Музыка и экология
консультация (старшая группа) на тему

Кретинина Людмила Владимировна
 
Основная задача воспитания в детском саду - всестороннее и гармоническое развитие личности ребенка. Музыка может научить детей быть добрыми, любить и беречь нашу красивую природу; она помогает быть детям любознательными, вести себя в природе, учиить слушать музыку дождя, ветра, пения птиц, жужжания пчел, стрекоз, шмелей и т.д.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей116.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   

Консультация

«Музыкальное воспитание и экология».

Для родителей старшей, подготовительной групп

Подготовила: муз. руководитель
МБДОУ «ЦРР-д/с»№131 г. Воронежа
Кретинина Л. В.

             

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЭКОЛОГИЯ

Основная задача воспитания в детском саду - всестороннее и гармоническое развитие личности ребенка. Музыка может научить детей быть добрыми, любить и беречь нашу красиую природу; она помогает быть детям любознательными, вести себя в природе, училить слушать музыку дождя, ветра, пения птиц, жужжания пчел, стрекоз, шмелей и т.д.

На музыкальных занятиях  мы обязательно  слушаем  музыку. Слушание различных музыкальных произведений способствует воспитанию многих положительных качеств  ребенка и всех  детей.

"Музыка, как и всякое искусство, помогает детям познавать мир и воспитывает детей, причем воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к своей Родине, любовь к жизни, к человеку, к природе, интерес и чувства дружбы и взаимного уважения к народам других стран" (Д.Б. Кабалевский). Разлные виды искусства имеют свои средства воплощения. В литературе - это слова,стихи, в живописи - краски, в музыке - звуки. Музыка владеет самым выразительным языком, передает самые тонкие оттенки чувств человека. Музыкальный образ трудно поддается предметному описанию, но глубина его воздействия велика.

В старших группах я в течение года знакомлю детей с тремя темами по cлушанию музыки.

Первая тема  - "Какие чувства передает музыка?" - посвящена знакомству детей с эмоциональным содержанием музыки, с ее жанрами, характером. Например, в пьесе "Ходит месяц над лугами" С. Прокофьева дети различают спокойное, нежное, неторопливое звучание мелодии, ощущают плавное движение в аккомпанементе, отмечают смену регистров.

В пьесе "Зима" М. Крутицкого ребята воспринимают спокойное, чуть сдержанное звучание мелодии, рисующей картину суровой, снежной зимы; преобладание низкого регистра в мелодии.

Вторая тема - "О чем рассказывает музыка?" Например, в пьесе "Белка" Н. Римского-Корсакова дети воспринимают легкое, изящное звучание пьесы в высоком регистре, узнают ее, рассказывают о ее характере и различают образ белки, грызущей орешки. Чтобы детям был более понятен этот образ, я использую отрывок из сказки А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане." (... ель растет перед дворцом...).

В пьесе "Море" (вступление к опере "Садко") Н. Римского-Корсакова дети воспринимают картину могучего, грозного моря, образ то усиливающихся, то затухающих волн, отмечают смену динамических оттенков. Использую отрывок из сказки А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане", передающий образ моря.

Третья тема - "Как рассказывает музыка?" Дети учатся различать средства музыкальной выразительности. Так, в пьесе "Песня жаворонка" П.И. Чайковского дети различают и сравнивают яркие средства выразительности в соответствии с содержанием пьесы, передающей образ наступающей весны: нежный, светлый характер, высокий регистр; характерное музыкальное заключение - выразительно-изобразительные средства, характеризующие пение жаворонка.

Для того чтобы усилить интерес к пьесе или песне, перед их исполнением можно показать несколько диапозитивов, слайдов или репродукций с изображением картин зимней, весенней, осенней, летней природы, я предлагаю детям на прогулке посмотреть вокруг, увидеть красоту природы в любое время года. Перед исполнением пьес я читаю стихи или отрывки из них.

Мне и моим детям нравятся стихи И. Сурикова, А. Фета, А. Плещеева, С. Есенина, В. Маяковского, А. Барто, Е. Благининой, И. Михайловой и т.д. Дети проявляют постепенно интерес к тому, что их окружает. Они наблюдают природу, присматриваются и прислушиваются к голосам птиц, животных и т.д. И я, как музыкальный руководитель, помогаю детям широко открыть глаза и сердце, чтобы увидеть через красоту звуков красоту каждого цветка, каждого листочка, каждой птички, каждой букашки. Летом я провожу свои занятия на воздухе. Вот тут для меня, как педагога, большое поле для творческой деятельности.

Для эмоционального воздействия (создающего приподнятое, радостное, бодрое настроение), я использую записи различных детских песен известных композиторов, а также музыку современных авторов. А самое главное - включаю гимнастику (ритмопластику) известного в Санкт-Петербурге педагога А. И. Бурениной.

Вот дети передают образ белочки: грызут орешки, отбрасывают скорлупки, залезают на дерево, спрыгивают, "умываются", приводят в порядок свой красивый хвост и т.д. Это образ скачущей белочки, хитрой, красивой, детям он близок и понятен.

А другой образ - образ печального Чебурашки, который ищет и не может найти себе друзей. Детям передать движения Чебурашки было легко, даже дети ясельной группы выполняли это с интересом, очень старались. Любовались красотой летнего дня (много солнца, весело щебечут воробьи, нежно воркуют голуби; много зелени - деревья, кусты, трава). Вспомнили стихи и песни о лете, о солнышке. Понаблюдали за бабочкой, как она перелетает с цветка на цветок, как складывает крылья. Обращаем внимание на жуков, на божью коровку. Нельзя собирать их в коробочки, они приносят пользу, посмотрели, как они улетели. Пропели песню про жука "На лужайке у пенька..." Е. Трутнева. Сквозь макушки деревьев полюбовались голубым небом, послушали пение птиц, шорох листвы. Рассмотрели цветущую на участке рябину полюбовались красотой, запахом. года. У детей уже накопились знания об особенностях предметов. Экологические знания носят общий характер: дети имеют представления о временах года, замечают изменения в погоде и связь между некоторыми природными явлениями, знакомы с ближайшим экологическим окружением, умеют отличать деревья от трав, листья от цветов, называют цвет природных предметов, узнают овощи, фрукты, растения, различают высоту звуков, подражают голосам животных, птиц.

Малыши уже могут выполнять правила бережного, заботливого отношения к природе. В различных ситуациях они проявляют заботу, внимание, сочувствие, сострадание; учатся беречь природу.

Мы провели свой первый экологический праздник. Ребята отправились в лес, к Лесовику. Я напомнила, что в лесу нужно научиться слушать шуршание листьев, песенку ветра, пение птиц, жужжание шмелей, пчел, комаров и т.д.

Лесовичок рассказал, что он бережет и стережет в лесу деревья, кусты, ягоды, грибы, цветы. Лесовичок поинтересовался у детей, зачем они пришли: цветы брать, кусты ломать? Лесовичок поведал детям о том, что к нему в гости приходят не только добрые люди, но и злые. Об этом рассказывала березка (девочка старшей группы). "Вот какая история приключилась в моем лесу. Мальчишки содрали с меня всю кору, я сохну... И скоро, наверное, умру..." Детям было очень больно, жалко стройную березку. Лесовичок просил ребят ничего не губить, не ломать.

Была проведена игра: "Из какого материала сделаны вещи, предметы? Из чего сделаны стулья, столы, пианино, скрипка?"

Лесовичок провел еще одну интересную игру: "Угадай, с какого дерева этот листок?" Эти листья с деревьев, которые растут в нашем детском саду, на площадке возле детского сада. Заключительная игра: "Кто быстрее составит осенний букет и поставит в вазу". Конечно, все с заданием справились, но у девочек получилось все же лучше.

В конце весны, начале лета провела второй экологический праздник, но уже на участке детского сада. На этот раз в гости к детям пришел лесничий - Дядюшка А-У. Ему дети подарили песню "Мы в дороге с песенкой о лете" В. Шаинского. Дети передавали в движении образы бабочек, медведей, лягушек. Лесничий поинтересовался, умеют ли они слушать лес, он ведь тоже очень музыкален. Лес умеет петь, шуметь, шуршать. Неожиданно взгляд лесничего падает на сломанное дерево. Кто же дереву поможет? Все захотели помочь перевязать, подвязать сломанное дерево. Лесничий похвалил ребят.

Дядюшка АУ провел с детьми игру "Кто самый лучший помощник лесничего?", "Найди дерево по листочку", "Отгадай, про какой цветок я говорю", "Собери разные травинки", "Встань к дереву с самым толстым стволом" (к тоненькой березке, рябинке, клену, к кусту). Дети правильно ответили на загадки лесничего: нельзя разорять муравейник, обижать птиц, ломать деревья. В конце праздника Дядюшка АУ подарил всем детям из своего волшебного короба еловые и сосновые шишки, из которых дети сделают различные поделки (с помощью взрослых) для выставки "Зеленый мир - глазами детей".

Познавательные, эстетические и нравственные задачи , разумеется, решаются в единстве. Такое единство знаний очень заметно  в сказках. Малыши очень любят слушать сказки. Дети улавливают смысл, умеют следить за развитием действий, особенно детям доступны сказки о животных: "Колобок", "Три медведя", "Заяц, лиса, петух", "Теремок", "Маша и медведь". Эти сказки несут "экологическую информацию", дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром.

Через сказку формируются элементы эстетико- и нравственно-экологического идеала, и очень важно, чтобы в реальной жизни этот идеал не расходился с поступками взрослых, которым ребенок верит безоговорочно.

В  работе над каким-либо образом я  использую этюды на развитие творческого воображения. В игровой ситуации дети легко  начинают действовать в вымышленной ситуации. »

Современная действительность выдвинула перед обществом задачу формирования экологического мышления не в меньшей степени, чем компьютерного. И дети наши должны знать: общество без природы не проживет, не выживет.

Задача сегодняшнего дня - формирование социально-экологического идеала и мышления. Мы должны воспитать гармонически развитую личность, развивать восприятие прекрасного, эстетические и нравственные чувства, представления детей. Чем эстетичнее  развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее его творческая деятельность.

Таким образом, мы даем детям знания о природе, о взаимодействии с природой. И огромное влияние оказывает музыка, поэтому мы уверены, что наши дети не будут ломать деревья и кусты, бессмысленно срывать цветы и вытаптывать цветники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка и экология.

Музыка и экология.Люди привыкают к определённому ритму своей и планетной жизни, как привыкают к расписанию поездов. Когда начинается разнобой, людей охватывает беспокойства. Как аритмия сердца вызывае...

Проект о взаимосвязи музыки и экологии в жизни и работе ДОУ "Звуки вокруг нас"

Мы живем в океане звуков. Мир вокруг нас наполнен и даже, порою, переполнен звучаниями. Благодаря им мы полнее, ярче воспринимаем окружающее... ...

Музыка и экология

Папка передвижка...

Музыка и экология

Учимся слышать и понимать звуки природы....

Доклад на тему: « Музыка и экология »

Как связать эти два широких понятия, ведь экология это наука, а музыка это один из видов искусств? Чтобы ответить на этот вопрос нужно дать определение, что такое экология, и что такое искусство....

Из опыта работы "Музыка и экология"

Материал из опыта работы музыкального руководителя о влиянии музыки в формировании основ экологической культуры дошкольников...

Музыка и экология

МУЗЫКА  И  ЭКОЛОГИЯ             Экологическое воспитание ребёнка в детском саду – это не только привитие ему любви и бережли...