Готовность ребенка к школе.
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

Мазунина Дарья Сергеевна

Презентация, в которой представлено виды готовности ребёгка к обучению в школе (психологическая готовность, интелектуальная готовность, мотивационная, волевая, коммуникативная). Рекомендации психолога для родителей. Упражнения на развитие внимания. Книги в помощь родителям и детям.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Готовность ребенка к школе! Педагог-психолог МБОУ «Школа № 63» Мазунина Дарья Сергеевна

Слайд 2

Систематическая учебная деятельность Ведущая деятельность дошкольника – игра. 2. Статус ученика Школа воспринимается им как символ дальнейшего развития. 3. «Ученик – учитель» Роль ученика, т.е. умения слушать и выполнять указания учителя.

Слайд 3

Психологическая готовность к обучению в школе : интеллектуальная готовность; мотивационная готовность; волевая готовность; коммуникативная готовность.

Слайд 4

Интеллектуальная готовность развитие внимания, памяти; сформированность мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения; умение устанавливать связи между явлениями и событиями.

Слайд 5

К 6 - 7 годам ребенок должен знать: свой адрес и название города, в котором он живет; название страны и ее столицы; имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы; времена года, их последовательность и основные признаки; названия месяцев, дней недели; основные виды деревьев и цветов; домашних и диких животных.

Слайд 6

2. Мотивационная готовность Наличие у ребенка желания принять новую социальную роль – роль школьника . Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался». Но в возрасте 6-7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Слайд 7

3. Волевая готовность наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель; принимать решение о начале деятельности; намечать план действий, выполнять его, проявив определенные усилия, оценивать результат своей деятельности; уметь длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Слайд 8

4. Коммуникативная готовность умение ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе; способности включиться в детское сообщество; действовать совместно с другими ребятами; в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту социально допустимыми способами; подчиняться или руководить.

Слайд 9

Рекомендации психолога для родителей Больше общайтесь и читайте с ребёнком Избегайте чрезмерных требований Право на ошибку Не думайте за ребёнка Не пропустите первые трудности

Слайд 10

Упражнения на развитие внимания Найди ошибку Развитие слухового внимания и памяти. Что появилось? Развитие у детей устойчивости внимания. По порядку Развитие у детей устойчивости внимания. Поставь пальчик Развитие целенаправленного внимания.

Слайд 11

Книги в помощь родителям и детям: 1. «Графические диктанты. Буквы и цифры. Рабочая тетрадь» Васильева И. 2. « Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников» И.В. Стародубцева, Т.П. Завьялова. 3. «Игры и задания на интеллектуальное развитие ребёнка 5-6 лет» Соколова Ю. А. 4. «Логопедическая грамматика для детей» Новиковская О. А . 5. « Обучалочка . Сборник развивающих заданий. Пособие для детей 5 - 6 лет» Натанова Н. Н. 6. «Ребёнок в возрасте 7 лет. Тесты на развитие» Шалаева Г. П. 7. Энциклопедия интеллекта. Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет» Шевелев К. В.

Слайд 12

Список книг для чтениия детям 5-7 лет: 1. “ Винни-пух и все-все-все ” А. Милн 2. “ Малыш и Карлсон ” А. Линдгрен 3. “ Волшебник страны Оз ” Л.Ф. Баум 4. “ Волшебник изумрудного города ” А.М. Волков 5. “ Бибигон ” К. Чуковский 6. “ Умная собачка Соня ” А. Усачёв 7. “ Пять робинзонов ” П.Катаев 8. “ Девочка и Белочка ” П. Катаев 9. “ Буратино ” А. Толстой 10. “ Не буду просить прощения ” С. Прокофьева 11. “ Поучительные истории про мальчика Яшу ” Э. Успенский 12. “ Денискины рассказы ” В. Драгунский 13. “ Рассказы ” Н. Носов 14. “ Рассказы о животных ” В. Бианки 15. “ Дед Мороз и лето ” В. Ливанов 16. “ Приключения Чудастика и его друзей ” А. Курляндский 17. “ Рикки-тикки-тави ” Р. Киплинг

Слайд 13

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников на тему

«Готовность ребенка к школе».

  Здравствуйте, дорогие мамы и папы!

  Меня зовут Мазунина Дарья Сергеевна, я являюсь педагогом – психологом школы.

Сегодня я хотела бы поговорить с вами о готовности Ваших детей к обучению в школе. Начну с того, что:

  1. Ребенок переходит к систематической учебной деятельности.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра.

Но нужно заметить, что поступление ребенка в школу не означает отказа от игр, т.к. по-прежнему значительную часть своего времени первоклассник уделяет именно им.

  1. Приобретается статус ученика. 

Школа воспринимается им как символ дальнейшего развития.

А что разовьет в себе, чего достигнет, пребывая в ее стенах, - во многом зависит от нас, взрослых.

  1. Возникают отношения «ученик - учитель». 

Они требуют от первоклассника принятия роли ученика, т.е. умения слушать и выполнять указания учителя.

Такие симптомы, как: неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность – это результат того, что первоклассник психологически не был готов к обучению в школе.

Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:

► интеллектуальную готовность;

► мотивационную готовность;

► волевую готовность;

► коммуникативную готовность.

А теперь в кратце о каждой готовности ребёнка.

Интеллектуальная готовность предполагает:

  • развитие внимания, памяти;
  • сформированность мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения;
  • умение устанавливать связи между явлениями и событиями.

К 6-7 годам ребенок должен знать:

  • свой адрес и название города, в котором он живет;
  • название страны и ее столицы;
  • имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
  • времена года, их последовательность и основные признаки;
  • названия месяцев, дней недели;
  • основные виды деревьев и цветов;
  • домашних и диких животных.

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.


Мотивационная готовность
 подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль – роль школьника.

 Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью – учебой.

С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его поступление в школу.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался».

 Но в возрасте 6-7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем ребенок еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба – это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Волевая готовность предполагает:

  • наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель;
  • принимать решение о начале деятельности;
  • намечать план действий, выполнять его, проявив определенные усилия, оценивать результат своей деятельности;
  • а также уметь длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Коммуникативная готовность проявляется:

  • в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе;
  • в способности включиться в детское сообщество;
  • действовать совместно с другими ребятами;
  • в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту социально допустимыми способами;
  • подчиняться или руководить.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего ребенка с окружающими.

Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Рекомендации психолога для родителей.

Мне бы хотелось остановиться на рекомендациях, которым необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы не отбить у ребенка желание учиться.

Больше общайтесь с ребёнком и читайте.

    Чтение должно стать неотъемлемой частью жизни каждого ребёнка. Книги, которые читают детям, не всегда соответствуют их возрасту и развитию. Иногда это чтение с отставанием («Репка», «Колобок» и т.п.) или с опережением (рассчитанные на младший или средний школьный возраст). Когда вы читаете ребёнку, он обязательно должен высказывать своё мнение о прочитанном. Задавайте ему вопросы:

– О ком или о чём произведение?

– Кто понравился и чем?

– Как бы ты поступил на месте героя?

– Продолжи сказку (рассказ).

– Рассмотри иллюстрацию. К какому сюжету она относится?

– Нарисуй свой рисунок.

Избегайте чрезмерных требований. 

 Право на ошибку. 

 Не думайте за ребёнка. 

 Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда.

Упражнения на развитие внимания.

  • Найди ошибку
  • Что появилось?
  • По порядку
  • Поставь пальчик

Книги в помощь родителям и детям

1.  «Графические диктанты. Буквы и цифры. Рабочая тетрадь» Васильева И.

2.  « Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников» И.В. Стародубцева, Т.П. Завьялова.

3. «Игры и задания на интеллектуальное развитие ребёнка 5-6 лет» Соколова Ю. А.

4. «Логопедическая грамматика для детей» Новиковская О. А.

5. «Обучалочка. Сборник развивающих заданий. Пособие для детей 5 - 6 лет» Натанова Н. Н.

6. «Ребёнок в возрасте 7 лет. Тесты на развитие» Шалаева Г. П.

7. Энциклопедия интеллекта. Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет» Шевелев К. В.

Список книг для чтениия детям 5-7 лет:

1. “Винни-пух и все-все-все” А. Милн 
2. “Малыш и Карлсон” А. Линдгрен 
3. “Волшебник страны Оз” Л.Ф. Баум
4. “Волшебник изумрудного города”А.М. Волков 
5. “Бибигон” К. Чуковский 
6. “Умная собачка Соня” А. Усачёв
7. “Пять робинзонов ” П.Катаев
8. “Девочка и Белочка” П. Катаев 
9. “Буратино” А. Толстой
10. “Не буду просить прощения” С. Прокофьева 
11. “Поучительные истории про мальчика Яшу” Э. Успенский
12. “Денискины рассказы” В. Драгунский
13. “Рассказы” Н. Носов
14. “Рассказы о животных” В. Бианки
15. “Дед Мороз и лето” В. Ливанов
16. “Приключения Чудастика и его друзей” А. Курляндский
17. “Рикки-тикки-тави” Р. Киплинг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе

Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....

Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школе Как определить готовность ребенка к школе

Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школеКак определить готовность ребенка к школе...

Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться  к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...