный, а наоборот(красивый). Мальчик с пальчик – маленький, а наоборот(большой). Золушка трудолюбивая, а наоборот(ленивая).



Предварительный просмотр:

Мастер – класс для родителей.

Добрый день уважаемые родители!

Хочу представить вашему вниманию свою инновационную тему «Формирование у детей младшего дошкольного возраста конструктивных умений и навыков в процессе технического конструирования с использованием модели ОИЗ(признаки)».

Целью моей темы является формирование у детей конструктивных умений и навыков с использованием модели оиз(признаки). Для того чтобы начать работать по этой теме мы знакомим детей с признаками объектов.

Около 50 лет назад, замечательный человек, ученый, инженер, изобретатель, писатель-фантаст, организатор и преподаватель – Генрих Саулович Альтшуллер - создал очень интересную и весьма эффективную теорию – Теорию Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). " Объект - имя признака - значение имени признака".

Цель: усвоение детьми наличия ряда признаков и их значений у объектов окружающего мира.

Познавательная деятельность дошкольников сводится к выяснению признаков объектов окружающего его мира.

Все модели, методики и технологии, то есть весь инструментарий OTСМ-ТРИЗ-РТВ строится на освоении базовой фундаментальной модели «Объект - имя признака - значение имени признака». Для более эффективного и активного освоения детьми методов OTCМ -ТРИЗ необходимы достаточные навыки работы с данной моделью.

Наша задача - научить детей точно и полно воспринимать объекты окружающего мира, через восприятие их разнообразных признаков и свойств: цвет; форма, величина, вес, звук и так далее.

Освоение модели «Объект - имя признака - значение имени признака» позволяет ребенку, начиная с младшего дошкольного возраста, усвоить наличие ряда признаков и их значении у любого объекта окружающего мира.

Дети могут легко определить значения признаков объектов, описывать, сравнивать, преобразовывать различные объекты через выделение и преобразование признаков.

Важно дошкольнику показать общность объектов материального мира: все они имеют много общих признаков (цвет, форму, величину, температуру и т.д.). Проявляются эти признаки во всех объектах по-разному. Значения данных признаков можно устанавливать в исследуемом объекте. Ребенок фактически овладевает первым инструментом познания: «У объектов есть набор признаков, но в каждом объекте он проявляется по-своему».

Основной прием формирования обобщенного понятия «имя признака» является схематизация. Дети сами должны придумать значок, обозначающий данный признак, и использовать его при выявлении значения у конкретного объекта.

Ступени освоения модели «Объект - имя признака - значение имени признака»:

  1. ступень. Понимание имени признака. При назывании взрослым имени признака, ребенок его понимает и называет значение в конкретном объекте.
  2. ступень. Принятие обозначения (схематизация) имени признака. Ребенок понимает, что у объекта есть конкретный признак, который выражен графически (схематически). При предъявлении схемы признака взрослым, ребенок может считывать признак со схемы, и понимать (называть) его значение в конкретном объекте.
  3. ступень. Самостоятельное применение имени признака и значения (автоматизация). Ребенок самостоятельно конкретизирует признак через его значение у объекта без опоры на схему.

Освоение модели происходит по накопительной системе, то есть третья ступень включает в себя освоение и первой и второй.

Примерная вводная беседа с детьми по освоению признаков.

Ребята, скажите, где мы с вами находимся? А что находится вокруг нас? (ответы детей: стол, стул, игрушки и т.д.) А как это назвать одним словом? Я вам подскажу умное слово - это все можно назвать объектами. А эти объекты все разные или одинаковые? Чем они отличаются? Ответы детей. Воспитатель подводит итог. У этих объектов разный цвет, форма, размер и т.д. Да, эти объекты все разные, а отличаются они все по признакам.

Знакомство с таблицей признаков.

Ребята, признаков у разных объектов много и мы должны их все узнать и запомнить. Как нам запомнить все признаки? Ответы детей.

У нас есть волшебные окошки, которые помогут нам запомнить все признаки объектов. Давайте обозначим эти признаки значками.

Дети придумывают символы признаков «цвет», «форма», «размер».

 Знакомство с другими признаками можно использовать как часть занятия или в совместной деятельности педагога с детьми.

Пособие с   именами признаков - «Познавайкин мир» -  находится в группе и отвечает ряду требованиям.

Пособие д находится в доступном для детей месте. Количество признаков должно соответствовать возрасту детей (младшая группа - до 15, средняя группа - до 18, старшая, подготовительная группа - до 25 признаков).

«Познавайкин мир» имеет сюжет, доступный пониманию детей, соответствует возрасту. Карточки - признаки съёмные (в кармашках в елочке). Символы одинаковые во всех группах, имеют одинаковое обозначение и размер.



Предварительный просмотр:

Мастер – класс для родителей.

Добрый день уважаемые родители!

Представляю вашему вниманию свою инновационную тему «Формирование у детей младшего дошкольного возраста конструктивных умений и навыков в процессе технического конструирования с использованием метода матриц».

Целью моей темы является формирование у детей конструктивных умений и навыков с использованием метода матриц.

Что такое матрицы? Большой энциклопедический словарь дает следующее определение матрицы: Матрица в математике - это прямоугольная таблица каких- либо элементов (чисел, математических выражений), состоящая из строк и столбцов. Над матрицей можно производить действия по правилам матричной алгебры. Толковый словарь Ожегова сообщает, что Матрица – это таблица каких-нибудь математических элементов, состоящая из строк и столбцов. Автор морфологического анализа, частью которого является метод матриц - швейцарский астрофизик Фриц Цвикки. Суть метода матриц состоит в том, что мыслительные операции осуществляются с помощью таблицы, в которой по вертикали и горизонтали выставляются какие - либо показатели. Пересечение значений этих показателей и является основой аналитической деятельности. Морфологическая таблица может выглядеть в виде матриц. Работу с матрицами можно начинать с 3-х летнего возраста, постепенно увеличивая количество рассматриваемых объектов и их признаков. С детьми 3 - 4 лет организуется работа по «волшебной дорожке» с одним вертикальным показателем и двумя-четырьмя горизонтальными показателями (форма, цвет, размер).

На первом этапе работы с матрицами детям были представлены плоскостные изображения какого - либо объекта рукотворного мира. Например: дом, части дома: крыша – по форме треугольная, по цвету желтая, по количеству – 1, окно – по форме квадратное, по цвету красное, по количеству – 2, корпус – по форме квадратный,
по цвету синий, по количеству – 1.
Затем дети «читают» полученную матрицу.

Работа основана на зрительном восприятии волшебной дорожки (дорожек). Для обозначения показателей используются картинки – схемы объектов. Постепенно работа с морфологическими таблицами усложняется: вводятся новые показатели, увеличивается их количество. На втором этапе детям раздаются готовые матрицы, они их считывают, набирают нужные геометрические фигуры, опираясь на значение признаков: форма, цвет, количество и составляют объект. По мере усвоения детьми счета и геометрических фигур, матрицы усложняются.

Таким образом, была создана картотека матриц.
Так как малыши еще не умеют читать, очень хорошо использовать моделирование для обозначения необходимых элементов или использовать предметные картинки. Данный метод развивает умение систематизировать материал по нескольким параметрам, развивает аналитическое мышление, конструктивные умения и навыки, способности к моделированию и воображение.



Предварительный просмотр:

Мастер – класс для родителей

Добрый день уважаемые родители!

Конструируя, ребенок действует,

как зодчий, возводящий здание

собственного интеллекта.

Ж. Пиаже

«Техническое конструирование как средство формирования творческих умений дошкольников»

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

В ребенке от рождения заложены изобретательские нотки. Эти, природой заложенные задатки, реализуются и совершенствуются в конструировании.

Еще А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».

В настоящее время особое внимание уделяется детскому конструированию. В современных программах дошкольного воспитания и обучения эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.

Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio–построение. Термин «конструирование» позаимствован из латинского языка. Слово «construere» означает не что иное, как расположение разнообразных предметов и отдельных частей в строго определенном порядке.

Под детским конструированием подразумевается целенаправленный процесс создания ребенком различных изделий и построек, в которых взаимосвязь частей конструкции определяется способом их соединения в осмысленное целое.

Конструктивная деятельность — это, в первую очередь, самое мощное средство умственного развития ребенка. В процессе конструирования моделируются отношения между структурными, функциональными и пространственными характеристиками конструированного объекта, с его видимыми и скрытыми свойствами. Дети конструируют разные конструкции, модели из строительного материала и деталей конструкторов; создают поделки из бумаги, картона и бросового материала; конструируют художественные композиции из бумаги, картона и бросового материала. В художественном конструировании, помимо умственного развития ребенка, осуществляется развитие его художественных способностей.

Конструирование – вид продуктивной деятельности дошкольника, направленный на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. По своему характеру оно более всего сходно с игрой и изобразительной деятельностью; в нём также отражается окружающая действительность.

В процессе целенаправленного обучения конструированию осуществляется:

• умственное развитие,

• нравственное воспитание,

• эстетическое воспитание,

• трудовое воспитание детей.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений:

• речь детей обогащается новыми терминами понятиями (брусок, куб, пирамида и др., которые в других видах деятельности употребляются редко;

• дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький);

• в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе).

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:

• умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.);

• работать дружно, не мешая друг другу.

Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.

В заключение хотелось отметить, что творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т. д. А в конструктивно-модельной деятельности они могут проявляться, как ни в какой другой деятельности ребенка. Если их развивать и способствовать этому, то дети будут склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство детей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.

Представляю вашему вниманию свою инновационную тему: «Техническое конструирование как средство формирования творческих умений дошкольников».

Целью моей темы является формирование у детей конструктивных умений и навыков с использованием метода матриц.

Что такое матрицы? Большой энциклопедический словарь дает следующее определение матрицы: Матрица в математике - это прямоугольная таблица каких- либо элементов (чисел, математических выражений), состоящая из строк и столбцов. Над матрицей можно производить действия по правилам матричной алгебры. Толковый словарь Ожегова сообщает, что Матрица – это таблица каких-нибудь математических элементов, состоящая из строк и столбцов. Автор морфологического анализа, частью которого является метод матриц - швейцарский астрофизик Фриц Цвикки. Суть метода матриц состоит в том, что мыслительные операции осуществляются с помощью таблицы, в которой по вертикали и горизонтали выставляются какие - либо показатели. Пересечение значений этих показателей и является основой аналитической деятельности. Морфологическая таблица может выглядеть в виде матриц. Работу с матрицами можно начинать с 3-х летнего возраста, постепенно увеличивая количество рассматриваемых объектов и их признаков.

С детьми 4 - 5 лет организуется работа по «волшебной дорожке» с одним вертикальным показателем и двумя-четырьмя горизонтальными показателями (форма, цвет, размер).

На первом этапе работы с матрицами детям были представлены плоскостные изображения какого - либо объекта рукотворного мира. Например: дом, части дома: крыша – по форме треугольная, по цвету желтая, по количеству – 1, окно – по форме квадратное, по цвету красное, по количеству – 2, корпус – по форме квадратный,
по цвету синий, по количеству – 1.
Затем дети «читают» полученную матрицу.

Работа основана на зрительном восприятии волшебной дорожки (дорожек). Для обозначения показателей используются картинки – схемы объектов. Постепенно работа с морфологическими таблицами усложняется: вводятся новые показатели, увеличивается их количество. На втором этапе детям раздаются готовые матрицы, они их считывают, набирают нужные геометрические фигуры, опираясь на значение признаков: форма, цвет, количество и составляют объект. По мере усвоения детьми счета и геометрических фигур, матрицы усложняются.

Таким образом, была создана картотека матриц.
Для детей которые не умеют считывать матрицы, очень хорошо использовать моделирование для обозначения необходимых элементов или использовать предметные картинки. Данный метод развивает умение систематизировать материал по нескольким параметрам, развивает аналитическое мышление, конструктивные умения и навыки, способности к моделированию и воображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Информационная газета как средство взаимодействия с родителями» Взаимодействие с родителями по профилактике детского дорожного травматизма.

Данная работа посвящена важной и актуальной теме – безопасности ребенка.Донести до родителей важность данной работы помогают не только консультации, родительские собрания и прочие формы непосредственн...

Буклет" Эффективные формы взаимодействия с родителям: форма сетевого взаимодействия в социальных сетях"

Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями практически во в...

выступление на педсовете : "Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"

quot;Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ.

Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребёнка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспит...

Организация работы по взаимодействию между группой кратковременного пребывания и 1 младшей группой. Взаимодействие с родителями

   Адаптация ребенка к детскому саду – это и процесс, и результат согласования ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к новой обс...