Главные вкладки

    Журнал для родителей "Родителям о речи ребенка"
    консультация (подготовительная группа) на тему

    Шлапакова Светлана Владимировна

    Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zhurnal_dlya_roditeley.docx941.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    C:\Users\Света\Desktop\hello_html_16a9b17e.jpg

    C:\Users\Света\Desktop\0002-002-Ponjatie-svjaznoj-rechi.jpg

    C:\Users\Света\Desktop\0009-009-Svjaznaja-rech.jpg

    C:\Users\Света\Desktop\0010-010-Rechevaja-kommunikatsija.jpg

    Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

    Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.

    В системе работы по развитию речи в дошкольных образовательных учреждениях главное место отводится формированию у детей связной речи и речевого общения. Именно связная речь обеспечивает общение и взаимопонимание люд.

    Формирование связной речи является следствием усложняющейся деятельности ребёнка и напрямую связано с развитием мышления. К концу дошкольного возраста ребёнок овладевает всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая, и отличается развёрнутостью, сложностью в лингвистическом отношении, предполагает использование полных, распространённых предложений.

    Рассказывание по серии картинок является очень эффективным видом по формированию связной речи. В процессе обучения детей рассказыванию по серии картин на начальных этапах целесообразно использовать приём завершения рассказа, начатого педагогом. Применение этого приёма способствует развитию творческих способностей и фантазий детей. При обучении рассказыванию не нужно прибегать к авторитарному стилю общения, не нужно навязывать свою точку зрению. Нужно учитывать сферу развития общения детей друг с другом, со взрослыми, опираться на индивидуальные особенности детей. Это в полной мере позволит решить задачи развития речи и формирования культуры общения.

    Развитие связной речи детей в  семье


          
    Обучать ребенка быть вежливым и тактичным при участии в диалоге с взрослыми и детьми. Во время бесед с ребенком демонстрировать культуру ведения диалога. Показать пример, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону. 
          Продолжать семейную традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, о семейных и детсадовских мероприятиях и др., где вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому. Обсуждать с ребенком совместные мероприятия. 
          Формировать осознанное отношение к ведению диалога через ненавязчивый анализ текущего диалога (посредством вопросов «Ты внимательно слушал меня?», «Ты понял, о чем я тебе рассказал (а)?», «Что тебе непонятно?», «У тебя есть ко мне вопросы?»).
          Закреплять полученные в детском саду навыки по составлению связных монологических высказываний через: 
          составление рассказов по семейным фотографиям, охватывающим определенный временной отрезок (рост малыша, летний отдых и т. п.); 
          рассказы по сериям картинок (рассказы в картинках Н. Радлова и других художников; комиксы с доступным ребенку содержанием и т. п.); 
          работу с иллюстрациями к непрочитанным книгам (по картинкам в книге определить, о чем она (ее главную идею); кто главные герои; с чего начинаются приключения героев; какие события в ней описаны (средняя часть), чем закончится эта история). 
          Упражнять в составлении элементарных описаний (перечисления предметов, признаков и т. д.) через игровые упражнения типа «Наряды для Золушки» (описание фасонов одежды), «Машины будущего» (описание моделей и их функционала), «Комнаты разных героев» (описание интерьеров — комнаты в Кошкином доме, комнаты Мальвины, Заюшкиной избушки и т. п.). 
          Поощрять попытки ребенка сочинять сказки и рассказы.

           Обыгрывать детские сочинения театрализованными средствами.

    Дети подготовительной группы должны уметь:  внимательно слушать высказывание сверстников, участвовать в беседе. Составлять рассказ по образцу о предмете, рассказы по сюжетной картине, набору картинок с последовательно развивающимся действием. Связно, выразительно, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения. Использовать монологическую и диалогическую формы речи.  Составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную взрослым, воспитателем. Большое влияние на речь детей оказывает речь окружающих его детей и взрослых, а особенно педагога она в определенном смысле является эталоном.

    Приемы развития связной речи:

    Наглядные: составление рассказов по серии картин, по сюжетной и пейзажной картине; составление рассказа о единичных предметах. Так, по каждой лексической теме, которую изучают дети в течение недели, им предлагается составить рассказы о единичных предметах. Например, по теме «Грибы» описать грибы съедобные и несъедобные, по теме «Ягоды» — описать ягоды садовые и ягоды лесные, по теме «Деревья» — сравнение деревьев лиственных и хвойных, деревьев и кустарников.

    Рассказы по серии картин: при работе над серией картин у детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения; последовательное изложение произошедших событий. Дети составляют рассказ как индивидуально, так и коллективно.

    Для составления рассказа по сюжетным картинам используются картины с изображением нескольких групп действующих лиц, или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета («Игры на детской площадке», «Зимние развлечения»). Также детям предлагаются пейзажные картины («Золотая осень» И.Левитана, «Февральская лазурь» И.Грабаря и др.).

    Словесные: Чтение и рассказывание художественного произведения, заучивание наизусть, составление рассказов из личного опыта; рассказывание (с элементами творчества); пересказ (по частям и по ролям), обобщающая беседа. Во всех словесных приёмах используются наглядные приёмы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций.

    Игровые. Сюрпризный момент, игровой персонаж, речевые игры, сюжетно-ролевые игры.

    Рассказы из личного опыта. Этот вид рассказывания имеет большие значение в развитии связной речи. Дети приучаются к широкому речевому общению, развивается умение использовать свой опыт, передавать его в связной повествовании. Темы для детских рассказов подсказывают прогулка, экскурсия, труд, праздник. В подготовительной группе находят место и темы более общего характера, требующие обобщения опыта, моральных суждений: «Кем я буду», «Дары осени», «Мои друзья».

    Составление творческого рассказа. Существуют различные варианты творческого рассказывания.

    1.     Придумывание рассказа по плану.

    2.     Придумывание рассказа по теме без плана.

    3.     Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

    Придумывание рассказа или сказки по плану требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно.

    Придумывание рассказа по теме без плана, даёт еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли. Ребенок выступает автором, сам выбирает содержание и его форму.

    Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему – самый сложный вид рассказывания. Успехи детей во многом зависят от того, как сумеет взрослый заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Взрослому необходимо обращать внимание и на интересное, занимательное содержание рассказа, и на словесную форму, которой оно передано;  следить за тем, как дети в самостоятельной творческой деятельности применяют усвоенные слова и выражения.

    Рассказывание  по игрушке

    1. Описание игрушки — связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа

    2. Сюжетное рассказывание (повествование)

    3. Рассказ по набору игрушек – связный последовательный рассказ про группу игрушек, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями. Его составление облегчается тем, что ребенок рассказывает о действиях, которые совершает сам. Речь его опирается на деятельность ряда анализаторов;

    4.Рассказ по отдельной игрушке – это связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя – данной игрушки. Это наиболее трудный вид рассказывания. Игрушка только определяет главного героя, а образы других действующих лиц, действия и ситуации придумывают сами дети на основе творческого воображения и собственного опыта.

    Обучение пересказу

    - первичное чтение текста без установки на пересказ

    - второе чтение текста с установкой на запоминание

    - беседа по содержанию (вопросы заранее продумываются)

    - работа над текстом

    - рассматривание иллюстраций, картинок

    - третье чтение текста (деление текста на части)

    - составление плана пересказа

    - пересказ

    ДОМАШНЯЯ ИГРОТЕКА

    Предлагаем вашему вниманию  игры и упражнения для развития связной речи детей

    Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи, В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.

    Во время игры учитывайте настроение ребёнка, его возможности и способности.

    Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

    Игровое упражнение “Если бы…”

    Цель – развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования.

    Предложить  детям пофантазировать на такие темы, как:

    - “Если бы я был волшебником, то …”

    - “Если бы я стал невидимым…”

    - “Если весна не наступит никогда…”

    Игровое упражнение “Закончи сам”

    Цель – развитие воображения, связной речи.

    Предложить детям начало сказки или рассказа, а детям даётся задание продолжить или придумать концовку 

    Игра "Что мы видим во дворе?"

    Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях.

    Например: "Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки". Если ребенку трудно описать предмет, помогите ему наводящими вопросами. "Ты увидел дом? Он низкий или высокий?". Игра способствует развитию активной речи, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы видели вчера?

    Вместе с ребенком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы будем делать завтра?

     

    Упражнение "Давай поговорим"

    Является обычной беседой на бытовые темы.

    Инструкция. Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Тебе нравится заниматься со мной?

    В зависимости от активности ребенка его участие может быть квалифицировано как инициативное или пассивное, а речевые ответы как развернутые или краткие, самостоятельные или с опорой на лексику вопроса. Лучше всего вопросы задавать разные по содержанию, внеконтекстные, не связанные с общей темой.

    Упражнение "Посмотри, что увидел, расскажи"

    Ребенку показывается картинка, которую ему нужно внимательно рассмотреть. Через некоторое время картинку убирают. Затем ребенку предлагается ответить на вопросы: "Кто изображен на картинке?", "Во что одета девочка?"

    Затем ребенка следует попросить рассказать, что он понял по картинке. Конечно, сначала ребенок дает краткие ответы: "Видел девочку". Далее ребенку следует предложить описать увиденное более подробно. Если не удается получить более развернутого ответа, можно предложить ребенку снова посмотреть на картинку. Если и при непосредственном просматривании картинки ребенок затрудняется с описанием, следует предложить ему перерисовать картинку в альбом. При перерисовывании их следует раскрасить, что позволит ребенку отдельно воспринимать детали. Когда ребенок раскрасил картинку следует задать ему ряд дополнительных вопросов, используя его рисунок:

    Какого цвета у мальчика брюки? Во что еще он одет? Какого цвета платье, туфли? Во что одета девочка? Что держит девочка? Зачем ей мяч? Чем больше вопросов будет задано, тем лучше будет подготовлен следующий этап работы: формирование сюжетной целостности рисунка.

    Игра "Угадай по описанию"

    Для начала следует предложить ребёнку послушать описание и отгадать, что именно мы описываем. Например, лимон: "Этот фрукт желтого цвета. По форме он слегка продолговатый, на ощупь — шершавый. На вкус он кислый. От него чай становится вкуснее и полезнее".

    Затем можно предложить ребёнку описать его любимую игрушку, животное в зоопарке, рыбку в аквариуме. И уже наступит ваша очередь угадывать, что или кого именно описывает ребёнок.

    Упражнение "Рисуем словами"

    Мы должны рассказать ребёнку, что любое описание строится по определенному плану: сначала нужно назвать предмет, затем следует описать его самые главные, наиболее очевидные, признаки (вид, материал, форму, цвет, предназначение), затем можно описать признаки второстепенные, не очень важные; и наконец, дать оценка описываемого предмета.

    Объясните ребенку, что, таким образом, с помощью слов, мы словно "рисуем" этот предмет. И предложите "нарисовать" словесный портрет какого-нибудь предмета.

    Игра "А что было дальше?"

    В условиях семьи нужно как можно больше внимания уделять формированию самостоятельной связной речи. Например, можно предложить ребёнку придумать продолжение рассказа, или сочинять рассказ вместе с ним, по очереди:

    — Жила-была девочка Маша. Летом Маша отдыхала у бабушки на даче.

    — Как-то раз пошла Маша в лес за ягодами. Набрала Маша полную корзину малины. Устала, села на пенек отдохнуть, смотрит по сторонам.

    — Вдруг слышит — за кустами что-то шуршит и топает!

    — Маша спросила "Кто тут?" (Что было дальше?)

    Как мы видим, ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития связной речи.

    «Вспомним случай»

    Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

    «Рассказы по картинкам»

    Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

    «Чем закончилось?»

    Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

    «Семейное ток-шоу»

    Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте диктофон для записи, дайте "журналисту" в руки микрофон - и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой... До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: "Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?" и т. д.

     

    «Репортаж»

    Вы с ребенком побывали в какой-то поездке, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.

    «Бюро путешествий»

    Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.

    «Изменение ситуации в знакомых сказках»

    - Давай сделаем так, что когда Золушка убегала от принца, у нее потерялась не туфелька, а что-то другое. И поэтому чему-то другому принц также нашел ее».

    Что же потеряла Золушка, а как ее нашел принц?

    Это может быть кольцо, поясок от платья или что-то другое.

    - «Посадил дед не репку, а...» Что?» Рассказываем новую сказку.

    - «Испекла бабка не колобок, а...» Что?»

    Затем подводим ребёнка к самостоятельному изменению сказки и рассказу новой.

    «Закончи сказку»

    Расскажите ребенку начало какой-либо сказочной истории или знакомой сказки до того момента, пока не появятся все герои, и не возникнет проблемная ситуация. Предложите продолжить сказку, придумать новое окончание, схематично изобразив его.

    «Если вдруг»

    Ребёнку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.

    Например, если вдруг на Земле исчезнут: Все пуговицы; все ножницы; все ложки; все книги. Что произойдёт? Чем это можно заменить?

     

    Связная речь является главным основным показателем умственного развития и общего кругозора дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем. Очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании.

     Дети старшего дошкольного возраста  уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно.  Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

    Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, — и ваш ребёнок придёт в школу с хорошо развитой речью.

    Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам! Желаем вам успеха!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Влияние речи родителей на речь ребенка

    Какое влияние оказывает речь родителей на формирование речи ребенка....

    Устный журнал для родителей "Когда ваш ребенок сводит вас с ума" на тему о воспитании

    Данная разработка может использоваться как целое родительское собрание, так и в качестве отдельных консультаций для родителей....

    Буклет для родителей по развитию речи детей 5-6 лет "Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых"

    Данный буклет содержит краткий практический материал по формированию и становлению речи в период старшего дошкольного возраста....

    Журнал для родителей "Музыкальные картинки . Ребенок и музыка."

    Консультация для родителей о влиянии музыки на развитие дошкольника....

    Статья для журнала "Обруч". «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМА «ДЕТСКОЕ БЛОГЕРСТВО»

    Данный материал будет полезен педагогам, которые попробуют внедрять данный прием в своей образовательной организации...