Главные вкладки

    Консультация для родителей Характеристика детей с ОНР. Основные задачи коррекционного воспитания и обучения.
    учебно-методический материал на тему

    Хайбуллина Альфия Мирсаитовна

    Об­щее не­до­раз­ви­тие ре­чи – это раз­лич­ные слож­ные ре­че­вые расстрой­ства, при ко­то­рых у де­тей на­ру­ше­но фор­ми­ро­ва­ние всех ком­по­нен­тов ре­че­вой сис­темы, от­но­ся­щих­ся к её зву­ко­вой и смы­сло­вой сто­ро­не при нормаль­ном слу­хе и ин­тел­лек­те. Об­щее не­до­раз­ви­тие ре­чи ча­ще все­го наблюда­ет­ся  у де­тей  с моторной ала­ли­ей, с вы­ра­жен­ной диз­арт­ри­ей, ре­же с ри­нола­ли­ей, а так­же при задерж­ке тем­па пси­хи­че­ско­го раз­ви­тия.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad_dlya_rod_sobraniya.doc59.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Важным условием полноценного, гармоничного развития личности ребенка является:  

     -         умение ребенка пользоваться в общении                                                                        

            с окружающими правильной, четкой речью;

    •      умение ясно выражать свои мысли и желания;
    •      умение говорить на своем языке чисто и выразительно.

    Внятность и чистота речи зависят от многих факторов:

    • от состояния подвижности артикуляционного аппарата,

    • от хорошо развитого речевого дыхания, которое обеспечивает нормальное  звукообразование и голосообразование;

    • от состояния слухового самоконтроля, так как снижение слуха ведет к его ослаблению.

           Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Общее недоразвитие речи чаще всего наблюдается  у детей  с моторной алалией, с выраженной дизартрией, реже с ринолалией, а также при задержке темпа психического развития.                                        

    У всех детей с ОНР наблюдается патологический ход речевого развития. Основными признаками ОНР в дошкольном возрасте являются:

    - позднее начало развития речи,

    - замедленный темп речевого развития,

    - ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас,                          - нарушение формирования грамматического строя речи,

    - нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия.

    При этом у них отмечается сохранность слуха и удовлетворительное понимание доступной для определенного возраста обращённой речи. Речь у них может находиться на разном уровне развития. Своеобразие ОНР у дошкольников состоит в том, что каждый из языковых компонентов (фонетика, лексика и грамматика) имеет особенности, обусловленные не только глубиной поражения, но и их соотношением со спонтанным речевым развитием.

             Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребёнка. Для детей с ОНР характерны недостаточная устойчивость внимания, нередки ошибки привнесения, повторное называние предметов, картинок. Дети часто забывают сложные инструкции, элементы и последовательность предложенных заданий. Дети отстают в развитии словесно-логического мышления. Для многих детей характерна ригидность мышления. У них затрудняется развитие познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия  существенно тормозится  развитие игровой деятельности, имеющей ведущее значение в плане общего психического развития.  Это происходит из-за того, что они не понимают обращённой к ним речи или их речь не понимают другие люди. Дети с ОНР плохо включаются в общие игры и занятия, так  как не могут уловить их сути и не понимают предъявляемых требований.

    Прежде всего, у детей с ОНР страдает функция общения. Их речь имеет узко-ситуативную направленность, мало понятна вне привычной ситуации. Свободное общение без соответствующей помощи и пояснений взрослого оказывается крайне затруднено.

    І уровень речевого развития ОНР, в логопедии характеризуется как "Отсутствие общеупотребительных средств общения" легко соотносится  с

    Ι-ым периодом по Гвоздеву - "Однословное предложение. Предложение из двух слов-корней";

    ІІ  уровень речевого развития ОНР  в логопедии "Начатки фразовой речи", соответствует периоду нормы "Усвоение грамматической структуры предложения";

    ІІІ уровень речевого развития ОНР – "Обиходная фразовая речь с пробелами лексико-грамматического и фонематического строя", представляет собой первоначальный вариант периода усвоения ребёнком морфологической системы языка. Каждый из уровней может быть диагностирован у детей любого возраста. 

    І уровень "безречевые" дети. Как отмечают Волкова Л. С. речевые средства у них крайне ограничены даже в 5-6-летнем возрасте. В своей речи используют лепетные слова и звукоподражания (бо-бо, ав-ав), а также небольшое число существительных и глаголов, которые существенно искажены в звуковом отношении (кука - кукла, ават – кровать). Филичева Т.Б., Чевелева Г.В. и Чиркина Г. В. отмечают, что одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок может обозначать несколько разных понятий, заменять им названия действий и названия предметов (би-би – машина, самолет, поезд, ехать, лететь).                 

    Высказывания могут сопровождаться активными жестами и мимикой. В речи преобладают предложения из 1-2 слов. Грамматические связи в предложениях отсутствуют. Как отмечает Жукова Н. С., период «Однословного предложения, предложения из аморфных слов-корней» наблюдается и при нормальном речевом развитии ребёнка. Однако он является господствующим только в течение 5-6 месяцев и включает небольшое количество слов. Речь детей понятна только в конкретной ситуации общения с близкими людьми. Понимание речи детьми в определенной мере ограничено. Звуковая сторона речи резко нарушена. В большей степени нарушается произношение согласных звуков, гласные могут оставаться относительно сохранными. Фонематическое восприятие у детей грубо нарушено. Дети могут путать сходные по звучанию, но разные по значению слова (молоко – молоток, мишка – миска). До 3-ёх лет дети практически являются безречевыми. Спонтанное развитие полноценной речи у них невозможно.

    ІІ уровень речевого развития имеет "начатки общеупотребительной речи". Понимание обиходной речи достаточно развито. Они более активно общаются при помощи речи. Наряду с жестами, звуковыми комплексами и лепетными словами дети используют общеупотребительные слова, которые обозначают предметы, действия и признаки, хотя их активный словарь резко ограничен. На этом уровне возможно пользование местоимениями, иногда союзами, простыми предлогами в элементарных значениях. Союзы и частицы в речи не употребляются. Значительно нарушено у детей звукопроизношение. Это проявляется в заменах, искажениях и пропусках целого ряда согласных звуков. Нарушена слоговая структура слова. Как правило, дети сокращают количество звуков и слогов, отмечаются их перестановки (тевики – снеговики, виметь – медведь). При обследовании отмечается нарушение фонематического восприятия. Дети пользуются  простыми предложениями из 2-3-х слов с начатками грамматического конструирования. Высказывания детей обычно бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий. Дети могут отвечать на вопросы по картине, связанные с семьёй, знакомыми событиями окружающей жизни. В то же время отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических форм (игаю кука – играю с куклой). Формы числа, рода и падежа для таких детей по существу не несут смыслоразличительной функции. Словоизменение носит случайный характер, и потому при использовании его допускается много разнообразных ошибок.

    ІІІ уровень речевого развития у данной категории детей  характеризуется  наличием "развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития при относительно благополучном понимании речи". Дети могут рассказать о себе, о событиях своей жизни, о друзьях. Однако свободное общение для них крайне затруднено. Дети пользуются всеми частями речи, правильно употребляют простые грамматические формы, пытаются строить сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Дети пользуются развернутой фразовой речью, но испытывают большие трудности при самостоятельном составлении предложений, чем их нормально говорящие сверстники. Поэтому стараются в устном речевом общении "обходить" трудные для них слова и выражения. Они могут рассказать о своей семье, о себе и товарищах, событиях окружающей жизни, составить короткий рассказ по картинке.

    Только совместными усилиями специалистов и родителей         можно добиться положительных результатов в коррекционной работе по преодолению речевых нарушений

    Советы родителям для  активизации речевого развития:

    1. Говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их чётко, терпеливо, доброжелательно.

             2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа Дай ручку, Где ножка? Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.

           3. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина – би-би, кукла – ля-ля, упал – бах.

           4. Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.

           5. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки – ку-ку, Паровозик ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: Ух ты! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку производительно повторять только гласные: о, а, у.

          6. Чаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.

          7. Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.

          8. Не говорите при ребенке о его отставании.

          9. Не разражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.

    10. Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой – маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один-много).

    11. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока-белобока».

             Организация ранней  комплексной помощи детям с речевыми нарушениями  и их родителям  

                                                                                                                                                                         * позволит подготовить детей  к обучению в школе,  

                                                                                                                         *устранит их речевые дефекты,  

      обогатит словарный запас,  

                                                                                                                                                            *  преодолеет недостатки   грамматического строя речи,  

                                                                                                                                                                        * улучшит навыки связной речи.

     Какие же задачи стоят на первом году обучения?

    На первом году обучения (1 этап обучения) с детьми младшего дошкольного возраста ставятся задачи:

    - развитие потребности в общении и формирование элементарных коммуникативных умений;

    - развитие интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности;

    - формирование первоначальных представлений о себе и ближайшем социальном окружении (система «Я и семья», « Я в семье», «Я в детском саду»;

    - формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания;

    - физическое развитие и развитие координационных способностей;

    -формирование пространственных представлений и ориентировки.

    Задачи среднего дошкольного возраста:

    • обогащение эмоционального и социального опыта детей;
    • развитие их познавательного интереса;
    • формирование коммуникативной функции речи и коммуникативного поведения;
    • развитие словесной регуляции деятельности и поведения в форме словесного отчета и словесного сопровождения);
    • формирование пространственных, временных и количественных представлений;
    • развитие произвольных движений;
    • формирование элементарных трудовых навыков и умений.

    Основные задачи коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста:

    - формирование познавательной направленности на установление функциональных связей между объектами и  явлениями («Что это?», «Что делает?», «Почему он такой?»)

    - коррекция звукопроизношения и других речевых нарушений;

    - формирование игровых навыков в процессе сюжетно-ролевых, театрализованных игр, игр с правилами;

    - формирование готовности к обучению к школе.

    Консультация для родителей

    Характеристика детей с ОНР.

    Основные задачи коррекционного воспитания и обучения.

                                                                            Учитель-дефектолог:

                                                                             Хайбуллина А.М.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Основные задачи коррекционно- развивающей среды

    рассматриваются задачи по организации предметно-пространственной среды...

    Основные задачи коррекционной работы учителя-логопеда в ДОУ

    Основные задачи коррекционной работы учителя-логопеда в ДОУ...

    Консультация для воспитателей "Основные задачи музыкального воспитания детей младшего дошкольного возраста"

    Информация по данной теме дает возможность шире познакомиться с разнообразными формами воздействия музыки на всестороннее развитие личности ребенка....

    Блиц-опрос ля педагогов "Основные задачи и понятия при обучении детей рисованию в ДОУ"

    Данная презентация позволяет проверить знания и устранить пробелы в вопросах основных задач при обучении детей рисованию, а также вспомнить оснонвые понятия, которые должен знать педагог при обеучении...